Тема: Генезис философии и специфика философского знания
Понятие философии
Определение философии
Отличие философии от конкретных наук
Задача философии
Философия как ядро мировоззрения
Характеристики мировоззрения
Определение мировоззрения
Структура мировоззрения
Элементы мировоззрения
Особенности мировоззрения
Общественное (коллективное) сознание
Типы мировоззрения
Типы философского мировоззрения
Проблема происхождения философии
Основные концепции происхождения философии
Три философские традиции
Специфика философского знания
Проблема предмета философии
Варианты решения проблемы предмета философии
Структура философии
Функции философии
Основной вопрос философии
Варианты решения онтологической стороны основного вопроса философии:
Формы материализма:
Формы идеализма
Решение гносеологической стороны основного вопроса философии:
Дополнительная литература
406.50K
Категория: ФилософияФилософия

Генезис философии и специфика философского знания

1. Тема: Генезис философии и специфика философского знания

Философия и мировоззрение. Структура и
типы мировоззрения.
2. Проблема происхождения философии.
Специфика философского знания.
3. Предмет, структура и функции философии.
4. Основной вопрос философии.
1.

2. Понятие философии

Φιλοσοφία
φιλία – любить
σοφία – мудрость
Пифагор
(VI в. до н.э.)

3. Определение философии

Философия – особая форма познания
мира, предметом изучения которой
являются предельно общие
(всеобщие) связи и отношения
действительности, которые
фиксируются философскими
категориями.

4. Отличие философии от конкретных наук

Философия изучает не
конкретные формы и
структуры действительности,
а общие принципы бытия и
познания.

5. Задача философии

Философия вырабатывает предельно
обобщенную систему взглядов на
мир, включающую не только
познавательное и практическое, но
также нравственное, эстетическое и
социально-политическое отношение
человека к действительности.

6. Философия как ядро мировоззрения

Мировоззрение – система взглядов
на действительность, взятую в
ее отношении к человеку.
Поэтому мировоззрение
включает не только
представления о мире, но и о
месте человека в нем.

7. Характеристики мировоззрения

Не является суммативным образованием,
но представляет собой целостную систему.
Содержит взгляды, опосредованные
личным опытом субъекта, имеющие
эмоциональную окраску и выражающие
убеждения человека и принципы его
деятельности.

8. Определение мировоззрения

Мировоззрение – целостная система
обобщенных взглядов на мир и
представлений о действительности,
система убеждений, идеалов, которые
раскрывают теоретическое и практическое
отношение человека к миру, его способ
видения, понимания, оценки окружающей
действительности, способ осознания себя
как конкретно-исторического субъекта
практики и познания.

9. Структура мировоззрения

Мировоззрение включает в себя две
стороны:
1. Эмоционально-психологическая
сторона (мироощущение и
мировосприятие).
2. Познавательно- интеллектуальная
сторона (миропонимание).

10. Элементы мировоззрения

Мироощущение – совокупность
настроений и чувств людей, составляющих
их эмоциональный опыт.
Мировосприятие – совокупность
познавательных образов, картин мира,
составляющих наглядное
представление о нем.
Миропонимание включает в себя
разнообразные знания о
действительности, убеждения и системы
ценностей.

11. Особенности мировоззрения

Мировоззрение является элементом
общественного сознания
Зависит от культурного контекста и
определяется господствующей в данный
период формой общественного сознания
Изменяется от эпохи к эпохе в
зависимости от того, какая форма
общественного сознания составляет ядро
мировоззрения

12. Общественное (коллективное) сознание

Общественное сознание – совокупность
чувств, взглядов, идей, характерных для
общества в целом или для отдельных
социальных групп.
Важнейшие формы общественного сознания,
выступавшие в различные периоды
истории ядром мировоззрения:
мифология, религия, философия, наука.

13. Типы мировоззрения

Мифологическое
Религиозное
Философское
Научное

14. Типы философского мировоззрения

Космоцентризм – объяснение
окружающего мира, всего сущего
действием космических (природных) сил и
космических циклов.
Теоцентризм – объяснение и понимание
сущего через господство Божественной
воли. Бог – творец мира.
Антропоценризм – рассматривает
человека как венец и цель творения, из
чего делает вывод о его
самодостаточности.

15. Проблема происхождения философии

Условия возникновения философии:
1. Углубление общественного разделения
труда, отделение умственного труда от
физического.
2. Формирование понятийной формы
мышления. «Формула» возникновения
философии: От мифа к логосу.

16. Основные концепции происхождения философии

Мифогенная, полагающая миф первообразом
всей культуры и единственным источником
философии.
Религиогенная, согласно которой проблематика и
содержание первых философских систем было
заимствовано из религии.
Сциентистская, согласно которой философия
возникает одновременно с рациональным
специализированным знанием – «преднаукой» как ее обобщение и систематизация.

17. Три философские традиции

Греция
Китай
Индия

18. Специфика философского знания

Философия – особая культура мысли. Она имеет
дело с чисто понятийными определениями,
постигает мир в предельных понятиях.
Предметом философского мышления выступает
всеобщее.
Философские проблемы носят
мировоззренческий характер и являются
принципиально неразрешимыми («вечными»).
Предметом философского мышления являются
умопостигаемые сущности, не данные в
опыте.
Достоверность философского знания не
является научной в строгом смысле слова, а
ее истины не являются общезначимыми.

19. Проблема предмета философии

Вопрос о предмете философии является
дискуссионным, поскольку представления
о нем существенно изменялись по мере
развития философского знания и
эволюции человеческого общества.

20. Варианты решения проблемы предмета философии

Древние философы считали предметом
философии знание о первоначале (первопричине)
мира.
Аристотель полагал задачей философии
постижение мира как разумного и целостного,
происходящего из единого принципа.
Гегель считал предметом философии эволюцию
Разума, мышления.
Маркс говорил о философии как о знании,
позволяющем не только объяснять мир, но и
преобразовывать его.

21. Структура философии

Онтология – учение о бытии, его
фундаментальных принципах.
Гносеология (теория познания) – учение о
познании, его возможностях и предпосылках,
условиях достоверности и истинности.
Логика – наука о формах, средствах и законах
мышления.
Этика - учение о морали и нравственности.
Эстетика - наука о прекрасном, возвышенном как
проявлениях ценностного отношения к миру.
Философская антропология – философское
учение о человеке, ставящее вопрос о месте и
назначении человека в мире, смысле его жизни.

22. Функции философии

Специфические:
а) мировоззренческая
б)методологическая
Неспецифические:
а) познавательная
б) прогностическая
в) гуманистическая
г) социокультурная

23. Основной вопрос философии

Онтологическая сторона – вопрос
о приоритете (первичности)
материального или духовного
начала
Гносеологическая сторона –
вопрос о познаваемости мира

24. Варианты решения онтологической стороны основного вопроса философии:

Материалистическое (материя, природа или
бытие признаются первичным, а дух,
сознание, мышление вторичным)
Идеалистическое (утверждает первичность
идеального начала – идеи, Бога, духа,
сознания, мышления)
Дуалистическое (материальное и духовное
понимаются как равноценные и
независимые друг от друга начала мира)

25. Формы материализма:

Наивный (стихийный) материализм древних
философов
Естественнонаучный материализм XVII-XVIII вв.
(характеризуется субстратным пониманием
материи, которая отождествляется с веществом)
Вульгарный материализм «физиократов»
(отрицает принципиальное различие духовного и
материального начал)
Исторический материализм (в основе –
понимание материи как объективной реальности)

26. Формы идеализма

Объективный идеализм – утверждает
в качестве первоначала мира
некоторую абсолютную духовную
сущность - Бога, абсолютный дух,
вечные идеи и т.п.
Представители: Платон, Г.В.Ф. Гегель
Субъективный идеализм – связывает
первоначало с сознанием или
ощущениями субъекта (человека)
Представители: И.Г. Фихте, Д. ЮМ, Э. Мах

27. Решение гносеологической стороны основного вопроса философии:

«Гносеологический оптимизм» -
утверждает принципиальную возможность
получения человеком объективноистинного знания о мире (хотя и не в
смысле исчерпывающего познания)
Агностицизм и скептицизм – отрицают
принципиальную возможность адекватного
знания о реальности

28. Дополнительная литература

Платон. Евтидем / Платон. Соч. В 4-х томах. – Т. 1. – С. 179-184.
Аристотель. Соч. В 4-х т. – Т. 1. (По предметному указателю).
Введение в философию (под ред. И.Т. Фролова). В 2-х частях. – М.,
1989. – Ч. 1. – Гл. 1. (или: Введение в философию / Под ред. И.Т.
Фролова. 2-е изд. – М., 2004).
Корявко Г.Е. Философия как форма общественного сознания.
Очерки теории и истории. – М., 1990.
Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991. – С. 494506.
Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. – М.,
1991. – С. 72-92.
Ойзерман Т.И. Главные философские направления. – М., 1984.
Философия и мировоззрение. – М., 1990.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981. –
С. 3-33.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С.456-477.
English     Русский Правила