1.87M

Византия. Византийская культура

1.

Византия.

2.

Византия существовала с 395 по 1453 г. История
ее возникновения такова. В 330 г. на месте
древнегреческого поселения Византия была
основана новая столица Римской империи
Константинополь, названная по имени
императора Константина. В 395 г. империя
распалась на две части — Западную и
Восточную, и последняя — Восточная Римская
империя — впоследствии стала именоваться
Византией. причем уже после того, как сама
империя перестала существовать. Такое
название ей дали европейские мыслители Нового
времени с намерением отлучить Византию от
связей с греко-римской культурой, включить ее
целиком в «темное Средневековье» восточного
типа.

3.

Однако сами византийцы не согласились бы с
подобной точкой зрения. Они называли себя
«ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу
Константинополь — «вторым Римом», имея на
то полное основание.

4.

Византийская культура стала первой в полном смысле
христианской культурой. Именно в Византии
завершилось становление христианства, и оно впервые
приобрело законченную, классическую форму в его
ортодоксальной, или православной, версии. Огромную
роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до
753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор
фундаментального фило- софско-теологического труда
«Источник знания». Он завершил и систематизировал
греческую патристику, гак называемое учение «отцов
Церкви», благодаря чему христианство поднялось на
уровень настоящей теории. Вся последующая теология
в той или иной мере опирается на идеи и концепцию
Иоанна Дамаскина. Он также является создателем
церковных песнопений.

5.

Византийская архитектура.

6.

Огромный вклад в становление и утверждение
православного христианства внес также Иоанн
Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся
представитель искусства церковного
красноречия, епископ Константинополя. Его
проповеди, панегирики и псалмы пользовались
огромным успехом. Он прославился как
страстный обличитель всякой несправедливости,
борец за осуществление аскетического идеала.
Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие
выше всяких чудес.

7.

В VI11-IX вв. Византия переживает смутные времена,
отмеченные резким обострением социально-политических
противоречий, источником которых была борьба за власть между
столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло
движение иконоборчества, направленное против культа икон,
объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в.
иконопочитание было вновь восстановлено.
X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета
Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью.
Роль христианства и Церкви в этот период значительно
возрастает. В художественной культуре окончательно
складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой
которого выступает спиритуализм.
XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания,
обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г.
крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена
и разрушена, а сама Византия перестала существовать как
самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору
Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить
Византийскую империю.

8.

В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и
расцвет, что особенно ярко проявилось в
художественной культуре. Однако взятие турецкими
войсками в 1453 г. Константинополя означало конец
Византии.
Наивысшими достижениями отмечена художественная
культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что
она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С
одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и
пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для
нее характерны возвышенная торжественность,
глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти
особенности в полной мере проявились в архитектуре
византийских храмов и церквей.

9.

Византийский храм существенно отличается от
античного классическою храма. Последний
выступал как обитель Бога, тогда как все обряды
и празднества происходили снаружи, вокруг
храма или на прилегающей площади. Поэтому
главным в храме был не интерьер. а экстерьер,
внешний его вид. Напротив, христианская
церковь строится как место, где собираются
верующие. Поэтому в ней на первый план
выходит организация внутреннего пространства,
хотя и внешний вид не теряет своего значения.

10.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии
в Константинополе (532-537), ставший самым
знаменитым памятником византийской
архитектуры. Его авторами являются зодчие
Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит
слишком грандиозным, хотя его отличают
строгость, стройность и великолепие форм.
Однако внутри он кажется поистине
необъятным. Эффект безграничного
пространства создает прежде всего находящийся
на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м,
а также прилегающие к нему подкупола,
расширяющие и без того огромное пространство.

11.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет
заливает подкупольное пространство — он как бы парит в
воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой,
изящной и свободной.
Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом
и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с
символическим изображением креста, а стены облицованы
ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными
росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и
портретные изображения императоров и членов их семей.
Храм Софии стал редчайшим творением человеческого
гения, подлинным шедевром не только византийского, но и
мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в
нем органически объединены два основных типа
конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

12.

Базилика представляет собой прямоугольное в
плане здание, разделенное внутри рядами
колонн натри, пять или больше продольных
нефов, средний из которых обычно шире и выше
боковых. Восточная сторона базилики
заканчивается полукруглым выступом —
апсидой, где помешается алтарь, а на западной
стороне находится вход.

13.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является
квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба,
которые делят пространство на девять обрамленных арками
ячеек и поддерживают находящийся в центре купол.
Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды
образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим
типом византийского храма была базилика, а затем —
усложняющийся крестово — купольный.
Помимо Константинополя, большое число архитектурных
памятников сосредоточено также в Равенне, городе на
североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится
внушительный мавзолей Галлы Плацидии — византийской
царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная
церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится
гробница великого Данте (XV в.).

14.

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей
империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор СанМарко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой
пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный
крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным
куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую
тему креста в квадрате. В центре собора находится самый
большой купол. Внутри храм облицован мраморными
плитами и украшен полихромной мозаикой.
В последний период существования Византии (X111-XV
вв.) ее архитектура становится все более сложной.
Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько
небольших самостоятельных построек. При этом роль
наружной декорации зданий возрастает. Характерным
примером такого сооружения может служить монастырь
Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в
церковь Кахриз Джами.

15.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее
успешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска,
иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает
прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства
Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты
изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью
искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно
живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры
мозаики.
Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше
архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают
усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос —
Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее,
разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь
Димитрия в Фессалониках.
К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он
отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и
раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в
куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора
(Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с
воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем
ряду — апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные
циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

16.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись. представляющая
собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета
византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе
господствующее положение занимает изображение человеческой
фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон —
передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи
данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.),
которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и
насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской
Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской
православной церкви и остается ею вплоть до наших дней.
Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена
проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности
наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.
Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на
XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных
икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает
заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует
использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность
изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными,
нередко изображаются в движении.

17.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона
«Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней
апостолы предстают в разных позах и одеждах, они
держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между
собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны
благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в
иконописи усиливается графическое начало, иконы
исполняются со штриховкой тонкими параллельными
линиями. Ярким примером подобного стиля является икона
«Сошествие Христа в ад» (XV в.).
Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое
распространение за пределами Византии. Многие
византийские мастера успешно трудились в славянских
странах — Сербии, Болгарии, Руси. Один из них — великий
Феофан Грек — создавал свои произведения в XIV в. на
Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса
Преображения в Новгороде, а также иконы в
Благовещенском соборе Московского Кремля.

18.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа,
однако ее культура продолжает существовать и в
наши дни. Она занимает достойное место в
мировой культуре. Свой главный вклад в
мировую духовную культуру Византия внесла
прежде всего через утверждение и развитие
православного христианства. Не менее
значительным был также ее вклад в
художественную культуру, в развитие
архитектуры, мозаики, иконописи, литературы.
Следует особо отметить ее благотворное
влияние на становление и развитие русской
культуры.

19.

Сделала Альмухаметова Карина 6 класс В

20.

Спасибо за внемание!!!
English     Русский Правила