11.87M
Категория: ИскусствоИскусство

Мировая культура XIX века

1.

Мировая культура XIX
века
Для этого периода в искусстве характерна быстрая смена художественных направлений. Многие
писатели начинают творческий путь с произведений в романтическом или сентиментальном
стиле, а заканчивают суровым критическим реализмом. На все виды искусства первой половины
XIX в. повлияла Отечественная война 1812 г., однако не всегда влияние было прямым: у многих
возрос интерес к русским традициям, корням, художники перешли от заимствований к созданию
оригинальных произведений.

2.

Развитие литературы в XIX веке
• В этот период творили непревзойдённые гении — в
литературе, музыке, живописи, архитектуре. Их наследие
стало частью мировой культуры. Через призму произведений
искусства, созданных в этот период, люди в других странах
узнают Россию. XIX в. стал для нас новой античностью,
эталоном, на который равняются современные
художники. Для этого периода в искусстве характерна
быстрая смена художественных направлений. Многие
писатели начинают творческий путь с произведений в
романтическом или сентиментальном стиле, а заканчивают
суровым критическим реализмом. На все виды искусства
первой половины XIX в. повлияла Отечественная война 1812
г., однако не всегда влияние было прямым: у многих возрос
интерес к русским традициям, корням, художники перешли
от заимствований к созданию оригинальных произведений.

3.

Эпоха романтизма
• На рубеже XVIII и XIX веков
европейская и, в том числе
американская, культура переживали
зарождение, совершенно отличного от
периода размышлений и философии
Просвещения, — этапа Романтизма.
Вкрапляясь постепенно из Германии в
культуру и искусство Англии, Франции,
России и других европейских стран,
Романтизм обогащал художественный
мир новыми красками, сюжетными
линиями и смелостью обнаженной
натуры.

4.

Музыка эпохи
романтизма
Художественное течение, сформировавшееся в конце XVIII
— начале XIX вв. сначала в литературе, затем в музыке и
других искусствах. Понятие «романтизм» произошло от
эпитета «романтический».
До XVIII в. он указывал на некоторые особенности
литературных произведений, написанных на романских
языках. Это были романсы, поэмы и романы о рыцарях. В
конце XVIII в. «романтическое» понимается более широко:
не только как авантюрное, занимательное, но и как
старинное, самобытно народное, далёкое, наивное,
фантастичное, духовно возвышенное, призрачное, а также
удивительное, пугающее.
Музыкальный романтизм, ощутимо проявивший себя во
втором десятилетии XIX в., был явлением исторически
новым и вместе с тем обнаруживал глубокие преемственные
связи с музыкальной классикой. Непосредственными
предшественниками романтизма были Людвиг Ван
Бетховен и Луиджи Керубини; более отдалённым своим
предшественником многие романтики (например, Шуберт,
Вагнер, Берлиоз) считали К.В. Глюка. Идеи, структура
произведений, которые установились или только наметились
в их некоторых их сочинениях, были развиты при
романтизме.

5.

• РЕАЛИ́ЗМ (от лат. realis — вещественный) —
1) литературный метод; 2) литературное направление
в литературе и искусстве второй половины XIX в.
В качестве литературного метода реализм, независимо
от исторической эпохи, отражает правдивое
отношение к действительности, взаимодействие
человека со средой, влияние социальных
обстоятельств на нравы и духовный мир людей.
• В зависимости от исторического периода выделяют
такие разновидности, как критический реализм,
социалистический реализм, магический реализм.
• Реализм как литературное направление пришёл на
смену романтизму в 1830-е годы XIX века.
Реализм

6.

Известные художникиреалисты
Среди живописцев, создававших свои произведения в реалистичной манере есть
много достойных мастеров. И все же, среди самых известных художников-реалистов
особо выделяются: Густав Курбе — основоположник современной реалистичной
живописи, многие картины которого вызывали негативную реакцию не только
критиков, но и значительной части французского общества. Илья Репин — один из
величайших русских художников всех времен, непревзойденный отечественный
мастер портретного, бытового и исторического жанров. Эдвард Хоппер (Edward
Hopper) — крупнейший представитель американского реализма, автор множества
картин с изображением сцен из жизни обычных жителей США. Томас Уильям
Робертс (Thomas William Roberts) — австралийский живописец, один из основателей
Гейдельберской школы, воспеватель быта сельских жителей родной страны.
Реализм по праву считается одним из основных стилей изобразительного искусства.
У этого направления всегда есть большая армия поклонников, а картины гениальных
реалистов украшают коллекции лучших музеев мира и неизменно пользуются
спросом на арт-аукционах.

7.

Эпоха импрессионизма
• Импрессиони́зм (фр. impressionnisme,
от impression — впечатление) —
направление в искусстве последней
трети XIX — начала XX веков,
зародившееся во Франции и затем
распространившееся по всему миру,
представители которого стремились
разрабатывать методы и приемы,
которые позволяли наиболее
естественно и живо запечатлеть
реальный мир в его подвижности и
изменчивости, передать свои
мимолётные впечатления.

8.

Особенности
импрессионизма
Рассматривая шедевры импрессионизма, созданные мастерами этого направления,
можно выделить их общие черты: конкретность места и времени действия. На
импрессионистских картинах всегда запечатлено мгновение «здесь и сейчас», с
учётом освещения, времени суток, погоды, угла зрения; акцент на главное (с точки
зрения художника). Глядя на картины импрессионистов, зритель словно бросает
вместе с ним взгляд в толпу или на природу, выхватывая из реальности краски,
силуэты, эмоции, образы — но не сосредотачиваясь на деталях; сиюминутность.
Возникает ощущение, что мир на картине живёт, люди идут, реки текут — и через
мгновение изображение изменится; визуальные эффекты. Это ощущение
подчёркивают блики, мерцание, трепетание, дрожь, рябь и другие «маркеры»
изменчивости; жизненность, будничность сюжетов. Поскольку импрессионисты
«ловили мгновение», они отказались от традиционных академических сюжетов —
исторических, мифологических, религиозных. Главными темами стали пейзажи и
сцены из повседневной жизни. Они живописали современность, не чуждаясь
простых и даже «низменных» (с академической точки зрения) сцен.

9.

Великие художникиимпрессионисты
• Наибольшее влияние на развитие нового стиля оказали: Эдуард Мане
(Édouard Manet) и Клод Моне (Claude Monet) — два великих
импрессиониста с похожими фамилиями. Их знакомство началось с
путаницы на выставке и ссоры (Мане поздравляли с успехом Моне), но
эта забавная ситуация стала началом большой дружбы; Эдгар Дега
(Edgar Degas), певец театрального мира, оперы и кафешантанов. Один из
немногих живописцев-импрессионистов, избегавший пленэра; Пьер
Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) — первый среди художников
направления, которого признал свет; Альфред Сислей (Alfred Sisley) —
мастер лирического пейзажа
• Большой вклад в развитие импрессионистской живописи внесли Камиль
Писсарро (Camille Pissarro), Фредерик Базиль (Frédéric Bazille), Гюстав
Кайботт (Gustave Caillebotte) и художница Берта Моризо (Berthe Morisot).

10.

Символизм
Символизм — это стиль и направление в
изобразительном искусстве, в котором
художник использует при написании картины
скрытые послания, аллегории и даже шифры с
глубоким философским или мистическим
смыслом. Таинственные знаки в
произведениях воплощают связь между
реальным и потусторонним мирами. Они
заставляют зрителя активно мыслить,
отказаться от упрощенного восприятия
сюжета и находить истинную суть замысла
автора. Символизм оказал огромное влияние
на мировое искусство, стал предтечей многих
новых направлений живописи ХХ века.

11.

Художникисимволисты
Картины мастеров символизма легко узнаваемы по
характерным чертам этого стиля живописи. Вот список
наиболее известных, на наш взгляд, художниковсимволистов: Гюстав Моро (Gustave Moreau) (18261898) — яркий представитель течения, хотя сам мастер
решительно не считал себя символистом. Пьер Сесиль
Пюви де Шаванн (Pierre Cécile Puvis de Chavannes)
(1824-1898) — оказал огромное влияние на развитие
стиля ар-нуво. Джордж Фредерик Уоттс (George
Frederic Watts) (1817-1904) — британский художник и
скульптор, автор монументальных аллегорических
картин. Фернан Кнопф (Fernand Khnopff) (1858-1921)
— самый известный бельгийский символист,
признанный мастер мистических фантазий. Михаил
Врубель (1856-1910) — выдающийся русский
живописец со сложной судьбой и богатым творческим
наследием.

12.

Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и
«импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное
обозначение неоднородной совокупности основных направлений в
европейской (главным образом — французской) живописи; термин, принятый
в искусствознании для обозначения магистральной линии развития
французского искусства начиная со второй пол. 1880-х гг. до нач. ХХ в.
Художники этого направления отказывались изображать только зримую
действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как
импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные
элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния
жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.
Постимпрессионизм

13.

Представители
постимпрессионизма
К выдающимся представителям
постимпрессионизма в живописи
относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль
Сезанн. Для постимпрессионизма характерны
разные творческие системы и техники,
объединённые по сути лишь тем, что они
отталкивались от импрессионизма. Они сильно
повлияли на последующее развитие
изобразительного искусства, став основой
направлений в современной живописи. Крупные
мастера своей проблематикой положили начало
многим тенденциям изобразительного искусства
XX в.: работы Ван Гога предвосхитили
появление экспрессионизма, Гоген проложил путь
к символизму и модерну. При этом многие мелкие
направления (например, пуантилизм),
существовали только в данный хронологический
период.

14.

Кинематограф
• История кинематографа начала свой отсчёт 28 декабря 1895 года,
когда в Париже на бульваре Капуцинок в одном из залов «Гранд
кафе» прошёл первый сеанс кинопоказа. Вскоре по всему миру
начали создавать кинокомпании и киностудии. В первое десятилетие
кинематографа кино превратилось из новинки в устоявшуюся
индустрию массовых
развлечений.Появление кинематографа связано с работой братьев
Люмьер — Огюста и Луи. В 1895 году они представили
изобретённый ими киноаппарат, который позволял людям смотреть
короткие фильмы, такие как «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота»
и «Выход рабочих с фабрики». Считается, что это событие
положило начало развитию кинематографа, а Люмьеры считаются
его основателями.

15.

Итоги XIX века
• XIX век и «прекрасная эпоха» обогатили западную
и мировую культуру множеством новаций, которые
актуальны и сегодня. XIX век - это время небывалого
развития такой системы, как художественная культура,
которая становится именно тогда классической. В тот
период активно развивалась и литература, творчество
великих авторов оставило след в истории 19 века. Уже в
конце века появился кинематограф,
который завоевал сердца народа и являлся массовым
развлечением для людей.
English     Русский Правила