Похожие презентации:
Иконография Спасителя. Образы Иисуса Христа
1.
2.
На Своих иконах Господь обычно бывает облачен вхарактерные для периода Его земной жизни одежды:
хитон и гиматий
Хитон
ХИТОН иначе одежда, риза (Исх
29:5, Ин 19:23) - нижняя одежда у Евреев,
как у мужчин, так и у женщин; она
составляла также нижнюю одежду у
священников и левитов (Исх 28:40).
Надевалась она на голое тело как
рубашка и была с рукавами.
Хитон Господа Иисуса Христа, о
котором бросили жребий воины при Его
распятии, был не сшитый, а весь тканый
сверху и, как говорит предание, руками
Богоматери.
Прорись с иконы XVI в.
3.
На правом плече хитонаизображается клавий, или клав, нашивная вертикальная полоса –
знак патрицианского достоинства.
Клав в одеяниях Иисуса Христа –
символ чистоты и совершенства
человеческой природы. Еще клав
трактуется
как
знак
посланничества, признак особой
мессианской роли Спасителя.
Клав
Перевод с иконы XVII в.
4.
ГиматийГиматий – прямоугольный кусок
ткани
в
виде
плаща.
Он
использовался в качестве верхней
одежды
Перевод с иконы XV-XVI вв.
5.
Традиционно хитон Спасителя имеет оттенки красногоцвета, а гиматий – синего. Сочетание этих двух цветов
символизируют земную – человеческую и небесную Божественную природы Спасителя
6.
На некоторых иконах Господь изображается в одеяниях,присущих Ему как Царю и Архиерею – в далматике (подобие
царской мантии), саккосе и с митрой или короной на главе.
САККОС (греч. σακκος - мешок, грубая
ткань, рубище) - нижнее облачение
епископов, близкое к стихарю, но короче его
и украшен звонцами. Означает одежду
печали и смирения. Звонцы саккоса
означают благословение слова Божия,
исходящее из уст епископа.
ДАЛМАТИКА (лат. dalmatique - мантия)
- узкая длинная одежда с широкими
рукавами из плотной ткани, надеваемая
поверх
туники.
Часто
украшается
оплечьем, передником и подольником. В
далматике изображают архангелов и
царственных особ.
7.
МИТРА (греч. μιτρα - повязка) парчовыйголовной
убор
священнослужителя, часть облачения
архимандритов,
протоиереев
и
архиереев (епископов). Митра украшает
священнослужителя, поскольку он во
время богослужения изображает Царя
Христа и одновременно напоминает о
терновом
венце,
которым
был
коронован Спаситель.
8.
Часто встречаются изображения Спасителя,вписанные в мандорлу.
Мандорла (итал. миндалина) –
в христианской иконографии
миндалевидное сияние, среди
которого изображается Христос
и Богоматерь во славе.
9.
«Спас на убрусе» с предстоящими. 1389 г. Воздух.10.
Первой иконой былНерукотворный
образ Спасителя,
чудесно
запечатленный на
полотенце (убрусе),
которым Господь
утер Свое лицо.
История Нерукотворного Образа
Господа нашего Иисуса Христа
11.
Сам святой убрус несохранился до нашего
времени,
но
иконы
Нерукотворного
образа,
или
иначе
«Спас
Нерукотворенный»
встречаются очень часто.
IV век. Ватикан
Икона Спас Нерукотворный (или иначе
Мандилион) из храма Сан-Сильвестро ин
Капите находящийся сейчас в капелле
Санта-Матилда Ватикана, считается одним
из ближайших списков с легендарного
"оригинального" Нерукотворного Образа
Христа, посланного Авгарю.
12.
На иконе «Спас Нерукотворенный» изображен только Божественный лик Спасителя.1199 г. Церковь Спаса на Нередице, Новгород, Фреска восточной подпружной арки
13.
Лик Господа либопросто вписан
в нимб,
Конец 12 века
14.
либо изображаетсяна убрусе,
Нач. XIII в.
В соборной ризнице в Лане
(Франция) хранится икона "Святой Мандилион" или "Святой
Лик из Лана". Кириллическая
надпись "бразъ Г[о]сп[о]д[е]нь
на убрусѣ" свидетельствует о
славянском происхождении
образа.
15.
а иногда убрусдержат Ангелы.
Алтарная икона
из церкви Илии пророка
в Ярославле.
Вторая треть XVII в.
16.
Существует празднованиев честь Нерукотворного
образа Спасителя, которое
совершается 29 августа
(16 по старому стилю)
Ярославль
Первая половина XIII в.
17.
18.
XI в. Собор святой Софии, Киев, Украина. Мозаика центрального купола собора.По многовековой традиции образ Спаса Вседержителя
помещался в куполе церкви
19.
Позже этот образ сталиписать на иконах.
Одна из древнейших и известнейших икон Христа
Вседержителя из монастыря св. Екатерины на Синае.
Датируется икона у различных авторов по-разному: от
периода основания монастыря (IV в.), до начала VIII в.
20.
ИконаСпаса Вседержителя –
это поясное
изображение
Господа Иисуса
Христа.
Ярославль
Середина XIII в.
21.
Правой рукой Онблагославляет,
1393-1394 гг.
Икона письма митрополита
Иоанна Зографа
22.
а левой держит, какправило, открытое
Евангелие,
Последователь Рублева
Москва
Вторая четверть XV в.
23.
в котором написаневангельский текст:
«Приидите ко Мне,
вси труждающиеся и
обремененнии,
и Аз упокою вы»
Двусторонняя икона-таблетка
Новгород
Конец XV — начало XVI вв.
24.
или«Аз есмь свет миру:
ходяй по Мне не
имать ходити во
тме, но имать
живот вечный»
Москва
Первая четверть XVI в.
25.
Перевод с иконы XVIII в.26.
На иконе«Спас на Престоле»
Господь Иисус Христос
изображается так же,
как и
«Спас Вседержитель»,
только в полный рост и
сидящим на Престоле.
Фреска в римских катакомбах
святых Петра и Марцеллина
изображает Христа на троне с
предстоящими апостолами
Петром и Павлом. Рим, III в.
27.
Иесли
на
иконе
«Спас
Вседержитель» Господь – Творец и
Создатель всего сущего, всемогущий
Владыка мира, то на иконе «Спас на
Престоле» Он уже его Судия.
Фреска собора Протата в Карее, Афон.
Мануил Панселин. XIII в.
28.
В Евангелии от МатфеяГосподь, обращаясь к
апостолам, говорит :
Егда сядет
Сын Человеческий
на престоле славы Своея,
сядете и вы на
двоюнадесяте престолу,
судяще обеманадесяте
коленома Израилевома
(Мф. 19, 28)
Балканы (?) XIV в.
Происходит из иконостаса
Успенской церкви
села Кривое.
29.
Кроме обычногоизображения
Спасителя на Престоле,
существует иконописный
тип, именуемый
«Спас в силах».
Москва. Последняя четверть XIV в.
Благовещенский Собор
Московского Кремля
30.
На этих иконах Спасителя,сидящего на Престоле,
окружают «силы».
Андрей Рублев c помощниками
1408 г. Из деисусного чина
Успенского собора во Владимире
31.
«Силы» –символические знаки в
виде трех ромбов,
вписанных один в
другой, указывающие
на полноту Его
Божественной власти
над всем миром –
вещественным и
духовным.
Андрей Рублев
10-е годы XV в.
32.
Если присмотретьсявнимательнее, то
можно разглядеть в
«силах», окружающих
Спасителя, лики
Ангелов.
Прорись с иконы XVI в.
33.
Иконы«Спас на Престоле»
и «Спас в силах» обычно
помещаются над
Царскими вратами, в
центре деисусного ряда,
отчего часто называются
«Деисус»
(Моление)
Псков XIII в.
Происходит из церкви Николы от
Кожи в Пскове (XIX в., на месте
бывшего монастыря), куда попала из
какого-то более древнего храма.
34.
Справа от Спасителя вэтом ряду расположен
образ Богоматери,
а слева –
Иоанна Предтечи,
а также пророков и
апостолов, в молитве
простирающих руки к
Господу.
около 1551 г.
35.
Перевод с иконы XVII в.36.
Особый род деисусной композиции - т. н. "ангельский деисус", изображение Предвечного МладенцаСпаса Эммануила с архангелами. Владимир. Конец XII в.
Иногда Спаситель изображается в отроческом возрасте.
Такое изображение называется «Спас Эммануил».
37.
В Евангелии от Матфея АнгелГосподень, явившись праведному
Иосифу Обручнику, говорит ему о
рождении Спасителя от Девы
Марии: Рождшее бо ся в ней от
Духа есть Свята: родит же Сына,
и наречеши имя Ему Иисус; Той бо
спасет люди Своя от грех их. Сие
же бысть, да сбудется реченное
от
Господа
пророком,
глаголющим : се, Дева во чреве
приимет и родит Сына, и
нарекут имя ему Еммануил, еже
есть сказаемо: с нами Бог.
Спас Эммануил на престоле.
Ярославль. Конец XVII в.
38.
Образ«Спаса Эммануила»
обычно помещается
в куполе храма.
Ушаков Симон Федорович
1697 г.
39.
Один из более редких вариантов образа «Спас Эммануил» -«Недреманное Око»
Роспись собора Протата в Карее, Афон. Мануил Панселин. XII в.
40.
Образ изображаетЭммануила,
возлежащего с
открытыми очами
на ложе, к которому
подлетает Ангел
с орудиями страстей.
Рыбинск. 14 век
41.
Спас Недреманное Око символический типизображения Христа,
сложившийся на основе
некоторых
ветхозаветных
пророчеств,
сравнивающих Христа со
львом (Быт. XLIX, 8-9,
Откр .V, 5 и др.). Льву
приписывался ряд
фантастических свойств,
среди которых сон с
открытыми глазами.
Середина XVI в.
42.
Роспись одного из малых куполов пятиглавого Троицкого собораТроицкого Макариева Желтоводского монастыря
43.
Это ангельскийобраз Сына
Божьего Христа до
воплощения,
до прихода к
людям,
в котором Он
предстает как
Великого Совета
Ангел.
Середина XVII в.
Иван Дьяконов
44.
Руки Его сложены иприжаты к груди, за
спиной – опущенные
крылья, нимб с
восьмиконечной
звездой, как у Саваофа,
по сторонам –
инициалы Иисуса
Христа.
45.
Христос изображается или вангельском чине, как юноша в
белой далматике с оплечьем и
широким рукавом,
или облаченным в саккос как
Великий Архиерей.
Икона из Московской Духовной
Академии, Сергиев Посад. XIX в.
46.
В виде Ангела Христос изображается и на иконах47.
Вторая половина XVI в.Собор Святой Софии,
Новгород
Храмовая икона собора
48.
На иконе Христос изображается в соответствии стекстом Апокалипсиса:
И имать на ризе и на стегне своем имя написано:
Царь царем и Господь господем… на главе Его венцы
мнози… И из уст Его изыде оружие остро (Откр. Гл. 19)
49.
Христа пишут в красноймандорле, облаченным
в далматику, со
множеством диадем,
образующих тиару, со
скипетром,
завершенным крестом, в
левой руке, правая рука
в благословляющем
жесте, от левого плеча в
сторону направлен меч.
А.И. Казанцев. 1690 г.
50.
51.
Сюжет иконы связан стекстом тропаря,
поющегося на литургии
Преждеосвященных
Даров вместо
Херувимской песни:
«Ныне силы Небесные с
нами невидимо
служат, се бо входит
Царь Славы…»
Критская школа, конец 16 века
52.
1717 г. Антиминс. Ставроникитский монастырь, АфонНа такой иконе изображается один Христос. Тело Его по пояс
стоит во гробе, голова низко опущена.
53.
Если позади Егоподдерживает
Богоматерь, то
икону называют
Не рыдай
Мене Мати»
«
Невьянск (?)
Конец XVIII — первая
четверть XIX вв.
54.
Великий Архиерей - одно из символических именованийХриста, раскрывающее его в образе новозаветного
первосвященника, приносящего в жертву самого себя.
55.
Наобразе
«Великий
архиерей» в соответствии
с текстом 109-го псалма,
Господь предстает как
Первосвященник Своей
Церкви, облаченный в
саккос с омофором.
Конец XVII в.
56.
57.
«Спас Златые Власы»Конец XII - начало XIII в.
Икона из Успенского собора
Московского Кремля.
Несмотря на древность иконы,
первое письменное упоминание
о ней относится только к началу
XVIII века
58.
«Спас Ярое Око»Икона из Успенского собора
Московского Кремля.
Согласно словарю В. Даля,
"Спас ярое око - икона Спасителя с
карательным взглядом".
Середина XIV в.
59.
Икона с ростовымизображением
Спасителя.
Конец XIII в.
60.
«Хвалите Господас небес»
- сложная иконографическая
композиция,
иллюстрирующая 148-й
псалом. Верхняя часть
посвящена воспеванию
небес, в центре которой Христос, восседающий на
престоле в окружении
ангелов. Ниже представлена
земля со всем сущим на ней.
Ярославль.
Первая половина XVII в.
61.
«ПредстаЦарица»
Икона иллюстрирует текст 44го псалма: "Предста Царица
одесную Тебе, в ризах
позлащенных одеяна
преиспещрена...". Христос
изображается как Царь
царем и Великий Архиерей
восседающим на престоле,
Ему одесную (по правую
руку) предстоит Богородица
в царских одеждах.
2-ая пол. XV в.
62.
«ЕдинородныйСын»
Ярославль.
Первая половина XVII в.
63.
Христос,восседающий на
радуге
(Христос во славе)
На иконе из монастыря св.
Екатерины на Синае изображен
Христос, восседающий на радуге в
окружении звезд: "Небо - престол
Мой, а земля - подножие ног
Моих" (Ис. LXVI, 1). Нимб Христа
кресчатый, волосы седые. Это
иконография Христа-Ветхого
Деньми.
Синай. VII в.
64.
Христос во славе,венчающий князя Ярополка
и княгиню Ирину
Миниатюра 1078–1087 гг.
Чивидале-дель-Фриули,
Италия. Трирская Псалтирь
(Псалтирь Экберта; Кодекс
Гертруды)
65.
Христос ВинограднаяЛоза
(Христос Лоза истинная)
Именование Христа Лозой
основано на евангельских
словах: "Я есмь истинная
виноградная лоза, а Отец
Мой - виноградарь."
(Иоан.15:1), "Я есмь лоза,
а вы ветви..." (Иоан.15:5).
66.
«Добрый Пастырь»Мозаика мавзолея Галлы Плацидии, Равенна. ок. 440 г.
67.
ВсевидящееОко