6.60M

Жизнь и творчество М.И. Цветаевой

1.

Жизнь и
творчество М.И.
Цветаевой
Марина Цветаева – великая русская поэтесса, талантливый прозаик,
автор критических литературных статей и биографических эссе.
Цветаеву называют самой романтической натурой Серебряного века
русской поэзии из-за отчаянной страстности и неутолимой жаждой
любви, которые часто не вписывались в общепринятые рамки и
подвергались осуждению при ее жизни.
Варнавских Александр Ф3.306.С9-1

2.

Ранние годы
Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве. Её отец,
Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и
искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем
Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей
польско-немецкой семьи) , была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна.
Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии — полька Мария Лукинична
Бернацкая. Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на
французском и немецком языках — ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние
на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть
дочь музыкантом. После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой
Анастасией остались на попечении отца. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и
в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии.
Начальное образование получила в Москве; продолжила его в пансионах Лозанны
(Швейцария) и Фрайбурга (Германия) . В шестнадцать лет предприняла поездку в
Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской
литературе.

3.

Начало творческого пути. Идейно-тематические
особенности творчества Цветаевой.
Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»). Уже тогда на
творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые — Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай
Гумилёв. Их творчество и произведения Николая Некрасова значительно повлияли на раннее творчество
поэтессы.
В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой
вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник
поэтессы под названием «Из двух книг».
Во время Гражданской войны (1917–1922 гг.) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие.
Кроме поэзии она занимается написанием пьес.
Всему творчеству Цветаевой присущи романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая
обреченность любви, неприятие повседневного бытия, интонационно-ритмическая экспрессивность,
метафоричность. Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия
чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания
действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой во все периоды жизни явились
интонационное и ритмическое разнообразие (она использовала раешный стих, то есть акцентный стих с парной
рифмовкой, ритмический рисунок частушки; фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках «Царьдевица», «Молодец»), стилистические и лексические контрасты (от просторечия и заземленных бытовых
реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности)

4.

Художественные особенности
поэзии М.И. Цветаевой
1
Яркий, экспрессивный язык
В поэзии Цветаевой часто встречаются средства языка, которые служат формальному
выражению экспрессии: звуки (звукопись); сочетание звуков (парономазия); морфема;
словосочетание (тропы); вопросительные и восклицательные предложения;
стилистические фигуры (градация, анафора). Широко представлены способы создания
экспрессии с учетом модификации означаемого. . Особо важными поэтическими приемами
в поэзии Цветаевой представляются гипербола, градация, антитеза и оксюморон. Многие
языковые сдвиги в стихотворных текстах Цветаевой осуществляются на основе этих
приемов. Нельзя не отметить усложненность цветаевского синтаксиса, пунктуационную
сложность. Тире, членящее высказывание на отдельные слова, усиливает впечатление от
получаемой из стихотворения информации.
2
Музыкальность и ритмичность
Главным средством организации стиха был для Цветаевой ритм. Это – сама суть, сама
душа ее поэзии. В этой области она явилась и осталась смелым новатором, щедро
обогатившим поэзию XX века множеством великолепных находок. Она беспощадно
ломала течение привычных для слуха ритмов, разрушала гладкую, плавную мелодию
поэтической речи. Ритмика Цветаевой постоянно настораживает, держит в оцепенении. Ее
голос в поэзии – страстный и сбивчивый нервный монолог, стих прерывист, неровен,
полон ускорений и замедлений, насыщен паузами и перебоями.
3
Страстность и драматизм
Стихи поэтессы разнообразны по мотивам и во многом интуитивны. Однако, на мой
взгляд, есть нечто, объединяющее все произведения Цветаевой, – ее трагическое
мироощущение - «на разрыв», которое в полной мере отразилось в творчестве поэтессы.
Одной из ведущих тем лирики Цветаевой является тема родины, тема любви к отчему
дому, Москве, России. Лишь в ранних стихах поэтессы (1916-1917 года) создается картина
прекрасной страны: бесконечные дороги, багровые закаты и лиловые беспокойные зори.
Позже в стихи Цветаевой вошла война, мировая, а затем гражданская.

5.

Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой
Исследователи творчества Цветаевой отмечают близость черт поэтики Цветаевой с
жанрами устного народного творчества. Цветаева стремится растворить свое «я» в
различных образах окружающего мира, являясь перед читателями в образе сказочных
и исторических персонажей, находя в их судьбах частицу своей собственной судьбы.
Из стихов «Верст» видно, какое огромное интонационное разнообразие народной
речевой культуры вошло в поэтический слух Цветаевой. Ее стилистика становится
ориентированной на церковно-славянский и народно-песенный пласт. В ее стихах
появляются, не свойственные ей ранее, фольклорные мотивы, распевность и удаль
русской песни, заговора, частушки. В стихотворениях Марины Цветаевой, так же, как и
народной поэзии множество упоминаний животных и птиц. Отметим, что как и в
фольклоре, поэт говорит о животных, а имеет в виду людей. В этом можно увидеть, с
одной стороны, традиционное для фольклора изображение чудесного оборачивания
человека животным или птицей, а с другой - поэтический прием, скрытое сравнение.
Как и в народном творчестве, у Цветаевой чаще всего встречаются образы голубя,
лебедя, орла.

6.

Своеобразие поэтического стиля
Марина Цветаева в своих стихах создает особую поэтическую интонацию, искусно используя паузы (они
передаются с помощью многоточий, точек с запятой), дробление текста на выразительные отрезки, часто
Цветаева прибегает вопросительным и восклицательным знакам, любит с помощью многочисленных тире
выделять особо важные, ключевые и эмоциональные слова и выражения, «рвать стих», лишая его плавности и
придавая ему предельную напряженность звучания. Благодаря этим приемам, Цветаева добивается
неповторимой интонации стихотворения, его насыщенности и яркость:
Светло-серебряная цвель…
Светло-серебряная цвель
Над зарослями и бассейнами.
И занавес дохнёт — и в щель
Колеблющийся и рассеянный Свет… Падающая вода
Чадры. (Не прикажу — не двинешься!)
Так пэри к спящим иногда
Прокрадываются в любимицы.Ибо не ведающим лет
— Спи! — головокруженье нравится.
Не вычитав моих примет,
Спи, нежное мое неравенство! Спи. — Вымыслом останусь, лба
Разглаживающим неровности.
Так Музы к смертным иногда

7.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
В центре авторского внимания тема судьбы ранних произведений. Главными образами стихотворения являются
лирическая героиня и её стихи. Во время прочтения произведения воображение рисует молодую поэтессу,
полную жизненной энергии и оптимизма.
Первые катрены – характеристика ранних стихотворений лирической героини. М. Цветаева показывает
восприятие произведений их автором и это придаёт описаниям особый смысл и эмоции. Ведь никто не знает
стихотворения лучше, чем их «создатель». Лирическая героиня рассказывает, что строки срывались с её пера и
врывались «в святилище». Причастия «сорвавшимся», «ворвавшимся» очень точно отображают творческий
порыв, вдохновение поэтессы. Стихи она сравнивает с фонтаном, ракетными искрами, чертями, намекая, что они
творились сами по себе, и удержать их было невозможно.
Марина Цветаева - Моим стихам, написанным так рано

8.

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где — совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.
Основная тема стихотворения обозначена в первой строчке – это ностальгия по России. Поэтесса явно даёт
понять, что в счастливый конец своей истории она не верит, поступиться своими убеждениями не может. Но
это не значит, что она не скучает по дому – по тому дому, которого больше нет и куда она тем не менее хотела
бы вернуться.
Поэтесса никогда не была космополитом, и эту мысль она выражает очень чётко – если не жить на родине, то
ей всё равно, где быть одинокой, непризнанной.
Цветаева М.И. "Тоска по Родине"

9.

Заключение
Марина Цветаева - большой поэт, и вклад ее в культуру русского стиха ХХ века очень
значителен. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики - семнадцать поэм, восемь
стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и
философско-критическая проза. Творчество Марины Ивановной сложно вписать в
рамки литературного течения, границы исторического отрезка. Она необычайно
своеобразна и всегда стоит особняком. Одним близка ее ранняя лирика, другим лирические поэмы; кто-то предпочтет поэмы - сказки с их могучим фольклорным
разливом; некоторые становятся поклонниками проникнутых современных звучанием
трагедий на античные сюжеты; кому- то кажется ближе философская лирика 20-х
годов, иные предпочитают прозу или литературные письмена, вобравшие в себя
неповторимость художественного мироощущения Цветаевой. Однако все ею
написанное объединено пронизывающей каждое слово могучей силой духа.
English     Русский Правила