1.22M
Категории: ИсторияИстория СпортСпорт

История зарождения спорта

1.

Проектная работа
Дручинина Евсея и Соломко Евгения
История зарождения спорта
1

2.

Введение
• При рассмотрении исторического процесса выделяют целенаправленные и планомерные усилия,
которые предпринимали люди различных эпох в области физической культуры. Сюда относятся
физическое воспитание детей, военная подготовка, гигиенические и лечебные двигательные упражнения,
игры и традиционные состязания. В то же время физическая культура, постоянно обогащающая арсенал
своих средств элементами физических упражнений, заимствуемыми из процессов трудовой и военной
деятельности, проявляется не только как опора воспитания и здравоохранения, она также удовлетворяет
потребности общества, связанные с развитием эмоциональных представлений, снятием напряжения,
развлечением и сохранением энергии. В конечном счете, синтез истории физической культуры отражает
специфическую сферу преобразования природы человеком, формирования все более совершенного
человеческого естества, сознания, регулирования социального общежития, а также развитие
соответствующих традиций, институтов и организаций.
• Область физической культуры точно так же, как архитектура, литература, искусство и прочие
общественные явления, имеет свои специфические закономерности. В связи с этим она развивается и
самостоятельно; ее содержание, организационные формы, сфера действия постоянно интегрируется и
дифференцируются. Однако определяющую роль в ее развитии играет материальная база общества, его
строй и вытекающие из него цели и задачи. Цепь взаимосвязей дополняют такие виды социальной
деятельности, влияющие на физическую культуру, как техника, военное искусство, политика, право,
здравоохранение, воспитание, религия, эстетика, равно как и уровень культурных потребностей, местные
обычаи и возможности.

3.

Физическая культура в Риме.
• Древний Рим - централизованное государство, здесь преобладала система семейного
воспитания, отец готовил своих детей до 12 лет. Он обучал сына ведению хозяйства,
владению оружием, учил любить родину, быть послушным и скромным. Средствами
физической подготовки были народные игры, упражнения (бег, метания, фехтования борьба).
С 17 лет они призывались в армию, где начиналась Военная физическая подготовка.
Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с чучелом, с палками,
учились обращаться с оружием, часто рубили лес. Именно здесь при рабовладельческом
строе была армия, наилучшим образом подготовленная в физическом отношении.
Беспрецедентными были масштабы и пышность состязаний, носивших характер народных
развлечений. В Риме не было организованного школьного физического воспитания. Римский
господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно
включаться в занятия спортом. Были в Римской империи и стремления со стороны
господствующего класса культивировать состязания по греческому образцу.

4.

Возникновение физической культуры в первобытном обществе.
Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная
деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования.
Вопрос заключается в том, какие факторы в этих условиях, в непрекращающейся борьбе с природой,
побудили наших предков разработать комплекс физических упражнений, служащих формированию
человека.
Н. Пономарев в своей монографии "Возникновение и первоначальное развитие физического
воспитания" пришел к выводу о том, что человек стал человеком не только в ходе развития орудий
труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого человеческого тела, организма человека
как главной производительной силы. В этом развитии ключевую роль играла охота как форма
работы. Использование средств труда для целей охоты требовало качественно новых навыков
движений, прежде всего увеличения воздействия силы, навыков быстроты, выносливости и
активности в работе.
В развитии физической культуры первобытнообщинного строя дважды происходил качественный
скачок. В ходе первого - охота на крупных животных вызвала к жизни обособившуюся от процесса
труда и постепенно совершенствующуюся систему движений, и ее перенос на другие области жизни.
В рамках возникшей новой сферы деятельности (физическое воспитание) началась
дифференциация непосредственно полезных телесных упражнений, танцевальных движений и
игровых элементов. Входе второго скачка - в эпоху разложения первобытнообщинного строя возникли нормы подготовки и отбора, которые стали средствами общественного подчинения. От
основных элементов форм движений, сложившихся в рамках первобытной магии, через
противоречивые условия классовых обществ человечество пришло к высокой степени систем
движения физической культуры наших дней. В ходе этого процесса материал движений физической
культуры постоянно подвергался стилизации, дифференциации и интеграции. Но даже в наиболее
развитых видах физкультурной и спортивной деятельности таятся элементы, отражающие
стремление человека к покорению природы, которые либо порознь, либо в сочетании друг с другом
вросли в сегодняшнюю физическую культуру.
Проблемы жизни людей в первобытном обществе, их экономического уклада и культуры издавна
интересовали ученых разных стран. Одни за основу развития человеческого общества брали
духовные, инстинктивные и биологические мотивы (К. Бюхер, К. Гросс, Г. Спенсер, К. Дим), другие
исходили из условий материальной жизни первобытного общества, трудовой деятельности людей,
рассматривая человека как биосоциальное существо. Марксистско-Ленинская наука дала также
возможность рассматривать происхождение и первоначальное развитие физического воспитания и
спорта с материалистических позиций.
Возникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено
материальной жизнью первобытного общества, причем этот процесс протекал при взаимодействии
характера и уровня первобытного производства (охоты, рыболовства, собирательства),
составляющих объективный фактор, и сознание человека, являющегося фактором субъективным.
Современная наука установила, что охота на крупных животных должна быть отнесена к самому
раннему периоду становления человеческого общества. Коллективная охота – явление социальнообусловленное: загонщики должны были согласовывать свои действия с действиями других
участников охоты. При этом нужно было проявить большую физическу силу, ловкость, выносливость,
упорство и внимание. В процессе коллективной охоты усиливалась активность человека,
накапливались навыки, так необходимые в борьбе за существование.
Человек на протяжении многих тысячелетий находился в условиях «состязания» в силе, быстроте,
ловкости и выносливости со многими видами животных. Охота, собирательство, рыболовство
вырабатывали физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам развивали
наблюдательность, пополняли практические знания. Изготовление и применение охотничьих орудий
также требовали должного физического развития человека, определенных двигательных навыков.
Первобытная техника постепенно изменялась – увеличивалась скорость движений в связи с
употреблением метательного оружия. Археология свидетельствует, что слабая техническая
вооруженность заставляла человека в период палеолита действовать коллективно.
Однако лишь одна потребность в хорошем физическом развитии еще не могла привести к появлению
физических упражнений. У древнейшего человека в отличие от животных существовал социальный
способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали из поколения в поколение навыки их
изготовления и использования). Именно это привело древнего человека к тому, что он обратил
внимание на явление упражняемости в процессе труда. Физические упражнения являлись не только
средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта, были
направлены на согласование двигательных актов, сотрудничеству, выработка плана совместных
действий. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных
образах первобытного искусства. Способность к мышлению позволила человеку установить, в
частности, связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента и
начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и
превращение их в первоначальные физические упражнения. Указанные действия протекали вне
прямого производственного процесса (обучение стрельбе на точность попаданий в различные
изображения животных известно по археологическим источникам). При этом охотник осознавал
реальную действительность, а правильность своих движений сопоставлял с настоящей охотой, видя
несомненную пользу в предварительной подготовке.
Аналогичную роль играл и ритуал, который в этом случае также выполнял функцию подготовки
предстоящей деятельности. Ритуал оказывал должное психологическое воздействие: тонизировал
силы участников предстоящей охоты, мобилизировал волю охотников.
Возникновение физических упражнений следует отнести к самому раннему, дорелигиозному периоду
в истории человеческого общества, когда его рациональные, «содержательные» действия еще не
были отягощены магическими актами. Практические знания человека возникли значительно раньше
религии, они передавались из поколения в поколение (орудия труда, добыча огня и пр.). Способность
к абстрактно-теоретическому мышлению, при котором человек мог обгонять ход событий и тем самым
предвидеть результаты своих собственных действий, помогала создать условия, при которых человек
воздействовал не на объект природы (зверь во время охоты, препятствие и др.), а не на модель
(изображение). Будущий процесс труда, изменение внешней природы как бы отходят на второй план,
выдвигая на первое место совершенствование собственной природы человека. Таким образом,
действия человека были направлены уже внутрь себя.
Термин «культура», появившийся в период возникновения человеческого общества, далеко
неоднозначен, тесно связан с такими понятиями; как «возделывание», «обработка», «воспитание»,
«образование», «развитие», «почитание». Этот термин в современном обществе охватывает
широкую сферу преобразовательной деятельности и ее результаты в виде соответствующих
ценностей, в частности, «преобразование своей собственной природы».
Физическая культура первобытного периода, развивая стойкость, твердую волю, физическую
подготовку каждого члена племени, воспитывала у соплеменников чувство общности в защите своих
интересов.

5.

Физическая культура Древней Греции.
• Особый интерес представляет физическая культура Древней Греции, где «неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и
плавать», физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах, где преподавались гимнастика, фехтование,
верховая езда, плавание, бег с 7-летнего возраста, борьба и кулачный бой - с 15-летнего.
• Примером, характеризующим уровень развития физической культуры в этих государствах, являлись организация и проведение
Олимпийских игр.
• Известные всему миру великие люди древности были и великими спортсменами: философ Платон - кулачный боец, математик и
философ Пифагор - Олимпийский чемпион, Гиппократ - плавец, борец.
• Мифические герои, обладающие сверхъестественными физическими и духовными способностями, были у всех народов: Геракл и
Ахиллес - у греков, Гильгамес - у вавилонян, Самсон - у иудеев, Илья Муромец, Добрыня Никитич - у славян. Люди, возвеличивая их
подвиги, победы в состязаниях, борьбе со злом и силами природы, стремились сами быть здоровыми, сильными, умелыми и
трудолюбивыми, что, естественно, отражалось и на особенностях воспитания, физического воспитания, культуры физической.
• Отличительной особенностью древних греков был агон, т.е. состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера
состязаются в силе, ловкости и упорстве, победа приносит славу и почет, а не материальные блага. Постепенно в обществе
утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в
обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер.
Древнейшими и самыми важными были игры впервые устроенные в 776 г.до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор
повторявшиеся каждые четыре года. Они продолжались пять дней и на это время провозглашался священный мир по всей Греции.
Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх («олимпионик»), получал право на
установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, гонках на
колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) - награда - лавровый венок,
Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, Немейские
игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось
присутствовать на играх. Прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого
искусства.

6.

7.

Физическая культура в средневековых городах Западной Европы.
• Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой,
общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей. Занятия физическими
упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению
чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Одновременно с распадом
Западной Римской империи нарушилось довольно развитое общественное разделение труда в античном мире,
были уничтожены отношения, связанные с производством товаров и их обменом. Таким образом, идеалом
человека средневекового мира стал святой образ аскетического монаха, несшего на своем челе отражение
страданий во имя спасения души. Физическая культура феодалов не ограничивалась одними рыцарскими
турнирами. Возвращавшиеся из крестовых походов рыцари распространили по всей Европе конное поло. Наряду с
многодневной охотой при дворах сюзеренов и в окрестностях замков часто организовывали состязания по
прыжкам, бегу, борьбе и метанию. Во время второго расцвета рыцарства в XV веке, наряду с чинными хороводами,
все большую популярность завоевывал заимствованный у народа парный танец с притопами и прыжками, который
получил окончательное закрепление в практике трубадуров. Во второй половине средних веков были созданы
также условия для возрождения школьного физического воспитания. Города все более приспосабливали
состязания по борьбе, метанию, соревнования наездников и игры в мяч к своему облику и подчиняли их правилам.
Они открывали простор для развития личности и тем самым для зарождения в спорте нового течения,
базирующегося на достижении высоких результатов. Как занятия, побуждающие к разврату, были запрещены
футбол, плавание и даже ванные, располагавшие к истоме. С развитием физической культуры в более длительной
перспективе они были связаны постольку, поскольку в значительной мере способствовали ликвидации монашеских
заведений, исповедовавших идею об истязании тела, а с другой стороны, способствовали созданию системы
физического воспитания в школах и обоснованию теории физического воспитания в буржуазном понимании этого
слова.

8.

Развитие физической культуры в России.
Различные формы физических упражнений были издавна известны русскому народу. Игры, плавание, ходьба на
лыжах, борьба, кулачный бой, верховая езда и охота имели повсеместное распространение уже в Древней Руси.
Широко применялись и различные игры: в лапту, городки, бабки, чехарду и многие другие.
Физическая культура русского народа отличалась большим своеобразием и самобытностью. В физических
упражнениях, распространенных среди русских в XIII-XVI вв. был ярко выражен их военный и полувоенный
характер. Верховая езда, стрельба из лука, бег с препятствиями были на Руси любимыми народными
развлечениями. Массовое распространение имели также кулачные бои, долгое время (вплоть до начала XX в.)
игравшие большую роль в качестве одной из основных народных самобытных форм физического воспитания.
В честь 10-летия физической культуры в СССР (считая с момента организации Всеобуча)
в 1928 г, была проведена Всесоюзная спартакиада, привлекшая свыше 7 тыс. участников.
В 1931-1932 гг. вводится разработанный специальной комиссией Всесоюзного совета
физической культуры при ЦИК СССР физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне
СССР». Только за годы существования комплекса его нормы сдали свыше 2,5 млн.
человек. В 1939 г. ввели новый усовершенствованный комплекс ГТО и в этом же году
учреждается ежегодный праздник -- Всесоюзный день физкультурника. Политика
государства была направлена и на развитие массового туризма. Секции туризма,
альпинизма -- скалолазания и позже спортивного ориентирования были в послевоенные
годы почти в каждом учебном заведении, на предприятиях, заводах. Стала развиваться
клубная система. Туристические клубы стали методическими и учебными центрами. При
клубах готовились инструктора, тренеры, руководители секций.
Большой популярностью среди русских пользовался бег на лыжах, катание на коньках и салазках и т.д. Одним из
самобытных средств физического воспитания была охота, служившая не только промысловым целям, но и для
того, чтобы показать свою ловкость и бесстрашие (например, охота на медведя с рогатиной).
Чрезвычайно своеобразно проводилось на Руси закаливание. Общеизвестен русский обычай сразу после
пребывания в жаркой бане обливаться холодной водой или обтираться снегом. Ценные самобытные виды
физических упражнений были распространены и среди других народов, вошедших в состав созданного позже
многонационального русского государства.
Появление и укрепление дворянской империи Петра I (XVIII в.) сказалось, в известной мере, и на
государственном влиянии на развитие физической культуры. Это коснулось, прежде всего, боевой подготовки
войск, физического воспитания в учебных заведениях и отчасти воспитаний дворянства.
В годы Великой Отечественной войны советские спортсмены внесли свою лепту в победу
над врагом. Ряду спортсменов было присвоено звание Героя Советского Союза.
Неоценимую помощь Советской Армии оказывали лыжники, пловцы.
В 1957 г. было более 1500 стадионов, свыше 5 тыс. спортплощадок, около 7 тыс.
гимнастических залов, открыт стадион им. В.И. Ленина в Лужниках и т.д.
Именно в эпоху реформ Петра I физические упражнения стали впервые применяться в России в системе
обучения солдат и офицеров. Одновременно физические упражнения, главным образом фехтование и верховая
езда, вводятся как учебная дисциплина в Московской школе математических и навигационных наук (1701 г.), в
Морской академии и других учебных заведениях. При Петре I занятия физическими упражнениями вводятся
также в гражданских гимназиях, организуются занятия гребным и парусным спортом молодежи. Эти меры
явились первыми шагами государства по руководству делом физической культуры.
После 1948 г. спортсмены СССР свыше 5 тыс. раз обновляли всесоюзные рекорды и
почти тысячу раз - мировые. Большую роль играли проходившие Спартакиады народов
СССР.
В дальнейшем физические упражнения все более применяются в учебных заведениях, и особенно в системе
воинского воспитания. Большая заслуга в этом принадлежит великому русскому полководцу А.В. Суворову.
С каждым годом расширяются международные связи в спорте. Мы являемся членами
Международного Олимпийского комитета (МОК), Международного совета физического
воспитания и спорта (СИЕПС), Международной федерации спортивной медицины (ФИМС)
и многих других, членами Международной федерации по 63 видам спорта.
Во второй половине XIX в. среди молодежи начинает развиваться современный спорт в форме спортивных
кружков и клубов. Появляются первые гимнастические и спортивные общества и клубы. В1897 г. в Петербурге
была создана первая футбольная команда, а в 1911 г. организован Всероссийский футбольный союз,
объединивший 52 клуба.
В начале XX в. в Петербурге возникли спортивные общества: «Маяк», «Богатырь». Различные спортивные
организации и клубы объединяли к 1917 г. довольно большое число спортсменов-любителей. Однако условий
для развития массового спорта не было. Поэтому в условиях дореволюционной России отдельным спортсменам
удавалось показывать результаты международного класса только благодаря природным данным и
настойчивости, с какой они тренировались. Это всем известные Поддубный, Заикин, Елисеев и др.
С приходом советской власти, преследуя цель массовой военной подготовки трудящихся и воспитания
физически закаленных бойцов армии, в апреле 1918 г. был принят Декрет об организации всеобщего военного
обучения (Всеобуча). За короткий срок было построено 2 тыс. спортплощадок. В 1918 г. организуется первый в
стране ИФК в Москве и Ленинграде. Остро встал вопрос об укреплении в стране государственных форм
руководства физкультурной и спортивной работой. 27 июля 1923 г. издается Декрет ВЦИК РСФСР об
организации научной, учебной и организационной работы по физическому воспитанию.
Принятое 13 июля 1925 г. постановление ЦК РКП(б) «О задачах партии в области физической культуры» явилось
программой развития физкультурного движения в новых условиях социалистического общества. В
постановлении были определены сущность физической культуры и ее место в советском государстве,
подчеркнуто ее воспитательное значение, указано на необходимость вовлечения в физкультурное движение
широких масс рабочих, крестьян, учащейся молодежи.
Российский студенческий спортивный союз (РССС) был создан в 1993 г. В настоящее
время РССС признан как единый орган по руководству студенческим спортом Российской
Федерации по высшему образованию. Министерства и ведомства, имеющие в своем
ведении высшие учебные заведения, Госкомитет России по физической культуре и
туризму, РССС активно сотрудничают с Олимпийским комитетом России, являясь его
членом, с правительственными органами, различными молодежными организациями.
РССС вступил в Международную федерацию университетского спорта (ФИСУ), принимает
активное участие во всех его мероприятиях.
РССС объединяет спортивные клубы, различные физкультурные организации более 600
высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны.

9.

Физическая культура и спорта как социальные феномены общества
.
• Физическая культура – часть общей культуры человека, направленная на его гармоничное развитие, укрепление и восстановление
здоровья. Физическая культура и спорт основаны на различной двигательной активности человека. Свои образовательные и
развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом
процессе физического воспитания. Она выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический
потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации способностей студента.
• В России предмет «Физическая культура» как обязательная учебная дисциплина в ВУЗе был утверждён Советом Народных
комиссаров в 1929 году. Так 76 лет назад было официально узаконено вузовское физическое воспитание.
• Цель преподавания физической культуры в ВУЗе и СУЗе – повышение физической и умственной работоспособности студентов,
совершенствование физических качеств, формирование у них физической культуры личности, привитие будущим специалистам
знаний, умений и навыков использования средств физической культуры в своей профессиональной деятельности.
• Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
• · понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
• · знание научно-практических основ физической культуры и ее роли в формировании здорового образа жизни;
• · формирование мотивационно-целостного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое
самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
• · овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое
благополучие, развитие и самосовершенствование психологических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в
физической культуре;
• · обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность
студента к будущей профессии;
• · приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и
профессиональных целей.

10.

Заключение.
Физическая культура и спорт создали и новую культурную, в том числе художественную, среду, ибо спортивные сооружения - стадионы, дворцы спорта,
манежи, площадки, треки, бассейны и т.п. - не только стали важными объектами архитектуры, но и оказали существенное влияние на всю организацию и
планировку поселений.
Для примера можно указать на города, бравшие на себя миссию проведения олимпийских игр или других крупных международных соревнований. В
культурной жизни середины века стали весьма заметны также спортивные праздники, манифестации, парады и т.п. Они создали и свои особые средства
выразительности. Физическая культура и спорт определенным образом вошли в художественную культуру современности и в том плане, что стали оказывать
существенное влияние на искусство, вообще на стиль времени, в том числе художественный. Более того, сам спорт стал областью производства
непосредственно художественных ценностей.
Большие надежды возлагались на физическую культуру и спорт и в плане нравственного совершенствования общества. Конечно, никто не ожидал от спорта
абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская расположенность участников соревнований, бескорыстность борьбы и ее
благородные правила будут все в большей и большей мере определять спортивные отношения, а через них распространяться в качестве общечеловеческих
ценностей и норм общения.
Спортивная победа и ее творец — рекордсмен — воспринимались в качестве национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом виде
воплощают нравственные ценности патриотизма, верности долгу и чести. Оставалось привить эти качества массовому сознанию, ориентированному на
спорт, внедрить их средствами воспитания. Тем самым, предполагалось, будут решены многие проблемы социального, этического и эстетического плана.
Пропаганда физической культуры и спорта в этом направлении действовала очень старательно и далеко не всегда безуспешно, что, несомненно, следует
поставить ей в заслугу.
Но современный спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает тенденции к потере своих функций, к исчезновению из пространства
культуры как его древний предшественник. Наоборот, основные линии и формы развития современного спорта нашли в этом пространстве свое место и
оказались весьма значительными в своем гуманистическом и эстетическом содержании.
Современный спорт переживает кризис и довольно глубокий. Но в кризисном состоянии находятся вся современная культура и цивилизация. Кризис спорта
не есть его разрушение, а лишь несоответствие — и часто резкое — сложившихся организационных форм, методов деятельности и представлений о
сущности и роли спорта новым социальным структурам, новому спектру общественных и индивидуальных потребностей, новым стандартам жизни.
Физическая культура - это часть (подсистема) общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и
созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей.
В целях развития воспитания и совершенствования человека, физическая культура использует возможности индивидума, естественные силы природы,
достижения наук о человеке, конкретные научные результаты и установки медицины, гигиены, анатомии, физиологии, психологии, педагогики, военного дела
и др. Физическая культура, органически вплетаясь в профессионально-производственные, экономические, общественные отношения людей, оказывает на
них существенное влияние, выполняя гуманистическую и культурно-творческую миссию, что сегодня, в период реформ высшей школы и пересмотра
сущности предшествующих концепций, особенно ценностно и значимо.
English     Русский Правила