51.76M
Категория: ИскусствоИскусство

Здания и их особенности. История искусств

1.

История искусств
ЗДАНИЯ И ИХ
ОСОБЕННОСТИ
By APX-1-23

2.

Храм Святой Софии. Константинополь.
Строительство: 532–537 годы
Архитектурный стиль: Переходный от
базиликального к крестово-купольному храму
Основатель: император Юстиниан I
Авторы проекта и архитекторы: Исидор
Милетский и Анфимий Тралльский
В 532 году во время восстания сгорел главный храм
Константинополя. Через 40 дней после подавления
мятежа император Юстиниан начал строительство
Софийского собора, который должен был показать
мощь Византийской империи и укрепить его позиции на
троне.
Через 5 лет и 10 месяцев собор торжественно освятил
Константинопольский патриарх Мина. До XV века
Софийский собор оставался главным храмом не только
Византийской империи, но и всего христианского мира. В
1453 году турки захватили Константинополь, город был
переименован в Стамбул и превратили храм в мечеть, а
в 1934 году Софийский собор стал музеем. Но ситуация
в любой момент может измениться: есть решение снова
вернуть Святой Софии статус мечети.
Давление купола (1) рассеивается с помощью
полукуполов (2), которые, в свою очередь, опираются на
«четверти» (3). Таким образом, нагрузка равномерно
распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия
колонн прямо под куполом пространство визуально
увеличивается в размерах и купол как будто «парит»
в воздухе.

3.

Зиккурат
Зиккурат – это многослойное культового сооружение в Древней Месопотамии. Зиккурат
представлял собой башню из поставленных друг на друга ступеней или усеченных пирамид,
ведущих к плоской платформе, на которой был построен храм.
Считается, что на шумеров (первых строителей зиккуратов) оказали влияние люди периода
Убайда, которые спустились с гор на равнины Месопотамии около 5 в.до н. э. На это указывают
шумерские названия некоторых зиккуратов, которые ссылаются на горы.
В шумерский период Урук (5-3в. до н. э.) зиккураты строили в каждом городе. Зиккураты
возводились в течение раннего династического периода Месопотамии (3в. до н. э.), а потом
более поздними аккадскими, вавилонскими и другими цивилизациями региона.
Изначально археологи считали, что зиккураты
служили обсерваториями или башнями, в
которых жрецы могли укрыться от жары. Но все
это лишь домыслы. Глядя на зиккураты, сразу
возникает мысль о египетских пирамидах.
Египтяне оказывали влияние на шумеров, но, в
отличие от пирамид, внутри зиккуратов не было
гробниц. Обычно зиккураты возводили над более
древними и более скромными сооружениями.
По мнению некоторых археологов, шумеры
изначально жили в горах, на вершинах которых
поклонялись богам. Таким образом, зиккураты
должны были стать искусственными горами Для
строительства зиккуратов использовали кирпичсырец, который дополнительно укрепляли
слоями тростникам. Снаружи сооружение
облицовывали обожженным кирпичом.

4.

Замок в романскую эпоху
Шильонский замок расположен на Швейцарской Ривьере, у кромки Женевского озера, в 3 км
от города Монтрё, между населёнными пунктами Вейто и Вильнёв. Замок представляет собой
комплекс из 25 элементов разного времени постройки. Сторона Шильонского замка,
обращённая к горам, надёжно укреплена крепостными стенами с тремя башнями, а другая
сторона обращена к озеру, глубина которого гарантировала защиту от внезапного нападения
противника. Замок перестал выполнять функции оборонительного сооружения и превратился в
тюрьму.
Характерные черты романского стиля:
• Массивность, простота и ясность форм;
• Толстые стены и небольшие узкие окна;
• Полуциркульные арки и цилиндрические или
крестовые каменные своды, пришедшие на
смену деревянной кровле;
• Правильное соотношение горизонтальных и
вертикальных линий.
• В основе формообразования лежит квадрат и
цилиндр.
• Каменная кладка. Камень был основным
материалом для строительства. Именно
романскому стилю мы обязаны манере
аккуратной подгонки камней.

5.

Здание адмиралтейства в Санкт-Петербурге
Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было
центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими.
Верфь была построена буквой «П», главный фасад имел длину 425 метров. Адмиралтейство выполняло
и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными
бастионами и глубоким рвом. Вокруг периметра с 2-х сторон вырыты 2 канала.
Для обзора противника вокруг здания был вырублен
лес. Так появляется Адмиралтейский луг.
В 1711 году в центре главного фасада построена
башня со шпилем с корабликом .
В 1732–1738 гг. под руководством архитектора И. К.
Коробова построено каменное здание
Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль
на 72-метровую высоту.
В начале 19 века Комплекс был полностью
перестроен. Здание стало трехэтажным,
украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350
лепными украшениями. Идея архитектора состояла в
прославлении могущества Русского флота,
укреплении образа России как морской державы.
У подножия башни по сторонам арки на гранитных
постаментах стоят морские нимфы. На фронтонах
боковых портиков изображена греческая богиня
правосудия Фемида, Над колоннадой — 28
скульптурных аллегорий. Наверху центральной
башни — позолоченный купол с часами и
восьмигранным фонариком с маленьким куполом,
переходящим в шпиль высотой 23 метра.

6.

Кносский Дворец: план
В середине дворца довольно обширный двор. Вокруг него, на первый взгляд, совершенно беспорядочно
разбросаны, прилеплены, втиснуты разнообразные помещения: залы, лестницы, галереи, колоннады,
переходы. Все его постройки, окружающие большой внутренний двор, находились на различных уровнях,
соединяясь лестницами и коридорами, некоторые из которых уходили глубоко под землю.
Кроме многочисленных залов при дворце были
мастерские ремесленников, кладовые, театр на 550
посадочных мест, система водоснабжения и
канализации, в том числе – первые в истории
туалеты со смывом.. Кстати, во время раскопок
археологи обнаружили под дворцом
водопроводную и канализационную сети,
проложенные из труб разного диаметра.
Вы не увидите в Кносском дворце ни одного окна –
вместо них большие проемы в потолке.
Еще одна особенность – красные колонны,
сужающиеся книзу. Обычно в древних постройках
они расширяются. Мастера использовали их как
опорные конструкции.
I — главный двор; 2 — «Коридор процессий»; 3 —
«Южные пропилеи»; 4 —лестница на 2-й этаж; 5
—коридор с рельефом «Царь-жрец»; 6 —
тронный зал; 7 —«Большая лестница»; 8 —«Зал
двойных топоров»; 9 — «Мегарон царицы»; 10 —
«Дом с упавшими плитами»; 11 —«Дом с
жертвоприношением быков»; 12 —«Южный дом»;
13 — склады; 14—западный вход; 15— «Северные
пропилеи»; 16—театр

7.

Рокайль, плафон, десюдепорт
Рокайль (от франц. rocaille – мелкий, дробленый камень, раковины) - Орнамент в виде раковин и причудливых завитков,
применявшийся в архитектуре и прикладном искусстве стиля рококо. Во французских парках «регулярного стиля», в частности
в Версале, было принято устраивать потайные павильоны среди зелёных боскетов. Павильоны стилизовали под естественные
пещеры — гроты, внутри их оформляли как морское царство Нептуна.– 1 фото
Десюдепорт (франц. dessus de porte - над дверью) – панно, расположенное над дверью (обычно живописное или
скульптурное). История десюдепорта берёт начало в итальянском искусстве, переживая наибольший расцвет во
Франции.Прародитель этого наддверного украшения — тимпан, выполненный в технике настенной живописи. Высокое
расположение на стене делало его трудным для зрительного восприятия. Поэтому фреску выполняли в ярких тонах, следуя
простой и ясной композиции. Уже в XVI веке подобный декор был тесно связан с интерьером дворца.; парадные интерьеры
дворцов этого периода почти всегда включают в себя десюдепорты. Часто встречаются в интерьерах классицизма и периода
эклектики, в дальнейшем использование элемента становится редким.– 2 фото
Плафон (от франц. plafond - потолок) – в широком смысле – любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какоголибо помещения. Украшающее плафон произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры – сюжетное и
орнаментальное – также обозначается термином “плафон”. Живописные плафоны могут исполняться непосредственно на
штукатурке (в технике фрески, масляными, клеевыми, синтетическими красками), на прикрепляемом к потолку холсте
(панно), мозаикой и другими способами. – 3 фото.

8.

Пантеон в Риме
Пантеон в Риме – «Храм всех богов», в последующем здание было использовано для захоронения
великих людей и приобрело значение величественного надгробного сооружение
Возведен на Марсовом поле. Архитектор - Апполодор Дамасский. Здание состоит из трех частей:
купольной ротонды, примыкающего к ней с севера прямоугольного портика и переходного
элемента между ними, имеющего высоту ротонды и ширину портика.
Художественный строй здания определяется
конструктивной формой: мощным купольным
объемом снаружи, единым и целостным
пространством внутри. Перед восьмиколонным
портиком коринфского ордера (высота колонн 14 м)
(главный фасад здания) раннее существовал
прямоугольный двор с триумфальной аркой.
Пол храма выложен мраморными плитами. Стена
разделена на 2 яруса: нижний имеет глубокие ниши,
где раньше стояли статуи богов, верхний ярус
расчленен пилястрами из цветного мрамора.
Диаметр храма равен высоте( 42,7м) Высота стен, на
которые опирается купол - ½ высоты здания.
Окулюс(глаз Пантеона) – отверстие в куполе
диаметром 9 м, с его помощью освещается храм.
Строительные материалы камень, кирпич, бетон. Сферический свод выполнен слоями бетона и
обожженного кирпича, представляя собой лишенную каркаса массу. Для облегчения веса купол постепенно
уменьшается по толщине к вершине. Купол опирается на стену толщиной в 6 м. Купол облегчается с
помощью кессонов (ступенчатые углубления)

9.

Особняк Рябушинского
Особняк Рябушинского – эталон модерна, построенный в 20веке. Архитектор сначала
спроектировал лестницу и вокруг нее жилые помещения так, как удобно хозяевам, и только затем
выстраивает вокруг дома фасад.
С одной стороны мы видим только два этажа. На самом деле, в доме есть ещё и третий этаж,
тайный, который не видно со стороны улицы и где располагается скрытая от глаз молельня. По
высоте дом почти достигает уровня 4 этажа современных домов. Декор фасада: по верхней его
части тянется мозаичный фриз с любимыми цветами модерна – орхидеями и ирисами.
Каждое окно – произведение искусства. Кроме того, ни одно из них не повторяется.
Посетителей встречает лестница-волна из мрамора, и она – настоящая жемчужина особняка.
Лампа у лестницы – это загадочная морская медуза, на полу мы видим инкрустацию в виде волны,
зеленоватые стены – все элементы вместе создают иллюзию подводного мира. Кстати, сверху
медуза превращается в черепаху.

10.

Пирамиды комплекса в Гизе
Комплекс пирамид в Гизе — комплекс
древних памятников на плато Гиза в
пригороде Каира.
Этот древнеегипетский некрополь сост
оит из Пирамиды Хуфу (известной как
«Великая пирамида» и «пирамида
Хеопса»), несколько
меньшей пирамиды Хафры и
относительно скромных
размеров пирамиды Менкаура, а
также ряда менее крупных пирамидспутников, известных как пирамиды
цариц и пирамиды долины. Комплекс
связан с четвёртой династией.
Поверхность пирамид была покрыта
плитами полированного белого
известняка. Уже после падения
древнеегипетской цивилизации
известняк был растащен местными
жителями для собственных нужд.

11.

Пирамида Хеопса (разрез)
Пирамида Хеопса (Хуфу) является единственным
сохранившимся до наших времён памятником из
семи чудес древнего мира, а также
национальным достоянием Египта.
Первоначальная вершина пирамиды отстояла от
основания на 147 метра, но позже верхушка была
утрачена, в настоящее время высота пирамиды
составляет 137,3 метра. В плане квадратная
сторона пирамиды составляет 233 м.
Архитектором пирамиды Хеопса был Хемиун.
Поперечный разрез пирамиды Хеопса:
1. Главный вход
2. Вход, который проделал Аль-Мамун
3. Перекрёсток, «пробка» и туннель Аль-Мамуна,
сделанный «в обход»
4. Нисходящий коридор
5. Незавершённая подземная камера
6. Восходящий коридор
7. «Камера царицы» с
исходящими «воздуховодами»
8. Горизонтальный туннель
9. Большая галерея
10. Камера фараона с «воздуховодами»
11. Предкамера
12. Грот

12.

Темпьетто
Tempietto — Маленький храм, храмик) — отдельно стоящая капелла-ротонда, построенная
архитектором Донато Браманте в 1502 году во дворе (кьостро) монастырского комплекса СанПьетро-ин-Монторио («Святого Петра на золотой горе»), возведённого на римском холме Яникул
Считается, что место на Яникуле, на одном из римских холмов, где построен Темпьетто, – это то
самое место, где предположительно распяли святого апостола Петра.
Храм представляет собой ротонду на подиуме из трёх ступеней, окруженную шестнадцатью
гранитными колоннами римско-дорического ордера, балюстрадой наверху и куполом (позднее
купол был значительно изменён)
В интерьере Темпьетто, в алтарной нише, находится скульптура, изображающая сидящего Св.
Апостола Петра
В декоре повторяется мотив ренессансной
раковины. В полу имеется зарешёченное
отверстие, сквозь которое виднеется крипта
Кри́пта — в средневековой западноевропейской
архитектуре одно или несколько подземных
сводчатых помещений, расположенных под
алтарной и хоральной частями храма и
служащих для погребения и выставления для
почитания мощей святых и мучеников.
. В крипте находится мраморный алтарь св.
Петра, в нём, по легенде, — частицы Св. Креста
Распятия Петра. Купол изнутри расписан под
синее небо со звёздами и разделён на сектора
восемью лучами, сходящимися к центру, а на
дорическом фризе снаружи здания, в метопах.

13.

Системы площадей в городе Нанси. Франция. Стиль Рококо
Она построена по проекту архитектора Эммануэля Эре в 1751-1775 годах и входит в перечень
объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Её заказчиком выступал герцог Станислав Лещинский,
бывший король Польши и тесть Людовика XV.
Состав Плана: Вся планировка состоит из трех площадей, теснейшим образом связанных друг с другом благодаря
единству архитектонического замысла. На прямоугольной площади с монументом посредине расположена
ратуша ; фасад ее расчленен коринфскими пилястрами на цокольных базах, снабжен богатым аттиком и
отличается умеренным рельефом. Здесь имеется легкий ризолитовый выступ. Вдоль боковых сторон ратуши
вливаются в площадь улицы, из которых подводит к собору Мансара (1703-1740). Боковые стороны площади
обстроены зданиями одинаковой архитектуры по середине каждой из них прорезана прямая улица. Все эти улицы
отмежеваны от площади золоченными коваными решетками работы знаменитого Лямура. По углам, против
городского рва, расположены обильно позолоченные фонтанные группы с архитектурой кованных решеток.
Построенные в настоящее время одно этажные аркады из тесанного камня обрамляют площадь с четвертой
стороны, образуя продолжение дворцового цокольного этажа;
напротив — триумфальная
арка мощного рельефа.
Проспект упирается в дворец
Правительства. Ко дворцу
подводит овальная площадка
архитектурное обрамление
является продолжением
мотива цокольного этажа
дворца. Его мощныей рельеф
рассчитан на восприятие с
далекого расстояния. Через
вестибюль дворца, в прежнее
время открытый, можно было
видеть лежащий позади него
стилизованный сад.

14.

Храм Артемиды в Эфессе
• Является третьим чудом света (560 году до н.э.)
• Один из крупнейших храмов.Платформа, на которой он стоял, достигала 131 метра в длину и
79 метров в ширину.
• Храм был построен из известняка и мрамора, добывавшегося рабочими в близлежащих горах
• Несущие конструкции храма составляли около 120 мраморных 20-метровых колонн.В центре
главного зала возвышалась величественная 15-метровая статуя богини.
• Двускатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит.
• Двести лет спустя после строительства храма он был сожжен до тла. Поджег его человек по
имени Герострат, который просто хотел прославиться.

15.

Нотр-дам-де-Пари
В 1163 году началось строительство собора Парижской Богоматери— памятника ранней готики, в
котором еще присутствует романская тяжеловесность в конструкции, преобладание
горизонтальных членений, невысокие башни, сдержанный декор.
План пятинефного собора имеет форму вытянутого прямоугольника, завершенного с востока
плавной полуциркульной линией хора. Трансепт лишь незначительно выступает за границу
прямоугольника и с обеих сторон имеет порталы, над которыми расположены огромные окнарозы, более сложные по рисунку переплетов, нежели окно-роза западного фасада.
Средокрестие увенчано башней, завершенной острым шпилем.
Фасад имеет 2 ясно выраженных яруса.
Первый из них завершается «королевской
галереей» — арочным фризом,
образующим ленту ниш, занятых 20
статуями, аллегорически
изображающими родословную
богоматери в образах «королей». Роза
имеет ещё простой рисунок ранней
готики. Радиус розы служит модулем для
всех основных проемов фасада.
В соборе Парижской богоматери нет
строгой симметричности: фасад
расчленен пилонами контрфорсов на 3
сектора, неодинаковых по ширине.
Наиболее широкий из них — средний.
Южный сектор (правый) уже северного
(левого).

16.

Здание Версаля с развитием от него городской территории
Версаль — дворцово-парковый ансамбль во Франции, бывшая резиденция французских королей. Протяженность
фасада примерно 500 м.
Площадь армии перетекает в почетный внутренний двор — Курдонёр.
История Версальского дворца начинается в 1623 году со скромного
охотничьего замка Людовика 13.
С 1661 года «король-солнце» Людовик 14 приказал расширить дворец двумя
корпусами (северное и южное крыло) со стороны парка. Нижний из трех
этаж подчёркнут лёгким «французским» рустом ; второй — огромными
«французскими» окнами, пилястрами и сдвоенными колоннами
выступающих ризалитов, что привносит в композицию барочную
напряжённость. Триадность (центральный корпус и два боковых, три этажа и
три ризалита на каждом), напротив, подчёркивают классицистическую
основу.
*Ризалит – выступающая часть здания, идущая во всю его высоту.*
Интерьер второго этажа вдоль всего фасада центрального корпуса со
стороны парка занимает Большая, или Зеркальная, галерея.
Противоположные от окон стены оформлены зеркалами.

17.

Вилла Ротонда
1. Композиционная симметрия. Стремление к соразмерности и симметрии, характерное для многих произведений Палладио,
определяет план всего здания и каждого из его фасадов. Правильные формы и строгая композиционная симметрия придают
законченный вид зданию.
2. Круглое окно. Центральная ротонда эффектно освещена через большое круглое окно. Этот прием заимствован из римской
классической архитектуры.
3. Бельэтаж. Широкие наружные лестницы ведут в бельэтаж (piano nobile).
4. Чистые формы. Композиционно здание состоит из простых геометрических объемов – цилиндра, куба и сферы. Ясные и
простые формы, лишенные украшений, создают впечатление цельности и уравновешенности.
5. Классические детали. Палладио мастерски использовал в обычном жилом доме классические детали храмовой
архитектуры – высокий подиум, портик, фронтон и ротонду. Они придают зданию величественность и благородство.
6. План. Центральный круглый зал виллы окружен
прямоугольниками комнат. Таким образом, план
«Ротонды» объединяет две геометрические
фигуры с символическим значением: квадрат,
олицетворяющий власть земную, и круг,
воплощение духовного начала. Пролеты лестниц
скрыты стенами, которые служат опорами для
купольного зала – ротонды.
7. Высокий цоколь. Высокий
цоколь, характерный для
архитектуры храмов и
крепостей, усиливает
композиционную симметрию
виллы «Ротонда» и
подчеркивает торжественное
величие здания.
8. Купол. Вилла Ротонда —
первая светская постройка
эпохи
Возрождения, увенчанная
куполом.

18.

Конструктивные элементы готического храма и орнаменты(масверки)
Конструктивные и художественные элементы готического стиля:
● контрфорс – вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены,
вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена
для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов.
● аркбутан – наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов на
опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами основного объёма здания;
● пинакль – декоративная копьевидная башенка,
часто увенчиваемая остроконечным фиалом.
Конструктивной функцией пинакля является пригруз
опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг.
● нервюры (фр. жилка, прожилка) — выступающее
ребро каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой
контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить
свод, уменьшить его вертикальное давление и
боковой распор и расширить оконные проёмы.
● масверк — готический декоративний каркасный
орнамент, все элементы которого построены при
помощи циркуля. Состоит из стилизованных
трилистников либо четырёхлистников, кругов и их
фрагментов. Выполняется глубоким рельефом на
деревянных либо каменных конструкциях.

19.

● Вимперг — (нем. Vimperg) – высокий остроконечный
декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные
проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось
ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг
обрамлялся каменными пластическими деталями и
увенчивался крестоцветом (флероном).
● Трифорий — невысокая декоративная галерея
в средневековых соборах Западной Европы,
расположенная в толще стены над арками,
отделяющими боковые нефы от среднего.
Основные орнаменты готического храма:
• Стрельчатая остроконечная форма – основной орнаментальный мотив
• Цветки с лепестками: трилистники, четырехлистники и подобные
орнаменты: Трифолий – трилистник, символ пресвятой троицы (Бога-отца,
Сына и Святого Духа)
• Квадрифолий – цветок четырёхлистник
• Масверк – самый сложный готический орнамент, оконные переплеты
(сложные узоры, составленные из дуг окружностей разного радиуса.)

20.

Площадь Сантиссима Аннунциата
Площадь Сантиссима Аннунциата — одна из площадей
Флоренции, Италия. На ней стоят прекрасно гармонирующие
между собой сооружения в стиле итальянского Возрождения.
На площадь выходят фасады следующих зданий:
— Базилика Сантиссима-Аннунциата постройки 1250 года;
— Оспедале дельи Инноченти — бывший приют для бездомных
детей, построенный в первой половине XV века архитектором
Филиппо Брунеллески;
— Лоджия Слуг Марии, также известная как лоджия Сервити.
Южную сторону площади Сантиссима Аннунциата образуют
два исторических дворца(Дворец Фонтане , Дворец Грифони).
Посередине площади стоит конная статуя Фердинанда I
Медичи. С юго-запада к площади примыкает улица Серви,
ведущая прямо к собору Санта-Мария-дель-Фьоре.

21.

Планировка территории за версалем.
Версаль: 1 -дворец, 2 - площадь армии, 3 -водный партер, 4 -фонтан латона, 5 -зеленый
ковер, 6 - колесница аполлона, 7 - большой канал, 8 - звезда короля, 9 - северный партер, 10 - аллея
детей, 11 - бассейн нептуна, 12 - южный партер, 13 - оранжерейный сад, 14 - озеро швейцарцев, 15 большой трианон, 16 - менажерия
Западный фасад обращен к парку. Пространство у дворца открыто и оформлено
обширными партерами. По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух
плоских мраморных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Франции
(площадь 1,5 га). От него начинает свое развитие главная продольная ось, на которой
последовательно размещены: цветочный партер с фонтаном Латона, Зеленый ковер, Колесница
Аполлона и, наконец, Большой канал. Далее перспектива раскрывается на круглую площадь (Звезда
короля) с лучами сходящихся к ней дорог. Протяженность Зеленого ковра 330 м, ширина — 45 м,
включая 25-метровую полосу газона и ширину дорог, идущих по сторонам. Вдоль ковра у стен
боскетов на расстоянии 30 м размещены вазы и мраморные статуи. Размеры Большого канала:
длина продольной части—1600 м, поперечной — 1000, ширина — свыше 50 м. Канал предназначался
для катания на лодках и устройства празднеств на воде. Кроме того, он выполнял важные
мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению территории
парка. Но самое примечательное — декоративный эффект его зеркальной поверхности,
освещенной солнечными лучами, особенно сильный в вечерние часы благодаря западной
ориентации.
Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями. Ее перспектива
ничем не закрыта, и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел четкой
видимости при рассеянном освещении). Ленотр, стремившийся к эффекту беспредельных,
уходящих вдаль перспектив, учитывая законы оптического восприятия, ограничил длину оси этим
размером, отметил ее конец вертикалями тополей, оставив пространство за ними свободным.

22.

23.

План средневекового города
Планировка городов была различной, но в любом городе были укрепленный центр, кафедральный собор,
рынок, дворцы-крепости живущих в городе крупных феодалов, здание органов городского управления.За
городскими стенами находились пригородные ремесленные посады и села, огороды и пахотные участки
горожан, общие луга, леса и пастбища.
Города отличались большой теснотой: этажи зданий нависали над улицами, которые были настолько узки,
что по ним не всегда могла проехать повозка. Плотность населения средневековых городов Западной
Европы лишь иногда уступала современной, а чаще всего превышала её.
В средневековых западноевропейских
городах на территории, опоясанной мощными
крепостными стенами, складывалась сеть
кривых и узких улиц вокруг замка, собора или
торговой площади. Жилые районы, выросшие
за пределами городских стен, окружали
новым поясом укреплений. Вдоль или на месте
прежних стен образовывались кольцевые
улицы, которые в сочетании с радиальными
улицами, идущими от центра к воротам
городских укреплений, определили
формирование характерной радиальнокольцевой структуры городов.Ограниченность
территории, защищенной городскими
укреплениями, приводила к высокой плотности
застройки города многоэтажными жилыми и
общественными зданиями.
Рвом обычно окружали только замок
феодала, города же часто строили частично
или полностью окружёнными гаванями.

24.

Галикарнасский мавзолей
Галикарнасский мавзолей - гробница Мавсола (отсюда и пошло слово “мавзолей”), сооружённая в
середине IV века до н. э. по приказу его супруги в Галикарнасе (ныне — Бодрум, Турция), одно из Семи
античных чудес света.
Архитектура мавзолея была не характерна для греческой архитектуры того времени: если классические
эллинские храмы в плане прямоугольны и их высота не превышала длины фасада, мавзолей в
Галикарнасе в плане представлял собой почти квадрат (33х39 метров), а его высота (порядка 45 метров)
значительно превышала сторону основания. Скульптурное убранство мавзолея включало три скульптурных
фриза и около 330 статуй. Акротерии двух фронтонов мавзолея были украшены скульптурами женских
голов, которые, возможно, представляли шесть городов Карии, подчинённых Галикарнасу.
Состоит из трёх уровней:
1.Цоколь, отделанный мраморными плитами
2.Греческий храм с ионическими колоннами
3.Крыша - ступенчатая пирамида, на самой вершине
которой стояла квадрига: четыре массивные лошади,
тянувшие колесницу, на которой находились
величественные статуи Мавсола и Артемисии (жена)
Отдельные скульптурные группы, изображавшие конницу,
размещались по углам подиума. В верхней части
мавзолея, высотой примерно в треть от общей высоты
здания, располагалось тридцать шесть тонких колонн, по
десять на каждую сторону (угловая колонна вписывалась
одновременно в два ряда). Между каждой парой колонн
стояла статуя. За колоннами располагался сплошной,
похожий на целлу блок, который нёс на себе вес
массивной крыши мавзолея.

25.

Триумфальные арки Древнего Рима
Триумфальная арка – римское архитектурное сооружение, устанавливаемое на дорогах, главных
городских улицах и площадях. Имела один или три проезда, аттик (прямоугольный антаблемент с
посвятительной надписью) и скульптурное завершение (мраморная или бронзовая конная группа,
колесница триумфатора). Устанавливались арки в честь победоносного завершения военной
кампании и предназначались для торжественного марша воинов-победителей. При империи аркой
отмечалась постройка дороги, мола или моста, пожалование городу привилегий, заключение мира и т.
д.; лишь малая часть воздвигались в память триумфа полководца.
Арка Гавиев в Вероне
Триумфальные арки
ранней республики
известны только по
письменным
источникам: в конце I
века до н. э. их
перестали строить.
Арка Гавиев в Вероне
Арка Тита в Риме

26.

27.

Форум Трояна
Форум представлял собой многочисленные крытые колоннады размером 200 на 120 метров с
экседрами (полукруглыми глубокими нишами с местами для сидения вдоль стен) с двух сторон.
Главный вход на форум на южной стороне, триумфальная арка увенчана колесницей, запряжённой
шестёркой лошадей. Базилика Ульпия находится на северном конце колоннады, вымощенной белым
мрамором и украшенной большой конной статуей Траяна.
К северу от базилики располагалась
меньшая колоннада и храм, посвящённый
божественному Траяну. Строго на севере
от базилики Ульпия располагались две
библиотеки, одна с латинскими
документами, другая с греческими.
Между двумя библиотеками стояла 38
метровая колонна Траяна[3].
До нашего времени сохранились только
части рынков и колонна Траяна.
Арка Гавиев в Вероне

28.

Акведук
Акведу́к (от лат. aqua — вода и duco — веду) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым
пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из источников, расположенных выше них.
Акведуки сооружаются из камня, кирпича, железобетона или стали. Такие сооружения состоят из
основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для
устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или
устраиваются кюветы.

29.

Колизей
Он находится в Риме, в низине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевым холмами.
Строительство самого большого амфитеатра античного мира вместимостью свыше 50
тыс. человек велось на протяжении восьми лет.
Колизей представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также
эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для
зрителей.
Амфитеатр построен из кирпича на фундаменте толщиной в 13 метров. Наружные кольца
сложены из блоков травертина с анкерами. Облицовка была мраморной, её сняли в
Средневековье для строительства новых зданий.

30.

Александрийский маяк
Александрийский маяк — это седьмое чудосвета и второе чудо Египта, которое
находилось на бывшем острове Фарос у берегов Александрии. В высоту он достигал
около 120–150 метров и считался самым высоким рукотворным сооружением того
времени. Маяк возвели в III веке до нашей эры, он служил ориентиром и дозорным
пунктом. Его высота позволяла указывать дорогу путешественникам почти за 50 километров.
Свет в маяке подавали Уникальность маяка также состоит в его необычной форме.
Нижний ярус был квадратным,
средний — восьмиугольным, а
верхний — круглым. Углы нижнего
яруса венчали статуи бога Тритона,
а верхнего — Посейдон или
Зевс.Александрийский маяк
разрушило землетрясение ещё в
XIV веке. В XX веке руины маяка
нашли на дне моря, где власти
Египта планируют создать
подводный музей. Сейчас на его
месте можно увидеть крепость
Кайт-Бей. Считается, что её
соорудили из развалин маяка. при
помощи бронзовых пластин,
которые отражали пламя костра.

31.

Типы Греческих храмов

32.

Устройство
Римского
военноголагеря/
города

33.

Древнегреческие ордера
Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных
(колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Различают пять классических ордеров, которые впервые
выделил итальянский архитектор Джакомо да Виньола: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции,
тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространён
в Древнем Риме. Первым появился дорический ордер в VI веке до н. э. Потом получили распространение другие —
ионический, коринфский; в Древней Греции и Риме их применение было повсеместным. Лаконичный, мужественный и
сильный дорический ордер и более стройный, изящный ионический (включающий в свою очередь два варианта —
малоазийский и аттический) встречаются в первых известных науке полностью каменных сооружениях (1-я половина VI в. до
н. э.). Третий, коринфский, ордер, отличающийся от ионического лишь резной «растительной» капителью, появился
значительно позднее (2-я половина V в. до н. э.). Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряду кладки
фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так
называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Выше располагается база, поддерживающая
вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции.
Колонны венчает капитель, которая в зависимости от типа ордера может состоять из ряда элементов: эхина (круглой
подушечки), абаки (квадратной плиты), волют (декоративных завитков) и др. Верхняя завершающая часть, несомая часть
конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части: •карниз — верхняя часть антаблемента,
над которой располагается кровля. •фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом,
несет по большей части декоративную смысловую нагрузку. •архитрав — главная балка, которая располагается
непосредственно на колонне.

34.

Мегалитические сооружения.
Дольмены, кромлехи и менгиры.
– древняя мудрость предков, таинственные постройки из камней,
разбросанные по всему миру, которые несколько тысячелетий
хранят тайны своего происхождения и предназначения.
Эти мегалиты встречаются в России (Геленджик, Сочи, Туапсе,
Саяны), Англии (Стоунхендж), Франции (Бретань — Карнак) и т.д.
Дольмены представляют собой большую каменную плиту,
горизонтально уложенную на каменные опоры, или каменный
закрытый ящик с отверстием круглой (чаще всего), треугольной или
квадратной формы. В некоторых дольменах сохранились
каменные грибообразные пробки-втулки, закрывающие отверстия
(вес отдельных до 200 кг).
Одна из версий строительства дольменов — метод бетонной лепки
из песчано-глинистой цементирующей массы, которая
выдавливалась из недр на поверхность в местах геологических
разрывов (надвигов).
Менгиры — огромные, вертикально врытые в землю каменные
столбы высотой от 3 до 20 метров (самый крупный весит 300 тонн).
Менгиры устанавливались как одиночно, так и группами:
овальными, прямоугольными многокилометровыми линиями и аллеями (от
нескольких десятков до тысячи камней). На некоторых менгирах – орнаменты и
барельефы.
Кромлехи — несколько поставленных вертикально в землю продолговатых камней
(менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей.
Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир,
дольмен.
Легенды гласят, что мудрец и волшебник кельтских мифов Мерлин посредством
левитации, доставлял камни весом до 50 тонн из Ирландии для строительства
Стоунхенджа.

35.

Парфенон
Парфенон — главный храм Афинского Акрополя,
ценнейший памятник античной культуры, архитектурный
символ гармонии и красоты. Построенный в V веке до
нашей эры, Парфенон был местом поклонения
древнегреческой богине мудрости и военной стратегии
Афине — покровительнице Афин и Аттики. Древний
Парфенон венчает 156-метровый холм Афинского
Акрополя,
соседствуя
с
другими
памятниками
античности — Храмом Ники Аптерос, Эрехтейоном
(храмом Афины, Посейдона и царя Эрехтея) и
Пропилеями (парадными воротами). Найти храм не
составит труда, ведь Акрополь — визитная карточка
города и символ страны, а Парфенон — самое
большое сооружение холма с очень узнаваемым
обликом.Архитектором
Парфенона
считается
Калликрат, а автором проекта — зодчий Иктин.
После взрыва Парфенон стал непригоден для использования и был
заброшен. Строительный материал горожане растаскивали для
собственных нужд, а европейцы организовали настоящую охоту за
сокровищами бывшего храма: вывозили скульптуру, барельефы,
ценные фрагменты.
Сегодня часть украденного утеряна, но некоторые предметы хранятся в музеях разных стран.
Гармоничный облик сооружения — заслуга архитектора Иктина, который по полной использовал прием
курватура, т. е. специально сделал все элементы Парфенона кривыми, чтобы компенсировать
погрешности зрения. Например, колонны имеют наклон к середине или к углам, утолщаются или
истончаются по высоте, но со стороны кажутся человеку идеально ровными. Специалистами отмечено,
что в Парфеноне почти нет прямых линий, но именно это делает его облик таким идеальным.

36.

Афинский Акрополь
Расположен Афинский акрополь на вершине 156метрового холма, возвышающегося над городом. Первые
укрепления на месте современного акрополя были
построены очень давно. Считается, что его основателем
был Кекроп, сын богини Геи – получеловек, полузмея. В
микенский период здесь была царская резиденция.
Здесь правил воспетый Гомером Тесей.
Достопримечательности Афинского акрополя:
Святилище Афродиты Пандемос;
Театр Диониса – самый древний театр мира;
Одеон Перикла;
Одеон Ирода Аттика;
Храм Эрехтейон;
Храм Ники Аптерос;
Статуя богини Афины.
Пространственный архитектурный ансамбль Акрополя
поднят высоко на скалистом холме, как на естественном
пьедестале.
Снизу
воспринимаются
Пропилеи
и
возвышающиеся объемы. Верхнее пространство, которое
они формируют, скрыто от зрителя. Архитектурнопространственная композиция постепенно раскрывается
по пути следования древних массовых шествий, ведущего
вверх,
через
Пропилеи.
По
мере
восхождения
формируется отношение человека к масштабу и
образному характеру сооружений, к архитектурному
пространству всего ансамбля.
На холме можно увидеть остатки театра Диониса,
Святилища Зевса Полиея, храмов Эрехтейона и Ники
Аптерос, Одеона Герода Аттического и другие постройки.
Большинство оригинальных статуй выставлено в Париже и
Лондоне,
а
часть
древнегреческих
скульптур
демонстрируется в музее Акрополя. Среди руин
размещены только копии.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Парфенон
Храм Афины
Алтарь Афины
Эрехтейон
Статуя Афины
Пропилея
Храм Афины Ники
Святилище Афродиты
Пандемос
Пеласгийская стена
(Микенская стена)
Святилище Артемиды
Халкотека
Святилище Афины
Пандросейон
Аритмия
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Святилище Зевса
Святилище Пандиона
Храм Аукустуса и Рима
Памятник Агриппе
Ворота Бьюле
Одеон Ирода
Аттического
Стоа Эвмена
Асклепион
Театр Диониса
Святилище Диониса
Хорагический памятник
Трасиллоса
Хорагический памятник
Никия
Одеон Перикла

37.

Церковь Иль-Джезу в Риме (Барокко).
Здание было построено в период с 1568 по 1584 гг. в духе архитектуры маньеризма, которая предвещала
эстетику стиля барокко, господствовавшего в Европе несколько позднее. Строительством здания занимались
архитекторы Виньола и Джакомо делла Порта.
Черты и особенности: трехчастность, симметрия, центральный вход, мало проемов в стенах, слепые
окна (ниши) создают ощущение проемов, фасад незначительный, зато интерьер имеет мощное
развитие (пиршество, грандиозность), античная конструкция, много скульптур и росписей на потолке и
стенах внутри церкви.
Церковь Иль-Джезу под авторством
Виньолы
послужила
своеобразным
примером для многих более поздних
религиозных построек. Фасад церкви
разделен на несколько частей при
помощи пилястр, при этом их ритм
усиливается
в
центре.
Фасадная
плоскость, благодаря этим неравным
интервалам
дает
ощущение
«волнующегося фасада». Разорванные
фронтоны и волюты являются здесь
важными
средствами
декора.
Абсолютно симметричное сооружение
по
двум
осям
олицетворяло
монументальную
статичность,
спокойствие и незыблемость. В церкви
Иль-Джезу купол являлся дополнением к
религиозному
сооружению,
служил
центром композиции и распространял
свое влияние на все здание. Развивая
передний фасад, Виньола подчеркнул
центральную ось симметрии здания и
продольный характер объекта.

38.

Дворец Сан-Суси в Постдаме (Рококо).
Сан-Суси представляет собой дворец, построенный по приказу Фридриха Великого в восточной части
одноименного парка в Потсдаме (Германия). Главное здание возведено в период с 1745 по 1747 гг. Сан-Суси
имел сравнительно небольшие размеры, однако, при этом отличался гармоничностью и изысканностью форм.
Главное здание (дворец) являлось локальным центром всей композиции. По бокам дворец был уравновешен
регулярным садом и искусственно созданными руинами. Фасад со стороны виноградника украшен
скульптурными изделиями с пышными формами, которые размещены между оконными проемами. Садовая
сторона здания сильно отличается от противоположного фасада. Для архитектуры последнего характерна
деловая строгость. Вместо скульптурных кариатид и атлантов кровлю поддерживают коринфские пилястры.
Колоннады, идущие от центрального здания, окружают основной двор и раскрываются у крутой северной
рампы. Колоннада, состоящая из 88 колонн коринфского типа, образует крытую галерею. По аналогии с
южным фасадом ее украшает балюстрада, украшенная вазами из песчаника.

39.

Здание Сецессиона в
Вене (Венский модерн).
Дом сецессиона — выставочный павильон. В рамках проекта по
благоустройству площади Карлсплац в Вене Ольбриху было
предоставлено место под строительство Дома сецессиона
бесплатно, а практически все расходы взяли на себя художники
союза. при проектировании выставочного комплекса Ольбрих не
использовал исторические стили, а сам Дом сецессиона стал
воплощением идеи новой школы об отказе от академических
традиций. Здание спроектировано в виде замкнутого кубического
объема с глухими стенами, интерьер освещен сверху через
стеклянный потолок.
Внутри
пространство
здания
мало
расчленено, что позволяет использовать
большую, свободную от перегородок
площадь под лекции и выставки с
габаритными конструкциями или же при
необходимости
установить
искусственные перегородки. Опорой
здания
служат
бетонные
колонны,
уходящие вглубь на восемь метров до
протекающего здесь подземного ручья
Оттакрингер.
На
фасаде
здания
начертан
золотыми
буквами
девиз
Сецессиона.
Сверху
Дом
увенчан
ажурной короной-куполом с золотыми
листьями лавра, символом искусства.
Сам купол выполнен из позолоченной
бронзы. Здание Сецессиона в Вене
отличается
классической
ясностью
композиции, компактностью объема и
наличием декора.

40.

Типичный особняк классицизма
Главный стиль эпохи Просвещения несложно узнать, в первую очередь, по общему настроению. Он
должен выражать принципы рациональности и абсолютистского государства и категории «прекрасного»
и «вечного». Поэтому для стиля характерны:
монументальность и торжественность,
симметричность и единство формы,
пропорциональность и ритмичность,
гармония и завершённость (как в природе).
o Ранний (1760-е – начало 1780-х);
o Строгий или средний (1780-е – 1790-е);
o Поздний или высокий, получивший название
Ампир (первые 30 лет XIX века).
Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность
планировки
и
четкость
объемной
формы.
Основой
архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях
и формах близкий к античности: тосканский, ионический,
коринфский
и,
в
особенно
торжественных
случаях,
композитный.
(Ордер
представляет
собой
сочетание
определенного стиля колонны с базой или без нее и
антаблементом (то, что поддерживает колонна: архитрав,
фриз, карниз).
Потолки: светлые высокие, часто многоуровневые, с
лепниной, орнаментом.
Стены: декорированы тканями, светлые, но не яркие,
возможны пилястры и колонны, лепнина или роспись.
Обязательные атрибуты интерьера: зеркала, камины,
уютные невысокие кресла, низкие чайные столики, светлые
ковры ручной работы, картины с античными сюжетами,
книги,
массивные,
стилизованные
под
античность
напольные вазы, треножные подставки для цветов.
Особняк на Волхонке – часть пречистенского дворца
Проект Иниго Джонса Queens house в Гринвиче:

41.

Произведения архитектора Леду
Клод-Никола
Леду
(1736–1806)
французского классицизма.

архитектор
•Генеральный план города Шо. На соляных приисках
архитектор хотел создать подобие идеального города.
Частные жилые сооружения. Имели
несколько характерных черт: нетипичная планировка,
перемежающиеся профили, применение дорического
ордера.
Здания таможенных застав. Из неприметных
построек Леду сделал ряд монументальных ворот,
получивших впоследствии название Порте-де-Пари.
•Театр в Безансоне. Был построен в
новом революционном стиле.

42.

Произведения архитектора Леду
Ворота богини Иштар — это восьмые ворота стен Вавилона (современный центральный
Ирак), посвящённые богине Иштар. Они были построены в 575 году до н. э. по приказу царя
Навуходоносора II в северной части города. Ворота представляют собой громадную
полукруглую арку, ограниченную по сторонам
гигантскими стенами и
выходящую на так называемую
Дорогу процессий, вдоль
которой тянулись стены.
Ворота посвящены богине
Иштар и сооружены из
кирпича, покрытого яркоголубой, жёлтой, белой и
чёрной глазурью. Стены ворот
и Дороги процессий покрыты
барельефами необычайной
красоты, изображающими
животных в позах, очень близких
к естественным.
С 1930 года Ворота Иштар
находятся в экспозиции Музея
Передней Азии (Пергамский
музей, Берлин).

43.

Санта-Мария-дель-Фьоре
Базилика Санта Мария дель Фьори — главный кафедральный собор итальянского города Флоренции,
поэтому его также называют Флорентийский собор или Дуомо. Собор посвящен покровительнице
Флоренции, «Святой Марии с цветком», ведь столица региона Тосканы — Флоренция — в переводе с
латыни означает «цветущая», а символом города является лилия.
Возведение купола заняло почти пятнадцать лет (1420-1434), работы велись по новым, разработанным
лично Филиппо Брунеллески технологиям, которые не предусматривали наличие лесов. В результате был
создан уникальный
восьмигранный купол, парящий
над стенами собора и
увенчанный оригинальным
фонарем.
Архитектура и интерьер собора
Внешний фасад здания выполнен
из разноцветных мраморных плит,
с разнообразными
скульптурными композициями.
Его дополняет прямоугольная
колокольня, декорированная
многочисленными нишами,
заполненными статуями.
Роскошный интерьер собора
выполнен в лучших традициях
итальянской готики — нефы со
стрельчатыми сводами,
многочисленные арки, галереи,
высокие стены, украшенные
пилястрами, и т. д.
English     Русский Правила