Похожие презентации:
Полифония эпохи Возрождения
1.
Полифония эпохиВозрождения
2.
Первое поколение нидерландской школыГийом Дюфаи (1397-1474), Жиль Беншуа (1400-1460)
3.
Второе поколение нидерландской школыЯкоб Обрехт (1457-1505)
Иоганн Окегем (1410-1497)
4.
Жоскен Депре(де Пре) (14501521) – глава
третьего
поколения
Нидерландской
школы
5.
Орландо Лассо(1532-1594) – ведущий
представитель
четвертого поколения
Нидерландской
школы
6.
Разновидности мессыэпохи Возрождения
• теноровая – на cantus firmus (лат. заданный напев) в теноре;
• месса-пародия – на заимствованном
многоголосном материале;
• месса-парафраз (греч. παράφρασις
«пересказ») – со значительным
преобразованием мелодического
источника
7.
Основные черты строгой полифонии• звучание a’capella (мужские, мальчиковые голоса)
• эмоциональная нейтральность, рациональность
• мелодическая первооснова – григорианский хорал
• диатонические семиступенные лады
• преобладание поступенного движения в мелодии
• запрет секвенций и повтора звуков в мелодии
• избегание тритона
• ритмическая текучесть
• сильная доля сглажена
• отсутствие динамических оттенков и контрастов
• линеарность (нет гармонических связей)
• строгость голосоведения
8.
Правила голосоведенияв строгой полифонии
• запрещается использование двух и более
диссонансов подряд;
• диссонанс должен быть приготовлен в плавном
движении (проходящий, вспомогательный,
задержание);
• диссонанс разрешается поступенным движением
диссонирующего звука вниз;
• не допускаются параллельные квинты и октавы;
• количество параллельных терций и секст – не
более трех подряд.
9.
ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ КОНТРАПУНКТПРОСТОЙ
КОНТРАПУНКТ –
это однократное
соединение данных
мелодических линий
СЛОЖНЫЙ
КОНТРАПУНКТ – это
образование новых
(производных)
соединений данных
мелодических линий
10.
ВИДЫ СЛОЖНОГО КОНТРАПУНКТАВЕРТИКАЛЬНОПОДВИЖНОЙ
ГОРИЗОНТАЛЬНОПОДВИЖНОЙ
ВДВОЙНЕ
ПОДВИЖНОЙ
11.
Вертикально-подвижной контрапунктПервоначальное соединение
А) Производное соединение со смещением нижнего голоса вверх
Б) Производное соединение со смещением нижнего голоса вниз
В) Производное соединение со сменой места голосов
12.
Горизонтально подвижной контрапунктПервоначальное соединение
Производное соединение (верхний голос вступает позже)
13.
Вдвойне подвижной контрапунктПервоначальное соединение
Производное соединение
14.
Виды измененной имитациив сложном контрапункте
• в ритмическом увеличении
• в ритмическом уменьшении
• в зеркальном обращении
• ракоходная имитация
15.
Пример имитации взеркальном обращении
16.
Альбрехт ДюрерМеланхолия
(1514 год)
17.
ЦИФРОВОЙ КВАДРАТ ДЮРЕРА18.
Два средних числа в нижнем ряду указывают датусоздания гравюры (1514).
16.05 – дата смерти матери Дюрера.
Сумма чисел на любой горизонтали, вертикали и диагонали
равна 34. Эта сумма также образуется в центральном квадрате
(10+11+6+7), в квадрате из угловых клеток (16+13+4+1).
19.
20.
Магический квадрат Sator Arepo21.
Джузеппе Арчимбольдо «Натюрморт – Садовник»22.
Глава римскойполифонической
школы –
Джованни
Пьерлуиджи да
Палестрина
(1525-1594)
23.
«Месса папы Марчелло» Д. Палестрины – образец нового полифоническогописьма с трезвучно-консонантным соотношением голосов, кантиленной
мелодикой, рельефной и ясной ритмикой.
24.
Моноритмическая (гоморитмическая) фактурав Kyrie eleison из Литании
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
25.
Джозеффо Царлино (1517-1590) – композиторвенецианской школы, автор первого труда о гармонии
26.
ДжованниГабриели
(ок. 1555 – 1612)
композитор,
лютнист,
органист
венецианской
школы. Ученик
Орландо Лассо,
племянник
Андреа Габриели
27.
Клаудио Меруло– композитор и
первый органист
собора св. Марка
в Венеции
28.
Нидерландские композиторы,работавшие в Венеции
Адриано Вилларт
Чиприано ди Роре
29.
Композиторы, работавшие в соборе св. Марка в XVII векеГенрих Шютц (Германия)
Клаудио Монтеверди (Италия)
30.
Собор св. Маркав Венеции
31.
Центральный неф собора св. Марка32.
33.
АЛТАРЬ СОБОРА СВ. МАРКА В ВЕНЕЦИИ34.
SYMPHONIA SACRAE ДУХОВНАЯ СИМФОНИЯОт ит. «SINFONIA» –
СОВМЕСТНОЕ ЗВУЧАНИЕ
ДУХОВНАЯ СИМФОНИЯ –
ЭТО ВОКАЛЬНОИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ
ДУХОВНЫЙ МОТЕТ С
СОВМЕСТНЫМ ЗВУЧАНИЕМ
ГОЛОСОВ И ИНСТРУМЕНТОВ
Титульный лист книги духовных
симфоний Генриха Шютца