Похожие презентации:
Русский народный костюм
1. Русский народный костюм
Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования
города Горловки «Городской Дворец детского
и юношеского творчества»
Русский народный
костюм
Группа №-5, 3-й год обучения,
возраст обучающихся: 12-14 лет
Руководитель: Пушкило Ольга Ивановна
2022
2. «Не одежда красит человека, а человек одежду»
3.
Русские народные сказки, песни, пословицы,приговорки,
прибаутки
это
народная
мудрость создана народом. Все, что пришло к
нам из глубины веков, мы теперь называем
народным творчеством.
4. Цель занятия:
Формирование интереса и любви крусской национальной культуре,
народному творчеству, особенностям
традиций русского народного
костюма
Формирование отношения к
национальному костюму как к
культурно-исторической ценности
Уметь осуществлять оценку своих
знаний и деятельности
Уметь ориентироваться в своих
знаниях, отличать новое от уже
известного
5. Задачи:
. Показать детям красотурусского народного костюма,
отражение русских традиций в
его исполнении;
Знать характерные черты
русского народного костюма
(функциональность,
комплексность, декоративность,
конструктивность);
Знать народные названия видов
одежды.
6. Задачи:
Дать детям знанияоб истории русского
народного костюма .
Развивать умение
использовать
полученные знания
в творческих
работах на занятиях
ив
самостоятельной
деятельности.
7. История русского народного костюма
У русской национальнойодежды – многовековая
история. Общий её
характер, сложившийся в
быту многих поколений,
соответствовал
внешнему облику, образу
жизни, географическому
положению и характеру
труда народа.
8.
Русская народная одежда различалась:По назначению
Будничная
Праздничная
Свадебная или
венчальная
Траурная
9.
По возрасту.Детская одежда
Молодежная одежда Одежда старых
крестьян
10.
Какправило,
при этом
менялся не покрой и вид
одежды,
а
её
цветность,
количество декора (вышитых и
вытканных узоров). Самой
нарядной во все времена на
Руси считалась одежда из
красной
ткани.
Понятия
«красный» и «красивый» были
в народном представлении
однозначны.
11. Декор
Для орнаментациидомашних тканей
использовались
узорное
ткачество,
вышивка,
набойка.
Наиболее
распространенные элементы орнаментов:
ромбы, косые кресты, восьмиугольные
звезды,
розетки,
елочки,
кустики,
стилизованные фигуры женщины, птицы,
коня, оленя.
Декор
12.
Узоры: тканые и вышитые, выполняютсяльняными, конопляными, шелковыми и
шерстяными
растительными
нитками,
окрашенными
красителями,
дающими
приглушенные оттенки.
Гамма цветов многокрасочная: белый,
красный, синий, черный, коричневый,
желтый, зеленый.
13. Мужской костюм
14. Мужской костюм
Костюм крестьянина Киевской Руси состоялиз портов и рубахи из домотканного холста.
15. Рубаха
Так как ткань была узкая(до 60 см.), рубаху
выкраивали из отдельных
деталей, которые затем
сшивали. Швы украшали
декоративным красным
кантом. Рубахи носили
навыпуск и
подпоясывали узким
поясом или цветным
шнуром. Цвет основной
ткани, был, как правило,
яркий.
16. Порты
шились неширокие,суженные книзу, до
щиколотки, завязывались на
талии шнурком – гашником.
Поверх них состоятельные
люди носили еще верхние
шелковые или суконные
штаны, иногда на подкладке.
К низу их заправляли либо в
онучи – куски ткани,
которыми обертывали ноги,
завязывая их специальными
завязками – оборрами, а
затем надевали лапти, либо в
сапоги из цветной кожи.
Порты
17. Верхняя одежда
Верхней одеждойслужили зипун или
кафтан из
домотканного сукна,
запахивающийся на
левую сторону, с
застежкой на крючки
или пуговицы;
зимой – овчинная
нагольная шубы
Верхняя одежда
18. Зипун
– распашнаяодежда
полуприлегающего,
расширенного книзу
силуэта с застежкой
встык. Длина его была от
середины коленей и
выше. Рукав узкий, до
запястья. Пройма была
прямой, рукав не имел
оката.
Зипун
19. Кафтан
Кафтан, надевавшийся поверхзипуна, различался не только
отделкой, но и конструктивным
решением. Некоторые кафтаны
(обычный, домашний,
выходной) были прямого,
расширенного книзу силуэта и
не отрезные по линии талии.
Другие имели прилегающий
силуэт с обрезной линией
талии и широкой сборчатой
нижней частью. Длина кафтана
варьировала от коленей до
щиколоток. Для их отделки
использовались петлицы на
груди и по боковым разрезам,
металлические, деревянные,
плетенные и шнура и
сделанные из искусственного
жемчуга пуговицы.
Кафтан
20. Женский костюм
21. Примеры женского костюма:
22. Женский костюм
Основнымичастями
Женский
женского
народного, были
рубаха,
передник, или
занавеска,
сарафан,
понёва,
нагрудник,
шушпан.
костюм
23. Женская рубаха
шили избелого полотна или цветного
шелка и носили с поясом.
Она была длинной, до
ступней, с длинными,
собранными в низках
рукавами, с разрезом из
горловины разрезу, низкам
рукавов ее украшали
вышивкой или обшивали
полосой отделочной ткани.
Вышивка представляла
собой сложные
многофигурные композиции
с крупным рисунком,
достигавшим в ширину 30
см., располагались они по
низу изделия. Для каждой
части рубахи было свое
традиционное
орнаментальное решение.
Женская рубаха
24. Передник
северного, и южного русскогокостюма был передник, или
занавеска,
закрывающий
женскую
фигуру
спереди.
Обычно его делали из холста и
орнаментировали
вышивкой,
шелковыми узорными лентами.
Край передника оформляли
зубцами, белым или цветным
кружевом,
бахромой
из
шелковых
или
шерстяных
ниток, оборкой разной ширины.
Передник
25.
26. Сарафан
Холщевые белые рубахи ипередники северные крестьяне
носили с сарафанами. В XVIII –
первой половины XIXв. сарафаны
делали из однотонной, без узора
ткани - синего холста, бязи,
красной крашенины, черной
домотканой шерсти. Многоузорная
и многокрасочная вышивка рубах и
передников очень выигрывала на
темном гладком фоне сарафана.
Косоклинный покрой сарафана
имел несколько вариантов.
Наиболее распространенным был
сарафан со швом по середине
переда, отделанным узорами
лентами, мишурным кружевом и
вертикальным рядом силуэт
усеченного конуса с большим
расширением к низу (до 6 м.),
придающий фигуре стройность.
Сарафан
27.
СарафанКосоклинный сарафан,
украшенный цветной
полоской и оловянными
пуговицами - основа
девичьего костюма –
Московской губернии
XIXв.
Крестьянки Орловской
губернии носили: домотканную
холщевую рубаху со сплошь
вышитыми узорными
рукавами; богато украшенный
передник-занавеска; синяя
клетчатая понёва с цветными
нашивками и узорной тесьмой
по подолу; головной убор –
28. пПонёваП
По конструкции понёвапредставляет собой
три – пять полотнища
ткани, сшитых по
кромке. Верхний край
широко подогнут для
вдежки шнурка
(гашника),
укрепляемого на талии.
Последнюю иногда
носили «с подтыком
подола». В этом случае
ее орнаментировали с
изнанки.
29. Верхняя одежда
ЗапонаВерхняя одежда
Верхней женской
одеждой была запона накладная накидка
типа нарамники из
грубого цветного
холста, не сшитая по
бокам. Запону шили
короче рубахи. Носили
ее с поясом и
скалывали внизу.
30. Душегрея
Короткойверхней
распашной одеждой была
душегрея,
которая
держалась так же, как и
сарафан,
на
плечевых
лямках. Полочки душегреи
были
прямые,
спинка
заложена
трубчатыми
защипами,
вверху
фигурный вырез мысом, к
которому
пришивались
лямки. Душегреи надевали
поверх сарафана, шили их
из
дорогих
узорчатых
тканей и обшивали по краю
декоративной
каймой.
Будучи самобытной частью
национальной
одежды,
душегрея
неоднократно
возвращалась в моду.
Душегрея
31. Летник
Верхнейнакладной
одеждой,
которую
носили
в
основном
состоятельные русские женщин,
был летник. Он имел прямой
покрой, расширенный внизу за счет
боковых
клиньев
до
4м.
Особенность летника – широкие
колоколообрзные рукава, сшитые
от проймы до локтя. Ниже они
свободно
свивали
до
пола
остроугольными
полотнищами
ткани, которые украшали вошвамитреугольными кусками атласа ли
бархата,
расшитыми
золотом,
жемчугом,
металлическими
бляхами, шелком. Такие же вошвы
пришивали к вороту и спускали на
грудь. Летник украшали также
бобровым ожерельем-воротником,
подкрашенным обычно в черный
цвет, чтобы подчеркнуть белизну и
румянец лица.
Летник
32. Шубка
Разновидностьюлетника была
накладная шубка,
которая
отличалась от
него покроем
рукава. Рукава
шубки были
длинные и узкие.
По линии
проймы делался
прорез для
продевания рук.
Шубка
33. Телогрея
Телогреяпо
силуэту,
форме
деталей,
тканям
напоминала
шубку,
являлась
распашкой
одеждой с
пуговицами
или
34. Головной убор
В русском народномкостюме сохранились
старинные головные
уборы и сам обычай
для замужней
женщины прятать
волосы, а для девушек
оставлялась не
покрытой. Этим
обусловлена форма
женского головного
убора в виде закрытой
шапочки и девичьего –
в виде обруча или
повязки.
35.
распространеныкокошники,«сборки»,
разнообразные повязки и венцы.
Замужняя
женщина
обычно
закрывали волосы повойником их
тонкой
или
шелковой
сетки.
Повойник состоял из дна околыша,
который туго завязывался сзади.
Поверх него носили полотняный
или шелковый убрус белого или
красного цвета. Он имел форму
прямоугольника длиной 2 м. и
шириной 40-50 см. Один конец его
расшивался цветным шелковым
узором и свисал на плечо. Другим
обвязывали
скалывали
Повязка голову иСорока
под подбородком. Убрус мог иметь
и треугольную форму, тогда оба
конца
его
скалывались
под
подбородком.
Сверху
богатые
женщины надевали еще шапку с
меховой оторочкой.
Сборник
36. Обувь
Женской обувью служиликованые
полусапожки,
которые, были отороченные
вверху красные сукном или
сафьяном, а также лапти с
онучами и оборами.
Украшения
В качестве украшения
использовали
жемчужные, бисерные,
янтарные, коралловые
ожерелья, подвески,
бусы, серьги.
37. Русский костюм XIXв.
В конце XIXв. В народнойодежде наряду с фабричными
тканями постепенно
утверждаются и формы
городского костюма, более
однообразные и
стандартизированные. На
смену сарафанам, поневам и
рубахам приходит так
называемая парочка –
приталенная кофта и
расклешенная юбка из той же
ткани. В ней традиции
народной одежды сочатся с
требованиями городской
моды.
38.
Кофташьется
с
воротником-стойкой,
кружевной вставкой на
груди
и
пышными
рукавами; широкая юбка
– иногда с оборкой по
подолу.
Для будничной одежды
использовали ситец и
другие
фабричные
хлопчатобумажные
ткани, для праздничной –
шелк, шерсть или их
смеси.
39.
косоворотки, надеваемойнавыпуск и подпоясанной
ремнем или кушаком,
темных брюк,
заправляемых в сапоги,
жилета, пиджака или
сюртука. Все это шили уже
из покупных тканей
фабричного производства.
Таким образом,
традиционная форма
костюма, сохраняя
народные элементы, все же
начинает тяготеть к новым
стандартным формам,
утверждающим
практичность, удобство и
целесообразность. Эти
особенности одежды и
выдвигаются ни первый
план в последующие годы.
40. Стилизация русского народного костюма
41.
42.
43. Вопросы для проверки знаний
1. Как называется верхняя часть мужского костюма? (Рубаха).2. Посмотрите на рубаху что в ней особенного, чем она отличается от
современной? (У нее нет воротника).
3. Какого цвета могла быть праздничная рубаха? (Красный и синий).
4. Как назывались неширокие длинные штаны? (Порты).
5. Как называлась плетенная обувь? (Лапти).
6. Основа женского костюма? (Рубаха).
7. Как называется часть женской одежды, которую носили поверх
рубахи (Сарафан).
8. Обязательная принадлежность крестьянского костюма являющаяся
оберегом (Пояс).
9. Какие изображения можно было увидеть в орнаменте одежды?
(Солнце, звезды, древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки
людей и животных).
10. Основными частями женского народного, были рубаха, передник, или
занавеска, сарафан, понёва, нагрудник, шушпан.
11. Верхней накладной одеждой, которую носили в основном
состоятельные русские женщин, был -? (Летник).
44. Рефлексия:
- мне было интересно……- меня удивило…..
- мне было трудно…
- мне захотелось….