4.27M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Густав Густавович Клуцис

1.

Густав Клуцис
Латышский стрелок, создавший
фотомонтаж

2.

Густав Густавович Клуцис — художник-
конструктивист, один из основоположников
политического плаката и теоретик фотомонтажа,
а кроме этого, ещё и латышский стрелок. Всё это
сочеталось в жизни яркого представителя первого
поколения Страны Советов. Хотя период
непосредственной революционной деятельности
в команде пулемётчиков 9-го латышского
стрелкового полка у Клуциса был очень коротким,
всю свою революционность он направил
в авангардистское искусство. Так разрабатывался
фотомонтаж — задолго до изобретения
компьютерных дизайнерских программ.

3.

Густав Клуцис был не только
художником,
но и революционером.
Во время Февральской
революции он «свергал
самодержавие», во время
Октябрьских событий —
служил добровольцем
в команде пулеметчиков 9-го
латышского стрелкового
полка, охраняющего советское
правительство в Смольном.
Клуцис поучаствовал в двух
самых драматичных
исторических событиях 1918
года — в подавлении
вооружённого выступления
анархистов и ликвидации
эсеровского восстания. В 1919
году Клуцис вступает в ВКП(б),
в составе пулемётной команды
состоит в охране Совнаркома
и ВЦИКа в Московском Кремле.

4.

Среди латышских стрелков
оказалось немало активных
и творческих солдат. Было
организовано общество
культуры и искусства
молодых стрелков,
проводились концертымитинги, актёрская труппа
давала театральные
представления, устраивали
литературно-музыкальные
вечера. При
непосредственной
поддержке Ленина 3 мая
1918 года Густавом
Клуцисом и Вальдемаром
Андреасом был создан
кружок молодых
художников Daile

5.

Клуцис занимался
творчеством с детства.
Он обучался сначала
в Рижской
художественной
школе, далее
в Петрограде
в художественном
училище (бывшее
Императорское).
Пройдя путь
от импрессионизма
к кубизму, футуризму,
супрематизму
и конструктивизму,
художник выработал
свой собственный
творческий метод.

6.

Клуцис в 1918 году впервые использует фотомонтаж
в работе «Динамический город» и после революции
занимается поиском новых визуальных решений для
реализации широкого спектра задач, выдвинутых новой
властью. Развитие агитационного и массового искусства
становится главной задачей для молодого художника.

7.

Художник самостоятельно овладевает навыками
фотографии и печати. Клуцис, один из немногих, создавал
с помощью фотографии книжные иллюстрации,
полиграфические обложки, политические и рекламные
плакаты.

8.

Бывший латышский стрелок
осознал широкие возможности
фотографии не только
в полиграфическом
оформлении,
но и в организации
общественного пространства.
Для него работа с фотографией
являлась исследовательским
процессом, его интересовал
потенциал фотографического
изображения для решения
задач агитации и воздействия
на массы. Клуцис понимал
фотографию гораздо шире, чем
простое отражение
действительности.

9.

Несомненно, технологическое развитие
помогло расширить возможности фотомонтажа,
но многие задумки художников в начале 1920-х
годов были невыполнимы технически:
широкоформатная печать была сложна
и во многих случаях невыполнима, позволить
многоцветную печать было практически
невозможно для многих проектов, работа над
созданием «билбордов» уже велась, но каждый
такой проект печатался месяцами
и выполнялись такие работы только для
крупных политических праздников.

10.

11.

Теоретическое
обоснование своих
экспериментов Клуцис
сформулировал
в рукописи «Право
на эксперимент».
Он говорил
о постоянном поиске
новых средств
выразительности,
в частности,
об экспериментах
с пространством
и передачей движения.

12.

Найденные в фонде Кручёных документы и эскизы
демонстрируют процесс творческого поиска
в конкретных работах. Просматривается уникальный
метод объединения лозунга и конструкции в творчестве
Клуциса. За счёт сочетания простых геометрических
фигур и использования ярких, контрастных
и сочетаемых цветов он выделяет ключевые моменты
в композициях. Постепенно совершенствуя метод
фотомонтажа, находясь в поисках более органического
соответствия графических и смысловых элементов,
постоянно упрощая в сторону лаконичности
и узнаваемости образа свои работы, Клуцис создает свой
уникальный стиль плаката, при котором цвет, коллаж
и шрифт создают неповторимый революционный образ.

13.

14.

Долгие годы Густав Клуцис
находился в самом центре
политических и культурных
событий, занимался
развитием системы
образования и развитием
жанра фотомонтажа.
А 17 января 1938 года
он был арестован в числе
участников «фашистской,
националистической
организации латышей»,
существовавшей
в обществе «Прометей».
Вскоре он был расстрелян.
В настоящее время возрастает
интерес к советскому
агитационному искусству.
Архивы и личные документы
репрессированных
художников стали
доступными,
но в исследованиях, которые
на них не опирались,
прослеживаются фактические
ошибки и недостоверная
информация о картинах,
датировках. В исследовании
творчества и обстоятельств
жизни Густава Клуциса, одного
из самых известных в мире
художников латышского
происхождения, остается ещё
много пробелов.
English     Русский Правила