24.78M
Категория: ИсторияИстория

Богатыри земли русской

1.

2.

3.

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во
имя Родины, человек безмерной силы, отваги, стойкости,
наделенные необыкновенным умом и смекалкой.
За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный
человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои
подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.
Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев
(похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он
рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том,
как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли
свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Вот так слагалась
былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к
внуку переходили былины о могучих богатырях.
В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень
нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев,
Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные
слова.
Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой
древности и навеки осталось с нами.

4.

5.

Новосильские казаки —
отдельная этнографическая
группа русских,
проживающая в бывших
южной части
Новосильского уезда и
соседней Дарищенской
волости Ефремовского
уезда Тульской губернии. В
настоящее время это
территория Новосильского,
Залегощенского,
Верховского и
Новодеревеньковского
районов Орловской
области.
Новосильскими
казаками называли себя
проживавшие в этих местах
однодворцы
и
государственные крестьяне,
потомки «служилых людей»
— городовых и сторожевых
казаков, а также стрельцов и
пушкарей.
Происхождение
этой
этнографической
группы
точно
неизвестно.
Современные
местные
краеведы утверждают, что это
потомки выходцев либо с
Дона, либо с Запорожья,
слившиеся
позднее
с
местными мещанами.

6.

7.

По одной из них — это потомки
запорожцев князя Дмитрия Вишневецкого
(«Байды»), а также донских казаков,
приглашенных во второй половине XVI века
Иваном Грозным для несения охранной
службы на недавно созданной Тульской
Засечной черте.

8.

По другой — новосильские
казаки, как и некоторые
другие
этнографические
группы русских — полехи,
горюны и саяны, происходят
от летописного славянского
племени северян или севрюков

коренных
жителей
Северщины.
Северянский
анклав в местной лесостепи
существовал либо еще во
времена
Черниговского
княжества, либо появился
позже, в XIV—XV веках, во
времена
вхождения
Новосильского княжества в
состав Речи Посполитой.
В 1555 году в указе о сборе
войска для похода на Крымское
ханство, в числе «сиверских»
(северских) городов называется
также и Новосиль.

9.

Другие ученые, краеведы, следуя законам
лингвистики, рассматривают Новосиль как «новое
селение» вятичей, которое по каким-то причинам было
построено взамен «старого» разрушенного
родоплеменного центра.

10.

Краеведы утверждают, что: "Новосиль
основан кочующими хазарами в 874 году
(по христианскому календарю).
Хазары основанный город назвали
Итилем, а после его разорения он был
назван Новосилью".

11.

И только в XII веке, в 1155
году в исторически достоверном
источнике - летописи, мы
находим первое упоминание об
Итиле (Новосиле), связанное с
пребыванием жены великого
князя
Киевского
Юрия
Долгорукова Ольги Гречанки,
которая укрывалась в Итиле от
постоянных набегов на Киев
иноплеменников.

12.

Князь Юрий Долгорукий – основатель городов.

13.

Новосиль
основан
на
землях
Черниговского
княжества
и
на
протяжении многих веков являлся
центром
удельного
Новосильского
княжества.
В 1246 году сыновья св. Михаила
Черниговского разделили княжество на
ряд самостоятельных уделов и третий
сын, Симеон Михайлович, обосновавшись
в
Глухове
и
Новосиле,
стал
родоначальником князей Новосильских.

14.

В XII веке Новосиль крестил Авраамий
Печерский - ученик первосвятителя вятичей
преподобного священномученика Иоанна
Кукши.

15.

Неподалеку от города жили разбойники, занимались они разбоем,
и в городе их боялись. По сведениям, жили они в пещере, которая
находится в д. Кресты (несколько верст от Новосиля). Вот к ним
Авраамий и отправился. Ему удалось покрестить всех разбойников.
Вместе с ватагой разбойников Авраамий вернулся в Новосиль и
только тогда покрестил его жителей. Так гласит древняя легенда.

16.

По преданию, в урочище Голубец, стоял когда-то Вознесенский
пещерный монастырь. Местность эта в народе называлась «Печеры».
Многие из братии являлись бывшими разбойниками. Монастырь
был назван Печёрским как «филиал» Киево –Печерской лавры.

17.

В летописи Ушакова о Новосильском крае, относящейся к 1784 г.,
упоминается о старце Аврааме, основателе монастыря на «Елецкой
тропе», у притонной ямы разбойников. Эта яма сохранилась и доныне
(в версте от д. Кресты) (Новосильского р-на), помещалась у большака
на г. Ефремов и г. Елец. Здесь-то Авраамий заложил монастырь.

18.

Свято-Духов мужской монастырь

19.

Свято-Духов
мужской монастырь

20.

Наши земли занимали
окраинное положение в
русском государстве.
С конца XV века во времена
правления Ивана IV (Грозного)
становятся пограничными
рубежами Московского
государства.
Иван
IV
Васильевич,
прозванный Грозным (1530-1584) –
государь, великий князь и всея
Руси с 1533 года, первый царь всея
Руси с 1547 года.

21.

Татары приходили на наши земли в XV- XVI веках,
и в 1644, 1645, 1650, 1659, 1662 годах.

22.

По повелению Иван IV
Васильевича Грозного
сооружались крепости, в которых помещались пушки и
другие огнестрельные орудия.
В Новосиле, около 1565 года, располагалось вновь
образованное войско, стрельцы и пушкари.

23.

В 1576 году Новосиль уже значился крепостью. В
Писцовой книге 1615 года (Петра Есипова и Венедикта
Махова) дается описание Новосильской крепости XVII века.

24.

В округе крепости образовывались сторожевые пункты: воинывсадники скакали в степь, наблюдали за местностью, за путями дорогами, охраняя Московскую Русь от татар. Они высматривали и
выслеживали появление неприятеля, не допускали его до русских
пределов. Здесь были созданы сторожевые посты.

25.

В XVI—XVII веках наш был край одним
из укреплённых пунктов оборонительной линии
на южных рубежах Московского государства.

26.

В Летописях написано: «…Во времена
частых набегов крымских татар постоянно
стояла воинская стража из 4 человек и
наблюдала движение татар. Притоном
стражи были места высокие, а часто и
курганы.
Посреди
притона
ставился
огромный шест, конец которого обёртывали
соломой. И как только воины вдали завидят
татар, тотчас зажигают солому на шесту.
При этом все угадывали о движении татар,
хватали пожитки со своим семейством
бежали в крепость и в леса».

27.

С. В. Иванов
«На сторожевой границе
Московского государства»

28.

Казаки на сторожевой службе.
XVII век
Около Новосиля в
конце XVI века было 11
сторожевых притонов:
на реке Любовша
(Русский Брод), Усть –
Корытнева (д.
Корытинка) на реке
Труды, Пшевском
кургане (на реке
Пшевка), Юрты,
Колчанка (Коньшинское
с/п), Становое (ныне
село Коньшино).

29.

Наш край в XVI-XVII вв. был одним из главных укрепительных
пунктов оборонительной линии на южных рубежах страны.
В 1599-1606 гг. в нем был размещен Передовой полк «украинного
разряда».
В 1613 г. В Новосиле находился Сторожевой полк, в который
входило около 800 служивых людей.
.

30.

В сентябре 1637 г. Гарнизон Новосильской крепости выдержал
осаду татарского войска крымского царевича Народыма.
Нападавшие разорили посад, сожгли хлеба и многих жителей увели
в плен.

31.

32.

33.

34.

В 1644 году царь Михаил Федорович выдал новосильским
служилым - стрельцам, пушкарям, казакам и прочим
грамоты на владение землей в "Диком поле".
В 1677 году писцу пушкарного приказа Лариону
Перекусихину было «...велено переписать в Новосиле всех
пушкарей, затинщиков, воротников, рассыльщиков, казенных
кузнецов, плотников и отвести им земли у Сорочьего Моста,
Дичне, Пшевке и по Ливенской дороге».
Михаил Фёдорович
Романов
(1596—1645)
— первый русский царь
из династии Романовых
(правил с 27 марта
(6 апреля) 1613 года).
В 1644 г. г Новосиль посетил царь Михаил Федорович.

35.

По Указу Петра I 1715 года
новосильские казаки, пушкари и
стрельцы выселялись из города и
окрестностей на отведенные им
земли.
Земли
в
основном
выделялись в «Диком поле».
Пётр I (1672-1725) – представитель
династии Романовых, последний царь всея
Руси (с 1682 г.) и первый Император
Всероссийский (с1721 года).

36.

Село Скородное образовали потомки донских казаков, поселенных
здесь еще при Иване Грозном в крепости Новосили для отражения
врагов, нападавших на Русь.
По Высочайшему указу 1715 года, казаки
выселены были из Новосиля по окрестностям,
- и вот из этих-то выходцев-казаков со
временем и образовалось село Скородное.

37.

На месте сторожи Залегощь возникла казацкая слобода, населенная в
основном из переселенных с Дона из Речи Посполитой запорожских
казаков.

38.

Илья Репин «Запорожцы» («Запорожцы пишут письмо турецкому
султану»). 1880-1891 гг.

39.

40.

Екатерина II Великая –
Императрица Всероссийская
с 1762 по 1796 год.

41.

42.

Разрядный приказ
воеводе Шеховскому
(1632
«...по нашему уезду велено из
Путивля
Григорию
Пушкину
отпустить в Новосиль выходцев
запорожских черкас – 40 человек с
женами и детьми и со всеми их
животными. А в Новосиле по
нашему
уезду
тех
выходцев
запорожских
черкас
велено
устроить на вечное житье и
устроил бы если тех черкас в
Новосиле дворовыми и огородными
шесты и пашнего и сенными
покосами».
года)
новосильскому

43.

Первоначальное поселение, кроме города, в округе
Новосиля, было Подгородняя Казачья Покровская слобода
(нынешнее село Заречье).
Это первое поселение казаков – расположено на левом
луговом, противоположному городу, берегу реки Зуши, части
по сторонам старой большой дороги от Новосиля на Юг – к
г.Малоархангельску.

44.

Покровская церковь в селе Заречье была старейшая в местности
этой части Новосильского уезда.

45.

К югу, казаки селились по берегам речки Залегощинки, с.Вышняя
Залегощь, к юго-западу – с.Нижняя Залегощь.
Еще дальше, на юго-запад, по реке Неручь, Скворча.
На востоке от местности, расположенного на берегу реки Зуши, село
Воротынцево, казаки поселились на юго-востоке по направлению к
Старой Рязанской дороге, и далее, на пространстве между этой дорогой в
сторону к южной старой дороге, образовав селения: Пшеву, Косарево,
Галичье, Скородное, Дичню, Петушки, Каменку (последние – поселения
Пушкарей и Стрельцов) и другие хутора.

46.

Река Зуша. Село Воротынцево Новосильского района

47.

Село Галичье образовалось, по преданию, из тех пушкарей и
стрельцов-казаков, которые вызваны были при Иоанне Грозном из
Малороссии для защиты г.Новосиля от татар и др.врагов, а затем, по
миновании в них нужды, были поселены на свободные земли,
окружавшие Новосиль, и образовали отдельные поселки.

48.

Коренное население села Каменка - потомки донцов,
призванных на службу в Новосиль в то же время, что и в Галичье. Свое
название село получило от своего местоположения на холмах, из
которых добываются в изобилии огромные камни для постройки.
Храм во имя Николая Чудотворца

49.

Казачки села Каменка.
Фото 80-х годов XX века

50.

Село Вышняя Залегощь по преданию образовалось из
донских или украинских казаков.
Фото 1902 года.

51.

Казачки села Верхняя Залегощь.
Фото 1902 года.

52.

53.

Косарёво была деревня и называлось Вышняя Пшевь
было основано в 1615 году. Вышняя Пшевь - по местному
преданию потомки запорожцев времен царя Алексея
Михайловича.

54.

Село расположено по обеим берегам реки Пшевки и
первоначальное поселение в этом месте носило название
Вышняя Пшевь. Вышняя — от расположения выше по
течению реки.
Название селения произошло от фамилии или
прозвища Ко(а)сарев (возможно казака-атамана).
Окрестности села Косарёво

55.

Казаки,
пушкари
и
стрельцы с 1765 года были
исключены
из
управления
Воевод
и
находились
в
заведывании
особого
управления – были включены в
состав войсковых обывателей и
находились
в
подчинении
особого управления Военного
министерства, что обусловило и
сохранение
за
местными
казаками такого самоназвания,
не встречающегося у прочих
потомков городовых казаков.
Жители «казацких» сел вплоть
до 1836 года в метрических
книгах, земельном генеральном
плане и других официальных
документах писались казаками.
В отчёте
новосильской уездной
земской управы за 1893
год есть характеристика
казенных крестьян: «Они
значительнее разнятся
от бывших помещичьих
крестьян говором,
одеждой и некоторыми
обычаями; особенно эта
разница видна на
женщинах…».

56.

Через столетия пронесли и сохранили свои традиции и культуру
новосильские казаки. У многих казачек Косарево, Каменка
хранятся в заветных сундучках казачьи наряды.

57.

58.

История наших предков, нашего народа, казачества— это
часть истории и величия России. Есть большая история, и есть
история малая, но границы между ними нет. И мы обязаны
приблизиться к историческому прошлому родного верховского
края. Мы не должны забывать о своих предках, из поколения в
поколение передавать весть о тех казаках, которые жил и
давным-давно в наших местах. Жили и с оружием в руках стояли
за землю Русскую. В традициях казачества - российский
патриотизм, дисциплинированность и сплоченность.

59.

«Вся история России
сделана казаками».
Лев Николаевич
Толстой
«Тот, кто
контролирует прошлое,
тот контролирует
будущее. Кто
контролирует настоящее,
тот контролирует
прошлое».
Британский писатель
и публицист
Джордж Оруэлл
(роман «1984»)

60.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ, ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, АЛЁША ПОПОВИЧ

61.

АЛЁША ПОПОВИЧ
Алёша Попович сын ростовского
попа Леонтия, герой былин.
Алёша грамоте не учился, за
книги не садился, а учился с
малых лет копьём владеть, из
лука стрелять, богатырских коней
укрощать. Силой Алёша не
большой богатырь, зато
дерзостью да хитростью взял,
молодецкой удалью,
находчивостью и богатырской
храбростью, вспыльчивостью,
хвастовством. В Комплексном
историка-краеведческого музея
МБОУ «Верховская СОШ №2» в
отделе «Войны России»
находится костюм Русского
воина, кольчуга сплетена из
колец, шелом, латы, копьё, щит,
меч, стрелы, лук, колчан, обереги
(нательный крестик, обережный
знак), инчиги, порты, рубаха,
кисет, пояс, топор, бердыш
(оружие противника).

62.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Жила- была под Киевом вдова
Мамелфа Тимофеевна. Был у неё
любимый сын - богатырь
Добрынюшка. По всему Киеву о
Добрыне слава шла: он и статен, и
высок, и грамоте обучен, и в бою
смел, и на пиру весел. Он и песню
сложит, и на гуслях сыграет, и умное
слово скажет. Да и нрав у Добрыни
спокойный, ласковый. Никого он не
заругает, никого он зря не обидит.
Недаром его прозвали «тихий
Добрынюшка». Добрыня Никитич
прославился тем, что в тяжкой битве
победил Змея Огненного, освободил
из полону много людей и среди них
племянницу князя Владимира Забаву
Путятичну.

63.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Илья Муромец - самый
популярный герой былин, могучий
богатырь. Родина его – город
Муром, село Карачарово.
Крестьянский сын, больной Илья
«сидел сиднем на печи 30 лет и
три года». Однажды в дом пришли
странники, «калики перехожие».
Они исцелили Илью, наделив его
богатырской силой.

64.

СВЯТОГОР
Святогор русский богатырь огромного роста и
невероятной силы. Вот что рассказывают о нём
былины.
Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья,
страшны пропасти. Не растут там ни берёзка,
ни дуб, ни осина, ни зелёная трава. Там и волк
не пробежит, орёл не пролетит. Только
Святогор разъезжает между утёсов на
могучем коне. Ростом богатырь выше тёмного
леса, головой облака подпирает, скачет по
горам – горы под ним шатаются, в реку заедет
– вода из реки выплёскивается. Земляматушка носить его не могла. Конь под
Святогором по колено проваливался.

65.

НИКИТА КОЖЕМЯКА
Богатырь Никита Кожемяка жил в
городе Киеве в Кожевенной слободе.
А Кожемякой его прозвали за то, что
он мял- разминал бычьи кожи, чтобы
из них шили одежду, обувь, воинское
снаряжение. Сила у него была
огромная. Станет печь топить- дым
под тучами стелется, выйдет на Днепр
бычьи кожи мочить – не одну несёт а
двенадцать разом. Никита совершил
такой подвиг: освободил русскую
землю от Змея Горыныча.

66.

ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В Г. МУРОМЕ И ВО ВЛАДИВОСТОКЕ

67.

ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ
ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ (Волх Всеславьевич)
богатырь, персонаж русских былин.
Основными отличительными чертами Вольги
являются хитрость, способность к
оборотничеству и умение понимать язык
птиц и животных. Князь Волга
необыкновенного происхождения. Он сын
княжны и Змея Горыныча.

68.

МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
Микула Селянинович – любимейший народный герой, пахарь-богатырь. Никто не в силах
сравниться с ним ни по силе, ни по могуществу. Даже Святогор, сильнейший и древнейший из всех
богатырей, не смог поднять сумку с тягою (силой) земною, которую небрежно обронил Микула
Селянинович. «Воевать легче, чем пахать, а пахарь сильнее воина», - поучает былина о Вольге и
Микуле. Она возвышает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным:
«деревенским людом Русь кормиться»

69.

Шлем
Шлем – шапка, которая служит
для защиты головы от стрел, меча
и копья.
Изготавливается он из
металла.
Шлем может быть простой
(«шишак», «мисюрка») и с
дополнительной защитой
(«ерихонка).
Иногда шлем снабжался
специальной маской, для
защиты лица (шлем с
«личиной»).

70.

Кольчуга
Кольчуга – рубаха,
сделанная из
мелких
металлических
колец. Она служит
для защиты тела
воина. Бывает
длинная и
короткая, с
рукавами и без.

71.

Щиты
Щит – служит для защиты от
стрел, копий, мечей и др.
Изготавливается из дерева, кожи
или металла. По форме щит
может быть круглым, треугольным,
прямоугольным, миндалевидным,
плоским или выгнутым.

72.

Рубящее оружие
Рубящее оружие – топоры разных видов.
Топорами с длинными топорищами пользовались
пешие воины. Всадники вооружались короткими
топорами. Топоры бывают с небольшим лезвием
(«чекан», «клевец») и с длинным лезвием
(«бердыш», «алебарда»).

73.

74.

Метательное оружие
Метательное оружие – лук и самострел,
используются для поражения врага на
расстоянии.
Лук изготавливают из дерева и рога.
Стрелы – из дерева, тростника или камыша,
а наконечник – из металла.
Лук превосходит самострел по скорости
стрельбы, но уступает ему по дальности.

75.

Режущее оружие
Режущее оружие – мечи, ножи
и сабли.
Состоят из клинка и рукояти.
У меча клинок заточен с обоих
сторон, а у сабли с одной
стороны. У меча клинок прямой,
а у сабли изогнутый.
Ножи – имеют короткий клинок,
заточенный с одной стороны.
Носят их за поясом или в
голенище сапога.
Режущее оружие вкладывают в
ножны.
English     Русский Правила