Похожие презентации:
Философия и мировоззрение
1. Философия лекции – 28 ч. семинарские - 26 ч. управляемая самостоятельная работа – 18 ч. форма контроля - экзамен
Старший преподавателькафедры экономики и бизнеса
Каленчук Элеонора Николаевна,
231 каб., 1 корпус
2. Тема: Философия и мировоззрение.
1.Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, егоструктура.
2.Исторические типы мировоззрения. Философия как
рационально-теоретический тип мировоззрения. Роль
мировоззрения в жизни человека.
3.Предмет философии и структура философского знания.
Специфика философского мышления.
4.Проблема метода в философии.
5.Функции философии в системе современной культуры.
3. Учебники и учебные пособия:
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Алексеев, П. Б. Философия в схемах и определениях: учебное пособие / П. В. Алексеев. – М., 2019.
Барковская, А. В. Философия: ответы на экзаменационные вопросы / А. В. Барковская, Е. В. Хомич. – 2-е
изд. – Минск, 2018.
Григорян, Ю. X. Предмет философии – качество преобразования / Ю. X. Григорян. – М., 2018.
Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – М., 2015.
Ильин, В. В. Введение в философию: учебное пособие / В. В. Ильин, Б. А. Губман, С. А. Лебедев. – М., 2019.
История философии: Запад - Россия - Восток: учебник для студентов вузов: в 2 кн. – М., 1995. – Кн. 1:
Философия древности и средневековья.
Квятковский, Д. О. Философия. Курс для бакалавров / Д. О. Квятковский. – М., 2016.
Кирвель, Ч. В. Социальная философия: учебное пособие / Ч. В. Кирвель, О. А. Романов. – 2-е изд., дораб. –
Минск, 2013.
Миронов, В. В. Философия с иллюстрациями / В. В. Миронов.– М., 2020.
Руденко, А. М. Философия. Конспект лекций / А. М. Руденко, С. И. Самыгин, Л. А. Минасян. – М., 2019.
Семенов, А. Н. Занимательная философия / А. Н. Семенов. – М., 2020.
Слемнев, М. А. Философия: учебное пособие / М. А. Слемнев, А. Б. Демидов, Э. И. Рудковский. – 2-е изд. –
Витебск, 2015.
Философия во множественном числе / [В. С. Стёпин и др.]. – М., 2020.
Философия: учебник / Ч. С. Кирвель [и др.]. – Минск, 2015.
Философия: учебное пособие / Я. С. Яскевич [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – 2-е изд., перераб. –
Минск, 2016.
Философия: учебник / В. Д. Губин [и др.]. – М., 2017.
4. Учебники и учебные пособия:
Хрестоматии и антологииПуть в философию: антология. / [С.Я. Левит и др.]: М.: ПЕР СЭ; СПб.: университетская книга,
2001.– 445 с.
Философия. Практикум: учебное пособие / [Г. И. Малыхина и др.]. – Минск, 2017.
Философия: практикум для студентов ФФСН БГУ: в 2 ч. / авт.-сост.: Е. В. Хомич, Д. Г. Доброродний;
Белорус, гос. ун-т. – Минск, 2012.
Информационно-справочные издания
Новая философская энциклопедия / Ред. совет: Степин В.С., Гусейнов А.А., Семигин Г.Ю., Огурцов
А.П. и др. – в 4 т. М.: Мысль, 2010.–744 с.
Новейший философский словарь / сост. и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. – Минск : Интерпрессервис :
Кн. Дом, 2001. – 1279 с. – (Мир энциклопедий).
Русская философия: энциклопедия / [науч. ред. П. П. Апрышко, Г. Поляков]; под общ. ред. М. А.
Маслина. – М., 2007.
5. 1.Философия и мировоззрение.
Философия- форма духовной деятельности, направленной на
постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов,
связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем.
Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и
мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.).
В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости
(от греческих слов филео - любовь и софия - мудрость).
Зарождение
философии как специфической формы духовной
деятельности относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей
эры, т. е. произошло примерно три тысячи лет назад.
6. 1.Понятие и структура мировоззрения.
ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯЗачем человек приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чем смысл
жизни? Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть
разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно,
меняются и представления людей о мире, человеке.
Все представления и знания человека о самом себе называются его
самосознанием.
Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание
является его фундаментом.
Сознание
представляет собой сложную многоуровневую систему,
включающую в себя природно-психические, индивидуально-личностные и
социокультурные проекции.
Функциональным ядром сознания выступает мышление.
Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности,
например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа
являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень
самосознания — первичное представление о себе. Нередко оно определяется
оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен
глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из
форм человеческого самосознания называется мировоззрением.
7. Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.
Мировоззрение — представляет собой систему илисовокупность представлений и знаний о мире и человеке,
об отношениях между ними.
В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к
отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное
отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В
мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в
нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и
неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.
В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей.
Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих
воззрений на жизнь.
Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором
принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения
входят обобщенные знания, определенные системы ценностей,
принципы, убеждения, идеи.
Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки;
ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е.
взгляды,
активно
воспринимаемые
людьми,
особо
устойчивые
психологические установки человека.
8. Структура мировоззрения
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯВ структуре мировоззрения по мнению проф. А.А. Радугина традиционно
выделяют четыре основных компонента:
Познавательный компонент включает в себя прежде всего знания, полученные
самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это
конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и
обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.
Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях,
идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны
регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято
обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и
желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и
несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием
устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми
являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные,
правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.
Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску
ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность
действовать в соответствии с ними.
Практический компонент это реальная готовность человека действовать,
определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.
9.
Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты,согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека,
что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные
черты.
В различных формах мировоззрения по-разному представлены
эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум.
Эмоционально-психологическую основу мировоззрения на уровне
настроений
и
чувств
называют
мироощущением
(или
мировосприятием, если используются наглядные представления),
познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как
миропонимание.
Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие пессимистическое, мировосприятие (альтруист, эгоист), отношение к миру
(догматик, диалектик).
10. Уровни мировоззрения.
В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логическойпоследовательности
аргументов
в
мировоззрении
различаются
также
жизненно-практический
и
интеллектуальноумозрительный (теоретический) уровни осмысления.
Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается
стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот
почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не
"сходятся концы с концами", эмоции в критических ситуациях могут
оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла.
Однако, именно повседневность и является той базой, на основе которой
мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с
помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения
основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть
рационально осмыслены.
Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне
мировоззрения – теоретическом, который формируется в ходе
систематического обучения и самообразования. В него входят
теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в
виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые
оценки происходящих явлений природы и жизни общества.
11. Формы мировоззрения.
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрениитого или иного времени находит выражение его общий
интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех
или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни,
идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит,
что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества,
мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и
индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять
общественное,
групповое
и индивидуальное
как специфические формы мировоззрения.
12. 2.Исторические типы мировоззрения
С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущихисторических типа мировоззрения:
мифологическое;
религиозное;
философское.
13.
Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание,предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом
отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения
превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает
прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным —
явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще
не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих
явлений,
они
объяснялись
при
помощи
фантастических
предположений, без учета причинно-следственных связей.
К отличительным чертам мифологического мировоззрения можно отнести:
- синкретизм (нерасчлененное единство реального и воображаемого,
знания и веры, естественного и сверхъестественного);
антропоморфизм (наделение предметов природы, а затем и
общественных явлений человеческим обликом и свойствами);
- гилозоизм (отсутствие границы между живым и неживым),
конкретность, эмоциональность, нерефлексивность и т.д.).
14.
Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость)основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более
гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная
система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает
образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии
и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей
одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское
мировоззрение
определяется
как
системнотеоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения
являются логичность и последовательность, системность, высокая
степень обобщения.
Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является
высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства,
то философия - на логику и доказательность.
От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно
остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в
религии это невозможно.
15. Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном
игуманистическом типах мировоззрения.
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое
мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно
представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир,
опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой
современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько
столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь
точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями:
результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие
массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования
массами и т.д.
Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой
человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма
выразил И. Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством
для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует
всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью
реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как
реально существующее.
16. Роль мировоззрения в жизни человека
РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКАМировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов,
приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир,
делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения
целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь
в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и
установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое
еще не сформировано (например, разочарование в религии),
называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно
восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место
будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем
и наркотиками или мистикой и сектантством.
С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр.
mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав
психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это
духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта.
Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт
народа. В последнем случае менталитет отображает национальный
характер («душу народа»).
17. 3.Предмет философии
Философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Б. Рассела ,"представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно".
Аристотель (384-322 до н. э.), в качестве критерия предмета
философии выделял степень "общего". Философия занимается более
общими вещами, "вечными" и "божественными" первоначалами.
Она показывает нам "первоначала бытия и познания". Философия это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так
думали и мыслители Нового времени: Декарт, Гегель и др.
Пифагор (V в. до н. э.) - предмет философии – мудрость.
Сенека (I в.) считал, что философия имеет предметом не внешний
мир, а человеческую мораль, т.е. предмет философии - это учение
о добре и зле.
18. Предмет философии
Философия прежде всего учит нас мудро прожить жизнь и сдостоинством завершить ее. Такую же мысль развивал философ –
М. де Монтень (XVI в.), И. Кант (XVIII в.), философ XIX в. Ф. Ницше,
а в XX в. А. Швейцер и др.
В Новое время (XVII- XVIII вв.) большинство мыслителей связывали
предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс).
В XIX-XX вв. предметом философии называли "мировое целое",
"сущность и законы общества", "изучение наиболее общих
понятий", "познание Универсума", науку о ценностях,
изучение наилучшей системы общественного устройства и т.д.
19. Предмет философии
Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей омире, смысл отношения объектов, процессов мира.
Главное в предмете философии - это философская рефлексия. Это
значит, что философия рассматривает мир через призму субъектобъектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу,
другим людям. Философия ищет в мире его онтологические,
методологические, нравственные, эстетические основания. Философ
всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает
исходные основания человеческой деятельности. Философия, в
отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки
ответить на вопрос - что такое человек? Что есть мир для него, чего
может желать и добиться в этом мире человек.
20. Специфика философского знания
В чем же состоит своеобразие философии?Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью.
Вторая характерная особенность философии — наличие в ней
значительного ценностного компонента. Это означает, что философия,
будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим
аспектом, что она такое сложное духовное образование, которое
призвано утверждать гуманистические идеалы: Истину, Добро,
Справедливость, формировать целостное мировоззрение личности.
Третья отличительная черта философии заключается в ее особой
рефлексивности (отражении). Она рефлексирует саму духовную
деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной
действительности, является результатом самосознания всей науки,
предельным основанием духовной культуры.
В силу этих особенностей философия является интегратором всей
духовной культуры.
21. Специфика философского знания
1. Проблема объекта и предмета философии.2. Проблема первоосновы мира.
3. Проблема развития мира.
4.Проблемы познания мира.
5. Проблема человека и его места в мире.
Философия , таким образом, выступает как самосознание культуры
той или иной исторической эпохи.
22. Специфика философского знания
И. КантПо его мнению, философия должна дать человеку
ответ на следующие вопросы:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Что такое человек, в чем смысл и назначение его
бытия?
Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших
идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать
жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством
завершить ее? Они не могут быть решены окончательно, так как
каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново.
23. структура философского знания
На протяжении длительного исторического развития философии в нейсформировались относительно самостоятельные и
взаимодействующие друг с другом области знания:
учение о бытии (онтология),
учение о познании (гносеология),
учение о ценностях (аксиология),
учение о человеке (антропология),
учение об обществе (социальная философия),
этика, эстетика, философия религии, философия науки,
философия истории и др.
24. Основной вопрос философии
Своеобразие философии во многом зависит от формулировки основного ее вопроса.Представления о содержании такого вопроса у философов различаются.
Так, Ф. Бэкон выделял в философии как основной - вопрос о расширении
могущества человека над природой, благодаря познанию явлений окружающего мира
и внедрению знания в практику.
Р. Декарт и Б. Спиноза в качестве основного вопроса философии выделяли
вопрос о завоевании господства над внешней природой и совершенствования
человеческой природы.
К. А. Гельвеций основным вопросом считал вопрос о сущности человеческого
счастья.
Ж.-Ж. Руссо такой вопрос сводил к вопросу о социальном неравенстве и путях его
преодоления.
И. Кант считал основным в философии вопрос о том, как возможно априорное
знание, т. е. такое знание, которое добывается доопытным путем, а И. Г. Фихте данный
вопрос сводил к вопросу об основоположениях всякого знания.
Для известного российского философа С. Л. Франка такой вопрос звучал так: что такое
человек и каково его истинное назначение, а известный представитель
французского экзистенциализма А. Камю считал, что в этом качестве выступает вопрос
о том, стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?
25. Основной вопрос философии
В современной отечественной философской мысли многимиспециалистами основным считается вопрос об отношении
мышления к бытию, сознания к материи.
Такая постановка основного вопроса философии отражена в работе Ф.
Энгельса “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. В
ней отмечено: “Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей
философии есть вопрос об отношении мышления к бытию”, и далее
“философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как
отвечают они на этот вопрос” , т. е. на материалистов и идеалистов.
Принято считать, что основной вопрос в такой постановке
имеет две стороны. Первая — связана с ответом на вопрос о
том, что первично — материя или сознание, а вторая сторона
сопряжена с ответом на вопрос о познаваемости мира.
26. Основной вопрос философии
Онтологическая(бытийная)
сторона
основного вопроса философии заключается в
постановке и решении проблемы: что первично
– материя или сознание?
Гносеологическая (познавательная) сторона
основного
вопроса:
познаваем
или
непознаваем ли мир, что первично в процессе
познания?
27. Основной вопрос философии. Онтологическая сторона основного вопроса философии.
ИДЕАЛИСТЫЧто касается идеалистов, то они признают первичным идею,
дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного.
Однако соотношение сознания и материи представителями объективного
и субъективного идеализма понимается не одинаково.
Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности
идеализма.
Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф.
Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что
помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”,
т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы.
В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма
(Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы
видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений.
Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т.
е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта,
который как бы примысливает реальность.
28. Основной вопрос философии
МАТЕРИАЛИСТЫМатериалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир
представляет собой объективно существующую реальность. Сознание
же считается производным, вторичным по отношению к материи.
Материалисты стоят на позициях материалистического монизма
(от греческого монос — один). Это означает, что единственным
началом, основой всего сущего признается материя. Сознание
считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга.
Однако
существуют и другие философские воззрения на
соотношение материи и сознания. Некоторые философы
рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания
всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений
придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их
называют дуалистами (от латинского dualis — двойственный) за
признание в качестве равноправных материю и сознание (дух).
29. Основной вопрос философии. Гносеологическая сторона основного вопроса философии
Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знанияо нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и
служат основой для эффективной, целесообразной деятельности
людей.
Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира
разделились на две группы. Субъективные идеалисты
сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а
объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания
мира, но ставят познавательные способности человека в
зависимость от Бога или потусторонних сил.
Философов, отрицающих возможность познания мира,
называют агностиками.
Уступки
агностицизму делают
представители субъективного идеализма, которые сомневаются в
возможностях познания мира или объявляют некоторые области
действительности принципиально непознаваемыми.
30. Основной вопрос философии
Существование двух главных направлений в философии имеетсоциальные основания или источники и гносеологические корни.
Социальным основанием материализма можно считать потребность некоторых
слоев общества в том, чтобы при организации и ведении практической
деятельности исходить из опыта или опираться на достижения науки, а в качестве
гносеологических его корней выступают претензии на возможность получения
достоверных знаний об изучаемых явлениях мира.
К социальным основаниям идеализма можно отнести неразвитость науки,
неверие в ее возможности, незаинтересованность в ее развитии и использовании
результатов научных исследований определенных социальных слоев. К
гносеологическим корням идеализма — сложности процесса познания, его
противоречия,
возможность
отрыва
наших
понятий
от
реальной
действительности, возведения их в абсолют. В. И. Ленин писал: “Прямолинейность и
односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота...
(вот) гносеологические корни идеализма” . Главный источник идеализма заключается в
преувеличении значения идеального и в преуменьшении роли материального в
жизни людей. Идеализм развивался в истории философии в тесной связи с
религией. Однако философский идеализм отличается от религии тем, что облекает
свои доказательства в форму теоретизирования, а религия, как отмечалось ранее,
базируется на признании непререкаемого авторитета веры в Бога.
31. Основной вопрос философии
Материализм и идеализм представляют собой два течения вмировой философии. Они выражаются в двух различающихся типах
философствования. Каждый из этих типов философствования имеет
подтипы.
Материализм выступает в форме стихийного материализма древних
(Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического
материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А.
Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического материализма (К. Маркс,
Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.).
Идеализм также заключает в себе два подтипа философствования в
форме объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г.
В. Ф. Гегель) и субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант).
Кроме того, в рамках названных подтипов философствования можно
выделить
особые
школы
с
присущими
им
особенностями
философствования.
Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном
развитии. Между представителями того и другого идет полемика,
способствующая развитию философствования и философского знания.
32. Основной вопрос философии
РационализмВ качестве широко распространенной разновидности философствования
выступает рационализм, который означает признание ценности и
авторитета разума в познании и в организации практики. Рационализм
может быть присущ как материализму, так и идеализму.
o В рамках материализма рационализм допускает возможность разумного
объяснения всех процессов в мире. Философы, стоящие на позициях
материалистического рационализма (К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, К.
Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и другие), полагают, что люди, опираясь на
сознание, сформированное в них в ходе взаимодействия с природой, способны
осуществлять познавательную деятельность, благодаря которой можно достичь
адекватной осведомленности об объектах окружающего их мира и на этой
основе рационально, т. е. разумно, оптимально, экономно организовать
практику.
o Идеалистический рационализм, типичными представителями которого
являются Ф. Аквинский, В. Г. Лейбниц и Г. В. Ф. Гегель, придерживаются того
взгляда, что основу всего сущего составляет разум, который правит всем. При
этом считается, что человеческое сознание, являющееся порождением высшего
божественного разума, способно постигать мир и предоставлять возможность
человеку действовать успешно.
33. Основной вопрос философии
ИррационализмПротивоположностью
рационализма
является
иррационализм, который, принижая значение разума,
отрицает правомерность опоры на него как в познании, так и в
практике. Основанием взаимодействия человека с миром
иррационалисты называют откровение, инстинкт, веру,
бессознательное.
34. Основной вопрос философии
Помимо названных оснований, характер философствования можетопосредоваться такими принципами, как монизм, дуализм и плюрализм.
Монизм может быть как идеалистическим, так и материалистическим. Те,
кто придерживаются идеалистического монизма, в качестве единого
первоначала рассматривают Бога, или мировой разум, мировую волю.
Согласно же материалистическому монизму в качестве первоначала всего
сущего выступает материя.
Монизму противостоит дуализм, признающий равноправие двух начал
сознания (духа) и материи.
Философы, считающие равноправными самые разные точки зрения,
называются плюралистами (от латинского pluralis — множественный).
Допущение плюрализма при наличии высокой философской культуры в
условиях неопределенности общественных целей и задач порождает
возможность открытого обсуждения проблем, закладывает почву для
полемики между теми, кто отстаивает разные, но правомерные на данный
момент общественной жизни идеи, гипотезы и построения. В то же время
формальное и жесткое использование этого принципа может создавать почву
для уравнивания в правах истинных, подлинно-научных и ложных мнений и
тем самым затруднять философствование как процесс поиска истины.
35. Основной вопрос философии
Современное состояние (неразрешенность) основного вопросафилософии и его перспективы.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов,
основной вопрос философии достоверно не решен ни с
онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически
является известной (неразрешенной) философской проблемой. В
ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше
внимания традиционному основному вопросу философии, так как
он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.
Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем
может появиться другой основной вопрос философии – проблема
экзистенционализма,
то
есть
проблема
человека,
его
существования, управления собственным духовным миром,
взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного
выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.
36. Проблема метода философии
Философский метод (от греч. methodos – путь познания) естьсистема наиболее общих приемов теоретического и
фактического освоения действительности, а также способ
построения и обоснования системы самого философского
знания.
Философские
методы
находятся
между
собой
в
диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему,
благодаря чему философия и выступает как общая
методология познания и освоения мира.
37. Проблема метода философии
Диалектика– метод философского исследования, при
котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически,
последовательно с учетом их внутренних противоречий,
изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы
противоположностей.
Метафизика – метод, противоположный диалектике, при
котором объекты рассматриваются:
- обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их
взаимосвязанности);
- статично (игнорируется факт постоянных изменений,
самодвижения, развития);
- однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется
внимания противоречиям, не осознается их единство).
38. Проблема метода философии
Приматериалистическом методе действительность
воспринимается как реально существующая, материя – как
первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть
проявление матери. (Материалистическо-диалектический
метод господствовал в советской философии, и имеет
широкое распространение в современной российской.)
Суть
идеалистического философского метода –
признание в качестве первоначала и определяющей силы
идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
Идеалистический метод особенно широко распространен в
США в ряде стран Западной Европы (например, Германии).
39. Проблема метода философии
Сенсуализм (от лат. sensus – чувство) – методологическийпринцип, в котором за основу познания берутся чувства и
который стремится все знания вывести из деятельности
органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в
познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и
др.).
Рационализм (от лат. ratio – разум) – метод, согласно
которому основой познания и действия людей является разум
(Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.).
Иррационализм – философский метод, который отрицает
или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании,
а уделяет основное внимание иррациональным способам
постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей,
Бергсон, Хайдеггер и др.).
40. Проблема метода философии
Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегдапринятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный
характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не
имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате,
которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся
достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо
взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной
ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние
века – в религии, в настоящее время – в рекламе).
Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и
некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки,
логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для
принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции,
имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно
кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
Широко распространен в западной философии.
41. функции философии
мировоззренческаяметодологическая
прогностическая
критическая
аксиологическая
социальная
гуманитарная
42. Древний философ, политический деятель и знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) отмечал: «Культура ума есть
философия».Изучение философии, таким образом, способствует формированию
культуры мышления человека, учит его анализировать
события, отделять существенное от второстепенного, истинное
от ложного, выявлять и осмысливать противоречия
окружающей действительности.
Философское знание существует в форме диалога человека с миром.
Философия – это метод познания человеком природного и социального
мира и руководство в его практической деятельности.
43. Выводы:
Философия – исторически изменяющаясясистема фундаментальных идей, это учение
об общих принципах бытия и познания, об
отношении человека к объективному миру и
его месте и роли в этом мире.