43.04M
Категория: МузыкаМузыка

Детство в жизни и творчестве С.С. Прокофьева, гения русской музыки

1.

Детство в жизни и творчестве
Прокофьева, гения русской музыки

2.

Рождение и семья Сергея Прокофьева
Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе
Сонцовка.
Отец Прокофьева был агрономом, управляющим имения Сонцова. Он происходил из
купеческой семьи, учился в Москве в Петровской сельскохозяйственной академии .
Сергей Алексеевич не то что бы любил музыку, он её уважал. О своих бабушке и
дедушке Сергей Сергеевич почти ничего не знал. Они умерли от холеры, гулявшей в
1860 году, когда его отцу было всего лишь четырнадцать. Мать, Мария Григорьевна
родилась в Санкт-Петербурге и окончила гимназию с золотой медалью. Она обожала
музыку и почти все свое свободное время проводила за инструментом. К сожалению,
хороших данных для пианистки у нее не было. Перед людьми играть она боялась. Но
зато у Марии Григорьевны было три достоинства : упорство, любовь и вкус. Это и
передалось маленькому Сереженьке.

3.

Сережа Прокофьев с родителями

4.

Первые уроки музыки
Сережа слышал музыку с рождения, поэтому его способности рано начали проявляться. Мать обладала педагогической
жилкой. Она незаметно старалась направить Сергея и объяснить, как надо пользоваться инструментом. В своей
автобиографии Прокофьев писал : "Однажды Сергушечка явился к мамочке (так она рассказывает) с листом бумаги,
разрисованным нотами, и заявил:
– Вот я сочинил рапсодию Листа.
Пришлось объяснить, что сочинить рапсодию Листа нельзя, потому что рапсодия есть пьеса, а Лист как раз тот человек,
который ее сочинил. И кроме того, нельзя писать музыку на девяти линейках без перегородочек, потому что на самом
деле она пишется на пяти линейках с перегородочками. Это толкнуло мать к более систематическому объяснению
принципов нотного письма." А первым произведением Сергея является "Индейский галоп", но мама немного
подправила его (добавила си бемоль при ключе и назвала "Индийский галоп").

5.

Опера “Великан”
Оперу «Великан» Сергей Прокофьев написал в возрасте 9 лет. Перед этим мальчик впервые побывал в театре. Впечатление
от двух опер «Фауст» и «Князь Игорь») и балета «Спящая красавица», которые он услышал будучи в Москве, было настолько
сильным, что, вернувшись в Сонцовку, Прокофьев заявил матери, что собирается написать свою собственную оперу.
Опера была посвящена вопреки желанию автора тёте композитора по настоянию матери, пытавшейся утешить её из-за
обрушившегося на неё несчастья — смерти матери. Прокофьев долго сопротивлялся этому посвящению, решающим доводом
стало напоминание о многочисленных подарках тёти, которые он уже получал и на которые может рассчитывать в будущем в
случае успеха оперы у тёти Тани.
Первоначально нотный текст был написан на отдельных грязных листах бумаги, поэтому он был переписан набело
каллиграфическим почерком в Петербурге, куда её увезла тётя Таня, партитура была переплетена в красное с золотом.
Публика оценила по достоинству талант композитора, несмотря на возраст, ему удалось передать характеры главных героев,
каждый имел по два сольных номера, а самым ярким получился образ Великана.

6.

Сюжет оперы в трех действиях полон хитросплетений: два храбрых
друга Сергеев (Сережа Прокофьев) и Егоров (Егорка) спасают
героиню Устинью (Стешу) от злого Великана, который
воспринимается как олицетворение взрослого мира, и помогают
королю организовать выступление против главного злодея оперы. В
конце спектакля обезумевший от долгого противостояния с
Великаном король заявляет, что не может больше бороться и
закалывает себя ножом. Потрясенный народ, придя в себя, весьма
неожиданно для зрителя начинает петь славу Великану.
Отец композитора выразил недовольство «революционным» финалом
оперы, поэтому его текст так никогда и не был вписан в ноты. Он
предложил закончить произведение примирением короля с
Великаном, но юный Сережа отказался. В конце оперы, когда гости
пели: «да здравствует наш Великан!» предусматривалось исполнение
фа пятой октавы, не существующего на фортепианной клавиатуре.
Мать Сергея настаивала на отказе от этой ноты, но затем согласилась
уступить сыну, так как «пределы клавиатуры не должны стеснять
фантазии молодого композитора»

7.

Годы в консерватории
В 1904 году светловолосый тринадцатилетний
мальчик пришел на экзамены в Петербургскую
консерваторию. Экзамен вел Н.А. РимскийКорсаков. "Это мне нравится!" - весело
воскликнул он, увидев Прокофьева, сгибавшегося
под тяжестью двух папок, где были сложены его
сочинения (четыре оперы, две сонаты, симфония
и довольно много фортепианных пьес). Приемная
комиссия (в ее состав входили А.К. Глазунов и
Н.А. Римский-Корсаков) была восхищена
абсолютным слухом и умением читать с листа.

8.

В консерватории Сережа был самым младшим среди однокурсников, поэтому ему сложно было найти друзей. Но вдруг появился еще
один ученик. Это был Николай Яковлевич Мясковский, в будущем известный композитор. Несмотря на разницу лет (Мясковскому
было двадцать пять, а Прокофьеву — пятнадцать), между ними завязалась дружба на всю жизнь. Они всегда показывали друг другу
свои сочинения.
Всё-таки слишком непочтительным к консерваторской традиции был своеобразный талант Прокофьева. Самые смелые сочинения он
даже не решался показывать учителям. Отношение педагогов выразилось в весьма средних оценках в композиторском дипломе
Прокофьева. Но у молодого музыканта была в запасе еще одна специальность — фортепиано, — по которой он еще раз окончил
консерваторию весной 1914 года.
«Если к плохому качеству композиторского диплома я отнесся равнодушно,— вспоминал потом Прокофьев,— то на этот раз меня заела
амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым».
Прокофьев пошел на риск: вместо классического фортепианного концерта он решил сыграть свой собственный Первый концерт.
Ликующая музыка концерта захватила слушателей, выступление Сергея прошло триумфально, и он получил диплом с отличием и
премию имени Антона Рубинштейна.

9.

10.

Детство в жизни Прокофьева
Сергей Сергеевич Прокофьев всю жизнь помнил своё
счастливое детство и любил детей. Он сохранил детскую
жизнерадостность и непосредственность. Его называли
солнечным человеком, и знаменитый пианист Артур
Рубинштейн написал ему в альбом под названием «Что вы
думаете о солнце?» такую фразу: «Вы, мой дорогой
Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце — это я».
А у солнечного человека есть много солнечной музыки для
детей: это два балета «Золушка» и «Каменный цветок» по
сказке Бажова, цикл фортепианных пьес «Детская музыка»,
который рисует летний день ребёнка, и знаменитая
симфоническая сказка «Петя и волк» — о том, как Петя
перехитрил злого волка.

11.

“Детская музыка” Сергея Сергеевича
Сергей Сергеевич дружил с Верой Алперс. Женщина была не
только замечательной пианисткой, но и занималась
педагогической деятельностью. В 1934 году она указала
Прокофьеву на недостаток материала для детей и попросила его
сочинить небольшие пьески. Сергей Сергеевич не забывал
просьбу, но не сразу мог исполнить ее. В итоге, Цикл «Детская
музыка» был написан в 1935 году. Вспоминая о работе над этим
циклом, композитор писал: «Летом 1935 года, одновременно с
«Ромео и Джульеттой», я сочинял лёгкие пьески для детей, в
которых проснулась моя старая любовь к сонатности, достигшая
здесь, как мне казалось, полной детскости». К осени их
набралась целая дюжина, которая затем вошла в цикл под
названием «Детская музыка».

12.

Композитор очень точно почувствовал образы и интонации, близкие детворе. И в этом, может быть, основной секрет популярности
«Детской музыки», которая словно сроднилась с восприятием детей уже нескольких поколений.
Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и
радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические
миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»).
Интересно, что все двенадцать пьес имеют чётко выраженную трёхчастность строения. Понятно, что трёхчастная форма, сочетающая
в себе контрастность и повторность в изложении основных музыкальных мыслей, способствует «удобству» восприятия музыки,
предназначенной для маленьких слушателей и исполнителей.
Рассматривая сюиту в целом, можно заметить одну интересную закономерность этого цикла – многие его части словно перекликаются
по своему образному содержанию. Так, музыка «Вечера» со своим мягким «акварельным» колоритом чем-то близка «Утру»,
«Сказочка» и «Ходит месяц над лугами» тонко и неназойливо вводит маленького слушателя в волшебный мир сказочности и. Эта
«перекличка» крайних частей цикла (двух начальных и двух завершающих) образует своеобразное, двойное обрамление. Пьесы сюиты
Прокофьева композиционно связаны, их объединяет сюжетная линия музыкального повествования, описывающего события дня
ребёнка – с утра и до вечера.
Фортепьянный цикл «Детская музыка» стал настоящим сокровищем для педагогов, обучающих детей игре на рояле. Сам Прокофьев –
гениальный пианист, сумел создать нечто, доступное в полной мере только детям, предназначенное для детей, которые хотят услышать
и собственноручно исполнить музыку на этом инструменте. В фортепьянном цикле сочетается плавность и резкость, переходы ритмов
и гармоний, возможность использовать то самые простые, то сложные сочетания клавиш.

13.

14.

15.

“Петя и волк”
Наталья Ильинична Сац хотела привлечь Прокофьева к работе в
детском театре. И она решила создать симфоническую сказку, чтобы
рассказать ребятам о музыкальным инструментах. Наталья Ильинична
поделилась этим с Сергеем Сергеевичем. Она переживала, что
композитор не воспримет ее идеи всерьез, но Прокофьев
заинтересовался созданием сказки.
"Петя и волк" - симфоническая сказка, которая учит ребят
распознавать инструменты в симфоническом оркестре. В своей
автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки
имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту:
утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом
исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за
время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались
распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл
сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали
музыку, для которой сказка была только предлогом».

16.

Ранним утром Пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив
мальчика, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с
Птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или Птичке, которая плавать не умеет. За ними
наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако Птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а Утка оказывается в
пруду, и Кошка остаётся ни с чем. Выходит дедушка. Он рассердился на мальчика за то, что тот вышел за калитку, ведь в здешних
опасных местах водится страшный Волк. Петя в ответ на беспокойство дедушки заявил, что пионеры Волков не бояться, однако
послушно пошёл домой. Тем временем из леса вышел большой серый Волк. Увидев его, Кошка вмиг залезла на дерево. Утка,
испуганно закрякав, вылезла из лужи и, переваливаясь, бросилась бежать. Однако Волк естественно оказался проворнее, он быстро
нагнал Утку и целиком проглотил её. Далее картина была такова: Кошка сидит на одной ветке, Птичка подальше от неё на другой, а
Волк, облизываясь, ходит вокруг дерева. Петя, увидев эту сцену, тихонько подошёл к забору, вдоль которого раскинулась одна из веток
дерева и, ухватившись за неё, с ловкостью залез на ствол. Затем мальчик попросил Птичку, чтобы она осторожно покружилась вокруг
морды Волка и тем самым отвлекла его. Проворно летая над головой Волка, Птичка стала сильно раздражать и злить его, а Петя в это
время сделал из верёвки петлю, набросил на хвост зверя и затянул её. Волк почувствовав, что его поймали, стал яростно вырываться.
Мальчик предусмотрительно привязал верёвку к дереву, а Волк, в бешенстве прыгая, ещё туже затягивал петлю, которая была у него на
хвосте. В это время из леса вышли Охотники, шедшие по следу Волка. Увидев страшного зверя, они начали стрелять. Петя крикнул,
что Волк пойман, и теперь его нужно отвести в зоологический сад.
Сказка заканчивается торжественным шествием, во главе которого шагает Петя, следом Охотники с Волком, а затем ворчливый
Дедушка и Кошка. Над головами, радостно чирикая, летает Птичка, а в животе у Волка крякает живая Утка.

17.

«Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт
Дисней. Партитуру еще не опубликованного
произведения ему передал сам композитор при
личной встрече. Дисней был так впечатлен
творением Прокофьева, что решил нарисовать
историю. В итоге мультфильм вошел в золотую
коллекцию студии. А в 2008 году
короткометражка «Петя и волк»
интернациональной команды из Польши,
Норвегии и Британии получила приз
Американской киноакадемии за лучший
анимационный короткометражный мультфильм.
Мультипликаторы обошлись без слов — только
картинка и музыка в исполнении Лондонского
симфонического оркестра.

18.

19.

«Любовь к трём апельсинам»
Прокофьев написал оперу для детей «Любовь к
трём апельсинам» по итальянской сказке Карло
Гоцци.
В пьесе рассказывается о принце, заболевшем
странной болезнью: он всегда грустил, никогда
не смеялся. В его судьбе принимают участие
добрый Маг Челий и злая колдунья Фата
Моргана, которая в гневе заклинает принца
влюбиться в три апельсина. Внутри одного из
апельсинов жила девушка Нинетта, она давно
любила принца и ждала освобождения. Принц
спас Нинетту, и счастливые влюблённые
сыграли свадьбу.

20.

Балет “Золушка”
Балет Сергея Прокофьева "Золушка" был написан специально для великой балерины Галины Улановой.
Сюжетом балета послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью
доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. Волшебная сказка Ш. Перро (1628-1703) много раз привлекала композиторов
разных времен. На ее основе написаны несколько опер (например, известная опера Россини), и балетов. «Золушка» Прокофьева типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля.
Либретто написал Н.Д. Волков. До лета 1941 года были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны
перечеркнуло все планы. Прокофьев скитался по стране; отложив балет, он работал над захватившим его замыслом патриотической
оперы “Война и мир”, сочинял инструментальные произведения. Лишь в 1943 году, вернувшись в Москву, закончил музыку в клавире.
«Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, - сообщал композитор, - в ней есть па-де-де, адажио, гавот, несколько
вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».
На премьере, состоявшейся в Москве 21 ноября 1945 года, партию Золушки танцевала О. Лепешинская. Лишь на следующих
спектаклях Уланова вошла в роль. В дальнейшем балет шел на многих сценах мира в различных постановках.

21.

22.

23.

“Гадкий утенок” и Прокофьев
Музыкальные сочинения Прокофьева поражали слушателей, вызывали ожесточённые споры.
Неожиданно для всех молодой композитор написал музыкальную сказку для голоса и фортепиано
— «Гадкий утёнок». Ты помнишь, сколько страданий перенёс бедный некрасивый утёнок, пока
весной не превратился в прекрасного белого лебедя? В этой музыкальной картинке раскрылся
совсем иной Прокофьев, трогательный и нежный.
Услыхав «Гадкого утёнка», А. М. Горький сказал: «А ведь это он про себя написал!»
Слушатели считали сначала музыку Прокофьева похожей на гадкого утёнка, но постепенно
научились видеть скрытую в ней красоту и поняли, что это настоящее, большое искусство.

24.

Потомки Сергея Сергеевича
Потомки Сергея Прокофьева оказались тоже весьма талантливы.
Один из его сыновей - Олег Прокофьев был скульптором и
художником, писал стихи. А внук Габриэль стал известным
композитором и музыкальным продюсером, он также
основателем лейбла Nonclassical.

25.

Сокровища музыки композитора, может быть,
раскроются не с первого раза. Но послушать её
ещё и ещё и почувствуется её энергичное и
чёткое движение, уловишь разнообразие в
звучности оркестра и мелодию — то простую, то
причудливую. Слушать музыку Прокофьева так
же увлекательно и интересно, как
путешествовать в неизведанную страну.
Творчество композитора многогранно.
Прокофьев писал сложнейшие произведения
для взрослых и детскую музыку,
предназначенную для самых маленьких.

26.

Как это часто бывает с гениями, интерес к музыке Сергея
Прокофьева возрастает тем больше, чем больше времени
проходит со дня ее написания. Опередив не только свое
поколение слушателей, она и в XXI веке диссонансов – не
застывшая классика, а живой источник энергии и силы
подлинного творчества.
Многочисленные биографические очерки о Прокофьеве пестрят
утверждениями вроде: «Если бы он не стал композитором, то
был бы писателем».
Или шахматистом, поскольку всерьёз увлекался этим делом,
имел первую категорию и неоднократно ставил в тупик чемпиона
мира Михаила Ботвинника. Или даже садоводом – его отец был
агрономом, а сам Сергей Сергеевич души не чаял в разведении
редких видов растений.
В консерватории ему дали прозвище Мотор – за энергию и
весёлый нрав: «Я не люблю пребывать в состоянии покоя, я
люблю быть в движении».

27.

Спасибо за внимание
English     Русский Правила