РУССКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА
РУССКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ИСТОКИ
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
ПРИНЦИПЫ ШКОЛЫ
ПРИНЦИПЫ ШКОЛЫ
ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД -
В. Б. ШКЛОВСКИЙ
«ОСТРАНЕНИЕ»
Р. О. ЯКОБСОН
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯКОБСОНА
Б. М. ЭЙХЕНБАУМ
«КАК СДЕЛАНА «ШИНЕЛЬ» ГОГОЛЯ»
«КАК СДЕЛАНА «ШИНЕЛЬ» ГОГОЛЯ»
В. М. ЖИРМУНСКИЙ
«К ВОПРОСУ О ФОРМАЛЬНОМ МЕТОДЕ»
Ю.Н. ТЫНЯНОВ
«О литературной эволюции»
«ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА»
ДОСТОИНТВО ШКОЛЫ
НЕДОСТАТКИ ШКОЛЫ
1.05M
Категория: ОбразованиеОбразование

Русская формальная школа

1. РУССКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА

2. РУССКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА

литературно-теоретическое направление,
проявившееся в 1910-20-х гг. и оказавшее
влияние не только на становление
современной литературной теории, но и на
развитие других гуманитарных наук, а
также на художественную практику
(литература, кино, театр).

3. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

Русские формалисты составляли две группы.
Первая именовала себя «Обществом изучения
поэтического языка» (ОПОЯЗ), вторая –
«Московским лингвистическим кружком».
В 1916-1925 гг. ОПОЯЗ.
Издавались
“Сборники
по
теории
поэтического языка” (1916-1919).
Первой
работой считается декларация
В.Шкловского “Воскрешение слова” (1914).

4. ИСТОКИ

«Откуда пошел формализм? - Из статей Белого,
из семинария Венгерова, из Тенишевского
зала, где футуристы шумели под
председательством Бодуэна де Куртенэ. Это
решит биограф покойника. Но несомненно, что
крики младенца слышались везде».
Борис Викторович Томашевский

5. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Реальное
и
успешное
изменение
традиционного литературоведения произошло
в результате действия двух факторов:
1) материалов и методов новой лингвистики
(члены ОПОЯЗа и близкие к нему лингвисты
Л. Якубинский, Р. Якобсон, Е. Поливанов);
2) новая литературно-художественная
практика (футуристически ориентированные
Шкловский и О. Брик, критик эстетического
направления Эйхенбаум).

6. ОСНОВНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Они построили теорию сюжета, научились
изучать новеллу и роман, успешно занимались
стиховедением, применяя математические
методы, анализировали ритм и синтаксис,
звуковые повторы, создавали справочники
стихотворных размеров Пушкина и
Лермонтова, интересовались пародией,
фольклором, литературным бытом,
литературной эволюцией, проблемой
биографии.

7. ПРИНЦИПЫ ШКОЛЫ

Литература
– это сумма художественных
приемов.
Прием
– единственный герой изучения
литературы.
«Прием»
понимался
как
главный
инструмент
создания
художественного произведения. Приемы
могут быть традиционными и новаторскими.
Например, прием «отстранения».

8. ПРИНЦИПЫ ШКОЛЫ

Предмет литературоведения – не литература,
а литературность.
Произведение не имеет непосредственной
связи с судьбой и личностью творца, а тем
более
с
жизнью и
идеологическими
направлениями.
Развитие литературы совершается путем
автоматизации
приемов
отстранения
(психологического
обновления),
путем
отвлеченного новаторства.

9. ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД -

теоретическая концепция, утверждающая
взгляд на художественную форму как
категорию, определяющую специфику
литературы и способную к саморазвитию.

10. В. Б. ШКЛОВСКИЙ

11.

В 1916 году Шкловский стал одним из
зачинателей «Общества изучения теории
поэтического языка» (ОПОЯЗ),
объединившего теоретиков формальной
школы в литературоведении.

12. «ОСТРАНЕНИЕ»

Виктор Шкловский первым дал имя тому, что
называют сегодня «остранением». Сначала,
выдвинув это понятие в книге «Воскресшие
слова», позднее, терминологически
определив его в знаменитой статье
«Искусство как прием».
Формальная школа трактовала остранение
как универсальный закон искусства,
«обнаруживающийся на всех уровнях
художественной структуры»

13. Р. О. ЯКОБСОН

14. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯКОБСОНА

Первой значительной работой Якобсона было
исследование особенностей языка поэтафутуриста Велимира Хлебникова (1919).
Противопоставляя поэтический язык языку
естественному, Якобсон провозгласил, что
«поэзия есть язык в эстетической функции» и
поэтому «безразлична в отношении
описываемого ею объекта». Этот тезис лег в
основу эстетики раннего русского формализма,
перевернувшего традиционное соотношение
формы и содержания в литературном
произведении.

15. Б. М. ЭЙХЕНБАУМ

16. «КАК СДЕЛАНА «ШИНЕЛЬ» ГОГОЛЯ»

«...душа художника как человека,
переживающего те или другие настроения,
всегда остается и должна оставаться за
пределами его создания». По мнению
ученого, в произведении происходит «игра с
реальностью», свободное разложение и
перемещение элементов. Мир произведения
оказывается при этом построенным «заново»,
а потому «...всякая мелочь может вырасти до
колоссальных размеров».

17. «КАК СДЕЛАНА «ШИНЕЛЬ» ГОГОЛЯ»

Б.М. Эйхенбаум высказывает здесь важные
мысли о семантизации мельчайших, внешне
второстепенных деталей произведения. В
результате этой «игры с реальностью»
возникает «художественный мир».

18. В. М. ЖИРМУНСКИЙ

19. «К ВОПРОСУ О ФОРМАЛЬНОМ МЕТОДЕ»

В.М. Жирмунский под приемом понимает
«каждый элемент произведения»,
рассмотренный «как эстетически
направленный факт, производящий
определенное художественное воздействие».
Возражая против рассмотрения произведения
как «суммы приемов», ученый соотносит
«прием» с «...телеологическим понятием
стиля». Стиль при этом понимается как
«единство приемов».

20.

По мнению В.М. Жирмунского, стиль связан с
«общим художественным смыслом, общим
художественным заданием», а в конечном
итоге — с «эстетическими навыками и
вкусами», мироощущением той или иной
эпохи. Эти положения означают выход за
пределы полемического этапа.
Формальный метод в интерпретации В.М.
Жирмунского раздвигает свои границы и
затрагивает новые элементы литературной
«системы».

21. Ю.Н. ТЫНЯНОВ

22. «О литературной эволюции»

Ю.Н. Тынянов описывает принцип системности,
который он обнаруживает в литературе на разных
уровнях: «...литературное произведение является
системою, и системою является литература».
Признаками системы в понимании Ю.Н. Тынянова
выступают соотнесенность элементов, а также их
взаимодействие между собой. Однако система не
«...есть равноправное взаимодействие всех
элементов». Есть группа элементов, которая
«выдвинута» (доминанта). При этом другие
элементы подвергаются деформации. Произведение
«...входит в литературу, приобретает свою
литературную функцию именно этой доминантой».

23.

Литература,
поясняет Ю.Н. Тынянов, представляет собой
«...систему функций литературного ряда в
непрерывной соотнесенности с другими
рядами». Все это не означает, однако, что
утрачивается специфическая природа
литературы.

24. «ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА»

В совместных тезисах Ю.Н. Тынянов и P.O.
Якобсон утверждают, что «...вопрос о
конкретном выборе пути» или хотя бы выборе
доминанты «...может быть решен только
путем соотнесенности литературного ряда с
другими историческими рядами». Эту
«соотнесенность» ученые называют
«системой систем», имеющей свои
структурные законы.

25.

Чтобы осветить «художественное
произведение» во всей его внутренней
динамичности и сложности, формальный
метод стремится отсечь «автора» и
«читателя».

26. ДОСТОИНТВО ШКОЛЫ

Основное достоинство формальной школы
заключалось в том, что она обеспечила
поворот к точным статистическим,
лингвистическим и стиховедческим приемам,
давшим продуктивные результаты.

27. НЕДОСТАТКИ ШКОЛЫ

1) утверждение статистической описательной
методики в науке о литературе;
2) отказ от генетического и эволюционного
подхода;
3) полный отход от продуктивного
сравнительно-исторического метода.
Идеи структуралистического метода выросли
на базе критики формальной школы.

28.

Однако такой угол зрения не означает «запрет» на
анализ других элементов системы «литература».
Формальный метод также не является универсальным
или единственно возможным. В системе «литература»
он сфокусирован на самой литературе. Работы второй
половины 20-х годов обозначили новые горизонты
развития теории литературы. Представители
формального метода вышли за его первоначальные
границы. Был поставлен вопрос о системе
соотнесенностей и взаимодействий элементов
срединной части цепи художественной коммуникации
«традиция текста—текст—реальность». Структурализм
осмыслит их как единую знаковую систему.
English     Русский Правила