2.97M
Категория: КультурологияКультурология

Рубаха - основа женского народного костюма

1.

Бывают рубахи будничные и
праздничные, ворожбенные,
покосные, свадебные и похоронные.
Оттого и шьются они по-разному,
разные обереги несут, из разного
материала делаются.
Так же различают рубахи: исподки –
нательные (холщовые) и красные –
верхние нарядные (отсюда красно
платье).

2.

Русский северный костюм

3.

Одеяние того времени включало
в себя
•рубаху ( alussärk), к которой
были отдельно пришиты рукава
(käised)
•Сарафан ( nn käisteta kleit)
Рукава были длинными только у
богатых (подумай, почему?)

4.

Женский костюм
ОСНОВОЙ ЖЕНСКОГО КОСТЮМА БЫЛА ДЛИННАЯ
РУБАХА, КОТОРУЮ ШИЛИ ИЗ ПОЛОТНА, УКРАШАЛИ
ОТОРОЧКОЙ ИЛИ ВЫШИВКОЙ. ИНОГДА РУБАХУ
РАСШИВАЛИ ЖЕМЧУГОМ. У ЗНАТНЫХ ЖЕНЩИН
БЫЛА ЕЩЕ ВЕРХНЯЯ РУБАХА — ГОРНИЧНАЯ,
СШИТАЯ ИЗ ЯРКОЙ ШЕЛКОВОЙ ТКАНИ, ЧАСТО
КРАСНОГО ЦВЕТА. ЭТИ РУБАХИ ИМЕЛИ ДЛИННЫЕ
УЗКИЕ РУКАВА С ПРОРЕЗОМ ДЛЯ РУК И
НАЗЫВАЛИСЬ ДОЛГОРУКАВНЫМИ ДО 2Х МЕТРОВ
. В КОМПЛЕКТ ВХОДИЛИ: САРАФАН ШИЛИ ИЗ
ДОРОГОЙ ТКАНИ, УКРАШАЛИ С ПЕРЕДИ УЗОРНОЙ
ПОЛОСОЙ, ТЕСЬМОЙ (САРАФАН НИКОГДА НЕ
ПРОДАВАЛИ) НА САРАФАН НАДЕВАЛИ КОРОТКУЮ
ЕПАНИЧКУ, А ПЫШНУЮ ДУШЕГРЕЮ, НАДЕВАЛИ В
ХОЛОД, ДУШЕГРЕЯ ЧАЩЕ БЫЛА ОТДЕЛЕНА
ЗОЛОТЫМИ ПОЛОСАМИ ИЛИ ВЫШИВКОЙ. НА
ГОЛОВУ В ПРАЗДНИКИ ЖЕНЩИНА НАДЕВАЛА
ВЫСОКИЙ КОКОШНИК, УКРАШЕННЫЕ ЗОЛОТОЙ
НИТЬЮ И РЕЧНЫМ ЖЕМЧУГОМ, УБРАННЫЙ
КАМЕНЬЯМИ, А ПОВЕРХ НАДЕВАЛИ ШЕЛКОВАЯ
ШАЛЬ. КОКОШНИК ОЛИЦЕТВОРЯЛ – ФРОНТОН
ДОМА, КРЫШУ ДОМА. В БУДНИ ЖЕНЩИНА
ПОДВЯЗЫВАЛА ЛЕНТОЙ - ПОВЯЗКОЙ ИЛИ
НАДЕВАЛА ПЛАТОК.

5.

Головные уборы
ПАРАДНЫМ ГОЛОВНЫМ УБОРОМ ЗАМУЖНИХ
ЖЕНЩИН ЯВЛЯЛСЯ КОКОШНИК — ГОЛОВНОЙ УБОР,
СДЕЛАННЫЙ ИЗ ТВЕРДОГО МАТЕРИАЛА, ОБТЯНУТЫЙ
ЗОЛОТОЙ ТКАНЬЮ И БОГАТО РАСШИТЫЙ, ОБЫЧНО
ЖЕМЧУГОМ. КОКОШНИК ИМЕЛ МАТЕРЧАТОЕ ДНО.
НИЖНИЙ КРАЙ КОКОШНИКА ЧАСТО ОБШИВАЛИ
ПОДНИЗЯМИ — СЕТКОЙ ИЗ ЖЕМЧУГА, А ПО
СТОРОНАМ, НАД ВИСКАМИ КРЕПИЛИ РЯСПА —
НИЗКО СПАДАЮЩИЕ НА ПЛЕЧИ НИТИ ЖЕМЧУЖНЫХ
БУС.
ДЕВУШКИ ОБЫЧНО НОСИЛИ НА ГОЛОВЕ
НЕБОЛЬШИЕ ПОВЯЗКИ, НЕ СКРЫВАВШИЕ ВОЛОС.
КОСУ ОНИ УКРАШАЛИ, ВПЛЕТАЯ В НЕЕ НИТИ
ЖЕМЧУГА, ЛЕНТЫ, ПОЯВИВШИЕСЯ В XVII ВЕКЕ.
ВМЕСТО ЛЕНТ КОСУ МОГЛИ УКРАШАТЬ
НАКОСНИКОМ — ОБТЯНУТЫМ ДОРОГОЙ ТКАНЬЮ,
КУСОЧКОМ БЕРЕСТЫ ИЛИ КОЖИ.
ЧАСТО ВОКРУГ ГОЛОВЫ ПОВЯЗЫВАЛИ ЛЕНТУ ИЛИ
МЯГКУЮ ПОВЯЗКУ ИЗ ТКАНИ, А ИНОГДА НАДЕВАЛИ
ЖЕСТКИЙ ВЕНЕЦ, НАПОМИНАЮЩИЙ КОКОШНИК, НО
НЕ ИМЕВШИЙ ДНА. ВЕНЕЦ МОГ ИМЕТЬ ВЫСОКОЕ
ЧЕЛО. К ВЕНЦУ ТАКЖЕ ПРИШИВАЛИ ПОДНИЗИ, А
НАД УШАМИ — КОЛТЫ ИЛИ РЯСНА. ЗИМНИЕ
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ДЕВУШЕК БЫЛИ ПОХОЖИ НА
ЖЕНСКИЕ.

6.

Замужние женщины
не должны были
появляться на людях
«простоволосыми»,
т.е. без головного
убора. Чтобы
накрывать волосы
носили повойник.
Волосы у них
заплетали в одну косу.
Головные уборы были
разными. Больше всего они
различались у замужних и
незамужних. Девушки носили
кокошник или просто
повязывали ленту в волосы.
Волосы у девушек были
заплетены в две косы

7.

8.

Украшения
ДУШУ И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА В ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ
ОХРАНЯЛИ МЕТАЛЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ. СЛАВЯНСКИЕ
ЯЗЫЧЕСКИЕ МИФЫ РОДНЯТ ЗОЛОТО И СЕРЕБРО С
СОЛНЕЧНЫМ СВЕТОМ И МОЛНИЯМИ ПЕРУНА. ЭТИМ
ДРАГОЦЕННЫМ МЕТАЛЛАМ ПРИПИСЫВАЛИ СПОСОБНОСТЬ
ОТГОНЯТЬ НЕЧИСТУЮ СИЛУ И ПРИНОСИТЬ ЗДОРОВЬЕ,
ДОЛГОЛЕТИЕ, КРАСОТУ.
ВСЁ, ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ТЕПЕРЬ УКРАШЕНИЯМИ, В
ДРЕВНОСТИ ИМЕЛО РЕЛИГИОЗНЫЙ, МАГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ,
ДА И СЕГОДНЯ УТРАТИЛО ЕГО НЕ ВПОЛНЕ. УКРАШЕНИЕ В
ДРЕВНОСТИ НАДЕВАЛО АМУЛЕТА, СВЯЩЕННОГО
ТАЛИСМАНА, ПО-РУССКИ НЕ ТОЛЬКО И НЕ СТОЛЬКО «ДЛЯ
КРАСОТЫ» (ХОТЯ И ДЛЯ ЭТОГО ТОЖЕ), СКОЛЬКО В КАЧЕСТВЕ
«ОБЕРЕГА», ОТ СЛОВА «БЕРЕЧЬ», «ОБЕРЕГАТЬ». ТАКИМИ
ОБЕРЕГАМИ ВО ВСЕХ КУЛЬТУРАХ МИРА ПРИНЯТО
«ЗАЩИЩАТЬ» ОСОБО СЛАБЫЕ, НЕЗАЩИЩЁННЫЕ УЧАСТКИ
ТЕЛА — ГОРЛО, ВИСКИ, ЗАПЯСТЬЯ И ТАК ДАЛЕЕ.
ПРИ ЭТОМ ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИЙ ЖЕНСКИЙ НАРЯД ВКЛЮЧАЛ
В СЕБЯ (КАК, ВПРОЧЕМ, И НАРЯД ТЕПЕРЕШНИХ ЖЕНЩИН)
ГОРАЗДО БОЛЬШЕ УКРАШЕНИЙ, НЕЖЕЛИ МУЖСКОЙ. С
ДРЕВНЕЙШИХ, ПОИСТИНЕ ПЕЩЕРНЫХ ВРЕМЁН ЖЕНЩИНА
БЫЛА ОБЪЕКТОМ ЕДВА ЛИ НЕ РЕЛИГИОЗНОГО ПОКЛОНЕНИЯ
СО СТОРОНЫ МУЖЧИНЫ.
ХАРАКТЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КУЛЬТУР РАЗНЫХ НАРОДОВ,
ПЛЕМЁН, СЕМЕЙСТВ, ЖИВУЩИХ НА РАЗЛИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ,
ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ И В ИХ УКРАШЕНИЯХ. СРЕДИ
ИЗЛЮБЛЕННЫХ УКРАШЕНИЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ ВСЕГДА
БЫТОВАЛИ БУСЫ, ОСОБЕННОСТИ КОТОРЫХ РАЗНИЛИСЬ В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНКРЕТНОЙ ТЕРРИТОРИИ ПРОЖИВАНИЯ,
КОНКРЕТНОГО ПЛЕМЕНИ.

9.

Южный костюм
Рубаха,
понева,
навершник
Понева
- это юбка,
состоящая из трех
полотнищ шерстяной или
полушерстяной
ткани, стянутых на
талии плетеным
узким пояском гашником; ее
носили только
замужние
женщины.

10.

11.

Рубаху подпоясывали поясом,
который был предметом
гордости и магическим
предметом одежды – его так
же украшали в соответствии с
возможностями и традициями.
Мужчины снимали пояс только
в бане и кровати. Появиться без
пояся в обществе считалось
верхом неприличия

12.

Мужской костюм
ОСНОВОЙ МУЖСКОГО КОСТЮМА ПО-ПРЕЖНЕМУ
ОСТАВАЛАСЬ РУБАХА. РУБАХА ДОХОДИЛА ДО КОЛЕН И
ИМЕЛА У ВОРОТА РАЗРЕЗ — ЛИБО ПОСРЕДИНЕ ГРУДИ, ЛИБО
СБОКУ (КОСОВОРОТКА). ВОРОТНИКА РУБАХА НЕ ИМЕЛА,, НО
К НАРЯДНОЙ РУБАХЕ ПРИСТЕГИВАЛСЯ НЕШИРОКИЙ КРУГЛЫЙ
ВОРОТНИК-ОЖЕРЕЛЬЕ, А ВОКРУГ КИСТИ РУКАВ СКРЕПЛЯЛИ
ЗАПЯСТЬЕМ. ОЖЕРЕЛЬЕ И ЗАПЯСТЬЕ БЫЛИ СДЕЛАНЫ ИЗ
ДОРОГОЙ ТКАНИ И БОГАТО РАСШИТЫ ЖЕМЧУГОМ И
КАМЕНЬЯМИ. РУБАХИ ШИЛИ ИЗ ЛЬНЯНЫХ И
ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ ТКАНЕЙ, А ТАКЖЕ ИЗ ШЕЛКА.
В НАРОДНОМ КОСТЮМЕ РУБАХА БЫЛА ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДОЙ, А
В КОСТЮМЕ ЗНАТИ — НИЖНЕЙ. СУЩЕСТВОВАЛА ТАКЖЕ
ГОРНИЧНАЯ РУБАХА, КОТОРУЮ БОЯРЕ НОСИЛИ ДОМА, В
ГОРНИЦЕ, — ОНА ВСЕГДА БЫЛА ШЕЛКОВОЙ.
РУБАХИ БЫЛИ РАЗНЫХ ЦВЕТОВ, ЧАЩЕ БЕЛЫЕ, СИНИЕ И
КРАСНЫЕ. НОСИЛИ ИХ НАВЫПУСК И ПОДПОЯСЫВАЛИ
НЕШИРОКИМ ПОЯСОМ. МОЛОДЫЕ МУЖЧИНЫ
ПОДПОЯСЫВАЛИ РУБАХУ ПО ТАЛИИ, А ПОЖИЛЫЕ —
НЕСКОЛЬКО НИЖЕ, ДЕЛАЛИ НАПУСК НАД ПОЯСОМ,
БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ СОЗДАВАЛОСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПОЛНОЙ
ФИГУРЫ. ОБЫЧНО РУБАХА ИМЕЛА ДЛИННЫЕ УЗКИЕ РУКАВА.
ДЛЯ СВОБОДЫ ДВИЖЕНИЯ В ПРОЙМУ ПОД МЫШКОЙ
ВШИВАЛИ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНЫЙ КУСОК ТКАНИ — ЛАСТОВИНУ.
НА СПИНУ И ГРУДЬ РУБАХИ ПОДШИВАЛА ПОДКЛАДКУ, ТАК
НАЗЫВАЕМУЮ ПОДОПЛЁКУ. ВОКРУГ ТАЛИИ ЗАВЯЗЫВАЛИСЬ
ПОРТЫ-НЕШИРОКИЕ ДЛИННЫЕ ЩТАНЫ. НА НОГИ НАДЕВАЛИ
ЛАПТИ, ИНОГДА САПОГИ ИЗ КОЖИ. ПОВЕРХ РУБАХИ НОСИЛИ
ЗИПУН, ИНОГДА КАМЗОЛ, А ГОЛОВУ УКРЫВАЛА ШАПКА ИЗ
СУКНА ИЛИ ВОЙЛОКА.
English     Русский Правила