Похожие презентации:
Построение орнамента. Информационные технологии на уроках технологии
1.
2.
Обучающие: познакомить учащихся с основными видамиорнамента, его символами и принципами композиционного
построения,
сформировать знания об особенностях и
значении ремесел
Развивающие: способствовать творческому подходу и
исследованию народной обрядности и их отражению в
узорах.
развитие
творческих
способностей,
художественного воображения;
• развитие эстетического вкуса;
• развитие зрительной памяти, представления,
наблюдательности, глазомера.
Воспитательные:
формирование
национального
самосознания, уважения к историческому, культурному
наследию наших предков.
Развитие эмоционально –
нравственного отношения к произведениям декоративно –
прикладного искусства.
3.
«...Русское народное искусство, как и искусстволюбого народа, — это прежде всего мир особого
отношения человека к своему труду, к своей
деятельности вообще и к жизни в целом.
Мировоззрением народа является его трудовая
деятельность, быт, его обряды.
.
Д.С. Лихачев
4.
Народное искусство всегда понятно и всемилюбимо. Это могут быть игрушки из дерева,
глины, посуда, ковры, кружева, вышивка, резьба
по дереву и т.д. Каждое изделие несет в себе
добро, радость, тепло рук мастера и
фантазию, которая увлекает и детей и
взрослых.
5.
Резьба по дереву6.
Городецкаяроспись
Вышивание
Хохломская роспись
7.
Мезенскаяроспись
Ковроткачество
Вязание
8.
Жестовскаяроспись
Павлопасадская
мануфактура
Квилт.Печворк
9.
ГжельИзразцы
10.
Орнамент со времен своего возникновения ипоныне остается одним из основных
средств
художественного
оформления
произведений
декоротивно-прикладного
искусства: изделий из глины, стекла, дерева
и металла, разнообразных текстильных
изделий.
11.
Орнаменты всех … народов идут изглубокой древности… Орнамент никогда
не заключал ни единой праздной линии.
Каждая черточка тут имеет свое
значение, является словом, фразой,
выражением известных понятий,
представлений…
Это связная речь, последовательная мелодия,.. не
назначенная для одних только глаз, а также для ума и
чувств». Владимир Васильевич Стасов (1824 – 1906)
Общие стилистические признаки орнаментального
искусства
определяются
особенностями
и
традициями изобразительной культуры каждого
народа, обладают определенной устойчивостью на
протяжении длительного исторического периода и
имеют ярко выраженный национальный характер.
Поэтому можно сказать, что орнамент является
стилем эпохи, надежным признаком принадлежности
произведения к данному времени и к данной стране.
12.
Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в тевремена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и
начал изготавливать орудия труда и предметы быта.
Стремление украсить свое жилище свойственно человеку
любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве
магический элемент преобладал над эстетическим,
выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
посуда
украшения
туес из бересты
13.
Орнаментом называется узор, построенныйчередованием в определенном порядке или, как говорят,
ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово
"орнамент", с латинского "ornamentum", означает
"украшение".
Орнамент как самостоятельное
художественное произведение не
существует. Орнамент всегда связан с
формой, масштабом, материалом
изделия, его практическим назначением
и художественно-образным смыслом.
Орнамент
способен
выразить
самые
разнообразные
ощущения: сдержанность и торжественность, легкость,
изящество и плавность, внутреннее напряжение или
спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная
выразительность бесконечна.
В орнаменте всегда отражается характер и особенности
культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он
возник.
14.
Орнамент имеет следующие особенности:1. Состоит обычно из повторяющихся элементовмотивов, которые являются основой орнамента.
Определенное
сочетание
мотивов
создает
художественный образ.
2.Орнамент
может
быть
повторяющимся
(раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).
3.Орнамент
может
быть
многоцветным
(полихромным) и одноцветным (монохромным),
выполнен на поверхности предмета выпукло,
рельефно или, наоборот, углублен.
15.
Геометрический орнаментХарактерен для многих эпох и народов.
Несмотря на предельную простоту, до
сих пор сохранил эстетическую
ценность. Основу построения такого
орнамента составляет четкое
чередование геометрических элементов
в заданном порядке. Не следует
забывать, что прообразом
геометрического орнамента была
природная форма. Например, греческий
меандр символизирует волну, круг –
солнце, плетенка – воду.
16.
Растительный орнаментСамый распространенный в народном
искусстве после геометрического.
Разные времена и разные народы
давали свои растительные мотивы.
В раннем средневековье особенно
популярными были виноградная лоза и
трилистник; во времена барокко –
тюльпан и пион; в период модерна лилия и т.д.
17.
АнтропоморфныйАнтропоморфный орнамент в качестве мотивов
использует мужские и женские стилизованные фигуры или
отдельные части тела человека.
18.
Животный орнамент. (Зооморфный)Зооморфный
орнамент
включает
стилизованные
изображения реальных или фантастических животных
(иногда подобный орнамент называют "звериным"
стилем).
Этот орнамент часто прекрасно сочетается с
растительным.
19.
Геральдический орнаментЕго элементами могут быть
гербы, атрибуты войны – оружие, доспехи,
факелы,
знамена
и
др.;
атрибуты
музыкального и театрального искусства –
лиры, трубы, рожки, маски, складки занавеса
и т.п. Выполнение этого орнамента –
чрезвычайно кропотливое и ответственное
дело.
20.
Каллиграфическийорнамент
Может состоять или из
отдельных букв, или из
целых предложений типа
высказываний,
пословиц,
лозунгов и т.л.
21.
Фантастическийорнамент
В
его
основе
лежат
изображения
мифических
существ: птицы Сирин, сирен,
единорогов, львов и др. Часто
его использовали в вышивке, в
резьбе по дереву.
22.
Типы орнаментаПервый тип - орнамент в полосе с
линейным
вертикальным
или
горизонтальным чередованием мотива
(ленточный). Сюда относятся фризы,
каймы, обрамления, бордюры и т.п.
Бордюр – это вид
орнамента, периодически
повторяющийся рисунок
на длинной ленте.
23.
Второй тип - замкнутый орнамент. Он компонуется впрямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в
нем либо не имеет повтора, либо повторяется с
поворотом на плоскости (так называемая поворотная
симметрия).
24.
Поворотная симметрияПараллельный перенос
25.
Зеркальная симметрияЦентральная симметрия – поворот трафарета вокруг
своей оси + параллельный перенос:
26.
Посмотрим, сколько бордюров удастся придумать, еслисделать трафарет не симметричным своей оси. Для
этого повернем нашего попугая на 45 градусов.
Как видим, у нас появилось еще несколько видов
бордюров за счет использования зеркальной симметрии
вокруг вертикальной оси.
27.
Третий тип - сетчатый, илиплоский орнамент. Мотив в нем
повторяются и по вертикали, и по
горизонтали, этот орнамент
бесконечен во всех направлениях.
28.
СловарьМотив — главная часть орнамента, может
состоять из одной простой фигуры, или из нескольких.
Рисунки мотивов могут быть самые разнообразные, но в
композиции повторение орнамента обязательно.
Раппорт — повторяющийся рисунок, состоящий из мотива и
расстояния до соседнего мотива, лежит в основе построения
орнаментальных полос и сетчатых орнаментов.
Пропорция — соотношение нескольких элементов орнамента
(рисунка и фона, размера и мотива).
Ритм — повторение и чередование элементов орнамента
(ритм соблюдается в наклоне, повороте элементов
орнамента).
29.
Дети тоже любят всевозможныеукрашательства, в том числе и
ритмические орнаменты. Малыши
заполняют лист бумаги ритмическими
штрихами или линиями, дети постарше
выстраивают на бумаге леса и города,
ритмично чередуя те или иные образы.
Девочки с удовольствием вырисовывают
цветочки и наряды принцесс, а у мальчиков
техника и рыцари выстраиваются в
определенном порядке. Рано или поздно все
приходят к декоративному рисованию:
пластичные линии, простые элементы,
красивые цветосочетания. Мы погружаемся в
сказочно-прекрасный мир. Но вместе с тем
создавать орнаменты и декоративные образы
не просто. Нужна уверенная рука, хорошая
координация, развитая фантазия, чувство
гармонии и цвета.
30.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ.На Востоке существует древний способ диагностики заболеваний по
движению глаз, не по радужной оболочке, а именно по движению
глазных яблок.
Оказывается, в зависимости от заболевания, глаза начинают где-то
срезать углы, линия получается неровной. Это еще раз
подтверждает, что все в нашем организме взаимосвязано и
взаимозависимо.
Выполняя упражнения для глаз правильно, мы не только тренируем
мышцы, но и опосредствованно работаем с нездоровыми органами.
Поэтому следите за тем, чтобы во время выполнения упражнений
движения глаз четко «рисовали» указанные линии.
Итак, расправьте плечи, выпрямите спину и улыбнитесь. Создайте
внутри себя положительный настрой.
Для снятия напряжения от выполняемых упражнений не забывайте
моргать.
31.
УПРАЖНЕНИЕ №1.Голову держите прямо, не запрокидывайте. Взгляд направлен вверх
(в потолок), а мысленно продолжаем движение глаз под череп на
макушку, как будто Вы туда посмотрели.
А теперь глаза вниз, а внимание в область щитовидной железы, как
будто Вы взглянули туда, где наше горло.
УПРАЖНЕНИЕ №2.
Посмотрели влево: глаза смотрят на стену, а внимание ушло за
левое ухо.
Посмотрели вправо: глаза смотрят на другую стену, а внимание
ушло за правое ухо.
Почему важно при выполнении этих, казалось бы, давно известных
упражнений продолжать движение глаз на мысленном уровне?
Еще в древние времена на Востоке было известно, что в области
макушки находится огромный пучок энергетических каналов, а у
внешнего края глаз – центры, связанные с желчными протоками.
Поэтому, мысленно продолжая движение глаз, например за ухо, мы
тем самым влияем на желчные протоки и печень. Глаза – это окна
печени.