1.64M
Категория: КультурологияКультурология

Семеновская матрешка

1.

« Семёновская
матрёшка »

2.

Семёновская матрешка имеет
стройную, вытянутую форму. Она
отличается от всех большим
очень ярким букетом цветов,
который занимает почти весь
фартук.
Роспись сочетает яркие цвета:
малиновый, лимонный,
фиолетовый, зеленый. Край
платка окрашен орнаментом из
небольших бутонов. Семеновские
мастера всегда изображают
матрешек девушками в ярких
полушалках. У них несколько
удивленное лицо, высоко
поставленные глаза,
дугообразные брови, малиновый
румянец.

3.

Семеновская матрешка - услышав название этого произведения искусства,
все вспоминают о родине хохломской росписи, мастерах-кустарниках,
умельцах резьбы по дереву. Поначалу матрешка не была первым делом
мастеров, зато навек укоренилась в народных промыслах города Семенова
Нижегородской области. Игрушка отличается красотой и неповторимым
колоритом. Семеновская матрешка - один из уникальных и самых
узнаваемых символов России. Появился этот сувенир в конце XIX века, когда
в истории страны многое поменялось коренным образом, изменив культуру
русского народа. В это время расцветает эра «славянского стиля». Все
больший интерес вызывают новые изящные искусства, вместе с тем
возрождаются старинные промыслы. -

4.

Первая Семеновская матрешка была сделана умелым токарем Аверьяном
Вагиным из деревни Мериново, которая была расположена в 8 км от
Семенова. Его сын принес деревянную куклу, сделанную в Сергиев
Посаде, окрашенную в светло-зеленый цвет, и изображающие человека с
усами и бородой. По аналогии с пасхальными яйцами.
Вагин решил сделать деревянную куклу из двух частей. Первая матрешка
была окрашена в пурпурный цвет.

5.

Семёновская роспись - стиль,
традиционный для матрешек из
г. Семенова Нижегородской
области. С давних времен в
России была широко известна
семеновская деревянная ложка с
особым типом росписи. Именно
на основе традиции ложечной
росписи в 1930-е годы возникло
производство семеновской
токарной матрешки.

6.

Технология изготовления «Семёновской матрёшки»
Первый этап — выбор дерева.
Древесина должна быть сухой и легко поддаваться
обработке. Если взять сырое дерево, то после
окончания работы на изделии могут появиться
трещины и расколы, и жаль будет затраченных усилий
и времени. После ошкуривания начинается процесс
вытачивания деревянной формы.
Для выполнения заготовок берут подходящий
отрезок древесины округлой формы, вставляют его в
станок и вытачивают плавные изгибы фигурки
будущей матрешки. Деревянные заготовки мастер
начинает точить с самой маленькой, неразъемной
куклы. Затем вытачивает следующую фигурку чуть
большего размера, уже складную, и так далее, до самой
большой. Сначала вытачивают головку, затем —
туловище, подрезают в нужных местах резцом, и
заготовка для создания будущей расписной красавицы
готова.

7.

Второй этап- шлифовка
заготовок
После того, как токарь выточил
фигурки матрешек, к работе
приступает шлифовальщик. Он
сглаживает все неровности,
шлифует шероховатости, делает
поверхность гладкой и удобной
для дальнейшей работы
художника по росписи изделия.

8.

Третий этап- роспись матрёшки.
Далее остается самый интересный
этап создания деревянных кукол,
когда художник берет в руки кисть
и краски и начинает расписывать
каждую фигурку вручную. Мотивы
рисунка повторяются, но тем не
менее, каждая матрешка
получается удивительно красивой
и непохожей на остальных.
Знатоки народного искусства
говорят: это происходит потому,
что в каждое изделие мастер
вкладывает свою душу.

9.

Матрешка — древняя краса
Сквозь времена дошла до нас.
Ей имя русское дано.
Она красива и мила,
Всем улыбается она.
Одета, как в былые времена,
Одежда традициям верна.
На платке узор замысловат,
На сарафане цветы огнем горят!
English     Русский Правила