1.81M
Категория: КультурологияКультурология

Искусство лаковой живописи (Федоскино, Палех, Мстера, Холуя)

1.

Искусство лаковой живописи
(Федоскино, Палех, Мстера, Холуя)
В саду
Шапкин Олег. Федоскино

2.

Около 200 лет назад в России появились народные промыслы
лаковой миниатюры на изделиях из папье-маше - шкатулках.
С 1789г. одним из первых стал развиваться промысел в селе
Федоскино недалеко от Москвы. Федоскинские мастера
работают масляными красками. Отличительный приём
федоскинских мастеров выполняется лессировочными
красками по подкладке из сусального золота или перламутра,
а также поверх слоя алюминиевого порошка. Прозрачные
краски словно загораются изнутри. Создавая главным образом
любимые темы из народного быта – катание на тройках
русские пляски, чаепитие, сенокосы.
Шапкин Олег «Жмурки»
Рогашов Сергей. Федоскино
Лето

3.

Нередко они обращались и к популярным
полотнам русских художников, но не
копировали их , а работали по-своему,
используя типично федоскинские
приёмы росписи. Создавая жанровые
композиции, портреты, пейзажи, они
передают форму объёмно – близко
Князев Сергей
Федоскино
реалистическим направлениям станковой живописи.
Ларишев Геннадий Иванович. Федоскино
Орлова Наталья. Шкатулка
«Снегурочка»

4.

Прочно вошла в искусство федоскинских мастеров тема сказки, родной
среднерусский пейзаж.
Симонов Александр. В ночном
Козлов Сергей. Зима
Лаковая миниатюра. Федоскино
Шкатулка «Морозко» Федоскино
«Аленький цветок».
Федоскино

5.

Палехская миниатюра возникла 1923г. в селе Палех Ивановской области
на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны
бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты. Палехские
росписи славятся рисунками, особой выразительностью точных контурных
тонких плавных линий, переливом тончайших золотых
«Сказка о царе Салтане» А.Пушкин
И.Голиков.Три девицы под окном.
Иллюстрация к «Сказке о царе
Салтане» А. Пушкина.

6.

серебряных нитей. Яркие локальные цвета четко и ясно различается на
черном фоне, изящные удлинённые фигуры.
Палехская миниатюра . «Аленький цветочек.» С.Аксакова

7.

Мстёрский и холуйский промыслы заимствовали технологию изготовления
шкатулок у федоскинцев. Однако каждый народный промысел отличается
особый манерой письма, приёмами украшения, выбором тем для росписи.
Мстёра. «Конёк- Горбунок» П.П.Ершов
Мошкович В.
В лаковой миниатюре свойствен развёрнутый сюжет, который должен легко
«читаться». В Мстёре наиболее подробно «пересказывают» сюжет, поэтому
главные эпизоды здесь как бы уравновешены со второстепенными и все
фигуры мелкие, словно тающие в пейзаже Живопись мстёрских мастеров
напоминает цветные вышитые ковры с изящными, тонкими орнаментами.

8.

Мстёра. Лаковая миниатюра. Тройка

9.

Художественные образы мастеров Холуя всегда конкретны, как бы списаны с
натуры. Росписи Холуя можно узнать и по укреплённым рисунком, силуэты
фигур менее условны, а пейзаж более « натурный». У холуян образы более
материальны и форма моделируется цветом. Но красочное пятно все-таки
остаётся локальным, а Мстёре же его так насыщают полутонами, что оно
напоминает тканный узор.
«Конёк- Горбунок» П.П.Ершов
« Конек-Горбунок» П.П.Ершова.
Холуй
Лаковая миниатюра

10.

11.

Задание
• Изучить предложенный материал по теме
« Искусство лаковой живописи»
• В альбом записать число и тема урока
• Практическое задание: создание
композиции на сказочный сюжет, опираясь
на впечатления от лаковых миниатюр.
• Творческих успехов!
English     Русский Правила