Эллей Семенович Сивцев
1.11M

Эллей Семенович Сивцев

1. Эллей Семенович Сивцев

МБОУ «Хамагаттинский саха-французский лицей»
Эллей Семенович Сивцев
УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
АММОСОВА А.А.

2.

Эллей Семенович Сивцев ( 1928 - 1994),
заслуженный художник РФ, народный художник ЯАССР,
лауреат премии Ленинского комсомола Якутии.
Эллей Сивцев родился 31 декабря 1928 года в Хатын-Арынском наслеге Намского улуса. Его
отец, Семен Тимофеевич (1905-1942), - участник гражданской войны, комсомольский активист, учитель,
первый председателъ Намского колхоза "Красная деревня", в 1937 году был репрессирован.
Добровольцем ушел на фронт и погиб в Великую Отечественную войну. Мать, Анастасия Егоровна
Сивцева (1910-2001), одна поднимала детей, а впоследствии, уже в зрелом возрасте стала известной
народной мастерицей, реализовала свой творческий дар, создавая замечательные образцы якутского
народного шитья и вышивки.
В 1945 году Эллей Сивцев поступил в Якутское художественное училище, по окончании
которого сразу продолжил учебу в Московском Государственном художественном институте им.
В.И.Сурикова на факультете графики.(1950-1956) Учился в мастерской проф. Е.А.Кибрика у видных
мастеров советской графики Д.С.Моора, М.Е.Черемных. Дипломная работа молодого художника "Моя
Родина - Советская Якутия" явилась своеобразной точкой отсчета истории современной якутской
графики. Серия посвящена гражданской войне и коллективизации ("Освобождение деревни
партизанами", "Раскулачивание"), мирному труду колхозников и торжеству праздника ("На сенокосе",
"Праздник Ысыах"). Отдельные листы серии экспонировались на Всесоюзной выставке дипломных
работ (1956), Всесоюзной художественной выставке в Москве (1957), выставке "200 лет Академии
художеств СССР" в Ленинграде, выставке молодых художников в Дрездене (1959), Международной
промышленной выставке-ярмарке в Брюсселе (1958).Это был несомненный успех молодого художника.
Известный искусствовед И.А.Потапов впоследствии неоднократно отмечал, что в названной серии "как в
зародыше, наметились разработки художником его последующих графических циклов" и более того, она
"в известной мере предвосхитила главнейшие тематические линии якутского эстампа в целом" *.

3.

С неизменным интересом Эллей Сивцев обращается к жанру
портрета, выполненного в разных техниках ("Колхозник Павлов Тит
Платонович", 1966, акварель; "Заслуженный механизатор ЯАССР
Е.Е.Гоголев", 1975, пастель; "Заслуженный учитель ЯАССР П.А.Марков",
1975, пастель; "Участник Отечественной войны В.С.Винокуров", 1975,
пастель). Это было совершенно закономерно, так как присущий ему
психологизм в создании образов получает гораздо большие
возможности именно в жанре портрета, где художник добился удачного
соотношения индивидуального и типического. Если "в гравюрах
Э.Сивцева при значительной степени художественного обобщения
всегда чувствуется конкретный прототип",** то в пастелях, наоборот, по
велению жанра, автор стремится к определенной типизации образа. А в
дружеских шаржах, исполненных с добрым юмором, художник передает
через линейный рисунок в сочетании с контрастными черными пятнами
характерные
особенности
внешности,
мимики
друзей-коллег
(В.Васильев, Л.Неофитов, М.Филиппов, Е.Шапошников, В.Карамзин,
Э.С.Сивцев, 1979, гуашь). В излюбленной им технике литографии
решены портреты зачинателей якутской литературы: "Алексей
Кулаковский" (1986) и "Анемподист Софронов" (1987). Выбранная для
каждого из этих листов композиция призвана подчеркнуть основную
идею, - некую камерность и лирическую окрашенность несет в себе
образ драматурга А.И.Софронова с супругой, а изображение поэта,
ученого, фольклориста А.Е.Кулаковского среди земляков в интерьере
якутского балагана выражает нерасторжимую глубинную связь его
творчества и жизни с родным народом.
В соавторстве с художниками В.С.Карамзиным, И.Д.Корякиным Сивцев проиллюстрировал якутский
эпос-олонхо "Нюргун Боотур Стремительный", который был издан в 1975 году в переводе В.Державина. Эти
рисунки, которые стали заметным явлением в искусстве, отличают изобразительная гипербола, стремление
к передаче масштабности и динамики событий олонхо.

4.

Творчество Эллея Семеновича Сивцева отличают простота и ясность образов, искреннее и
непредвзятое восприятие народной жизни. С его именем связан общий расцвет якутской графики 1960-х
годов. Его по праву считают художником, значительно повлиявшим на формирование традиций
графического искусства Якутии. Творческое наследие Эллея Сивцева - это объемная, содержательная,
цельная повесть-эпопея с одним главным героем -народом саха, жизнь которого внимательно прослежена
и отображена мастером в социально-историческом контексте.
* И.А.Потапов. Творческие проблемы художников Якутии. / Якутск, ЯНЦ СО РАН, 1992. С. 104.
** В.Х.Иванов. Пути развития якутской станковой графики. / Сб. научных трудов: Творчество художников Советской Якутии. Якутское кн.
изд-во. 1990. С .36.

5.

Осень, акварель. 1976 г.

6.

«Хобороос», акварель. 1964г.

7.

"Сасыл-Сысыы", карандаш. 1968

8.

«Первый снег», пастель.1976г.

9.

Книжная графика
Кыскыйдаан Куо
Нюргун Боотур
Стремительный
Конь богатыря
Нюргун Боотура
Похищение
красавицы
Среднего Мира
Нюргун Боотур и
Уот Усуму
Уот Усуму над
Энсиэли Кулахай
Богатырь
Уот Усутакы
Туйаарыма Куо
Богатырь
Урун Уолан
Нюргун Боотур и
Уот Усутаакы
Нюргун Боотур и
Уот Куталай удаган
Средний мир
English     Русский Правила