Похожие презентации:
Пространство и время в Средние века
1.
Пространство и времяв Средние века
2.
Пространства СредневековьяЛес
Дорога
Море
3.
Острова цивилизациисреди диких земель
Когда юный Тристан высадился на побережье Корнуэлла, «он поднялся с великим усилием
на утес и увидел перед собой пустынную песчаную долину, за которой простирался
бесконечный лес. <...> Тогда они пустились, беседуя, в путь, пока не достигли, наконец,
роскошного замка. Его окружали луга, фруктовые сады, рыбные садки и пашни». (из
рыцарского романа «Тристан и Изольда»)
Пространство Средневекового Запада на протяжении многих веков — это островки циви
4.
Лес - пустыняЛес - «пустыня», куда удалялись люди, бежавшие от мира: отшельники,
любовники, разбойники, странствующие рыцари, люди вне закона.
5.
Лес — источник жизниЛес — источник пропитания для крестьян, которые
собирают ягоды, хворост и выпасают там свиней
Лес необходим для экономики
Средневековья: дома, орудия
труда, кузнечные горны, очаги, существовали благодаря дереву и
углю. В лесу собирали кору для
дубления кож, золу кустарников
для отбеливания тканей, воск для
свечей, смолу для факелов и
кораблей
6.
Лес — источник страхов и угрозыИз его мрака внезапно появлялись волки, разбойники, рыцари-грабители
Лес — источник чудесных и пугающих легенд. «Волшебный лес»
7.
Люди Средневековьячрезвычайно мобильны
в Средние века собственность условна: каждый
имеет над собой господина, который может
лишить всего
Нет родины, к территории которой человек был
бы привязан.
норманнские сеньоры, завоевавшие Англию,
странствующие рыцари, отправившиеся в крестовый поход,
крестьяне, сбегающие от сеньора,
пилигримы, идущие в Сантьяго-де-Компостелу,
странствующие монахи
школяры (жребий студента — terra aliena)
разного рода бродяги
8.
Постоянное движение«Средневековое общество было охвачено своего рода броуновским движением, однов
«Однажды на дороге близ Компьена брели три слепца без поводыря и провожатого. На них была ветхая одежда, и имели они
9.
Препятствия и дорогиПутешествие встречало множество препятствий: реки, болота, разбойники, рыцариграбители, плохие дороги
прямые римские дороги хорошо подходили быстрому передвижению войск и
чиновников
в Средние века дорога была очень медленной, никто никуда не торопился
дорога шла окружными путями, чтобы обойти опасные места
запутанные маршруты проходили через городские ярмарки, места паломничества,
мосты, броды, перевалы
10.
Неопределенность пространстваВсе меры длины были неопределенны, и привязаны к человеку: один день пути,
пространство, которое можно вспахать за день, один фут, один локоть, один дюйм.
Все они привязаны к тому, что человек может сделать. Человек — точка отсчета на
земле.
11.
Море — тоже дорогаБолее быстрым был путь по морю
За сутки корабль мог проделать до 300 км
Опасности еще большие, чем на земле
12.
Корабль, попавший в бурю —популярный символ в Средние Века
Часто в текстах можно встретить аллегорию человеческой жизни: корабль,
пересекающий бурное море
"Никто не сможет пересечь море этого века, если его не держит распятие". (Блаженный Августин
13.
Лес, дорога, море - символыФизические пространства в Средние века воздействовали на сознание как символы
Лес
Дорога
ерки, век с его иллюзиями, selvaпоиски
oscura и паломничество. «итинерарий»
Море
земной мир и его искуше
14.
Космос: микрокосм«Люди Средневековья входили в контакт с физической реальностью через
посредство мистических и псевдонаучных абстракций» (Жак Ле Гофф)
Природа — это четыре элемента
ловек — уменьшенный мир. Земля — плоть, вода — кровь, воздух — дыхание, огонь — тепло
15.
Космос: макрокосмВселенная — сферы, вложенные друг в друга
1) семь небес
2) множество сфер (Аристотель)
3) Птолемеева система
16.
География - сакральнаГеографический горизонт — одновременно духовный горизонт
христианского мира
Каждая часть света (Европа, Азия, Африка) сопоставлялась с о
«Таким образом, две части мира наступают на третий, и Европ
17.
География - мифологичнаЦентром земли является Иерусалим, на крайнем востоке есть гора, откуда вытекают четыре
мировых реки
Индийский океан считали изолированным.
«Индия» — воплощение грез западного христианского мира:
богатства,
драгоценные металлы,
разрушение табу,
свобода от предписываемой Церковью строгой морали
обольщения и соблазны
За пределами известного мира обитают чудовища и чудесные создания
18.
Реальность Средневековья — христианский мирИменно через христианский мир человек определял все остальное человечество и
свое место по отношению к другим.
Другие:
Византийцы («греки»)
Мусульмане («сарацины»)
Язычники (некрещеные народы Европы и Азии)
19.
Византийцы - «греки» а не «римляне»Реакция воинственного и бедного варвара на богатого цивилизованного человека
«Эти дряблые, изнеженные люди, с широкими рукавами, с тиарами и тюрбанами
на голове, лгуны, скопцы, бездельники, ходят одетые в пурпур, а герои, люди,
полные энергии, познавшие войну, покорные Богу, преисполненные добродетели
— нет!» (Епископ Лиутпранд, 968 г.)
20.
Взятие КонстантинополяНа византийцев можно напасть, потому, что в старину они повиновались римскому
закону, а теперь — нет.
Осада Константинополя в 1204 году
«Сами сарацины более добры и сострадательны, чем эти люди, которые носят на плеч
21.
Мусульманин — неверный, враг Господа«Магомет приуготавливает приход Антихриста, как Моисей приуготавливал
пришествие Христа»
После 1095 года (объявления первого Крестового похода) борьба против
неверных становится целью рыцарского идеала
22.
Исламское влияние на культуру ЕвропыОт исламской культуры того времени Европа многое взяла
арабская наука
греческая философия (через центры в Кордове, Южной Италии и Сицилии)
технологии (мельницы, косой парус, картографию и т. д.)
23.
Язычники — потенциальные христиане«Старое христианство» античности возникало среди «низших» слоев и
распространялось снизу вверх добровольно
«Новое христианство» Средневековья насаждалось королями и завоевателями
«сверху вниз», крещение «огнем и мечом».
24.
Замкнутый мирЗападное христианство до XIII века — замкнутый мир,
который включает одних и исключает других.
Война против христиан — зло, война против неверных и
язычников — обязанность.
Критерием ценности человека является его
принадлежность к христианству. Не христианин — не
человек.
«Христос принял смерть за одних лишь избранных» (Го
25.
Пространство — смешение земного и небесного«Замкнутый на земле, закрытый на этом свете,
христианский мир широко раскрывался вверх, в сторону
неба.» (Жак Ле Гофф)
26.
Символ — основа средневековоговосприятия мира
Символ был намеком на утраченное единство; он нап
(Ж. Ле Гофф)
«Всей вселенной нам творенье — будто бы изображенье, книга или зеркало» (Алан Ли
27.
Флорарии, бестиарии, лапидарииКаждое явление природы имело свой символический смысл, отсылающий к высшей реальности
Гроздь винограда - это Христос, проливший кровь за людей
Символом Девы является как белая роза, означающая девственность, так
Яблоко — символ зла. Яблоко — плод, которым Ева соблазнила Адама в раю. Malum означает и
«зло».
28.
Эволюция образа БогаСначала это Отец и Сын одновременно, Творец, главная
книга — Бытие, главная часть Бытия — Шестоднев
Атрибут Бога — Слава и Могущество
29.
Эволюция образа ХристаПереход от исключительно символического восприятия к образу Пастыря, вселенского Христа,
Человеческая природа Христа — основа средневекового гуманизма.
30.
Ранняя иконографияВ ранних изображениях Бога избегали человеческих фигур. И
31.
Бог - ГосподинБог осмысливается через отношения в феодальном обществе.
Бог- господин,
Dominus,
Бог-феодал,
Бог-Царь
Иерархия земной власти — отражение иерархии небесной.
Монархический Бог помогал королям устанавливать единую
32.
Эволюция образа ХристаПереход от исключительно символического восприятия к образу Пастыря, вселенского Христа,
Человеческая природа Христа — основа средневекового гуманизма.
33.
Дьявол противостоит БогуДьявол противостоял Богу и спорил с Ним за власть на небе и на земле
В Раннее Средневековье Сатана еще не играл роль первого плана, он утвердился в IX веке.
Сатана — вероломный вассал, предатель. Он нарушил клятву
верности, данную Богу.
34.
Борьба Бога и ДьяволаЛюбые события в жизни средневекового человека могли объясняться борьбой Бога и Д
Человек — яблоко раздора между Богом и Сатаной
Каждый человек мог в любой момент увидеть дьяв
После смерти Бог и Дьявол спорили, кому достане
35.
Манихейство — великая ересь Средних вековМанихейство: «Мировая ересь»
(греческий Μανιχαϊσμός, китайский традиционный 摩尼教, móníjiào
Вера в двух богов — бога добра и бога зла, создателя и господина з
Черное и белое, без середины—такова была действительность для средневековых люд
36.
Человечество делится на избранных и осужденныхБескомпромиссный дуализм делал средневекового человека нетерпи
Соотношение избранных и проклятых обычно изображалось как маленький
На 100 000 осужденных на вечные муки — один спасенный
(Бертольд Регенсбургский, XIII)
37.
Дьявол: соблазнитель и преследовательОсобо избранных дьявол искушал при помощи многочисленных уловок, обманов, пыток
Житие Св.Антония было самым известным сюжетом об искушении
38.
Лестница Иакова между небом и землейМежду небом и землей постоянно движутся ангелы. Сонм ангелов противостоит полчищу бесов.
«- В каком обличье являются ангелы людям?
- В обличье человека. Так как телесный человек не может видеть духов, то они принимают вид во
- Существуют ли демоны, которые подстерегают людей?
- Каждым грехом повелевают демоны, каковых … бесчисленное множество. Они постоянно склон
(Гонорий Августодунский, XIII век)
Человек Средневековья никогда не бывает один, он живет под «двойным надзором» - ан
39.
Небесная иерархия — отражение иерархии земной"Представление о небесной иерархии сковывало волю люде
Человек корчился в когтях дьявола, запутывался среди треп
40.
Средневековый человек не знает единого времениВ Средние Века не существовало общепринятых единиц времени. Башенные часы име
41.
Колесо ФортуныSum sine regno
regnabo
regno
regnavi
Примеры великих людей, которых Фортуна вознесла, а потом низвергла: Адам, Самсон, Геракл
42.
История имеет направлениеСотворение мира и человека
Конец мира и Страшный суд
Боговоплощение, распятие и воскрешение Христа
Миру около 6000 лет. История — линейна, и она движется от лучших времен к худшим.
43.
Мир стареет. Прошлое лучше настоящегоЧеловек проходит шесть возрастов: детство, юность, молодость, зрелость, старость, дряхлость.
«Молодежь более ничему не желает учиться, наука в упадке, весь мир стоит вверх ногами, слеп
44.
Мир стареет. Прошлое лучше настоящегоЧеловек проходит шесть возрастов: детство, юность, молодость, зрелость, старость, дряхлость.
«Молодежь более ничему не желает учиться, наука в упадке, весь мир стоит вверх ногами, слеп
45.
Чума, голод, война, смертьОщущению конца света в Средние Века способствовали постоянные эпидемии, голод и войны, ко
Чума, Война, Голод и Смерть сопровождали средневекового человека всю его жизнь, как четыре
46.
Средневековье умело радоваться и смеятьсяКуртуазная культура, рыцарские турниры, охота - для рыцарства, смеховая культура - в монашеск