43.38K
Категория: СоциологияСоциология

Представители империи социологии

1.

Казахский агротехнический университет имени Сакена
Сейфуллина
Представители империи
социологии
Выполнила:Сагиндыкова Айгерим
2014-2015г

2.

Эмоции как предмет социологического
исследования
Человеческое
поведение связано с эмоциями,
поэтому современная социологии исследует, как
социальные структуры и культура влияют на
возникновение, протекание и выражение эмоций.
Для большинства социологов эмоции социально
сконструированы, хотя возникают в психической
жизни индивидов.
Основные функции эмоций – интегративная,
сигнальная и побудительная.
Основной тезис социологии эмоций: все люди
вовлечены в эмоциональную работу.

3.

Эмоции как предмет социологического
исследования
Эмоции рассматриваются как сложные явления,
включающие следующие элементы:
нейрофизиологическую реакцию;
социально сконструированные определения;
лингвистические обозначения характерные для данной
культуры;
способы выражения на лице, в голосе, в жестах;
восприятие и оценку объектов или событий.

4.

Эмоции как предмет социологического
исследования
Дж. Тернер и Я. Стетс выделили в социологии
эмоций:
Ø
драматургические и культурные теории;
Ø
теории ритуалов;
Ø
структурные теории;
Ø
теории символического интеракционизма;
Ø
теории символического интеракционизма с
элементами психоанализа;
Ø
теории социального обмена;
Ø
эволюционистские теории.

5.

Представители культурных теорий в
социологии эмоций
С.
Гордон: теория эмоциональной культуры.
А.
Хохшильд: культурный анализ эмоций.
М.
Розенберг: рефлексивная теория эмоций.
П.
Туа: теория эмоциональной девиации.
К.
Кларк: теория симпатии.

6.

Общие характеристики культурных
теорий эмоций
Определяющее
влияние культуры в способах
переживания и выражения эмоций: культура
определяет возникновение, протекание и выражение
эмоций;
Драматургическая метафора: индивиды исполняют
роли перед аудиторией в соответствии с
предписаниями культуры;
Поведение характеризируется как стратегическое:
люди используют эмоции в борьбе за власть
политическую и символическую;
Существует разрыв между реально испытываемыми и
выражаемыми эмоциями.

7.

Социология Э. Гоффмана как основа
культурных теорий эмоций
Столкновения
или взаимодействия лицом-к-лицу
содержат эмоциональную составляющую –
демонстрацию или выражение чувств перед другими
людьми.
Феномен смущения или замешательства возникает
вследствие:
v срыва драматической постановки взаимодействия;
v невозможности выполнить предписания культуры;
v невыполнения ритуальных процедур;
v неверной интерпретации ситуации;
v выражения неподходящих эмоций;
v негативных эмоций аудитории.

8.

Теория эмоциональной культуры
С. Гордона
Эмоции,
даже если имеют биологическое
происхождение, трансформируются культурными
значениями в социальные объекты, поскольку всегда
направляются на других людей.
Эмоции
это комбинации телесных ощущений,
жестов и культурных значений, которые индивиды
узнают в социальных отношениях в процессе
социализации.
Социально-культурный
контекст изменяет эмоции,
они подавляются или интенсифицируются в
зависимости от ситуации, а также меняются с
течением времени.

9.

Теория эмоциональной культуры С.
Гордона
q
словарь для выражения и описания эмоций;
Эмоциональная
культура общества:
q
верования, связанные с эмоциями;
q
нормы эмоционального поведения.
В
процессе социализации индивиды становятся
эмоционально компетентными в исполнении ролей в
различных ситуациях.
Эмоциональная
культура по-разному проявляется в
институциональном и импульсивном контексте действия:
Ø
в первом случае эмоции находятся под полным контролем;
Ø
эмоции выражаются спонтанно.

10.

Теория управления эмоциями
А. Хохшильд
Эмоциональная
культура - это представления о
том, что люди должны чувствовать в разных типах
ситуациях.
Эмоциональная
культура состоит из
эмоциональных идеологий для разных контекстов
действия.
Существуют
два основных типа норм: правила
чувствования (feeling rules) и правила выражения
чувств (display rules).

11.

Теория управления эмоциями
А. Хохшильд
Следуя нормам эмоциональной культуры индивиды
вовлечены:
в поверхностный процесс действия (surface acting). Он
включает изменение внешнего выражения и поведения в
соответствии с нормативными ожиданиями;
в глубинный процесс действия (deep acting). Здесь
индивид «работает» над чувствами для того, чтобы
реально испытывать ожидаемые эмоции.
Основной вопрос связан с тем, как действуют
индивиды, когда культурные предписания принуждают
их выражать и чувствовать соответствующие контексту
эмоции.

12.

А. Хохшильд: управление эмоциями
Цель
эмоциональной работы - поддержание образа
Я в соответствии с нормами эмоциональной
культуры.
Эмоциональная работа включает:
1)
управление телом для возбуждения или
подавления чувств;
2)
поверхностный процесс действия, когда человек
производит жесты, соответствующие той или
иной эмоции, для создания определенного
впечатления;
3)
глубинный процесс действия, когда люди
стараются возбудить в самих себе те эмоции,
которых требуют от них правила эмоциональной
культуры;
4)
работа сознания, когда человек обдумывает идеи,
чтобы выработать определенные эмоции.

13.

Теория управления эмоциями
А. Хохшильд
Эмоциональная
работа в профессиональных сферах
– эмоциональный труд (emotional labor):
производство «нужных» эмоций и жесткий контроль
над чувствами в контакте лицом-к-лицу с публикой.
Цель
социальных организаций – контролировать
действующих индивидов через манипуляцию их
личными эмоциями.
В
современном обществе драматически
увеличивается количество эмоциональной работы,
поэтому когда выражаемые чувства регулярно
расходятся или отделяются от внутренних чувств
вероятно возникновение самоотчуждения, потеря
чувства Я.

14.

М. Розенберг: рефлексивная теория
эмоций
Без
критериев культуры люди бы не смогли
дифференцировать тот поток чувств, которые они
испытывают, поэтому эмоции связаны с рефлексией
над чувствами, с расшифровкой того, о чем они
сигнализируют.
Человеческое
поведение рефлексивно -анализируют
и контролируют собственное Я.
Рефлексивность
меняет физиологическую природу
человеческих эмоций.
Существует
когнитивная и поведенческая
рефлексивность

15.

М. Розенберг: теория эмоциональной
рефлексивности
Рефлексивность
и эмоции:
эмоциональная идентификация – чувства
становятся более определенными, если к ним
применяются культурные критерии;
эмоциональная демонстрация – управление
эмоциями с помощью вербальных механизмов,
лицевых выражений и материальных объектов.
эмоциональный опыт – когнитивная и телесная
работа по изменению чувств, рефлексивная
селективность.

16.

П. Туа: теория эмоциональной
девиации
Эмоции содержат следующие элементы:
физиологические реакции;
условия ситуации;
экспрессивные жесты;
эмоциональные определения или ярлыки.
Когда индивиды не способны управлять
ненормативными эмоциями, они следуют
девиантным эмоциональным стратегиям.

17.

П. Туа: теория эмоциональной
девиации
Проблема разрыва между актуальными чувствами и
правилами чувствования в ситуации включает:
источники разрыва;
различные стратегии управления эмоциями для
преодоления разрыва;
неэффективное управление эмоциями ведет к
эмоциональной девиации.
Разрыв сопровождается психологическим
напряжением и более вероятен в условиях
множественности социальных ролей и жесткостью
ролевых ожиданий и ритуалов.

18.

К. Кларк: теория симпатии
Симпатия
– ключевая эмоция в эмоциональной
культуре человеческих взаимодействий.
Симпатия
объединяет людей различного статуса,
находящихся в разных ситуациях, позволяет
отклонения в поведении, поддерживает моральный
климат в группах, «гасит» негативные эмоции.
Выражение
симпатии – процесс взаимного обмена,
который пронизывает все общество и создает
социоэмоциональную экономику.
Симпатия
выступает одновременно и ресурсом и
средством в стремлении индивидов улучшить свое
положение.

19.

К. Кларк: теория симпатии
Эмоциональная
культура – верования, ценности,
правила, логика, словари и другие символические
элементы, оформляющие и направляющие чувство
или процесс симпатии.
Американская
культура - культура симпатии:
симпатия должна быть тем больше, чем более велика
проблема, чем более близкими являются отношения.
Правила
выражения симпатии различны для разных
социальных групп и категорий, например, для
мужчин и для женщин.

20.

К. Кларк: теория симпатии
В
современном обществе расширяется круг условий, в
которых необходимо проявлять симпатию.
Правила,
согласно которым определенные люди
заслуживают симпатии - принципы:
депривации;
бремени;
фортуны;
уязвимости;
потенциала;
ответственности;
социального благополучия.

21.

К. Кларк: теория симпатии
Кредит
симпатии – сколько симпатии приемлемы
выражать по отношению, например, к индивиду.
Этикет симпатии – правила, которые нельзя нарушать,
чтобы не лишиться кредита симпатии:
нельзя потерять доверие (делать фальшивые
заявления);
не проявляй слишком много симпатии, поскольку это
требует большой эмоциональной работы;
открыто можно заявлять только о некоторой
симпатии;
нужно возвращать благодарность тем, кто проявил
симпатию, это эмоциональный дар, указывающий на
то, что ты достоин дальнейшего кредита.

22.

Дж. Аверилл: лист правил гнева
Изучение
повседневных ситуаций, когда испытывается гнев.
Гнев социально конструируется:
Человек имеет право гневаться за неверные действия;
Гнев следует направлять на тех, кто должен нести
ответственность за свои поступки;
Гнев не следует переносить на третью сторону;
Цель гнева – скорректировать ситуацию, восстановить
баланс, а не причинить боль;
Ответ на гнев должен только способствовать коррекции
ситуации;
Гнев должен следовать за провокацией не должен длиться
дольше, чем нужно для коррекции ситуации;
Гнев должен найти разрешение.

23.

Л. Лофланд: социальное
конструирование горя
Компоненты
чувства горя:
степень значимости того, кто умер: чем больше
значимость, тем интенсивнее чувство горя от его
потери;
определение ситуации, связанной со смертью:
религиозные или идеологические верования;
характер личного опыта переживания потери:
правила выражения горя;
набор условий взаимодействия, в которых
реализуются вышеприведенные компоненты:
возможность сфокусироваться на потере.

24.

Благодарю за внимание!
English     Русский Правила