752.30K
Категория: ИсторияИстория

Культура России XVI века

1.

КУЛЬТУРА РОССИИ XVI
ВЕКА

2.

К концу XV века в общих
чертах завершено
объединение земель
вокруг Москвы.
Превращение маленького
удельного княжества в
центр общерусского
государства вызвало
трансформации в
социальном,
политическом и
культурном укладе
русского общества.

3.

В 1510-1511гг. Монах Филофей в
своем «Послании» излагает
концепцию о Москве как «третьем
Риме».
В его изображении Москва
предстает последним оплотом
истинного христианства,
возвысившимся вместо Рима и
Константинополя («второго Рима»),
которые были низвергнуты за грехи
и отступничество. Москва стала
«третьим Римом», а четвертому «не
бывать»

4.

Проблемы политического устройства и путей развития
России нашли отражение в переписке Ивана Грозного и
бежавшего в 1564 году в Литву Андрея Курбского.

5.

Точку зрения служилого сословия на устройство государства
высказал известный публицист Иван Семёнович Пересветов.
В 40-х-начале 50-х гг. XVI века он написал несколько
произведений, в которых резкой критике подверглись бояре.

6.

С особой силой разгораются в XVI веке религиозные споры.
Противостояние нестяжателей и иосифлян, начавшееся еще
в XV веке, втягивает в свою орбиту все новые и новые умы.
Традицию обличения корыстолюбия, гордыни и мирской
суетности духовенства, заложенную Нилом Сорским,
продолжил князь-инок Вассиан Патрикеев.

7.

Крупнейшим мыслителем,
оказавшим большое влияние на
развитие древнерусской мысли, был
Максим Грек.

8.

Важным мероприятием в культурной жизни XVI века было
составление большого сборника религиозной литературы,
осуществленное под руководством митрополита Макария. Сборник
получил название «Великие Четьи-Минеи», в нем произведения
были распределены по дням, в которые их рекомендовалось читать.

9.

Самым обширным сводом XVI века является Никоновская
летопись. В ней было объединено большое количество
местных летописей, повестей и сказаний, многие из которых
в самостоятельном виде не дошли до нас. На основании
текста Никоновской летописи был составлен грандиозный
Лицевой свод, состоявший из 10 томов. Он содержал
сведения по русской и мировой истории и был богато
иллюстрирован.

10.

Своеобразным памятником средневековой русской
литературы, адресованным широкому читателю, является
«Домострой», составленный в середине XVI века
сподвижником Ивана Грозного протопопом Сильвестром. В
нем определялись как обязанности человека о отношению к
церкви и государю, так и нормы построения семейного быта
и ведения домашнего хозяйства.

11.

Событием огромной важности стало возникновение
книгопечатания на Руси.
Первую точно датированную русскую печатную книгу
«Апостол», выпустили в 1564 году Иван Фёдоров и его
соратник Пётр Мстиславец.

12.

В XVI веке ведется интенсивное архитектурное
строительство. В Москве строится больше каменнокирпичных сооружений, чем за весь предыдущий период. В
очертаниях Софийского собора в Вологде, Успенского
собора Троице-Сергиевого монастыря угадываются формы
Успенского собора Московского Кремля, построенного
Аристотелем Фиораванти в XV веке.

13.

Именно в XVI веке возникает новая конструкция храма,
полностью порывавшая с традициционной крестовокупольной схемой, заимствованной на заре христианизации
из Византии. В её основу был заложен шатёр-конструкция
перекрытия, выполненная не в виде привычных сводов и
опиравшихся на столпы куполов, а в виде высокой,
устремленной вверх восьмигранной пирамиды.
Церковь Вознесения в
Коломенском

14.

Идея шатрового храма была развита в
построенном в честь взятия Казани соборе
Покрова на Рву (Василия Блаженного) (1560.,
архитекторы Барма и Постник), в котором
шатром увенчана центральная башня,
окруженная со всех сторон небольшими
столпообразными храмами.
Покровский собор на Рву (Собор Василия
Блаженного)

15.

В 1586 году русским мастером А. Чоховым на
Пушечном дворе была отлита из бронзы Царь-пушкасредневековое артиллерийское орудие (бомбарда),
которое стало уникальным памятником русской
артиллерии и литейного искусства.

16.

В развитии живописи можно выделить две тенденции.
Стоглавый собор 1551 г. потребовал от живописцев строгого
следования канонам. В качестве безусловного образца
иконного писания утверждается творчество Андрея Рублёва
и Дионисия, что привело к некоторому замедлению
поступательного движения искусства, повторению
заученных форм и снижению творческой составляющей в
деятельности иконописцев.

17.

С другой стороны, расширяется тематика живописных
произведений. В композиции фресок включаются
портретные изображения (Ивана IV, митрополита
Макария), аллегорические и исторические сцены.
English     Русский Правила