16.82M
Категория: ИсторияИстория

Музеи Санкт - Петербурга

1.

Валерий Сущенко
Прекрасный город
Санкт-Петербург
гор. Санкт-Петербург
2022 год

2.

Автор этого издания имеет своей целью
обогатить знания взрослых и детей,
интересующихся историей
прекрасного города Санкт-Петербурга.
Автор фотографий Валерий Сущенко, историк.
Сопровождающие тексты использованы из
«Русской Википедии – свободной
энциклопедии»
и других популярных источников.

3.

Музеи
Санкт-Петербурга

4.

Кунсткамера
Однажды, согласно легенде, прогуливаясь по Васильевскому острову,
Пётр I наткнулся на две необычные сосны. Ветвь одной из них вросла в ствол
другой так, что было совершенно невозможно определить, какой из двух сосен
она принадлежит. Такой раритет будто бы и подсказал Петру I место для строительства первого музея в России – Кунсткамеры. На Васильевском острове
находится строгое увенчанное башней здание, которое называют Кунсткамерой. На здании мраморные мемориальные доски, из надписей на которых вы
узнаете что это - одно из старейших зданий Санкт-Петербурга. Его построили
уже в 1728 году, а город начинался только в 17О3-м. В этом здании работал
великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, титан русской и
мировой науки.
Петр 1, сооружая новую столицу на берегах Невы, замыслил именно
Васильевский остров сделать центром столичного города. Вот потому
здесь и возводились: Двенадцать коллегий - правительственные учреждения, здание с башней - Кунсткамера, - первый российский музей для
«поучения и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих
рук», учреждение, с которого началось музейное дело в России. Да и не
только музейное.

5.

Кунсткамера положила начало и некоторым исследовательским институтам в России.
Стрелка Васильевского острова не стала центром столицы, но она на многие годы стала центром русской науки. И поныне здесь, в академических институтах и музеях, в университете, царствует наука.
(Материал из «Русской Википедии - свободной энциклопедии»

6.

Государственный Эрмитаж
Дворцовая площадь.
Государственный Эрмитаж (до 1917 года - Императорский Эрмитаж) - музей
изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расположенный в
городе Санкт-Петербурге. Второй по величине художественный музей в мире.
Главный музейный комплекс включает в себя шесть связанных между собой
зданий -Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В них открыты
для посещения 365 залов.

7.

Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс,
Антоник ван
Деймс, Хендрик Гольциус, Франс Хальс, Ян Стен, Геррит ван Хонтхорст и
другие произведения, в основном голландско-фламандской школы первой
половины XVII века.
Эти полотна стали основой, на которой сформировался музей. Из 317
картин, переданных в Россию в 1764 году, сегодня в Эрмитаже хранится, по
меньшей мере, 96 полотен. Поначалу большинство картин размещалось в
уединённых апартаментах дворца (ныне Малый Эрмитаж). Впоследствии
апартаменты получили название «Эрмитаж».
Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того, как
ей были переданы из Берлина 317 ценных картин (по расхожим слухам их было
лишь 225) общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Иоганна Эрнеста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710-1775), в
счёт его долга,

8.

возникшего из-за неудачной попытки поставки зерна в русскую армию, при участии князя Владимира Сергеевича Долгорукова. Среди них были полотна таких
мастеров, как Дирк ван Бабюрен, Хендрик ван Бален. Первоначально это собрание размещалось в специальном дворцовом флигеле - Эрмитаже (от фр. ermitage
- место уединения, келья, приют отшельника, затворничество; ныне Малый Эрмитаж) – откуда и закрепилось общее название будущего музея.
В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для
посещения публичный музей, расположившийся в специально для этого построенном, здании Нового Эрмитажа. Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть
музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы, главным из которых принято считать Зимний дворец, также музею принадлежат Восточное крыло Главного штаба на Дворцовой площади, Меншиковский дворец на
другой стороне Невы, фондохранилище в «Старой Деревне» и другие здания.
Также в распоряжении музея находится Музей Императорского фарфорового
завода.
Коллекция музея насчитывает около трёх
миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с
каменного века и до нашего столетия.
Государственный Эрмитаж в 2013 году
вошёл в число двадцати самых посещаемых художественных музеев мира. По результатам 2018 года занял 9 место.
В 2019 году Эрмитаж принял 4 956 524 посетителя, заняв восьмое место среди самых
посещаемых художественных музеев мира.
(Материал из «Русской Википедии - свободной энциклопедии»)

9.

Крейсер "Аврора"
Рядом с Нахимовским училищем на вечной стоянке с 1948 года находится легендарный крейсер "Аврора", экипаж которого первым на Балтике перешел на
сторону революции. Выстрел, произведенный из носового орудия "Авроры" в
ночь, когда отряды красногвардейцев штурмовали Зимний дворец, возвестил о
наступлении новой эры в истории человечества - эры социализма. В 1956 году
на корабле был создан музей.
Сейчас крейсер - историческая реликвия, музей, и для большинства его
посетителей - лишь символ октябрьского переворота 1917 года. Между
тем у него славная и героическая история. Этот красивый корабль был
построен в 1900 году на петербургской верфи "Новое Адмиралтейство" и
вскоре судьба бросила его в водоворот бурной истории России.

10.

В составе 2-ой Тихоокеанской эскадры адмирала Рождественского он прибыл
из Балтики на тихоокеанский театр военных действий и принял боевое
крещение в Цусимском сражении, где почти все корабли эскадры погибли
или были взяты в плен. "Авроре " удалось вырваться, и ее силуэт еще не раз
возникал на рейдах многих гаваней мира. Его видели жители Италии,
Франции, островов Ява и Суматра. Курс крейсера пролегал через воды
Северного и Средиземного морей, Атлантического и Индийского океанов. Он
был опален огнем первой мировой войны, а в 1917 году первым на Балтике
поднял красный флаг.
Когда-то первоклассный боевой корабль - ныне музей.
(Источник: «Сайт - Музей крейсера «Аврора»)

11.

Музей крейсера І ранга «Аврора»
Петроградская набережная.
Легендарный военный корабль - крейсер І ранга «Аврора» - абсолютный
символ не только города, но и истории целой страны. Здесь по сей день несут
службу моряки. За более чем 120 лет крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге
принял участие в трех революциях и двух мировых войнах. Знаменитый
бронепалубный крейсер «Аврора» был спущен на воду в мае 1900 года и
введен в эксплуатацию три года спустя. Назвали его в честь одноименного
парусного фрегата, прославившегося при обороне ПетропавловскаКамчатского во время Крымской войны, в 1854 году. Крейсер «Аврора» был
вооружен 42 пушками четырех различных калибров, тремя торпедными
аппаратами. Полное водоизмещение его - 7130 тонн, а толщина брони - от 63,5
мм на палубе до 152 мм - на рубке. Идти он мог со скоростью 19,2 узла, а
максимальная дальность его составляла 4000 морских миль. Экипаж крейсера
насчитывал 570 человек, в том числе 20 офицеров. Длина крейсера составляет
126,8 метров, ширина - 16,8 метров, а глубина осадки - 6,4 метров.
В 1902-03 годах «Аврора» прошла испытания, после чего, летом 1903 года,
была принята в состав Российского императорского флота.

12.

В мае 1905 года «Аврора» приняла активное участие в Цусимском сражении, в
ходе которого была значительно разрушена. Свыше 80 человек ее экипажа
погибли или получили ранения. В марте следующего года крейсер вернулся в
Россию, перейдя в вооруженный резерв.
Ко времени начала Октябрьской революции «Аврора» должна была
приступить к морским испытаниям, но большевики сделали так, что она
осталась в городе. Они понимали важность крейсера в готовящемся событии.
Наконец, вечером, 25 октября, крейсер дал свой знаменитый залп по Зимнему
дворцу, деморализовавший его защитников и давший сигнал к началу штурма
императорской резиденции.

13.

В ноябре 1948 года крейсер был переведен к окончательному месту стоянки на
Большой Невке. Через девять лет, созданный на крейсере музей, увеличили и
сделали филиалом Центрального военно-морского музея. В 1960 году
«Аврора» вошла в число охраняемых государством памятников.
В 1968-м она была награждена орденом Октябрьской Революции, на
котором сама же и была изображена.
Сегодня это музей, он состоит из 6 залов, в которых хранятся более 500
экспонатов. Среди них — не муляжи, настоящие боевые снаряды, уникальные
фотографии, воссозданный быт моряков. Каюты крейсера выглядят так же, как
и в начале прошлого века. Столы в помещении не стоят на ножках, а
подвешены к потолку с помощью прутьев. Это неслучайно: в случае шторма
еда не падает со стола, а раскачивается вместе со столешницей. Рядом гамаки.
Они служили не только для сна. Когда в крейсер «Аврора» попадал снаряд,
кровать сворачивали и затыкали ею пробоину.
(Источник: «Сайт - Музей крейсера «Аврора»)

14.

Российский этнографический музей
Инженерная ул., 4/1
Российский этнографический музей - один из крупнейших этнографических
музеев Европы. Основан, как этнографический отдел Русского музея,
императором Николаем ІІ, во исполнение воли и в память его отца императора
Александра ІІІ, Именным высочайшим указом № 11532 от 13 (25) апреля 1895
года. «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея
Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в
казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими строениями.
Расположен в Санкт-Петербурге, на Инженерной улице, дом 4/1, рядом со
зданием Русского музея. Здание музея построено в 1902-1913 годах по проекту
архитектора В.Ф.Свиньина.
Датой основания Российского этнографического музея считается 1895
год, когда при Русском музее по инициативе и под руководством Самуила
Дудина был образован отдельный этнографический отдел. Для свободного
посещения он открылся только в 1923 году.

15.

В 1934 этнографический музей становится самостоятельным музеем и именуется
- Государственный музей этнографии. В августе 1948 года, после передачи коллекций Музея народов СССР в Москве, был переименован в Государственный
музей этнографии народов СССР (ГМЭ народов СССР).
С 1992 года - Российский этнографический музей (РЭМ).
Отделы музея:
• Отдел этнографии русского народа;
• Отдел этнографии Беларуси, Украины, Молдавии;
• Отдел этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики;
• Отдел этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана;
• Отдел этнографии народов Поволжья и Приуралья;
• Отдел этнографии Сибири и Дальнего Востока.
При музее действует «Детский этнографический центр».
(Материал из «Русской Википедии - свободной энциклопедии»)

16.

Центральный военно-морской музей
Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге - почти ровесник
города. Мы можем проследить его историю ещё со времён Петра I. Сегодня же
это один из крупнейших морских музеев мира и один из интереснейших
технических музеев города.
Санкт-Петербург - морской город и, безусловно, его история неразрывно
связана с морем и кораблестроением. Ещё с 1709 года известна петербургская
Модель-камера, в которой хранились чертежи и макеты строящихся кораблей.
Находилась Модель-камера в Главном Адмиралтействе, и свою историю
военно-морской музей ведёт именно с этого времени.
В 1722 году Петром I был подписан регламент, согласно которому при
постройке корабля «…надлежит тому мастеру, кто корабль строит,
сделать половинчатую модель на доске…». Каждая такая полумодель или
чертёж снабжались этикеткой с названием корабля и датой его
постройки.

17.

С 1805 года Модель-камера была преобразована в «Морской музеум». А в 1939
году музею было выделено здание Биржи на Стрелке Васильевского острова.
Экспозиция там была открыта в 1941 году, но полноценной работе музея
помешала Великая Отечественная война, остановившая его работу на 5 долгих
лет.
Уже в наше время, в 2012 году,
музей переехал в здание бывших
Крюковых (Морских) казарм. Оно,
кстати, находится прямо напротив
ещё одной достопримечательности «морского» Петербурга – острова Новая Голландия.
Наверное, как и в случае с Военно-историческим музеем у Петропавловской
крепости, посещение экспозиции Военно-морского музея займёт у вас почти
целый день. Даже на беглый осмотр экспонатов (а их здесь более 700 000) у меня
ушло несколько часов.
На сегодняшний день в структуру музея входят 4 филиала в Петербурге:
крейсер «Аврора», музей «Дорога жизни» на Ладожском озере,
Кронштадтская крепость, Подводная лодка Д-2 «Народоволец». Ещё по
одному филиалу расположено в Калининграде и Новороссийске.
(Материал из «Русской Википедии - свободной энциклопедии»)

18.

Центральный выставочный зал «Манеж»
Исаакиевская площадь, 1, Санкт-Петербург.
Центральный выставочный зал «Манеж» - крупнейшее экспозиционное пространство в центре Петербурга. Основное направление деятельности Манежа проведение художественных выставок и сопутствующих мероприятий - лекций
и мастер-классов, семинаров по вопросам искусства и культуры, кинопоказов и
концертов.
Выставочный зал расположен в историческом здании полкового манежа
императорской Конной гвардии (архитектор Джакомо Кваренги, 1807).
Конногвардейский манеж - монументальное здание в стиле классицизма,
которое было выстроено в Санкт-Петербурге в 1804−1807 годах по проекту
Джакомо Кваренги для зимней и летней выучки, а также парадных конных
выездок Лейб-гвардии Конного полка.
Занимает часть Конногвардейского бульвара, фасадом выходит на Исаакиевскую площадь. В советское время перестроено под гараж НКВД, с 1977
года используется как выставочный зал. Манеж строился в эпоху Наполеоновских войн, причём очень быстро, чтобы успеть к возвращению конногвардейского полка из Европы.
Исаакиевская площадь уже тогда задумывалась как важная архитектурная
доминанта Санкт-Петербурга, поэтому на оформление манежа были
отпущены большие деньги.

19.

К концу строительства в Италии были заказаны уменьшенные копии мраморных
античных скульптур диоскуров, стоящих перед римским Квиринальским дворцом.
Однако понадобилось три года для их изготовления и ещё шесть лет для доставки
в Санкт-Петербург. Лишь в 1816 году скульптуры установили по обеим сторонам
портика; так возникла целостная композиция фасада. Позднее внутри манежа
сперва установили простую ложу для именитых зрителей, а в 1873 году во время
реконструкции манежа под руководством академика архитектуры Д.И.Гримма
оборудовали специальную царскую ложу.
Впоследствии манеж несколько раз перестраивался, при советской власти в нём
устроили автогараж войск НКВД. Во время войны здание было сильно
повреждено. В 1977 году манеж был переоборудован в выставочный центр. Тогда
же его фасад основательно отреставрировали в соответствии с первоначальным
замыслом Джакомо Кваренги.
Основное направление деятельности «Манежа» - организация и проведение
некоммерческих
художественных
выставок.
Ежемесячно
«Манеж»
представляет новые художественные проекты, различные по характеру и
содержанию, по оформлению и подаче материала. Диапазон выставок весьма
широк.
(Материал из «Русской Википедии - свободной энциклопедии»)

20.

Музей Императорского фарфорового завода
Проспект Обуховской обороны.
Императорский фарфоровый завод - одно из старейших в Европе, первое и одно
из крупнейших в России предприятий по производству художественных
фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году.
Первоначально именовался «Невской порцелиновой мануфактурой», с 1765 Императорский фарфоровый завод, с 1917 - Государственный фарфоровый завод
(ГФЗ ). С 1924 года - Ленинградский фарфоровый завод. В 1925 году заводу, в
связи с 200-летием Российской академии наук,
было присвоено имя
М.В.Ломоносова. Предприятие получило официальное наименование – Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела
употребление краткая форма - Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ),
В 1779 году на должность модельмейстера завода был приглашён
французский специалист Жан-Доминик Рашет (в России приобрёл имя Яков
Иванович Рашет). Проработав здесь четверть века, Я.И.Рашет внёс
большой вклад в развитие художественного фарфорового производства. Сам
он прославился знаменитой серией фигур «Народы Российского государства»
(1780-е годы),
которая имеет большую историко-этнографическую и
художественную ценность.

21.

По моделям Рашета создан также «Арабесковый сервиз» (1784) и другие
образцы русской фарфоровой промышленности (в частности 27-сантиметровый
бюст Екатерины ІІ). Арабесковый сервиз, заказанный лично Екатериной II, стал
одним из первых парадных сервизов. Он представлял 973 предмета и стоил
более 25000 рублей
Во время правления Екатерины II производились
предметы не более 40-50 сантиметров в высоту.
Отчасти это связано с технологическими возможностями завода, отчасти - с тем, что моду производить
большие кабинетные и дворцовые предметы запустил
Севрский завод.

22.

Во время правления Павла І были улучшены условия труда работников завода: в
1797 году была построена больница. В 1800 году был открыт хлебный магазин,
так как служащие завода помимо заработной платы получали и хлеб. В конце
царствования Павла І штат завода состоял из 202 работников. Завод выпускал
продукцию, как по заказу Придворной конторы, так и для сторонних заказчиков.
В 1799 году был организован филиал в Гатчине, где производился фарфор
низших, более дешёвых, сортов; филиал оказался убыточным и был закрыт уже в
1802 году.
Музей Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге – это уникальное место, история России здесь отображена через фарфор. Только на
первый взгляд может показаться, что собрание сервизов, тарелок и ваз
интересно только специалистам в области керамики и искусствоведам.
Посещения музея ИФЗ, созданного при заводе в 1844 году, станет
увлекательным и познавательным культурным досугом абсолютно для любого
взрослого человека, интересующегося не только искусством, но и историей
России.
Сегодня музейная коллекция, которая пополнялась на протяжении более
250 лет, насчитывает порядка 20 тысяч уникальнейших экспонатов.

23.

Музей Императорского фарфорового завода расположен непосредственно на
территории завода со входом с проспекта Обуховской обороны. За все время
своего существования он не менял своего расположения, несмотря на то, что сам
завод неоднократно менял название и владельцев. Сегодня музей расположен в 2х залах, один из них собраны изделия, созданные на заводе с момента основания
до 1917 года; второй зал – советской эпохе и современному периоду.
Несколько витрин рассказывают посетителям о современных тенденциях в
фарфоре. На смену простым идеям и жизнеутверждающим композициям и
орнаментам пришли более сложные формы, отсылающие к философским идеям
или аллегорическим персонажам и сюжетам. В 2005 году заводу было возвращено
название, он снова стал носить историческое имя – Императорский фарфоровый
завод.
Основа его продукции в XXI веке – высокохудожественные изделия премиумсегмента.
(Источник: «Русская Википедия – свободная энциклопедия»)

24.

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
Набережная Фонтанки.
В феврале 2004 года российский предприниматель Виктор Вексельберг приобрел
знаменитую коллекцию изделий фирмы Фаберже, принадлежавшую семье
американского медиамагната Малкольма Форбса. Коллекция насчитывала более
200 предметов, включая 9 уникальных пасхальных яиц, созданных Карлом
Фаберже для двух послед-них русских императоров. Малкольм Форбс увлеченно
собирал коллекцию Фаберже на протяжении 25 лет, но его наследники, в конце
концов, приняли решение расстаться с коллекцией. На апрель 2004 года были
назначены специальные торги Сотбис, в результате которых коллекция Форбса
оказалась бы распродана по частям. Приобретение столь ценной коллекции
одним покупателем стало беспрецедентным событием на мировом артрынке.
Виктор Вексельберг не только спас коллекцию как единое целое, но и вернул эти
уникальные предметы на родину, в Россию, для того чтобы сделать их
доступными всем ее жителям. Так было положено начало созданию первого в
стране музея, посвященного великому русскому ювелиру Карлу Фаберже.

25.

Для возвращения в Россию коллекции Форбса, а затем и других некогда
утраченных культурных ценностей, был учрежден Культурно-исторический фонд
«Связь времен». Перед фондом были поставлены задачи по дальнейшему
формированию собрания будущего Музея Фаберже, организации временных
выставок в целях его популяризации, а также поиск и подготовка здания для
размещения в нем постоянной экспозиции музея.
В течение десяти лет фонд «Связь времен» отслеживал появление шедевров
русского ювелирного искусства по всему миру – в Европе, Азии, Северной и
Южной Америке. Все это время им велась активная работа с аукционными
домами, экспертами и профильными журналами.
Для будущего музея
приобретались произведения Фаберже и других знаменитых русских ювелиров
XIX – начала XX века.
В результате проделанной работы Фонду удалось сформировать не имеющее
аналогов собрание русского ювелирного искусства. В его центре – крупнейшая в
мире коллекция изделий фирмы Фаберже, насчитывающая более 1000 единиц
хранения. В коллекции представлены все направления, в которых работала
фирма Фаберже, известная своей разносторонностью: так называемые
фантазийные предметы, ювелирные украшения и аксессуары, парадное серебро,
драгоценная галантерея и интерьерные вещи.
Ценнейшую ее группу составляют уникальные пасхальные яйца, девять из
которых были созданы Фаберже по заказам Александра III и Николая II.

26.

По своей культурно-исторической значимости эти пасхальные подарки,
предназначенные для императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны,
стоят особняком. В коллекции музея, однако, есть немало других драгоценных
предметов, связанных с историей Дома Романовых: как вещей личного обихода,
так и официальных «кабинетских» подарков, поднесенных выдающимся людям
того времени от лица русского императора.
Императорские подарки представлены в собрании музея не только изделиями
фирмы Фаберже – музей обладает замечательной коллекцией золотых
подносных коробок XVIII–XIX веков, украшенных миниатюрными
портретами Романовых, начиная с Петра Великого.
Русское ювелирное искусство эпохи Фаберже не
было бы всесторонне представлено, если бы
музей не обладал ценнейшей коллекцией русских
икон, драгоценные оклады которых также
выполнены лучшими ювелирами того времени.
Музей Фаберже официально открылся 19
ноября 2013 года в Шуваловском дворце в
Санкт-Петербурге, став первым в России
негосударственным музеем, чье собрание,
несомненно, имеет как национальное, так и
мировое значение.
(Источник - Сайт: «Музей Фаберже в Санкт-Петербурге»)

27.

Музей Арктики и Антарктики
Улица Марата, 24а.
Российский государственный музей Арктики и Антарктики - музей в СанктПетербурге, посвящённый историческим страницам научных исследований
Арктики и Антарктики, а также прилегающих к Арктике советских и российских
территорий и Се-верного морского пути. С 1998 года находится в ведении
Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Музей расположен в здании бывшей единоверческой Никольской церкви,
построенной в 1820-1838 годы по проекту архитектора Авраама Мельникова
(закрыта в 1931 году).

28.

Созданию музея предшествовало широкомасштабное научное исследование
Арктики советскими учёными, развернувшееся после основания в 1920 году
Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции), которая в 1925 году
была преобразована в Институт по изучению Севера - ныне Арктический и
антарктический научно-исследовательский институт. Помимо непосредственно
исследований, институт вёл просветительскую работу, информируя население
СССР о достижениях в освоении и изучении Арктики - в том числе через
временные выставки в различных городах.
Музей Арктики был основан 22 ноября 1930 года - изначально как отдел Всесоюзного Арктического института, в который был преобразован Институт по
изучению Севера.
В 1933 году Ленсовет передал в аренду институту для устройства музея здание
закрытой двумя годами ранее Никольской единоверческой церкви на улице Марата.
Музей получил собственное помещение и затем на протяжении 1934-36 годов
готовил постоянную экспозицию.
8 января 1937 года состоялось открытие
музея для посетителей. Первым его
директором стал художник и полярный
исследователь Николай Пинегин.
В 1950-е годы проходило интенсивное
освоение
Антарктиды
советскими
исследователями, и в соответствии с
этим расширялась научная сфера музея.
Его коллекция пополняться предметами
из антарктических экспедиций, затем
был создан отдел, посвящённый
южному континенту. Наконец, в июле
1958 года музей стал называться музеем
Арктики и Антарктики.
2 февраля 1998 года музею был
присвоен
статус
«Российский
государственный музей Арктики и
Антарктики». Он был выведен из
подчинения Арктического и Антарктического НИИ и передан в ведение
Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Тогда же
музей
возглавил
российский
полярный исследователь и путешественник Виктор Боярский, занимавший должность директора до
2016 года.
В настоящий момент музей Арктики и Антарктики является крупнейшим в
мире музеем, посвящённым полярной тематике. Его фонды насчитывают
около 70 тысяч единиц хранения, среди которых есть и подлинные артефакты, и фотографии (около 34 тысяч), и произведения искусства.

29.

Постоянная экспозиция музея насчитывает 20 тысяч предметов,
разделённых на три отдела: «Природа Арктики», «История исследования и
освоения Северного морского пути» и «Антарктика».
(Источник: «Русская Википедия – свободная энциклопедия»)

30.

Памятный зал
«Героическим защитникам Ленинграда»
Площадь Победы.
Он находится под Монументом героическим защитникам Ленинграда на площади
Победы. Не все знают, что мемориальный комплекс на площади Победы состоит
из двух частей - наземной и подземной. Наземная – величественный Монумент
героическим защитникам Ленинграда, а под ним находится Памятный зал, в
который можно попасть по пешеходному переходу с Московского проспекта.
Памятный зал был открыт 23 февраля 1978 года, через три года после
открытия Монумента героическим защитникам Ленинграда. Сегодня он
является одной из площадок Музея истории Санкт-Петербурга.

31.

Строгие геометрические формы, отделка природным камнем, радиопозывные
Москвы и стук метронома - здесь хочется молчать и помнить.
Вдоль стен по всему периметру зала и вестибюлей тревожными красными
огоньками горят 900 светильников, выполненных из гильз 76-миллимет
Под ними бесконечной лентой тянутся названия населенных пунктов
Ленинградской области, в которых шли самые ожесточенные бои, и названия
предприятий, работавших в тяжелые дни войны и внесших огромный вклад в
приближение победы.

32.

В центре зала расположена карта-схема, которую запускают во время
экскурсии. С помощью подсветки и звуковых сигналов можно представить, как
обороняли Ленин-град и как прорывали кольцо блокады. Электронная картасхема "Героическая битва за Ленинград». Напротив схемы на стене на трех
огромных мраморных плитах золотом написаны фамилии Героев Советского
Союза, Героев Социалистического труда, кавалеров Ордена Славы, сражавшихся за Ленинград. Огромное мраморное полотно из 700 фамилий. В нишах,
которые видны с двух сторон от мемориальной доски, размещены "Книги
памяти", на бронзовых страницах которых перечислены все воинские формирования, участвовавшие в обороне Ленинграда, прорыве и снятии блокады.

33.

Мемориальная доска. 700 фамилий Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, кавалеров Ордена Славы, сражавшихся за Ленинград.
У противоположной стены размещена "Летопись героических дней блокады
Ленинграда". Каждый день сотрудники Памятного зала меняют металлические
листы. Тексты, составленные по материалам из газет, рассказывают о том, что
происходило в осажденном городе в конкретный день в 1941, 1942 и 1943 годах.
Не смотря на то, что Памятный зал не является музеем в общепринятом смысле, в
12 витринах размещены экспонаты, которые, как кусочки мозаики, складываются в
единую картину, рассказывающую о жизни блокадного Ленинграда, его жителях и
защитниках: документы, инструменты, бытовые предметы.
Каждый посетитель может посмотреть десятиминутный фильм "Воспоминания о блокаде". Черно-белые кадры, сопровождаемые музыкой из Седьмой "Ленинградской" симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича,
потрясают.
9 августа 1942 года, в день, когда немецкое командование планировало вступить в Ленинград, симфония впервые прозвучала в осажденном городе, как
гимн его мужеству и непреклонности.

34.

«Произошло небывалое, не значащееся ни в истории войн, ни в истории
искусства, – “дуэт” симфонического оркестра и артиллерийской симфонии.
Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие
– музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но
зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим
всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух –
первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу!»
(Евгений Алексеевич Линд, учитель физкультуры школы № 235 им. Д.Д.Шостаковича,
основатель школьного музея «А музы не молчали…»)
(Источник: «Русская Википедия – свободная энциклопедия»)

35.

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных
войск и войск связи
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
(Артиллерийский музей) - советский и российский музей в городе Санкт-Петербурге.
История образования современного музея берёт начало от Цейхгауза (нем.
Zeughaus - оружейный дом), основанного в Санкт-Петербурге в 1703 году Петром
I, который в 1702 году издал указ о сборе военных памятников «для памяти на
вечную славу», а в 1703 году дал распоряжение о сохранении для истории
мортиры, отлитой в 1605 году пушечным мастером Андреем Чоховым и его учеником Проней Фёдоровым и, находившейся в Московском арсенале.
C 1776 года музей располагался в здании арсенала на Литейном проспекте
(впоследствии - здание окружного суда). С 1869 года располагается на кронверке
Петропавловской крепости.

36.

В конце XIX - начале XX века на страницах Энциклопедического словаря
Брокгауза и Ефрона этот музей описывался следующими словами:
«Артиллерийский музей в С.-Петербурге - представляет одно из замечательнейших в историческом отношении хранилищ всякого рода оружия и воинских
доспехов и принадлежностей. Коллекции его разделены на два отдела: русский
и иностранный. 1-й обнимает собою историю русского вооружения и
артиллерии, с конца XIV века до современных нам образцов включительно. 2-й,
иностранный отдел состоит главным образом из трофеев войн,
преимущественно XVIII столетия. Сверх того, в музее хранятся разные
исторические предметы, случайно туда попавшие, так, между прочим,
мундиры и оружие Петра I, Петра III, Екатерины II, Александра I, Николая I;
седло Иоанна Грозного, рабочий колет Петра Великого; мундир и белье
Фридриха Великого; посмертный слепок с лица Суворова; мундир генер.
Милорадовича, в котором он убит 14 декабря 1825 г.; табурет и трость
Стеньки Разина и т. д.»
Экспозиция охватывает время от XV века до наших дней.
19 ноября 2013 года на территории музея был открыт памятник-бюст великому
князю Михаилу Николаевичу (скульптор А.А.Аполлонов).
Во дворе справа от здания музея, рядом с Кронверкским каналом, находится
памятник декабристам, казнённым на этом месте в 1826 году.

37.

Памятник выдающемуся русскому оружейнику Михаилу Калашникову открыли
на территории Военно-исторического
музея артиллерии, инженерных войск и
войск связи Министерства обороны РФ в
Санкт-Петербурге. Событие приурочено к
столетию со дня рождения конструктора,
отмечавшемуся 10 ноября 2019 года.
(Материал из «Русской Википедии - свободной энциклопедии»

38.

Конюшенный музей
Конюшенная площадь.
Музеум придворных экипажей, в просторечии Конюшенный музей - музей,
посвящённый русскому экипажному искусству, находившийся в СанктПетербурге. С 1860 по сентябрь 1917 года музей располагался на втором этаже
специально построенного здания на Конюшенной площади в СанктПетербурге. Изначально музей располагался в основном каре Конюшенного
двора. Он располагал уникальной коллекцией, включавшей экипажи с пышной
отделкой и драгоценными украшениями, чучела царских лошадей и другие
редкости. В 1840-х годах появилась мысль о постройке для музея отдельного
здания, но осуществить её долго не удавалось.
Только в 1857 году по заказу придворно-конюшенного ведомства на
Конюшенной площади началось строительство нового здания в стиле
необарокко по проекту архитектора П. С. Садовникова. Помощниками П. С.
Садовникова при строительстве здания были архитекторы-художники П. П.
Дютель и Д. П. Садовников (сын П.С.Садовникова), а также каменных дел
мастер Н. Т. Чаликов. Над скульптурным убранством работал академик Д. Иенсен.

39.

Домик Петра Первого
Летний сад.
На Петровской набережной, 6 находится уникальный
исторический
памятник. Он построен в течение трех дней с 24 по 26 мая 1703 года для
Петра Первого, который останавливался здесь, наблюдая за сооружением
Петропавловской крепости.
Домик срублен из сосновых бревен, имеет высокую крышу и широкие окна с
мелкой расстекловкой, трехстворные окна прорезают стены, расписанные под
кирпич. Подобно русским избам, домик состоит из двух светлиц, разделенных
сенями. Для домика характерны малые размеры и низкие потолки комнат.
Внутреннее убранство помещения очень скромное. Стены и потолок обтянуты
парусиной. Комнаты обставлены мебелью, характерной для начала 18-го века.
Домик - единственная сохранившаяся до нашего времени деревянная постройка
первых лет существования города. Еще при Петре он был закрыт "футляром"галереей на столбах. В 1844 году над домом сооружен каменный шатер с
застекленными арками под железной крышей (арх. Р.И.Кузьмин). Он заменил
футляр новым - из шестнадцати кирпичных столбов с арками без штукатурки. В
1852 году у домика разбили сад и обнесли его чугунной оградой. Тогда же был
установлен бронзовый бюст Петра, отлитый по модели скульптора П.П.Забелло.
После реставрации в 1930 году домик открыт как историко-мемориальный музей,
где экспонируются подлинные предметы Петровской эпохи.
(Материал из «Русской Википедии - свободной энциклопедии»)

40.

Музей в новом здании открылся в 1860 году. Нижний этаж здания был украшен
резными воротами из дуба. Всего их было 15. За ними хранились экипажи,
предназначенные для выездов императорской семьи и свиты (своего рода
царский гараж). Второй этаж занимал собственно музей, где были выставлены
двухместный возок Петра I, потешные и маскарадные сани цариц XVIII века,
другие раритетные экипажи, а также гобелены Парижской и Петербургской
мануфактур, чучела царских рысаков, произведения шорных мастеров. После
гибели Александра II в музей были переданы останки разбитой взрывом
императорской кареты. Для подъёма экипажей со стороны двора на второй этаж
вёл специальный пандус с тамбуром, в котором был установлен подъёмный
механизм и поворотный круг.
В сентябре 1917 года музей был разграблен, затем преобразован в филиал
Государственного Эрмитажа, а в 1926 году упразднён. Коллекция музея
оказалась распределена между фондами Эрмитажа, ГИМа и музея в Детском
Селе. С 1930 года в здании разместился автобусный парк и клуб шоферов и
авиаторов имени А. Д. Садовского. Позднее здание было отдано спортивному
обществу «Трудовые резервы».
В мае 1935 года, в большом зале здания бывшего музея проводилась
регистрация жителей города, подвергнутых органами НКВД репрессиям в виде
административной высылки.
С 1938 года в нижнем этаже здания был устроен гараж такси, в 1950 году
преобразованный в таксомоторный парк и центр диспетчерской службы такси.
С 1990 года - филиал государственного предприятия «Пассажиравтотранс».
(Материал из «Русской Википедии - свободной энциклопедии»)

41.

Большой Екатерининский дворец
г. Пушкин (Царское село).
Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский
дворец, Большой Екатерининский дворец, Большой дворец, Старый дворец) бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх
российских монархов – Екатерины І, Елизаветы Петровны и Екатерины ІІ.
Дворец расположен в 26 км к югу от центра Санкт-Петербурга в бывшем Царском
Селе (ныне город Пушкин).
Является Объектом культурного наследия России. Входит в состав «Дворцовопаркового ансамбля города Пушкин и его исторический центр», который входит в
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга
и связанные с ним комплексы памятников.
Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины І,
в честь которой оно и называется; в течение XVIII века неоднократно
перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко.
В советское время во дворце открылся музей. В период Великой Отечественной
войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и
ещё не закончено. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе.

42.

В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния
каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских
правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством
немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна, как летняя резиденция
императрицы Екатерины I.
В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили
праздник, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве
присутствовал Император Пётр І. По первому проекту дворец представлял
со-бой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое
двухэтажное сооружение в голландском стиле, - «на 16 светлиц».
При императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и
стиль. В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо
Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным
и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ,
которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в
стиле Русское барокко. Более 100 килограммов золота ушло на позолоту
изощрённой отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле.

43.

Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный
«правильный» парк. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового
дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.
Традиционно дворец связывают и с именем Екатерины Великой, хотя сама
императрица считала этот «взбитый крем» старомодным. Согласно воле покойной
императрицы Елизаветы, первым делом Екатерина распорядилась позолотить
статуи в парке, однако из-за дороговизны, работы были приостановлены. Во всё
своё царствование она перестраивала дворец и парк на свой вкус, делая их более
удобными для жизни и более скромными.
Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная
осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным
пространственным координатам плана парка.
(Материал из «Русской Википедии - свободной энциклопедии»)

44.

Церковь Большого дворца и арка Лицея
Царскосельский лицей соединен аркой с Екатерининским дворцом (до 1910 г.
Большой Царскосельский).
Рядом с Лицейским садиком расположено четырехэтажное здание Лицея. Ныне
лицей стал мемориальным музеем. Предназначенное для Лицея здание было
возведено в конце 18-го века архитектором И.В.Нееловым.
Для того, чтобы разместить в нем открываемое учебное заведение, интерьеры
здания перестроили.
В четвертом этаже находились комнаты лицеистов, отделенные одна от
другой тонкими перегородками. Комнату № 14 отвели Александру Пушкину,
№ 13 - Ивану Пущину, его ближайшему другу, будущему декабристу.

45.

В третьем этаже располагались классы, а в помещении над аркой,
соединяющей Лицей с дворцом, библиотека. Рядом с библиотекой находился
актовый зал. 19 октября 1811 года в Актовом зале был торжественно отмечен
день открытия Лицея.
(Материал из «Русской Википедии - свободной энциклопедии»)

46.

Зоологический музей
Зоологический музей Зоологического института Российской академии наук российский музей, посвященный зоологии. Расположен в Санкт-Петербурге, на
Университетской набережной. Входит в десятку крупнейших природоведческих музеев мира.
Коллекции Кунсткамеры Петра Великого включали зоологические образцы. В
1724 году музей вошел в состав Российской академии наук. Печатный каталог
содержимого был опубликован в 1742 году. В нем перечислены образцы
зоологии, ботаники, геологии и антропологии, а также альбом с гравюрами
здания и планами некоторых его частей.
В 1766 году Петр Симон Паллас, член Российской академии наук, был назначен
хранителем зоологии. В 1832 году зоологическая коллекция была отделена от
Кунсткамеры, а в 1896 году перенесена на ее нынешнее место в бывшем
южном складе Санкт-Петербургской биржи (построен в 1826-1832 годах). В
1931 году при Академии наук был создан Зоологический институт, в состав
которого вошел музей.

47.

В парадном зале музея находится памятник
Карлу Эрнсту фон Бэру у входа, а также
скелеты китообразных, в том числе
огромного голубого кита длиной 27 метров
(89 футов) и ластоногих. В галерее над
парадным залом выставлена энтномологическая коллекция.
Второй и третий залы образуют длинный коридор с систематическими
коллекциями и диорамами, датируемыми началом 20 века.
Во втором зале представлена коллекция рыб, амфибий, рептилий, птиц и
беспозвоночных, собранных или законсервированных в формалине, а
также их скелетов или раковин. Коллекция млекопитающие, в том числе
шерстистые мамонты выставлены в третьем зале.
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
English     Русский Правила