Похожие презентации:
Традиционный народный костюм бурят
1.
Традиционныйнародный
костюм бурят
Выполнил: Золотухин Геннадий
Геннадьевич, группа 281Б-21
2.
3.
Буряад арадай хубсаһан илипо-русски бурятский
национальный костюм –
часть самобытной истории
бурятского народа и яркий
выразитель этнических
особенностей, именно по
этой причине национальная
одежда бурят отражает и
религиозные верования, и
хорошо приспособлена к
кочевому образу жизни.
4.
Бурятская традиционная одеждаизготовлялась из меха, кожи, шерсти и
различных тканей. Она заключала в
себе массу сакральной символики и
указывала на пол, возраст, этническую
и родовую принадлежность,
социальное положение в обществе,
существующие культы предков и тип
хозяйствования.
Разнообразие одежды обуславливалось
календарными сезонами и природноклиматическими особенностями
территории проживания. Одежда
подразделялась на рабочую
(производственную), будничную и
праздничную (нарядную).
5.
Мужской костюмБурятская одежда как мужчин, так и женщин
предназначена прежде всего для кочевой жизни в
седле. Особенности кроя приспособили изделия к тому,
чтобы в них можно было провести на коне много часов
без усталости и при необходимости заночевать под
открытым небом. Непосредственно на тело надеваются
рубашка из натуральной ткани (чаще всего из хлопка)
и узкие штаны из грубой кожи. В таких штанах не
страшна любая дорога.
6.
Мужской костюм состоял из нательной и верхнейодежды, головных уборов, обуви. Дополняли костюм
пояс ( бэhэ), нож (хутага), огниво (хэтэ) и другие
предметы. Бурятские костюмы отличались по виду
предназначения, социально-ранговой и родовой
принадлежности, сезонности и т.п.: мужской халат
( бYhэтэй хYнэй дэгэл), легкий летний халат на
матерчатом подкладе (тэрлиг), безрукавка (уужа),
матерчатый кушак – (бYсэ, бYhэ) и т.п. Мужская одежда
обязательно подпоясывалась.
7.
Мужской традиционный костюм обязательнодополнялся поясом, ножом и огнивом.
8.
9.
Цвет мужского халата в большинстве случаевсиний, коричневый, темно-зеленый, бордовый.
Цельнокроеные рукава как летних, так и зимних
мужских халатов дополняются манжетами –
туруун (копыта). «Манжеты у пожилых людей
шире, больше по размеру, у молодых – уже и
меньше».
10.
11.
Сверху надевался зимний (дэгэл)или летний (тэрлиг) халат. Дэгэл
шился из овчины, можно было
украсить его бархатом или другой
тканью. Летний же халат
изготавливался из любой
натуральной ткани.
12.
«Традиционный национальныйкостюм бурят»
Процесс облачения в одежду у
бурят, как и сама одежда,
соотносился с мифологией.
Одеваться следовало снизу
вверх: сначала обувь, затем
халат, а потом головной убор.
Гутал – обувь – символизировала нижний мир.
Дэгэл – верхняя одежда (зимний халат), летний халат
(тэрлиг) – соотносили со средним миром.
Малгай – головной убор (шапка) – означал верхний мир,
«вместилище».
13.
Снизу вверх застегивались и пуговицы. Самые верхние пуговицырасстёгивали при молебнах, чтобы открыть путь счастью и благодати
для свободного входа в тело. От средних пуговиц зависела честь,
достоинство, многочисленность потомства. Нижние – отвечали за
достаток хозяина и плодовитость скота.
С мифологией связывалась и отделка традиционного
костюма – каждая деталь, цвет, рисунок несли свою
смысловую нагрузку, наделялись особой символикой.
Так, например, у бурятского дэгэла ворот застегивался с
правой стороны. Правая сторона считалась сакральной
(справа входит в тело здоровье, богатство, благодать, а с
левой – выходит). Правой рукой подаётся и берётся всё.
А левая рука – рука отдающая (гарза гай hалгай гараар
гарадаг).
14.
15.
16.
17.
18.
Гутал – обувь.Обувь у бурят имела множество разновидностей. Она
отличалась по форме, материалам и украшающим
элементам, крою и способу шитья. Многообразие отличий
зависело от климатических и территориальных условий, а
также от внтуриэтнических особенностей многочисленных
локальных групп. А вот женская обувь, внутри этих групп,
практически не отличалась от мужской, но была более
изящной.
Обувь символизировала нижний мир и составляла
существенную часть бурятского костюма. Типы бурятской
обуви соответствовали ареалу распространения родовых
семейств и подразделялись на два вида, в зависимости от
способа кроя и основы обуви – «башмак» и «поршень»
(олообши).
19.
Обувь изготавливалась из кожи жеребят – для зимы, а длялета плелась из конских волос, а кожаная подошва просто
пришивалась.
20.
21.
22.
23.
Женский костюмВид костюма полностью зависит от возраста, для
которого он предназначен. Девочки носят длинный
цельнокроеный халат, подпоясывают его. Так
подчёркивается гибкость девичьей фигуры. С
наступлением настоящего девичьего возраста –
около 15 лет – покрой халата меняется. Халат
разрезается по линии талии, надевается красивый
кушак, а сверху появляется обязательный предмет
женской одежды – безрукавка. Дополнялась обувь
чулками до колен, вязаными из шерсти овцы
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Шапка была обязательной частью костюма, шили еёиз натурального меха, чаще всего выдры.
Предпочитаемая форма – коническая, хотя
исследователи выделяют более 50 разновидностей.
34.
Малгай – головной убор (шапка) – означалверхний мир, «вместилище».
35.
Наиболее часто встречающимися у мужчин,женщин и детей были головные уборы с
небольшими полями и остроконечной
верхушкой, символизирующей процветание и
благополучие. Украшала верхушку серебряное
навершие дэнзэ, как знак Солнца. Красные
кисточки на шапке (залаа сэсэг) – означали лучи
солнца. Узелок сомпи – прочность, крепость.
Материалом для таких головных уборов служило
сукно, а для нарядных – шёлковая ткань. Цвета
предпочитались черные и синие для
повседневных и сине-голубых оттенков для
праздничных шапок.
36.
37.
38.
39.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!40.
Список использованных источников1. Бурятский традиционный костюм. Бадмаева Р. А. – УланУдэ: Бурятское книжное издательство, 1987г.;
2. Бурятский традиционный костюм / Буряад арадай
хубсаhан/. – Коллектив авторов – Улан-Удэ: Изд-во
Принтлето, 2017г.;
3. https://dzen.ru/a/Yu-HRtZuswpQYvq3
4. https://jpegfoto.ru/buryati-narodnij-kostyum