Культура и мода Киевской Руси
Общая характеристика периода
Культура Киевской Руси
Особенности культуры древней Руси
Особенности культуры древней Руси
Устное народное творчество
Письменность и литература
Письменность и литература
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Художественное ремесло
Костюм Киевской и Северо-Восточной Руси
Костюм Киевской и Северо-Восточной Руси
К наиболее общим особенностям костюма этого исторического периода, можно отнести:
Ткани, цвет, орнамент
Ткани, цвет, орнамент
Костюм 10-14 веков (Киев, Новгород)
Костюм 10-14 веков (Киев, Новгород)
Костюм 10-14 веков (Киев, Новгород)
Костюм 10-14 веков (Киев, Новгород)
Мужской костюм
Порты
Женский костюм
пПонёваП
Верхняя одежда
рх одежда
рх од ВВ
Головной убор
Обувь
Большое значение в женском костюме принадлежало головным уборам и декоративной косметике.
В качестве украшения использовали жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.
Список использованных источников:
Спасибо за внимание!!!
6.73M
Категория: КультурологияКультурология

Культура и мода Киевской Руси

1. Культура и мода Киевской Руси

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Горловский Городской Дворец детского и юношеского
творчества»
Образцовая студия моделинга и дизайна одежды
«Арт-подиум»
Культура и мода
Киевской Руси
Выполнила:
педагог дополнительного образования
Пушкило Ольга Ивановна
2023

2. Общая характеристика периода

бщая характеристика периода
VIII—IX вв. восточные славяне имели свои поселения вдоль
ного пути «из варяг в греки» между Балтийским и Черным
рями. Среди них наиболее развитые в культурном и
номическом отношении были Новгород, Смоленск, Киев,
держивавшие торговлю со Скандинавскими странами на севере,
реческими городами, Византией на юге.
X в. высокого экономического, политического и культурного
ъема достигло первое феодальное государство славян Киевская
ь.
XII в. крупнейшими культурными центрами становятся города
веро-Восточной Руси: Новгород, Владимир и Суздаль.
нако в XIII в. высокий расцвет русской культуры был
иостановлен татаро-монгольским игом. С этого времени
едовые общественные стремления направлены на объединение
х русских княжеств в одном государстве.
1380 г. русские войска под руководством московского князя
итрия Донского разбили татарские полчища на Куликовом поле.
течение XIV—XV вв. происходит объединение русских земель
руг
Москвы,
создается
централизованное
Московское
ударство.
циально-экономические условия нашли свое глубокое отражение
искусстве Древней Руси, которое представлено архитектурой,
нументальной живописью (фрески, мозаики), иконописью,
ожественными ремеслами. Отразились они и в костюме этого
ьшого исторического периода.

3. Культура Киевской Руси


Киевская Русь известна высоким уровнем
развития культуры. Во многом это
связано
с
уникальностью
географического положения, а также
пересечением в развитии с другими
странами и народами. Прежде всего это
относится к принятию христианства,
которое тесно переплело культуру Руси и
Византии.
Культура Киевской Руси характеризуется
следующим:
Отличительные стороны
УНТ (Устное народное творчество)
Грамматика и литература
Архитектура (зодчество)
Художественная культура

4. Особенности культуры древней Руси


Культура Киевской Руси характеризуются
тем, что она формировалась под влиянием
множества факторов, которые часто
противоречили друг другу. В частности
можно говорить о том, что особенность
древнерусской культуры заключалось в
следующем:
Двоеверие. Именно в период
Древнерусского государства на Руси было
2 религии: язычество и христианство.
Несмотря на то, что язычество было
полностью вытеснено христианством,
формирование культуры происходило под
влиянием обеих религии. Более того даже
в современной русской культуре есть
элементы язычества, которые
сохранились еще с тех времен (ярчайший
пример - масленица).

5. Особенности культуры древней Руси

Смешение культуры восточных славян и их соседей.
Непосредственно культура восточных славян
связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде
изображений животных, вера в лешего, русалок и
так далее. Соседние же народы также оказали свое
влияние на становление культуры Древнерусского
государства. В частности славяне заимствовали у
своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры,
славяне южные и западные) различные элементы.
Например так был заимствован бога Перун, который
стал аналогом Перунаса.
Большое влияние на культуру Киевской Руси
оказала Византия. Происходило это уже после
принятия христианства. В частности из Византии на
Русь приезжали архитекторы, художники, писатели,
которые строили храмы, переписывали книги,
рисовали иконы и так далее. В результате
происходил симбиоз русской и византийской
культуры, который выражался в формировании
абсолютно новой культуры, аналогов которой не
было.

6. Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси
уделялось УНТ. Письменность ещё была
редким явлением, поэтому в основном культура
передавалась от человека к человеку. Наиболее
распространёнными элементами этого вида
культурного
творчества
Киевской
Руси
являются былины, сказки и песни. Сегодня
широко известные древнерусские былины,
героями которых являются Илья Муромец,
Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие
богатыри.
Суть народного творчества Киевской Руси
очень сильно отличается от народного
творчества западных стран. Если для
европейских народов характерно, что их
былины в основном описывают завоевательные
походы и попытки крещения иноверцев, то для
Киевской Руси было характерно совсем другое.
Для наших былин характерна идея
освобождения своей земли и защита ее от
внешних угроз. Причём от угроз не только
человеческих, но и мифически-образных:
русалок, леших, Змея Горыныча и так далее

7. Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась
задолго до принятия христианства. В
частности еще в середине 9 века монахи
Кирилл и Мефодий создали
кириллическую азбуку. Ее сегодня можно
увидеть в музеях на берестяных
грамотах.
После принятия христианство в Русь,
прежде всего, из Византии и Болгарии
стали приезжать просветители своего
времени. Эти люди привозили с собой
книги, создавали новые. Открывались
храмы и монастыри, часто при которых
существовали школы, в которых людей
обучали умению писать и читать.
Киевская культура этой эпохи
характеризуется тем, что после принятия
христианства в нашей стране стало
появляться большое количество книг,
которые переводились прежде всего с
греческих источников. Пик этого
процесса пришелся на период правления

8. Письменность и литература

Начиная с 11 века, на Руси происходит
формирование древнерусской литературы.
Каждый, наверное, слышал, что древнейшим
литературным произведением на Руси является
«Повестью временных лет», которая была
написана монахом Нестором. Примерно в это же
время создается Остромирово Евангелие, которое
было написано монахом Григорием примерно в
1056 году. Однако наибольшее внимание
историки выделяют летописям, которые
писались в основном в монастырях. Передовым
монастырем в этом плане был Киево-Печерский.
В дальнейшем летописи велись практически во
всех крупных монастырях Руси. Закрывая вопрос
летописей и «Повести временных лет», нужно
отметить, что древнейший вариант этого
произведения находится в Лаврентьевской
летописи, которая ведется с 1377 года.
Отдельное внимание в литературе Киевской Руси
уделялось жизнеописанию святых. Широко
известного, например, «Сказание о Борисе и
Глебе». Также известным памятником культуры
эпохи является «Поучение Владимира Мономаха
детям», в котором князь рассуждает о том, как
надо жить

9. Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась
еще задолго до отречения от язычества. В
основном
зодчество
характеризовалось
строениями из дерева, для которых было
свойственно:
Многоярусность. В основном это
использовалось при строительстве
крупных домов и религиозных храмов.
Над строениями возвышались небольшие
башенки.
Большое количество пристроек к
основному строению.
После принятия христианства на Руси стало
активно
развиваться
каменное
строительство. Прежде всего это касалось
церквей.

10. Архитектура

Первым храмом из камня на
территории Киевской Руси стала
Десятинная церковь в Киеве,
которая была заложена князем
Владимиром в 989 году. Церковь
называется
Десятинной,
поскольку
великий
князь
обязался
отдавать
десятину
княжеских
доходов
на
строительство и содержание этой
церкви. Сегодня Десятинная
церковь называется церковью
Усыпления
Пресвятой
Богородицы.
Первые каменные храмы
Киевской Руси строились по
византийскому типу. Связано это
с тем, что стройками руководили
византийской архитектуры и в
целом культура Киевской Руси
той эпохи сильно связана с
культурой Византии.

11. Архитектура

Главным образом византийские храмы
характеризуются
одним
большим
куполом над строением. Первый храм,
который совмещал культуру Руси и
Византии стал Софийский собор в
Киеве,
строительство
которого
завершилось при Ярославе Мудром. Его
особенность - центральный купол
окружало множество более мелких
куполов, что характерно для славянской
архитектуры. Каменное строительство
было характерно не только для Киева,
но и для других крупных городов. Одним
из крупнейших каменных строений той
эпохи является Софийский собор в
Новгороде. Уникальность этого строения
в том, что оно дошло до нашего времени
практически в своем первозданном виде.
Это ярчайший памятник культуры
древней Киевской Руси.

12. Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются
не
столько
созданием
картин,
сколько
украшением храмов. Храмы украшались
изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:
Мозаика. В штукатурку вдавливались
фрагменты разноцветных стеклышек. Таким
образом расписывались купола.

13. Живопись


Фрески. Наносились на сырую штукатурку
водными красками. Таким образом в
основном покрывались стены

14. Живопись

Данная
живопись
характеризуется
тем,
что ею наносились не
только
религиозные
сюжеты, но и элементы
повседневной
жизни
людей. В некоторых
храмах
наносились
фрески с изображением
великих князей.
Наиболее
известной
является
фреска
с
изображением
семьи
Ярослава Мудрого.

15. Живопись

Отдельным видом
живописи Киевской Руси
является живопись по
дереву или иконопись.
В качестве источника
служили иконы из
Византии. Все иконы и
изображения создавались
по строгим канонам.

16. Художественное ремесло

Значительного
успеха
добились
ремесленники Киевской Руси. Большой
популярностью пользовались доспехи и
оружие, созданные в Киеве. Они были
известны не только на территории Руси, но
и далеко за её пределами.
Большого успеха добились ювелиры. Они
обрабатывали
драгоценные
камни,
создавали уникальную посуду из золота и
серебра.

17. Костюм Киевской и Северо-Восточной Руси

стюм Киевской и Северосточной Руси
шний облик, красота древних руссов
ывали восторженные отклики у
опейцев
и
азиатов.
Древние
ешественники, люди различных
сов и представлений о красоте,
сывая руссов, обязательно отмечали
высокий рост, особую статность,
ую с ярким румянцем кожу,
сивые русые волосы. Арабский
ешественник
и
писатель
1-й
овины X в. Ахмет Ибн-Фадлан,
сывая русских купцов, приезжавших
царю волжских болгар, замечает:
и подобны пальмам, румяны,
сны»

18. Костюм Киевской и Северо-Восточной Руси

стюм Киевской и Северо-Восточной Руси
менитый венецианец Марко Поло
I в.) так описывает жителей
ьшой северной страны России:
и — очень красивые люди, белые,
окие; их женщины также белые и
окие с белокурыми и длинными
осами».
сокие критерии красоты с глубокой
вности определяют эстетический
одный
идеал,
о
котором
сказывается в былинах и поется в
одных песнях.
ивлекательную статность, гордую
нку, колорит помогал воссоздать
внерусский костюм своим силуэтом,
мой
деталей,
декоративным
ением, применяемыми тканями и
ашениями,
цветовым
етанием.

19. К наиболее общим особенностям костюма этого исторического периода, можно отнести:

- статичный, прямой, расширенный книзу
силуэт изделия и рукавов;
- преобладание симметричных композиций с
ритмом округлых линий в деталях, отделке,
дополнениях; даже при наличии асимметрии
в форме костюма или способе ношения
(корзно, косоворотка, ферязь) композиция его
уравновешена, устойчива;
- использование декоративных узорных
тканей с эффектом золота и серебра, крупным
сложным орнаментом; отделка вышивкой,
мехом, тканью другого цвета; создание
динамической формы за счет контрастных
цветов;
- большое значение головного убора в
решении композиции костюма.

20. Ткани, цвет, орнамент

До XVII—XVIII вв. в России не было своего
крупного ткацкого производства, и ткани
высоких сортов привозили
в Киевскую Русь из Византии, Ирана,
Китая, с Востока;
в Новгород и Псков — из Италии и
Испании;
в Московскую Русь — из Англии и
Голландии.
Общим было наименование иностранных
драгоценных тканей — шелковых и
парчовых — паволоки. Паволоки были
пурпурные
или
багряные
(оттенки
красного),
лазоревые
(сине-голубые),
зеленые с четким и крупным узором, с
использованием золотых и серебряных
нитей. Для парадных одежд, особенно
верхних (шуб, шапок), применялись
бархат, затканный крупным золотым
узором на золотой шелковой основе,
шкурки соболя, куницы, бобра, выдры,
лисицы, зайца, белки.

21. Ткани, цвет, орнамент

ани, цвет, орнамент
ые археологические находки, среди которых
ь редки сохранившиеся образцы тканей, а
описание в литературе, позволяют судить о
риалах, применяемых в одежде Древней Руси.
олее распространенными тканями были лен и
ть, которые могли быть и высокого качества
тно, тонкое сукно), и в виде грубого холста,
яги, армячины. Орнаментация осуществлялась
аской, вышивкой, в более поздние периоды —
вкой
и
пестрядью
(тканый
узор
из
цветной пряжи). И набивка, и пестрядь были
но сурового цвета с сине-зеленым, синим или
варным рисунком. Наиболее характерный
нок геометрический: ромбовидные решетки с
ми в центре; розетки, звезды на фоне
ольников, квадратов, извилистых полос (рис.
аспространена была также вышивка ткани
угом. Жемчужины нашивали на ткань в
деленном ритме узора или по его контурам.

22. Костюм 10-14 веков (Киев, Новгород)

стюм 10-14 веков (Киев, Новгород)
жда древних славян испытывала влияние
тюма скифов как в ассортименте (рубаха и
ны), так и в форме и в применяемых
ашениях (браслеты, бусы, серьги, колты —
очные подвески). Однако в древнерусском
тюме преобладала не распашная, а глухая
ладная одежда с грудным разрезом даже в
лых меховых свитах.
ередине IX в. с принятием христианства на
и ее связи с Византией стали особенно
ными. В костюме князя и его дружинников во
гом повторялись византийские формы.
бытовой одежде Киевской Руси дают
дставление фрески Софийского собора в
ве, рукописные сборники, так называемые
евые книги, иконопись. В них наряду со
тыми изображались князь и члены его семьи,
ожане, а также другие бытовые фигуры.

23. Костюм 10-14 веков (Киев, Новгород)

стюм 10-14 веков (Киев, Новгород)
ный
рисунок
из
рукописи
ник
Святослава»
(1073
г.)
жает семью князя Святослава
вича. На князе кафтан киевский,
вита, зеленого цвета с красной
по низу и золотыми зарукавьями,
плащ-корзно,
отороченный
й каймой, на красной подкладке.
ове — круглая шапка с меховым
шем и наушниками, на ногах —
е сафьяновые сапоги (рис. 2).

24. Костюм 10-14 веков (Киев, Новгород)

стюм 10-14 веков (Киев, Новгород)
корзно
был
драпирующейся
ой византийского типа, который
а только феодальная княжеская
шка. Парадной княжеской одеждой
и туники из дорогих византийских
ок с длинными рукавами и
ыми разрезами внизу (рис. 3).
,
начиная
с
XI
в.,
были
емлемой
частью
русского
ого костюма и у знати, и у
ты. Крестьяне носили круглые
ки из войлока, грубого сукна с
меховой
опушкой,
люди
ятельные — из тонкого сукна или
та, знать — бархатные или
вые с украшениями из серебра,
а, драгоценных камней и с
ым околышем.

25. Костюм 10-14 веков (Киев, Новгород)

стюм 10-14 веков (Киев, Новгород)
носом общественно-политической жизни
ей Руси на север, в Новгород и
мир, корзно заменяется новгородской
— распашным прямым изделием из
шелковой или бархатной ткани с
ым воротником и длинными вшивными
ми,
которые
играют
больше
тивную, чем функциональную роль, так
убу носили внакидку. Такие шубы мы
на иконе «Молящиеся новгородцы»
.

26. Мужской костюм

Костюм 10-14 веков (Киев, Новгород)
Мужской костюм
Нижней
одеждой
знати
и
основной
у
крестьян
с
древнейших времен были рубахи
и порты. Крестьянскую рубаху
шили из холста, пестряди с
подкладкой на груди и спине,
которую пришивали красными
нитками. Цельнокроеный рукав
для свободы движения имел
ластовицу из красной ткани. Так
как ткань была узкой (30-60 см),
рубаху
выкраивали
из
нескольких частей. Все швы
подчеркивались
декоративно
красными
кантами.
Рубаху
носили
навыпуск
и
подпоясывали узким поясом или
цветным шнуром. В особых
случаях
к
рубахе
надевали
зарукавья и съемные круглые
воротники-ожерелья.
Цвет
основной
ткани
был
разнообразный, но всегда яркий

27. Порты

Костюм 10-14
Новгород)
веков
Порты
(Киев,
Порты, или штаны, из холщовой ткани;
неширокие, суженные книзу, до щиколотки,
завязывались на талии шнурком —
гашником. Поверх них состоятельные люди
носили еще верхние шелковые или
суконные штаны, иногда на подкладке.
Внизу штаны заправляли в сапоги из
цветной кожи или в онучи (куски ткани,
которыми обертывали ноги), а сверху
надевали лапти, привязывая к ноге
специальными завязками — оборами.
Обязательной
принадлежностью
древнерусского костюма были рукавицы и
сумка — калита, которую привязывали к
поясу. Русские воины поверх одежды
надевали короткую кольчужную рубашку с
разрезами по бокам и короткими рукавами,
а на голову — шолом с бармицей (рис. 6).

28. Женский костюм

29.

Женская рубаха была длинной, до ступней, с
длинными, собранными в низках рукавами и
разрезом, из горловины застегивающимся на
пуговицу. По горловине, разрезу, низкам рукавов
ее украшали вышивкой или обшивали полосой
отделочной ткани. Рубашку шили из белого
полотна или цветного шелка и носили с поясом.
Поверх рубахи надевали поневу — юбку,
состоящую из трех несшитых прямоугольных
полотнищ, укрепленных на поясном ремешке,
который образовывал напуск рубашки. Понева
была короче рубашки, и спереди ее полы
расходились. Тканью для понев чаще всего была
пестрядь с клетчатым, ромбовидным узором.
Верхней одеждой была запона — накладная
одежда типа нарамника из полотна, не сшитая по
бокам. Запона также была короче рубахи. Ее
носили с поясом и скалывали внизу (рис. 8).
Нагрудник — более короткая верхняя одежда с
широкими короткими рукавами украшалась по
низу, горловине и рукавам. Ее также носили
поверх рубахи.

30. пПонёваП

представляет собой
По конструкции понёва
три – пять полотнища
ткани, сшитых по
кромке. Верхний край
широко подогнут для
вдежки шнурка
(гашника),
укрепляемого на талии.
Последнюю иногда
носили «с подтыком
подола». В этом случае
ее орнаментировали с
изнанки.

31. Верхняя одежда

Запона
Верхняя одежда
Верхней женской
одеждой была запона накладная накидка
типа нарамники из
грубого цветного
холста, не сшитая по
бокам. Запону шили
короче рубахи. Носили
ее с поясом и
скалывали внизу.

32. рх одежда

Нагрудник
рх одежда
короткая верхняя
одежда с широкими
короткими рукавами
украшалась по низу,
горловине и рукавам. Ее
также носили поверх
рубахи (рис. 9)

33. рх од ВВ

В женском костюме
феодальной знати, кроме
рубашки, были византийские
формы одежды: туники,
далматики, драпирующиеся
плащи. Верхней женской
одеждой были свиты с более
широкими, чем в мужских,
рукавами, из которых
виднелись украшенные
зарукавья сорочки.

34. Головной убор

Головные уборы играли в
женском костюме, как и в мужском,
большую роль. Девушки носили
распущенные длинные волосы или
косу, заплетенную плоско, низко на
затылке. Прическа была украшена
шелковой вышитой лентой,
деревянным или кожаным обручем
с высокой зубчатой передней
частью. Повязка называлась чело
кичное, обруч — венец. К ним
прикрепляли височные кольца и
налобные металлические
украшения.

35.

«сборки», разнообразные повязки и
венцы. Замужняя женщина обычно
закрывали волосы повойником их
тонкой
или
шелковой
сетки.
Повойник состоял из дна околыша,
который туго завязывался сзади.
Поверх него носили полотняный
или шелковый убрус белого или
красного цвета. Он имел форму
прямоугольника длиной 2 м. и
шириной 40-50 см. Один конец его
расшивался цветным шелковым
узором и свисал на плечо. Другим
обвязывали голову и скалывали
под подбородком. Убрус мог иметь
и треугольную
форму,
тогда оба
Повязка
Сорока
конца
его
скалывались
под
подбородком.
Сверху
богатые
женщины надевали еще шапку с
меховой оторочкой.
Сборник

36. Обувь

Женская обувь, как и мужская,
представлена у князей и бояр
мягкими сапогами без каблуков из
цветной кожи с вышитыми носочной
и нижней частями, у крестьян —
лаптями с онучами.

37. Большое значение в женском костюме принадлежало головным уборам и декоративной косметике.

декоративной косметике.
Девушки носили распущенные волосы или одну
косу, низко заплетенную решеткой на затылке с
вплетенными лентами, золотыми и жемчужными
нитями, бахромой и кистью на конце. Вокруг
головы повязывали ленту богато украшенную
спереди. Иногда ленту наклеивали на твердую
прокладку, один ее край приподнимали и
вырезали зубьями. Этот убор назывался чело
кичное, или венец.

38. В качестве украшения использовали жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

коралловые ожерелья, подвески, бусы,
серьги.

39. Список использованных источников:

1. https://istoriarusi.ru/kiev/kultura-drevneykievskoy-rusi.html
2. КОСТЮМ КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ
РУСИ. Обсуждение на LiveInternet Российский Сервис Онлайн-Дневников
3. Культура Киевской Руси
(древнерусского государства)
(istoriarusi.ru)

40. Спасибо за внимание!!!

English     Русский Правила