6.95M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Осетинский орнамент

1.

ОС ЕТ И НС К И Й
О Р НА М Е НТ
Презентация Патока . М .Е

2.

Одним из богатейших разделов народного искусства является осетинский
орнамент Орнамент - основа декоративно-прикладного искусства осетин.
Заложенная в него древняя скифо-сарматская система знаков и символов до
сих пор остается не до конца разгаданной.
Самобытное, национальное по форме, осетинское орнаментальное
искусство развивалось тысячелетиями и использовалось для украшения
одежды, мебели, посуды, оружия,
орудий
труда,
строительных
сооружений, надгробных плит.

3.

Орнамент несет в себе сакральный смысл. Он должен оберегать от злых сил,
человека. Довольно много встречается солярной символики - круги, кресты,
свастики, изображение солнца в движении. Скифский орнаментальный
мотив во все времена выстраивался на противопоставлении двух начал –
темного и светлого. В эпоху Средневековья аланы задавали тон
орнаментальной моде на всем Северном Кавказе. В осетинской орнаменте
можно найти очень много сюжетов, которые показывают нам
преемственность от кобанской эпохи.

4.

Образ Мирового дерева
Мир по представлениям осетин, делился на три космические зоны:
верхний – небесный, средний- земной и нижний- подземный .
Основным символом мироздания выступает образ Мирового древа,
Древа жизни.
Символика Мирового дерева вобрала в себя магико –
сокральную, очистительную и охранительную семантику .В его
основе лежал культ плодородия, почитание женского
плодоносящего начала.

5.

Солярные знаки
С древних времен человек наблюдал за дневным светилом.
Принося человеку свет и тепло, солнце выступало в роли
доброго природного начала .Солнце изображалось конем,
быком, бараном или рыбой. Но самый популярный знак в
виде солярного знака (свастики) Солярный герой нартовского
эпоса –Сослан ,погибает от своей же ипостаси – солярного
колеса Болсага. Существует солярный образ подземного
мира –Солнце мертвых. По традиции в осетинских ущелиях, в
переди погребальных носилок катили крурлый плоский хлеб
диаметром до полумера –Соти (солнце мертвых)

6.

Богиня - мать
Верховное женское божество у скифов- Апи ( Богиня –мать)
представляла из себя полудеву ,полузмею и вбирает в себя три
вертикальные зоны мира : небесную - крылья , земную – человеческое
тело , подземную – змеиные отростки . Так как Богиня-мать была связана
с идеей порождения, а значит с образом Мирового дерева , то в ее
облике присутствуют признаки дерева. Ближе всего к образу скифской
Богини находится образ героини нартовского эпоса- Дзерасса,
исполнявшей все три сокральные функции : девы-птицы , супруги
земного воина Ахсартага и водной девы – нимфы.

7.

Подобные изображения Богини-матери встречаются практически
у всех народов мира.

8.

Самым древним осетинским узорам и орнаментам более трех тысяч лет. Они
украшали бронзовые предметы, найденные еще в 19 веке рядом с селением
Кобан, и привлекли внимание всего мира мастерством исполнения.

9.

ОБРАЗЦЫ ОСЕТИНСКОГО ОРНАМЕНТА
Орнамент на металле
Орнамент на дереве
Орнамент на камне
Орнамент на дереве
Орнамент на материи
Орнамент на дереве

10.

ОРНАМЕНТ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЕ ОСЕТИН
Посредством кодов орнамент сформировал универсальную модель мира,
напрямую связанную с религиозной символикой народа. Орнаментальные
композиции из поколения в поколение украшали собой праздничную одежду. В
традиционных осетинских орнаментах заложены священные символы
этнической культуры (мира): образ божественного женского персонажа,
мирового древа, астральных знаков, символы преисподней. В одежде
магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи,
подол.
Символика древних кобанских мастеров жива и по сей день. Она угадывается
во многих современных узорах. В этих богатых орнаментах - национальный
дух осетин.

11.

НАДГРОБНЫЙ ОРНАМЕНТ
Надгробные плиты также были орнаментированы. Классический каменный
цырт представляет собой прямоугольную, с закругленным верхом форму в
рост человека, ориентированную по сторонам света. Лицевая сторона на
осетинских цыртах некогда подвергалась раскраске, при этом цвет носил
символическую нагрузку и определял взаимоотношения изобразительной
символики разных зон. Так, лик-солнце чаще окрашивался в красные,
оранжевые цвета, растеневидный орнамент - Древо жизни – в зелено-голубые,
посвятительная надгробная надпись и предметные символы – в черные.
English     Русский Правила