Презентация на тему: «Символизм»
Символизм.
Возникновение термина
Признаки
Зинаида Николаевна Гиппиус
Александр Александрович Блок
Константин Дмитриевич Бальмонт
Символизм в русской литературе
Стихи: Бальмонта
Белый пожар
Беатриче:
Бог создал мир из ничего:
Стихи:Блока
«Россия»
«Сфинкс»
РАССВЕТ
Стихи: Гиппиус
ПРЕДЕЛ
ОТРАДА
ОДНООБРАЗИЕ
2.58M
Категория: ЛитератураЛитература

Символизм в русской литературе

1. Презентация на тему: «Символизм»

Подготовили студентки
группы 01-2ПЭ
Пересичанская Марина,
Никитина Ирина, Канун
Анастасия, Дорофеева
Полина.

2. Символизм.

• Что такое понимают под данным термином?
Особенностью данного течения было то, что изменилось
не само искусство, литература или музыка, а поменялось
отношение к данным категориям. Символисты были
экспериментаторами, они искали что-то новое,
всеобщее и универсальное. Для этого использовали
определенные знаки, символы, загадки, тайны, намеки
и недосказанность. Основную роль в направлении
играет воображение человека. Именно оно создает
аналогии или определенные связи между предметом
или явлением и его образом. Символизм, акмеизм,
футуризм и другие направления этого периода оказали
большое развитие на последующую культуру,
литературу, музыку и искусство. -

3. Возникновение термина

• Направление символизм появилось в 60-70 годах 19
столетия во Франции. Оттуда оно распространилось
в другие страны. Его эстетичекие принципы были
изложены поэтом Жаном Мореаносом в его статье
“Символизм”. Что такое было предложено автором?
Мореанс утверждал, что символ – это
противоположность поучению, риторике и
длительным описаниям. Идея должна быть
представлена в особенной чувственной форме,
которая может быть достигнута при помощи
воображения. Для этого автор должен использовать
особый стиль, включающий в себя тайны, сложные
словообразования, иллюзии и недоговоренность. -

4. Признаки


Желание создать идеальную картину мира.
Передача самых тонких и незаметных побуждений души.
Высокая образность, легкость и музыкальность.
Применение намеков и открытых финалов.
Высокий показатель использования звуковых и ритмических
средств литературы и поэзии.
• Наполненность слов разнообразными знаками. Эстетизация
смерти.
• Ориентация на элитного читателя.
• Важной характеристикой также было то, что слово
становилось некоторым шифром, тайной, которую мог
разгадать человек при помощи своего воображения и души. -

5. Зинаида Николаевна Гиппиус

• (1869−1945) была из обрусевшей немецкой семьи, предки
отца переселились в Россию в XIX веке; мать — родом
из Сибири. Из-за частых переездов семьи (отец — юрист,
занимал высокие должности) З. Гиппиус систематического
образования не получила, посещала урывками учебные
заведения. С детских лет увлекалась «писанием стихов
и тайных дневников». В 1889 году в Тифлисе вышла замуж за
Д. С. Мережковского, с которым «прожила 52 года,
не разлучаясь ни на один день». Вместе с мужем в том же
году переехала в Петербург; здесь супруги Мережковские
завели широкие литературные знакомства и вскоре заняли
видное место в художественной жизни столицы.

6. Александр Александрович Блок

• Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в
высококультурной семье (отец – профессор, мать –
писательница).
В биографии Блока первые стихи были написаны в
пятилетнем возрасте.
1903 году Блок женится на дочке знаменитого ученого Д.И.
Менделеева – Л. Д. Менделеевой.
В 1904 году были впервые напечатаны стихи Блока,
вышедшие в сборнике под названием «Стихи о прекрасной
даме».
Перед смертью поэт часто болел. На запрос о выезде из
страны для лечения и последующее ходатайство Максима
Горького политбюро ЦК РКП(б) ответило отказами. Живя в
Петрограде среди нищеты, Александр Блок скончался от
болезни сердца 7 августа 1921 года.

7. Константин Дмитриевич Бальмонт

• Русский поэт. Родился в деревне Гумнище,
Владимирской губернии, в дворянской семье. Учился в
гимназии в Шуе. В 1886 г. поступил на юридический
факультет Московского университета, но был исключен
за участие в студенческом движении.
Первый сборник стихотворений Бальмонта вышел в
Ярославле в 1890 г., второй — «Под северным небом» —
в 1894 г. В них преобладают мотивы гражданской
скорби. Вскоре Бальмонт выступает как один из
зачинателей символизма.
Умер в городке Нуази-ле-Гран близ Парижа.

8. Символизм в русской литературе

«Особенная интуиция и энергия
слова, каковое непосредственно
ощущается поэтом как надпись
неизречённого, вбирает в свой звук
многие неведомо откуда
отозвавшиеся эхо и как бы отзвуки
разных подземных ключей..»
Вячеслав Иванов
Поэзия Бальмонта наполнена
певучей силой, музыкальным
началом.
Константин Бальмонт

9.

Лирический герой Брюсова –
сильная личность, персонаж из
истории или мифа, мечтающий
о прорыве за грани известного.
Образ мечты у поэта получает
сквозное развитие.
Валерий Брюсов
Фёдор Сологуб
Лирика Сологуба
отличается
пессимистическим
настроением,
повторяющимися
фольклорными образамисимволами

10.

Общая характеристика
русского символизма, его
«панэстетизм».Сочетание
символизма и реализма в
творчестве, анализ его ранней
поэзии, оторванность от
реальной действительности.
Александр Блок
• Творчеству Гиппиус присущи
поиски «нездешней красоты»,
эстетический максимализм,
ярко выраженное чувство
личности, независимой в
поисках ответов на «проклятые»
вопросы бытия.
Зинаида Гиппиус

11. Стихи: Бальмонта

12. Белый пожар

Я стою на прибрежье, в пожаре
прибоя,
Опрокинулись, вспыхнули, вправо и
влево,-
И волна, проблистав белизной в
вышине,
И, пред смертью вздохнув и
блеснувши полней,
Точно конь, распаленный от бега и
боя,
На песке умирают в дрожании гнева
В напряженье предсмертном
домчалась ко мне.
И за нею другие, как белые кони,
Разметав свои гривы, несутся, бегут,
Замирают от ужаса дикой погони,
И себя торопливостью жадною жгут.
Языки обессиленных белых огней.

13. Беатриче:

Я полюбил тебя, лишь увидал
впервые.
Я помню, шел кругом ничтожный
разговор,
Молчала только ты, и речи
огневые,
Безмолвные слова мне посылал
твой взор.
И ты по-прежнему безмолвна и
грустна,
За днями гасли дни. Уж год прошел
с тех пор.
И снова шлет весна лучи свои
живые,
Цветы одели вновь причудливый
убор.
А я? Я все люблю, как прежде, как
впервые.
Свой лучезарный лик скрывает за
горою,-
Лишь взор твой искрится и говорит
порою.
Не так ли иногда владычица-луна
Но и за гранью скал, склонив свое
чело,
Из тесной темноты она горит светло.

14. Бог создал мир из ничего:

Учись, художник, у него,И если твой талант
крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная
птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная
зарница,
Где вечный облачный
прибой
Бежит по бездне
голубой.

15. Стихи:Блока

16. «Россия»

Опять, как в годы золотые,
Пускай заманит и обманет,-
Три стертых треплются шлеи,
не пропадешь, не сгинешь ты,
И вязнут спицы росписные
И лишь забота затуманит
В расхлябанные колеи…
Твои прекрасные черты…
Россия, нищая Россия,
Ну что ж? Одно заботой боле —
Мне избы серые твои,
Одной слезой река шумней
Твои мне песни ветровые,-
А ты все та же — лес, да поле,
Как слезы первые любви!
Да плат узорный до бровей…
Тебя жалеть я не умею
И невозможное возможно,
И крест свой бережно несу…
Дорога долгая легка,
Какому хочешь чародею
Когда блеснет в дали дорожной
Отдай разбойную красу!
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

17. «Сфинкс»

Шевельнулась безмолвная сказка
пустынь,
Но готовые врыться в сыпучий
песок
Голова поднялась, высока.
Выпрямляются
лапы его...
.
Задрожали слова оскорбленных
богинь
И готовы слететь с языка...
Преломилась излучиной гневная
бровь,
Зарываются когти в песке...
Я услышу забытое слово Любовь
На забытом, живом языке...
И опять предо мной - только
тайный намек -
Нераскрытой мечты
торжество.

18. РАССВЕТ

Я встал и трижды поднял руки.
Они белели где-то выше,
Ко мне по воздуху неслись
Белея, вытянулись в нить
Зари торжественные звуки,
И скоро пасмурные крыши
Багрянцем одевая высь.
Крылами стали золотить.
Казалось, женщина вставала,
Над позолотой их заемной,
Молилась, отходя во храм,
Высоко стоя на окне,
И розовой рукой бросала
Я вдруг увидел шар огромный,
Зерно послушным голубям.
Плывущий в красной тишине.

19. Стихи: Гиппиус

20. ПРЕДЕЛ

Сердце исполнено счастьем
желанья,
Звуков хотим,- но созвучий
боимся,
Счастьем возможности и
ожиданья,-
Праздным желаньем пределов
томимся,
Но и трепещет оно и боится,
Что ожидание - может
свершиться...
Полностью жизни принять мы
не смеем,
Тяжести счастья поднять не
умеем,
Вечно их любим, вечно
страдая,
И умираем, не
достигая...

21. ОТРАДА

Мой друг, меня сомненья не
тревожат.
И будет мне чужда земная
сладость
Я смерти близость чувствовал
давно.
И даже сердцу милая печаль,
В могиле, там, куда меня
положат,
Как чужды звездам счастие и
радость...
Но мне сознанья моего не жаль,
Я знаю, сыро, душно и темно.
Покоя жду... Душа моя устала...
Но не в земле - я буду здесь, с
тобою,
Зовет к себе меня природамать...
В дыханьи ветра, в солнечных
лучах,
И так легко, и тяжесть жизни
спала...
Я буду в море бледною волною
О, милый друг, отрадно умирать!
И облачною тенью в небесах.

22. ОДНООБРАЗИЕ

В вечерний час уединенья,
От тишины оцепененья
Уныния и утомленья,
Душа моя полна смятенья...
Один, на шатких ступенях,
Ищу напрасно утешенья,
Моей тревоги утоленья
О, если бы хоть тень движенья,
Хоть звук в тяжелых
камышах!
В недвижных, стынущих водах.
Но знаю, миру нет прощенья,
Лучей последних отраженья,
Как небывалые виденья,
Лежат на сонных облаках.
Печали сердца нет забвенья,
И нет молчанью разрешенья,
И все навек без измененья
И на земле, и в небесах.
English     Русский Правила