883.21K
Категория: ИсторияИстория

Русская культура во II половине XVIII столетия

1.

П О В ОЛ Ж С К И Й
ГО С УД А Р С Т В Е Н Н Ы Й
Ф И З И Ч Е С К О Й
К УЛ ЬТ У Р Ы
С П О Р ТА
У Н И В Е Р С И Т Е Т
И
Т У Р И З М А
Русская культура во II
половине XVIII столетия.
Выполнила студентка Макаева Анна Павловна гр. 23101

2.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА
Русская культура - совокупность достижений традиционной и современной культуры русского народа, его материальных,
общественно-политических, научных, духовных и прочих ценностей, созданных в процессе исторического развития. Как и любая
национальная культура, русская культура уникальна, самоценна и вместе с тем интернациональна, является частью мировой культуры.
Русская культура в XVIII веке - время крупных перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию
своего развития.
Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим
становится именно светское направление: создается светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в
завершающую стадию: превращение в науку, складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляется
национальная русская литература, увеличивается число печатных изданий, создаются шедевры церковного зодчества, в которых четко
прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура.
Важным является то, что во второй половине XVIII века формируется просветительская мысль, и идея просвещения глубоко проникает
во все сферы культурного процесса.

3.

Образование
Настойчивая потребность в специалистах, которых церковная школа дать не могла, приводит к созданию светского образования. Первыми
появляются специальные школы еще при Петре 1 (Школа математических и навигационных наук, Первая медицинская школа, Горная,
инженерные школы и т.д.).
В развитии образования в середине и во второй половине XVIII века можно проследить две тенденции:
- утверждение принципа сословности;
- необходимость создания общеобразовательной школы приводит к расширению сети учебных заведений.
Сословные школы. Еще в 30-х гг. в системе образования возобладала школа закрытого типа, прежде всего для дворян, которые находились под
особым попечением правительства. Сеть духовных учебных заведений также теряла характер всесословности (епархиальные училища).
Наиболее распространенным для этого времени типом начальных школ являлись гарнизонные школы. Система сословных школ в последней
четверти XVIII в. выглядела так:
- для дворян — шляхетские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный, пажеский), благородные пансионы (Институт
благородных девиц, 1764 г.);
- для духовенства - духовные академии, епархиальные училища;
- для купцов — коммерческие школы;
- для разночинцев — Академия художеств. Горная, Медицинская, штурманская школы, ремесленная школа;
- для солдатских детей — солдатские школы.

4.

Наука и техника.
С распространением образования было связано и развитие науки. Основными центрами
научной деятельности в этот период являлись Академия наук.
Горное училище в Петербурге (1773), Российская академия наук (1783), Киевская
академия.
Уже
во
второй
половине
XVIII
в.
отечественная
наука
достигла
общеевропейского уровня благодаря деятельности таких ученых, как Эйлер Л., Бернулли
Д. Особая роль в становлении и развитии русской науки принадлежит М.В. Ломоносову,
научная деятельность которого отличалась необычайной многогранностью (известны его
работы в области математики, физики, химии, астрономии, филологии, истории).
Особое развитие в XVIII в. получили естественные науки: в 20-50-е гг. Академия наук
осуществила Великую Северную экспедицию (исследование Северного Ледовитого
океана, северо-востока Азии и северо-запада Америки, Камчатки). В 60-80-е гг. была
проведена комплексная экспедиция по исследованию севера европейской части России
(Поволжья, Приуралья, Урала, Южной Сибири).
Результатом этих экспедиций явилось составление карт страны. 1731 г. — первый
русский географический атлас; 1745 г. — издание "Атласа Российского". Значительными
успехами ознаменовалось развитие математики (Эйлер Л., Бернулли Д., Ломоносов
М.В.), медицины (Д.С. Самойлович, К.И. Щепин, С.Г. Зыбелин), химии, (Ломоносов М.В.,
Севергин В.М.).

5.

Наука и техника.
В более сложных условиях проходило становление гуманитарных наук: в Академии наук им
уделялось меньше внимания, и развивались они в основном за пределами Академии.
Значительный шаг вперед сделали правовая наука, языкознание и, прежде всего, история.
Крупнейшими историками этого времени являлись В.Н. Татищев («История Российская»,
положившая начало русской исторической науке), М.М.Щербатов ("История Российская",
отличавшаяся консервативностью политической концепции), И.Н. Болтин ("Примечания на
историю древния и нынешния России г. Леклерка", отличавшиеся появлением целого ряда
новых и важных наблюдений касательно норманнской теории, об общности исторического
процесса, о процессе и причинах оформления крепостного права).
Все сферы духовной жизни России середины и второй половины XVIII в. пронизывают идеи
Просвещения (философское течение, представленное Вольтером, Дидро, Руссо, главной
мыслью которых было усовершенствование человеческой личности). Решающую роль в
осуществлении идеалов просветители отводили просвещенному монарху, способному
преобразовать страну на разумных, гуманных началах. Именно поэтому вопрос о характере
государственной власти оставался одним из самых главных (формируется идеология
"просвещенного абсолютизма"). Идеи просвещения были настолько популярны, что их
одинаково восприняли представители консервативной мысли (Сумароков А.П., Щербатов
М.М.), либеральной (Новиков Н.И., Фонвизин Д.И.), революционной (Радищев А.Н.).

6.

Литература XVIII в.
Литература XVIII в. представлена тремя направлениями:
классицизмом — творчество Сумарокова А.П. (трагедия "Дмитрий Самозванец", комедии "Опекун", "Лихоимец"; основной
задачей для писателя являлось исправление и просвещение дворянства);
художественно-реалистическим — становление этого направления связано с творчеством Д.И. Фонвизина. Комедии "Бригадир"
и "Недоросль" внешне схожи с сочинениями классицизма, но само содержание отличается (в них выведены живые люди,
художественно обобщенные характеры. Они не сводятся к бичеванию недостатков характера, они обличают пороки
крепостничества);
сентиментализмом — Карамзин Н.М. (повесть "Бедная Лиза"). Для сентиментализма характерен показ чувств рядового
человека, идеализация действительности.

7.

Архитектура.
Архитектура. В развитии классицизма во второй половине XVIII века можно проследить два этапа:
ранний классицизм (60-80-е гг.), когда ведущее значение имели общественные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех
других построек;
строгий классицизм (80-90-е гг.), когда преобладали частные дворцы и усадебные постройки с присущей традиционной схемой. Крупнейшими зодчими
классицизма являлись:
В Петербурге: Кваренги Д. (Ассигнационный банк(1 рис.), Академия наук, Английский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском Селе);
Львов Н.А. (Главный почтамт в Петербурге(3 рис.)):
Ч. Камерон (создатель дворцово-парковых ансамблей в пригородах Петербурга (в Царском Селе, Камеронова галерея, в Павловске); Старое И.Е.
(Таврический дворец);
В Москве: В.И. Баженов (проект Кремлевского дворца, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно(2 рис.), Дом Пашкова); Казаков М.Ф. (Петровский
дворец, здание Сената в Московском Кремле, здание Московского университета на Моховой, Голицынская больница).

8.

Живопись
Живопись. Русская живопись вступает в новый этап своего развития, выразившийся, прежде всего, в совершенствовании портретной
живописи и в появлении ранее отсутствовавших жанров: пейзажа, исторического, бытового. Расцвет портретной живописи связан с
многочисленными заказами двора, вельмож и развивался в двух направлениях: парадного портрета и камерного.
Выдающимися художниками этого жанра являются: Рокотов Ф.С. (портреты Новосельцевой В.Е.. Струйской А.И.), Левицкий Д.Г. (цикл
портретов "Смолянки", портреты Дидро, М.А. Дьяковой); В.П. Боровиковский (портреты Н.А. Нарышкиной(рис.1), М.А. Орловой, М.И.
Лопухиной). В творчестве последнего происходит становление реалистической живописи. Начало жанровой живописи было положено
творчеством М. Шибанова, создавшего картины из крестьянской жизни ("Крестьянский обед", "Сговор"). Родоначальником пейзажной
живописи является С.Ф. Щедрин (ландшафты Павловска и Петербурга), Алексеев Ф.Я. ("Красная площадь")(рис.2). Первые картины в
историческом жанре были созданы А.П. Лосенко ("Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой").

9.

Театр и музыка
Театр и музыка. Во второй половине XVIII в. происходит становление русского театра.
Были созданы: в 1756 г. русский театр для представления трагедий и комедий (руководителем труппы являлся Ф. Волков —
блестящий актер, поэт, драматург, музыкант); в 1779 г. — частный театр в Царицыном лугу под руководством известного
актера Дмитриевского; в 1780 г. - Петровский театр, в репертуаре которого наряду с драматическими были оперные и
балетные спектакли. Большое развитие получил и крепостной театр (например, наиболее известен театр Шереметьева).
В числе ведущих композиторов XVIII века считают:
Березовского Михаила Созонтовича – создателя оперы «Демофонт» - 1773 г.
Бортнянского Дмитрия Степановича – создателя нового типа русского хорового концерта, оперы «Сын – соперник» - 1787 г.
Фомина Евстафия Ипатовича – создателя песенной оперы на национальный русский сюжет «Ямщики на подставе» - 1787 г.,
«Американцы» - 1788 г., мелодрамы «Орфей» - 1792 г.
Хандошкина Ивана Евстафьевича – русского скрипача, композитора, основоположника русской скрипичной школы.
Пашкевича Василия Алексеевича – русского композитора, скрипача, дирижера, одного из создателей русской комической
оперы «несчастье от кареты» - 1779 г., «Скупой» - 1782 г., сказочной оперы «Февей» - 1786, второй редакции оперы «СанктПетербургский гостиный двор» - 1792..
Их идеи сводились к проблемам:
уничтожения крепостничества;
ликвидации самодержавия.
Императрица Екатерина II очень негативно относилась к идеям просветительства. Книга А.Н. Радищева «Путешествие из
Петербурга в Москву» (1790 года), вызвавшая великое любопытство, была ею запрещена. Изданную книгу Екатерина II
распорядилась конфисковать и уничтожить. Из тиража в 600 экземпляров было продано лишь 25 экземпляров. Официально
«Путешествие» находилось под запретом более века. .

10.

Отличительные черты культуры XVIII века
Отличительной чертой культуры XVIII века было появление интереса к отечественному языку, его истории, необходимости его изучения, развития и
сбережения.
В понятие «русской язык» в тот период включалось многое: славяно-русское красноречие, приказной язык, иностранные заимствования, устная речь с
диалектами и областными говорами.
Впервые лексические нормы литературного языка упорядочил М.В. Ломоносов в своем сочинении «О пользе книг церковных в российском языке»
(1757г.). В нем Ломоносов разделил литературный язык на три стиля: высокий, средний и низкий.
В России создаются общества, занимающиеся разработкой русского языка. В Петербурге в 1783 году создана Российская Академия как научный центр по
изучению русского языка и словесности. Академией был впервые в России подготовлен «Словарь Российской Академии» - словарь русского языка.
Руководила Академией Екатерина Романовна Дашкова, княгиня, общественный деятель, писательница. Помогла в дворцовом перевороте взойти на
престол Екатерине II. По инициативе Е.Р. Дашковой издано собрание сочинений М.В. Ломоносова, переиздано «Описание земли Камчатки» С.П.
Крашенинникова, продолжена публикация «Дневных записок» И.И. Лепехина, издавался журнал «Собеседник любителей российского слова», к участию в
нем она привлекла Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина, В.В. Капниста и других. При участии Е.Р. Дашковой также издавался журнал «Новые
ежемесячные сочинения» (1786 – 1796 гг.). Под ее наблюдением выходил сборник «Российский Феатр, или полное собрание всех российских
феатральных сочинений». После опубликования в названном сборнике трагедии Княжнина «Вадим новгородский»
Екатерина II отстранила Дашкову от управления Академией. После смерти императрицы в 1801 члены Академии предложили Дашковой занять место ее
президента, от чего она отказалась. Ее произведения издавались во многих странах мира.

11.

Скульптура
• В скульптуре проявили себя:
• Карло Бартоломео Растрелли : статуя анны Иоанновны с арапчонком(рис.1)
• Ф.И. Шубин: галерея портретов М.В. Ломоносова, портреты полководца П.. Румянцева-Задунайского;
• Э. Фальконе : «Медный всадник» (Петру I)(рис.2)
• М.И. Козловский : памятник К. Минину и Д. Пожарскому(рис.3); надгробие Н.П. Собакиной
English     Русский Правила