15.66M

Социально-политическая психология масс в современной реальности

1.

Лекция.
Социально-политическая
психология масс
в современной реальности.
Часть 1/3. Обзор ситуации.
Проект «Навигатор»

2.

Самое трудное, это выбрать главное среди множества главных
но, одновременно, это и очень просто. Когда ускоряется сползание
цивилизации к самоуничтожению, главное, это жизнь. Не будет её,
остальное будет уже неважно. Какими бы важными ни казались
сейчас все ценности, вопросы и проблемы.
Очень многое зависит от постановки задачи.

3.

Понадобилось много времени и сил, чтоб самому понять
очевидное, забыть привычное, упростить сложное и принять
неприемлемое. Чтоб пережить ухмылки друзей, безразличие
знакомых и свои сомнения. Чтобы осмыслить все аргументы
оппонентов и рассмотреть все варианты и перспективы.
Не претендую на знание истины, не ищу ни известности,
ни денег, ни чьей-то лояльности. Это исключает зависимость
от указанных целей и дает полную свободу мыслей.
Предлагаю взглянуть на проблемы без научных выкладок
и в непривычном аспекте – влиянии на них самого человека.
Ряд выводов и рассуждений небесспорны и недостаточно
систематизированы но, надеюсь, они дадут ответы, что нам
мешает в жизни и иначе раскроют привычные понятия. Не
навязываю выводы, но надеюсь на ум и мудрость тех, кто
может выйти за рамки шаблонов и бытовых представлений.
Глуп тот человек, который никогда не
меняет своего мнения (Уинстон Черчилль)

4.

Правды и лжи в природе нет. Их
выдумал человек. И генератор всех
общественных конфликтов, это тоже
человек. Убери «первичное звено» и
такие конфликты исчезнут.
Значит и все проблемы в людях,
т.е. в нас самих. В нашей природе, в
заблуждениях и убеждениях.
Все войны заканчиваются миром,
но нельзя просто остановить войну,
не убрав её причины. Результат войн
различен для сторон конфликта. Суть
войны в перераспределении средств
и ресурсов в чью-либо пользу.
Но в чью? Тяжелее всего войны
достаются простым людям. Сколько
жертв ещё нужно, чтобы сами
люди серьезно задумались об этом?

5.

Нельзя рассуждать о глобальных конфликтах не разобравшись
в локальных, более близких любому человеку. В том, что общего в
ожиданиях, понятиях, действиях, закономерностях и в каждом
элементе связки «человек-народ-общество-власть-элиты».

6.

Сведя классовую теорию к примитиву, примем, что есть только
два «класса»: кто умеет трудится и кто умеет организовать других
работать на себя. Это взаимодействующие группы, существующие
на одной территории. Всё почти, как в животном мире.
Антагонизм между поедающими и поедаемыми, хищниками и
травоядными заложен в природе. У каждого свои функции и роли,
а сравнение это – для понимания объективности сосуществования.

7.

Никто не клеймит хищную сущность волка, считая его плохим,
а оленя хорошим. Они просто разные. Те и другие могут жить в
одном лесу относительно счастливо лишь при соблюдении некого
разумного баланса. Нельзя прогнать «плохих» волков и думать,
что всё будет как в зоопарке и всем «хорошим» настанет счастье.
Похожее уже делали в 1917-м, но популяция «хищников» по
меркам истории быстро выросла и вернула свою «кормовую базу».

8.

Суть всех революций в перераспределении общественных благ
и средств. Это же «руки рабочих создают все богатства на свете»,
а «хапуги и бездельники» присваивают! С ними надо бороться!
У «борцов» нет понимания, как создать и преумножить, зато
есть поводы для вечного противостояния. Этому есть объяснение.

9.

Многие сосредоточены на том, что снова и снова разоблачают
всем известную хищническую сущность «эксплуататоров», не
принимая их, как данность. И не задумываясь о чём-либо ином.
При осмыслении отношений двух «классов» эта зацикленность
сосредоточена на двух векторах: какие «эксплуататоры» плохие и
какой «народ» хороший и несчастный. Про это говорят все и не
надо отнимать их хлеб. Мы о другом. Если про хорошие качества
эксплуататоров ещё можно что-то сказать, то наши общие
негативные черты критике и обсуждению не подлежат.
Повторение доводов
и примеров, какие
эксплуататоры плохие
Повторение доводов
и примеров, какой
народ хороший, но обманутый
эксплуататорами и несчастный
Доли подачи
тем СМИ, что
определяет их
влияние на
представления
граждан.
Отдельные примеры
хороших качеств
эксплуататоров, как
исключение из правил
ТАБУ!
Негативные черты части
общества, из которой
исключены эксплуататоры,
называемой «народом».

10.

По опыту общения с оппонентами, они ошибаются, подходят к
доводам бессистемно. Начинать надо с человека, как основы всех
конфликтов. При этом проявляются связи психологии личности, её
качеств, аккумулирующиеся в ряде социологических процессов и
явлений. Одно влияет на другое, но простым языком и в рамках
работы с людьми это не объясняется.
Поэтому многие «не держат тему», скачут с приводимых
аргументов на частности, возникающие вопросы и обоснованные
сомнения. Уставшие от осмысления непривычных аргументов и не
понявшие сути становится агрессивными и, как правило, уходят от
споров, хлопнув дверью. Почему так, покажем дальше.

11.

Ресурсы и богатства пока распределяются так, что их большей
частью владеют немногие. Всё богатства создано человечеством,
из «списков» которого богатые исключаются. Они же не создают, а
лишь присваивают! Так учил нас К.Маркс. Такое «несправедливое
распределение» и есть основание для вечной борьбы.

12.

Чтобы создавать, нужны вложения, концентрация капитала. Но
делать это эффективно трудящимся не под силу. И как выяснили, и
их государству. А другие могут, но они же «захватили всё и ничего
не делают»! Значит нужно у них отнять и поделить! Так выдуманы
«свои «права» и борьба за них, хотя это всего лишь «интересы».
Для успеха бизнеса нужны деньги, способность организовать
его, создать рабочие места, управлять. Наниматься все идут сами.
Чей вклад тут больше? В любом государстве всегда две «страны»,
богатых и бедных. Нам надо лишь понять, как им жить на одной
территории?

13.

Большинство неспособно признать, что богатство создаётся не
только рабочими, но и теми, кто смог организовать и развить свой
бизнес. Теми, кто рискует деньгами и может их преумножать.
Разве «эксплуататоры» не имеют больше прав на свои деньги,
чем те, кто согласился на условия оплаты своих стараний? Почему
те, кто не может приумножить, пробуют внушить состоятельным
людям и «народу», что они могут всё «правильно распределить» и
потратить, дайте только прийти к власти? Но почему тогда набрать
сторонников не могут? Многим просто хватает ума им не верить.

14.

Понимая факт неравенства, кто скажет, в чём «правильность»
распределения? Не в призывах и лозунгах, а в цифрах. Кто и как
их должен установить? Если признать вклад «активного класса» в
общие блага, как делить «совместно нажитое» и жить счастливо?
Мы продаём знания и труд, они покупают. Мы, это продавец
и покупатель и нужны друг другу! Но на рынке договариваются, а
не силой навязывают условия. С чего «обиженные», типа «желтых
жилетов», требуют себе лучшей доли, сжигая чужие машины? И у
нас их не осуждают. Их же «довели»! Что, значит так можно?

15.

Убеждение, что богатым и состоятельным можно вредить, этот
подход справедлив? Чем виноват ресторатор, которому разбили
витрину в знак своего протеста? Про однобокую справедливость и
неадекватное самооправдание говорить не принято. Это «народ»,
доведенный до отчаяния! Вот связь с психологией и эмоциями.
Возмущение рождается не только от невозможности получить
желаемое, но и от дилетантских представлений. Хотите услышать
полный бред? Задайте человеку «из народа» неудобный вопрос:
Как делить будем?
Не так?
И не так?
А тогда как? «Сколько вешать в граммах?»

16.

Человечество такая «философская категория», где количество и
численность не переходит в качество. Осознав заблуждения, нужно
менять «борьбу» с эксплуататорами на иной подход потому, что:
Они нужны, как двигатель материального развития общества.
Они организованнее, предприимчивее, образованнее и умнее.
Их арсенал возможностей больше, поскольку больше средств.
Ими созданы законы, чтобы управлять нами, преумножая «своё».
Они умеют не допускать опасную грань недовольства и бунта.

17.

Мы уже уничтожали активный предпринимательский класс и
задолго до развала СССР бесславно отстали от Запада. Людей с
организационными способностями от 2 до 10-12%. Бороться с
ними силой бессмысленно, возможности давно не равны. Кто
снова зовёт к борьбе – преступники, ждущие крови. Действие
рождает противодействие. Оппозиция, это бутафория, «выпуск
пара», игры элит и власти. Защита интересов нужна, но не силой а
своим умом и организованностью.

18.

Взаимопонимание внутри общества невозможно, пока два
«класса», что ни затронь, живут «в разных измерениях». Мы
ищем отличия вместо объединяющих начал. Это тупиковый путь и
повторение догматических привычных мыслей отдаляет нас от
любых попыток достижения гражданского согласия. Поиск иных
путей блокируется преданием анафеме посягнувших на «святое и
незапятнанное» имя народа без осознания сути «посягательств».
Выступающий за согласие соберет лишь негатив и ярлыки.

19.

Блага выражаются не только зарплатами, но и даются властью.
И тут вопрос психологии. Думать, что нынешних людей устроит
хоть какая-то власть, наивно. Хочется всегда больше, а если сам не
делаешь, сделанное другими будет плохо или мало. Это не лучшие
качества. Кто призывает «ставить на «народ», их не учитывают.

20.

Другие качества эксплуатируют популисты, разделяя общество
на «народ» и «не народ». Гордиться величием народа нормально,
но ненормально ничего другого за ним не видеть. Негативные
черты без противодействия уже выливались в рэкет и пассивность.
Роль масс обнулена, низведена до электората, задача которого
«избрать» тех, кто, якобы, «должен дать им всё». И без их участия.
Вера в неё держится на посулах лучшей жизни за счет всё того
же завуалированного подхода «отнять и поделить», на сборе со
всех и выделении нужным части собранных средств уже от имени
партии и элиты.

21.

«Власть сверху» родилась с выделением управления племенем,
улусом, княжеством, государством в особую функцию с особыми
людьми. Истории это было нужно и её влияние стало значимым.
Но была же и «власть снизу» – самоуправление. Копное право,
казачий круг, вече и т.п. И было не право, а обязанность участия,
было и забытое теперь самоочищение – изгнание из общины. Нас
устранили, а потом и сами мы самоустранились от всего этого.

22.

Был в нашей истории Земский собор и даже Советы – попытка
вовлечь всех нас в самоуправление, дать власть народу. Но Советы
подменила «непогрешимая и легендарная» Партия. Решая за всех
и всё, она родила не только энтузиазм, но и апатию, инфантилизм,
страх и иждивенчество. Это наследие будет качать нас от бунта к
пассивности всё время, пока «из любви к народу» рекламируется
путь, пройденный по людской крови. Все качества прививаются!

23.

Скажи человеку сто раз «свинья», он захрюкает. Скажи сто раз
«демократия – власть народа» и он поверит, что он и есть «народ»
и власть. Реально это власть элит и именно с ней мы идём к краю.
«Развлекательно-избирательный» подход «сверху» устарел, но
все партии видят улучшение только в рамках уже отжившего.
«Народ – единственный
источник власти». Но в
чём власть? В «праве
дать право» элите на
осуществление власти?
Власть, это управление,
распоряжение деньгами
и иные функции, ранее
вполне
обоснованно
переданные другим.
Кухарка не может управлять государством, но жизнь меняется
и быть в плену шаблонов, стереотипов и вранья тоже нельзя.

24.

Уникальность ситуации в том, что сложившееся положение дел
люди понимают, многих оно не устраивает, но они не думают, как
его исправить или уверены, что всё должен сделать «кто-то».
Реально народа, как «источника власти» нет. И нельзя путать
выборы и осуществление власти. Это разное. Пока правят элиты.

25.

Страшные ошибки допускаются из лучших побуждений. Они в
идеализации «народа», в надежде на разум его «волеизъявления».
Но ещё недавно большая часть Союза желала роста зарплаты,
чтобы всем жить счастливо! И сейчас выберут не лучших, а кто
больше обещает. Все ждут «хорошей» власти и улучшения жизни,
но за счет чего? Тут и заложена главная «мина». Любая оппозиция
это планирует за счет не преумножения, а перераспределения.

26.

Если бы оппозиция имела известные способности, она могла
бы создать и расширить эффективный бизнес, дать всем хорошие
зарплаты, сманить у олигархов других работников, а потом отдать
всё это народу! Деньги – это власть. Так её можно взять без бузы.
Но они могут лишь играть на эмоциях и низменном недовольстве.

27.

Что мы хотим? От самого примитивного до возвышенного. И
достижимо ли это при данном уровне развития экономики, науки
и технологий, образования и культуры, морали и нравственности,
устоявшихся идей, убеждений и отношений с «не народом»?
Как задать ориентиры, чтобы вместе создать (а не добиться
создания!) общество, где система распределения будет признана
всеми пусть и не совсем справедливой, но хотя бы приемлемой.
Энергия масс огромна. Направить её с бузы, недовольства,
митингов, протестов на созидание – сложная системная задача.

28.

Направляют массы лидеры и партии. Многие лидеры в мире не
отражают чаяния простых людей. Всё чаще они противоречат им.
У масс нет способностей. Они могут подчиняться или рушить.
Неумение самоорганизоваться не слова Гитлера, а реальность. Кто
научился умножать деньги разве отдаст их кому-то? Тогда в чём
упреки к ним? Сказать, как справедливо делить, никто не может.
Желание попрать интересы «чуждого класса», навязать свою
волю, нежелание признать реальный расклад сил и неспособность
к управлению своей судьбой уже превратили Homo sapiens в Homo
insapiens, т.е. человека разумного в человека неразумного.

29.

Иначе как объяснить всю нелогичность поведения людей, когда
конфликт нарастает без их воли и желания, неизбежно прорываясь
их же убийством – войной, революцией? Они сами готовят
оружие, прыгают на майдане, воюя за интересы, далекие от своих
собственных. А кто Томми, Васе и Гансу внушает различия, из-за
которых нужно убить друг друга или своих Томми, Вась и Гансов?

30.

Прекратить войны при системе взаимоотношений между
государствами пока невозможно. У элит всегда есть повод для
конфронтации, войны. С её началом даже подобие пацифизма
станет синонимом предательства и будет осуждено.
Но войны кончаются. Прекратить революции, демонстрации и
бунты в сложившихся отношениях в обществе тоже невозможно
при поддерживаемых, скажем так, недружественных отношениях
богатых и бедных. Ситуации в мире и в стране похожи и можно
делать выводы по аналогии. Тут даже нападки оппонентов будут
одинаковыми.

31.

Людям можно внушить всё. Массой может «овладеть» хорошая
или плохая идея и она тут же «становится силой»! Вот суть нового
прочтения известной фразы Ленина. То же говорит принцип окна
Овертона и пример Украины. А на нас просто денег не хватило.
Есть более близкий пример – как масс-медиа обхамили отрасль
ЖКХ, поправ её экономические реалии и убедив всех жителей в
непрофессионализме, сплошном воровстве и «долгах» этой сферы.
Ключ к многим проблемам в наличии и достаточности средств,
умении их распределить и выбрать приоритеты. Но кто людям это
объяснил? ЖКХ не удавка, а макет общества. Об этом позднее.

32.

Недовольство и ЖКХ, и властью, ожидание от всех «подачек»
основано на непонимании людьми азов экономики и имеющихся
возможностей, на нежелании разбираться – «всё равно ничего не
выйдет!» Власти же удобнее поддерживать это состояние у людей,
чем учить. С умными и грамотными потом хлопот не оберешься.
Всё держится на заблуждениях, шаблонах и стереотипах и
неверии в разум и способности «горячо любимого» народа.

33.

Можно опять «добиваться» и гордиться локальными успехами,
но надо понять, что полученное сейчас завтра может быть отнято
(как пенсионный возраст), поскольку системно вопрос не решен и
инструмент воздействия на тех, «кто даёт», отсутствует.
Кардинальное изменение отношений с властью может быть
достигнуто только организованностью и умом, но не силой и
повторением недовольства, пусть даже обоснованного.

34.

Ожидать, что некто улучшит нам жизнь, бессмысленно. Власть
«сверху» будет держать имидж благодетеля, чтобы не допустить
недовольства. Может ли «слуга народа» полюбить выбивающих из
него долги, если их нет и нет возможности выполнить требуемое?
Пока на уме мантра: «мы не должны – должны не мы» и все
хотят что-то от других. Кто скажет правду, тот лишит свою партию
голосов, себя места, а семью дохода. А «народ» лишь порадуется,
что гада «лишили кормушки»! Всё это пока нельзя говорить
людям по соображениям политкорректности. Вот и причина
изворотливости и вранья чиновников. Таковы стандарты работы в
системе.

35.

Многие полагают, что депутат, чиновник должен вступиться за
народ лишь потому, что их избрали и что народ «такой хороший»,
но в чём их резон отказываться от благополучия или подставлять
голову и семьи под опасности, исходящие от тех, против кого они
выступят. Как защитить их? На этом нашем иждивенчестве, а не
на «кознях власти», держится критикуемая многими «система».
Если и мы плохие, то откуда во власть придут хорошие? И как
вырастить нужного лидера, а не ждать прихода «доброго царя»?

36.

Объективный взгляд на себя, осознание своих положительных
и отрицательных сторон позволит понять суть явлений. Пока мы
не примем горькую правду, не разберемся ни в чём.
Нельзя давать ребенку опасный инструмент – власть, а многие
призывают к этому! Работе во власти и с властью людей сначала
надо учить. Обучение первично! Кто не хочет сам осуществлять
власть или договариваться с «покупателями», будет униженным
просителем или вечно недовольным требователем.

37.

Человек, самоустранившийся от власти, никогда не поймет ни
проблем, ни стоимости их решения, ни ограниченности средств и
ресурсов, пока не вкусит всю «прелесть» выбора приоритетов в
этих условиях и личной ответственности за сделанный выбор.
Большая часть проблем носит местный характер. Надо начать с
вопроса контроля работы местных депутатов и участия в решении
местных задач. Власть должна быть зависимой, как учил Ленин.
(БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ И «БОРЬБА» ЗА ПОДАЧКИ)
В.Ленин,
ПСС т.13,
стр.218.

38.

При отсутствии созидательной составляющей, ожидании нами
«доброго царя» и «честной власти», подачек от них, обоснованном
недовольстве, неприятии реальностей, желании, чтобы сделали не
мы, а нам – с таким «багажом» на что мы претендуем? Это черты
контингента, который может взять и осуществлять власть? Ещё и
при том, что выборы, как «осуществление власти», это фикция!
Пора послушать Эйнштейна – сделать хоть что-то по-другому.

39.

При всей разнице в интересах мы живем в одном обществе и
надо искать общее, а не разделяющее. Это сложнее. Мы одинаково
хотим счастья детям, увеличения доходов, испытываем все чувства
и эмоции, присущие любому человеку, подвержены общим бедам
и опасностям – болезням, катаклизмам природы, угрозе всеобщего
уничтожения. Ещё не поздно сделать поиск взаимопонимания и
примирения «классов» новым путём, национальной идеей.
English     Русский Правила