271.25K
Категория: ФилософияФилософия

Нравственное становление личности

1.

ЛЕКЦИЯ
НРАВСТВЕННОЕ
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
План лекции
1. Нравственность, мораль, этика
2. Добро и зло
3. Социокультурные функции морали
4. Механизмы моральной мотивации
5. Типы морали
6. Проблема обоснования этики
1
7. Основные принципы современной нравственной культуры

2.

1. НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ЭТИКА
Слово «этика» происходит от
греч. η'θοζ — нрав, характер,
обычай. (Аристотель)
Слово «мораль» — латинского
происхождения. (Цицерон) Оно
образовано от лат. mos (множ.
число mores), что означало
примерно то же, что η'θοζ в
греческом — нрав, обычай.
«Нравственность» — русское
слово, происходящее от корня
«нрав». Оно впервые попало в
словарь русского языка в XVIII
столетии и стало употребляться
наряду со словами «этика» и
«мораль» как их синоним.
2

3.

Нравственная культура имеет два основных
аспекта:
ценности
регулятивы
Нравственные
(моральные) ценности —
это то, что древние греки
именовали «этическими
добродетелями». Главные
из добродетелей считали
благоразумие,
доброжелательность,
мужество, справедливость.
Нравственные
(моральные)
регулятивы — это
правила поведения,
ориентированного на
указанные ценности
3

4.

ВАЖНЕЙШЕЙ О СОБЕННО СТЬЮ НРАВСТВЕННО СТИ
ЯВЛЯЕТСЯ ФИНАЛЬНОСТЬ НРАВСТВЕННЫХ
ЦЕННО СТЕЙ И ИМПЕРАТИВНОСТЬ НРАВСТВЕННЫХ
РЕГУЛЯТИВОВ .
Регулятивы самоценны, и на вопросы, н-р: «Для чего они
нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным
ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы
нравственности?» — нельзя ответить иначе, как
признать, что цель, ради которой следуют нравственным
принципам, состоит в том, чтобы следовать им.
Следование нравственным принципам — это самоцель, т.
е. высшая, финальная цель, и нет никаких других целей,
которые хотелось бы достичь, следуя им. Они не
являются средством достижения какой-либо вне их
лежащей цели.
4

5.

2. ДОБРО И ЗЛО
Центральной категорией
морали является добро. Добро
— это высшая нравственная
ценность, делать добро —
главный регулятив
нравственного поведения.
Противоположностью добра
является зло. Оно есть
антиценность, т. е. нечто
несовместимое с нравственным
поведением.
Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло
«вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная
сторона» добра, отступление от него.
5

6.

Рассматривая поведение человека с этической точки зрения,
можно заметить, что многие поведенческие акты являются
морально нейтральными, т. е. не заслуживают ни
положительной, ни отрицательной моральной оценки.
«Ненулевую» моральную оценку получают только те действия,
которые, во-первых, совершаются намеренно и, во-вторых,
имеют социальную значимость, т. е. прямо или косвенно
затрагивают интересы других людей, создают или разрушают
какие-то ценности. Такие действия называют поступками.
В реальной жизни встречается и добро, и зло, люди совершают
как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что
в мире и в человеке идет борьба между «силами добра» и
«силами зла» — одна из фундаментальных идей,
пронизывающих всю историю культуры.
6

7.

3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ МОРАЛИ
МОТИВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ
В результате воспитания и самовоспитания у людей вырабатываются
установки, заставляющие их совершать поступки, которые должно совершать
в соответствии с нормами морали, и не идти ни на какие действия, которые не
должно делать, поскольку они противоречат этим нормам.
Нравственные принципы, в отличие от прочих норм и правил мышления и
поведения, укореняются в психике и входят в саму структуру личности как ее
собственные, внутренние мотивационные факторы.
С этим связана важная особенность моральной оценки человеческих поступков:
эта оценка определяется не только самим фактом совершения какого-то поступка
и его объективными последствиями, но и мотивами поступка, т. е. тем, какие
субъективные побуждения толкнули человека сделать то, что он сделал, каковы
были его намерения при совершении поступка.
Аморальная оценка
мотивов поведения
личности
переходит в
Моральную оценку
самой личности
7

8.

КОНСТИТУТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
Слово «конститутивная» (от лат. constitus — утвердившийся,
установленный) здесь употреблено для того, чтобы обозначить
основополагающую роль нравственности в культуре.
Конститутивная функция морали заключается в том, что она
выступает как центральная, фундаментальная форма
социальной культуры, лежащая в основе всех других ее форм.
Принципы нравственности являются высшими,
главенствующими над всеми другими формами регуляции
поведения людей.
Приоритетность
Очень важно учитывать приоритет
нравственных принципов
нравственности над политикой.
перед всеми другими
Нельзя подчинять мораль
распространяется на любые политическим задачам, ставить ее на
человеческие
службу политическим интересам.
взаимоотношения и действия.
Политика должна быть
8
нравственной.

9.

КООРДИНАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ
Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих
принципов обеспечивает единство и согласованность
взаимодействия людей в самых разнообразных
обстоятельствах.
Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных
принципов делает поведение их предсказуемым.
Нравственность может выполнять координационную функцию
только в том случае, когда ее принципы одинаковы для всех
вступающих во взаимодействие людей. Поэтому любое
сообщество заинтересовано в общезначимости нравственных
принципов — в том, чтобы все его члены придерживались
одних и тех же нравственных ценностей и регулятивов.
9

10.

4. МЕХАНИЗМЫ МОРАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Между обычаями и нравственными принципами есть существенная
разница, и связь обычаев с нравственными принципами неоднозначна.
Во-первых, обычай всегда конкретен, он точно указывает, при каких условиях какие
действия надо совершать. Моральные же нормы выражаются в абстрактных формулах,
которые в различных ситуациях каждому приходится самому конкретизировать.
Во-вторых, обычай не дает человеку выбора способа действий. Нравственное поведение
основано на моральном выборе: оно предполагает, что у человека имеются
альтернативные возможности, из которых он выбирает то, что считает нужным сделать.
В-третьих, обычаи специфичны — они различны в разных жизненных ситуациях, у
разных народов и даже в разных группах, компаниях, организациях. Нравственные
принципы же всеобщи и устойчивы. Они далеко не столь гибки, чтобы их можно было
изменять.
В-четвертых, человек может отказаться делать то, что предписывает обычай, если сочтет,
что это будет аморально. Стало быть, обычай может оцениваться в свете моральных
принципов как нравственный или безнравственный, а это значит, что мораль «выше»
обычая, имеет приоритет над ним.
Можно сделать вывод, что нравственные принципы не определяются обычаями, а 10лишь
реализуются в них.

11.

Одни и те же нравственные принципы могут выражаться в
совершенно различных обычаях. Поэтому нельзя сводить их к
соблюдению каких-либо конкретных обычаев.
Но обычай есть один из социокультурных механизмов
организации человеческого поведения. В основе этой ссылки
лежит, по-видимому, здравая идея: искать решение вопроса
именно в механизмах такого рода. Есть другой, сходный с
обычаем, социокультурный механизм: общественное мнение.
Оно выражается в разнообразных формах. Сила общественного
мнения, несомненно, способна оказать сильнейшее давление на
личность и принудить ее выполнять господствующие в обществе
нормы морали. Однако общественное мнение, во-первых, не
всегда справедливо и обосновано. Во-вторых, оно часто бывает
не единодушным.
11

12.

Кроме общественного мнения, есть еще какая-то сила, которая побуждает
личность вести себя в соответствии с определенными нравственными
принципами. Эта сила — не вне личности, а в ней самой. Механизм действия
этой силы представляет собою ставший внутренним делом личности,
интериоризованный механизм общественного мнения.
На первом этапе у ребенка возникает элементарная
нравственность. Она основана на послушании и подражании.
Главный мотив, побуждающий такую личность следовать
моральным нормам — страх, боязнь наказания за их нарушение.
Формирование
его начинается с
раннего детства
и проходит три
этапа:
Второй этап — конвенциональная нравственность. В основе ее
также лежит внешняя моральная регуляция. Однако на этом этапе
происходит выработка собственных представлений о том, «что такое
хорошо и что такое плохо». Главные мотивы, движущие ими при
выборе линии поведения — стыд и честь.
На третьем этапе формируется автономная нравственность.
Здесь происходит интериоризация общественного мнения.
Личность как бы сама становится его носителем. Главный мотив
12
нравственного поведения здесь — совесть.

13.

5. ТИПЫ МОРАЛИ
ГЕДОНИЗМ И РИГОРИЗМ
Гедонизм — этика удовольствия. Она провозглашает высшим
благом для человека удовольствие, наслаждение.
Добро — это то, что доставляет ему удовольствие, зло — то, что приносит ему страдания.
Разновидностью гедонизма
является эвдемонизм,
утверждающий в качестве
высшей нравственной
ценности счастье (которое
понимается по-разному, но
всегда предполагает
отсутствие страданий).
Суть гедонистической этики
сводится к оправданию
беззаботного, бездумного,
веселого времяпрепровождения.
Вообще говоря, такое
времяпрепровождение человек
может связывать с какими-то
духовными, интеллектуальными
интересами.
13

14.

Ригоризм — этика долга. Высший принцип нравственности
— долг. Выполнять долг далеко не всегда приятно. Но не
выполнишь — начнутся угрызения совести.
Ригорист — мученик долга, постоянно
отказывающий себе в жизненных радостях. Давление
чувства долга превращает его в вечно озабоченного
человека, часто недовольного окружающими,
которые не столь рьяно, как, по его мнению, следует,
выполняют свой долг.
14

15.

ЭГОИЗМ И АЛЬТРУИЗМ
Эгоизм (от лат. ego — я) — этика жизни для себя. Главными
мотивами поведения эгоиста являются себялюбие,
своекорыстие. Для него добро есть то, что соответствует его
интересам. Он стремится к собственной выгоде, считая
возможным в этом стремлении наносить ущерб благу других
людей.
Альтруизм (от лат. alter — другой) — этика жизни для других. Для
альтруиста добро заключается в содействии благу других
людей даже ценой своего собственного блага. Альтруист —
человек, замечательный.
15

16.

ИНДИВИДУАЛИЗМ И КОЛЛЕКТИВИЗМ
Этика индивидуализма
исходит из признания
независимости личности.
• формирует свои нравственные
идеалы самостоятельно
• делает то, что считает нужным
делать, не считаясь с мнением
окружающих
• личные интересы ставит выше
общественных
• является нонконформистом
Коллективизм исходит
из того, что личность в
своих мыслях и
поступках зависима от
коллектива
• строит свои нравственные идеалы
в соответствии с принятыми в
коллективе взглядами
• делает то, что считается в
коллективе нужным
• полагает, что коллектив всегда
прав
• общественное ставит выше
личного
16

17.

ЭТИКА БОРЬБЫ И ЭТИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
1) допустим компромисс между добром
и злом, если он может принести пользу
для последующего торжества добра
В основе этики борьбы
лежат следующие
принципы:
2) цель оправдывает средства, т. е. если
целью является добро, то ради ее
достижения можно использовать любые,
даже явно аморальные средства
3) в отношениях между людьми должна
быть ориентация на борьбу, на победу
над теми, кто не согласен с нами и
придерживается иной, с нашей точки
зрения неправильной позиции 17

18.

1) компромисс между добром и злом
недопустим, всякое отступление от
идеи добра осуждается
Этика сотрудничества
опирается на
принципы:
2) цель не оправдывает средства, т. е.
нельзя во имя «хорошей» цели
прибегать к «нехорошим» средствам
3) в отношениях между людьми
должна господствовать ориентация
на сотрудничество, даже если один
человек считает другого занимающим
неправильную позицию
18

19.

МУЖСКАЯ ЭТИКА И ЖЕНСКАЯ ЭТИКА
Мужская этика более похожа на этику борьбы, чем этику
сотрудничества. Она требует от «настоящего мужчины» воли,
решительности, твердости характера — словом, «мужественности».
Мужчины — это «сильный пол». Одним из самых презираемых
пороков мужчины является трусость.
Женская этика ближе к этике сотрудничества. Она предполагает
мягкость, милосердие, сочувствие, жалость и другие качества,
обозначаемые словом «женственность».
Старинная мудрость гласит: «Достоинства мужчины измеряются тем,
какая женщина его любит.
Достоинства женщины измеряются тем, какого мужчину она любит».
19

20.

6. ПРОБЛЕМА ОБОСНОВАНИЯ ЭТИКИ
РЕЛИГИОЗНЫЙ ПОДХОД
НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ
(БИОЛОГИЧЕСКИЙ) ПОДХОД
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
20

21.

7. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ
НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы
они поступали по отношению к тебе».
ГУМАНИЗМ
Сущность гуманизма — в
человеколюбии, признании
единства и солидарности
человечества, заботе о
благополучии и счастье
каждого человека. Гуманизм
несовместим с национализмом,
расизмом, фашизмом. Он
требует отказа от всех форм
насилия над личностью.
МОРАЛЬНАЯ
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ
Означает, что она
самостоятельно осуществляет
выбор нравственных
принципов и способов своих
действий, а потому лично
несет ответственность за свой
выбор перед самим собою и
перед человечеством. 21

22.

22

23.

23
English     Русский Правила