Похожие презентации:
Жизнь и творчество Сергея Прокофьева. Урок специального фортепиано, 4 класс
1. Жизнь и творчество Сергея Прокофьева урок специального фортепиано, 4 класс
Автор: преподавательМБОУ ДОД ДМШ № 5
г. Старый Оскол
Жигунова Татьяна
2.
Серге́й Серге́евичПроко́фьев (1891—1953) —
русский и советский пианист
и дирижёр, один из
крупнейших композиторов
XX века. Народный артист
РСФСР (1947)[1]. Лауреат
Ленинской (1957 —
посмертно) и шести
Сталинских премий (1943,
1946 — трижды, 1947,
1952).
3. Детство Прокофьева
Воспитание сына взяла на себя мать,Мария Григорьевна (урождённая
Житкова; 1855—1924), которая была
хорошей пианисткой. Она происходила
из крепостных Шереметевых, где с
самого раннего детства учили, причём
на самом высоком уровне, театральным
искусствам и музыке.
Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет
и уже тогда проявлял интерес к
сочинительству. Мать записывала сочинённые
им пьесы: рондо, вальсы, песенки,
«Индийский галоп». В возрасте девяти—
десяти лет мальчик-композитор написал две
оперы: «Великан» и «На пустынных
островах».
4. Годы учебы Прокофьева
В 1902—1903 годах брал частные урокитеории и композиции у Р. М. Глиэра. С
1904 года учился в Петербургской
консерватории: у Н. А. РимскогоКорсакова — по инструментовке, у
А. К. Лядова — по композиции, у Я.
Витола — по музыкально-теоретическим
дисциплинам, у А. Н. Есиповой — по
фортепиано, у Н. Н. Черепнина — по
дирижированию. В годы учёбы в
консерватории завязал дружеские
отношения с композитором Николаем
Мясковским. Окончил консерваторию:
как композитор — в 1909 году, как
пианист — в 1914 году. Ему присудили
золотую медаль и премию им. А.
Рубинштейна — рояль. По 1917 год
включительно продолжал занятия в
консерватории по классу органа.
5. Прокофьев – новатор
Своеобразие Прокофьева наиболеезаметно в области гармонии. При том
что Прокофьев остался приверженцем
расширенной мажорно-минорной
тональности и не разделил радикализма
нововенской школы, «прокофьевский»
новаторский стиль гармонии
безошибочно опознаётся на слух (как,
например, в так называемой
«прокофьевской
доминанте»)Композитор добился новых
сверхмощных звучаний, основанных на
диссонирующих медных духовых и
сложных полифонических узорах
струнной группы.
6. Годы путешествий
7 мая 1918 года Прокофьев выехалСибирским экспрессом из Москвы и 1
июня прибыл в Токио; два месяца
добивался американской визы и 2
августа отплыл в США.
Прокофьев выступал в Америке и
Европе; в 1927, 1929 и 1932 годах — в
СССР. В 1936 году вернулся в СССР
вместе с женой-испанкой Линой Коди́на,
ставшей Прокофьевой (собственно
Каролина Кодина-Любера[es], 1897—
1989[4]). Прокофьев с семьёй — женой
Линой и сыновьями Святославом и
Олегом окончательно обосновался в
Москве. В дальнейшем он выезжал за
границу (в Европу и США) лишь дважды:
в сезоне 1936/37 и 1938/39.
7. Стили Прокофьева в 30-х годах
С начала 1930-х годов музыкальный стильПрокофьева стал более умеренным, сочетая в себе
модернизм, импрессионизм и поздний романтизм.
Композитор уменьшил долю резких и мрачных
звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более
светлой и мелодичной, сочетая в себе как
новаторские, так и традиционные приёмы
композиции. Типичные примеры: балет «Ромео и
Джульетта», оперы «Семён Котко», «Обручение в
монастыре».
8. Творчество Прокофьева
В 1936 году по инициативе НаталииИльиничны Сац написал для её
Центрального детского театра
получившую всемирную известность
симфоническую сказку Петя и волк.
Премьера состоялась 2 мая 1936 года.
9.
Во время Великой Отечественной войныПрокофьев много работал над балетом
«Золушка», 5-й симфонией, сонатами
для фортепиано № 7, 8, 9, сонатой для
флейты и фортепиано. Важнейшим
сочинением военного периода стала
грандиозная опера по роману Льва
Толстого «Война и мир».
10.
Прокофьев написал музыку к фильмам«Александр Невский» (1938) и «Иван
Грозный» (в двух сериях 1944—1945),
свидетельствующую о его исключительно
высоком композиционном мастерстве и
умении писать в разных академических
стилях.
В 1948 году Прокофьев подвергся
разгромной критике за формализм. Его 6-я
симфония (1946) и опера «Повесть о
настоящем человеке» подверглись резкой
критике, как не соответствующие концепции
социалистического реализма. Если 6-я
симфония со временем получила
признание прокофьевского шедевра, то
«Повесть о настоящем человеке», опера
нестандартная и экспериментальная,
остается недооцененной; полная версия
оперы не ставилась на сцене и не
записывалась.
11. Последние годы жизни композитора
С 1949 года Сергей Сергеевич почти не выезжал сдачи, но даже при строжайшем медицинском
режиме писал сонату для виолончели и
фортепиано, балет «Сказ о каменном цветке»,
симфонию-концерт для виолончели с оркестром,
[ораторию «На страже мира» и многое другое.
Последним сочинением, которое довелось
композитору услышать в концертном зале, стала
Седьмая симфония (1952). Сергей Сергеевич
скончался в Москве в коммунальной квартире в
Камергерском переулке от гипертонического криза
5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти
Сталина, его кончина осталась почти
незамеченной, а близкие и коллеги композитора
столкнулись в организации похорон с большими
трудностями[.
12. Балеты Прокофьева «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»
13.
Балет на музыку Сергея Прокофьева вшести картинах. Либретто Прокофьева.
Действующие лица:
Шут
Шутиха, его жена
Семь шутов
Их жены
Их семь дочерей
Купец
Коза
Свахи
Солдаты, челядь и домашние купца
Действие происходит в сказочной Руси.
14.
МузыкаВ балете нет отдельных номеров — монологов и дуэтов, выражающих
настроение героев. Действие сжато, краткие пантомимные эпизоды
сменяются танцевальными номерами в марионеточно-шутовском
характере. Картины объединены оркестровыми антрактами, что делает
музыку всего балета непрерывной. В ней соседствуют распевная лирика и
шарж, использованы знакомые мелодии русских народных песен —
плясовых, шуточных, детских считалок, хороводных и лирических, которые,
однако, предстают в типично «прокофьевском» наряде терпких гармоний,
острого, динамичного ритма, графичных оркестровых линиях. Музыка
«Шута» ярко театральна — она подсказывает сценическое движение и
даже облик того или иного героя.
15. Балет «Иван Грозный»
16.
«Иван Грозный» — балет в 2 актах намузыку композитора С. С. Прокофьева,
музыкальная редакция — М. И. Чулаки,
либретто и постановка
Ю. Н. Григоровича.
17.
История созданияМысль о создании хореографического спектакля на музыку Сергея
Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Эйзенштейна принадлежит
Абраму Львовичу Стасевичу — дирижёру, озвучившему фильм при его
создании, а впоследствии собравшему наиболее выразительные
эпизоды музыки фильма в «композицию в форме оратории». Именно
Стасевич обратил внимание Ю. Н. Григоровича на выдающиеся
достоинства киномузыки Прокофьева и заразил балетмейстера горячей
влюбленностью в это прекрасное произведение. Ораторию Стасевича
вместе с «Русской увертюрой», частью Третьей симфонии и
фрагментами Кантаты «Александр Невский» положили в основу балета
его музыкальный редактор профессор Михаил Иванович Чулаки и
постановщик и либреттист Юрий Николаевич Григорович.
18. Балеты С.Прокофьева
«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921, Париж)«Стальной скок» (1927, Париж)
«Блудный сын» (1929, Париж)
«На Днепре» (1931, Париж),
«Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, (1938, Брно; 1940, Ленинград),
«Золушка» (1945, Москва)
«Сказ о каменном цветке» (по П. П. Бажову, (1951, Москва, 1957,
Ленинград)
19.
Увековечение памяти композитораМузей С. С. Прокофьева — первый музей Прокофьева, который был открыт в 1966 году в
музыкальной школе № 1 им. С. С. Прокофьева в Москве (Токмаков переулок, 8). Экспозиция
рассказывает о жизни и творчестве композитора, в ней представлены вещи, окружавшие
композитора, книги и ноты, пианино, мебель и фотоматериалы семьи Прокофьева.
Северодонецкое областное музыкальное училище имени С. С. Прокофьева — открыто 1-го июня
1966 года (г. Северодонецк Луганской области).
Музей С. С. Прокофьева — открыт 24 июня 2008 года по адресу Камергерский переулок, д 6/5 в
квартире № 6, где жил, работал и скончался С. С. Прокофьев. В музее собраны нотные и
литературные автографы композитора, редкие фотографии, документы и личные вещи Прокофьева.
Международный конкурс имени Сергея Сергеевича Прокофьева в Санкт-Петербурге, который
ежегодно проводится по трем специальностям: композиция, симфоническое дирижирование и
фортепиано.
Памятник Прокофьеву возле музыкальной школы им. Прокофьева в Москве.
Памятник и концертный зал им. Прокофьева в Челябинске.
Концертный зал им. Прокофьева Донецкой областной филармонии
Донецкая государственная музыкальная академия им. С. С. Прокофьева
Симфонический оркестр им. Прокофьева Донецкой областной филармонии
Северодонецкое областное музыкальное училище имени С. С. Прокофьева
Улица Прокофьева в г. Сумы (Украина)
Музей Прокофьева (на родине композитора) в селе Красное Красноармейского района Донецкой
области (Украина) был открыт к 100-летию Прокофьева в 1991 г.
В 1991 году была выпущена памятная монета СССР, посвященная столетию со дня рождения
С. С. Прокофьева.
В 1991 году в Советском Союзе был поставлен документальный фильм о Прокофьеве «Сюита жизни»
В 2011 году именем Прокофьева назван международный аэропорт в Донецке.
В 2003 году вышел документальный фильм «Гений Прокофьев»
2012 году открыт международный аэропорт имени Сергея Прокофьева в городе Донецке, Украина
Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VP-BWA) носит имя «С. Прокофьев».
20. Список литературы: Запорожец Н. В., Некоторые композиционные особенности творчества С. Прокофьева, в сб.: Вопросы музыкознания,
т. 3,М., 1960;
Черты стиля Прокофьева. Сб. теоретических статей,
(сост., ред. Л. Бергер), М., 1962;
Xлeбаpов И., Сергей Прокофиев, София, 1965;
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://yandex.ru/images/
http://downtown.ru/voronezh/afish