Похожие презентации:
Народная игрушка
1.
*Народная игрушкаВыполнила:
Воспитатель МБДОУ ДСКВ № 34 г.
Ейска МО Ейский район
Козлова Елена Викторовна
2.
Игрушки из дереваглины и кости
3.
*Калининская игрушкаВот изящный стройный конь на длинных ногах, с
гордо вскинутой головой. Это не обычная лошадь, а
именно конь, крутогривый, сказочный, полный
напряжения.
Такого
впечатления
мастер
достиг лепкой основных объёмов фигурки и мягкой
пластичностью их переходов. Лишь заострённо
поднятые
уши
нарушают
общую
мягкость,
скругленность
и
создают
ощущение
настороженности, встревоженности.
4.
*Само назначение игрушки позволяло фантазии
мастера отвлекаться от повседневности, усиливать и
видоизменять реальные черты.
В
изображении
медведей
подчеркнута
забавная
неуклюжесть, сила и добродушие. Звери представлены на
четырёх лапах, с горбом на спине, голова с разинутой пастью и
намордников, в ноздре – отверстие для кольца. По-видимому,
эти игрушки были частью набора «Поводырь с медведем».
Медвежья потеха принадлежала к числу любимых забав в
Древней Руси. Нашла она своё отображение и в глиняной
игрушке.
5.
*В глиняной игрушке, может быть, больше, чем в любом
другом виде народного творчества, очевидна нерасторжимая связь
ремесла и искусства. Между руками мастера и материалом не было
посредника-инструмента,
который
мог
так
или
иначе
воздействовать на создаваемый предмет.
Аналогичного происхождения и многие человеческие
фигурки. Они изображают скоморохов - народных певцов,
музыкантов и актёров, нередко водивших за собой
дрессированных зверей. С 15 века на Руси начались гонения
на скоморохов со стороны светской и духовной власти.
Любопытно, что фигурки скоморохов датируются именно этим
временем – 16-17 веками. Скоморохи изображены играющими
на музыкальных инструментах, вроде волынки, танцующими,
ведущими медведей. Лепка игрушек весьма примитивна, но
передает характерные позы, жесты, даже самозабвенную
увлечённость игрой.
6.
*Богородская игрушка7.
*Традиции
богородской
игрушки,
передаваясь из поколения в поколение,
сохранились до наших дней.
*Движущиеся
деревянные игрушки, сделанные в
российской
глубинке
мастерами
народного
творчества, несут тепло рук мастера и доброту в дом.
Народные
мастера,
работая
простыми
инструментами, создают из липы правдивые,
реалистические образы людей и животных, сюжеты.
8.
*Кузнец и медведь9.
* «Мышка и кошка» ручная работа художник Блинов А. И.10.
** С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково.
Зимой, когда топились печи, летом когда туман, вся слободабудто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далекую
старину и зародился промысел дымковской игрушки.
* Дымковская слобода
в начале 20 века.
11.
*Дымковская игрушка* Дымковские игрушки связаны с
древним языческим праздником Свистопляски.
Этот праздник посвящался
солнцу. Его участники свистели в
глиняные игрушки
(вызывали
весеннее солнце).
Ласково и нежно называют эту
игрушку «дымка».
Всю зиму женщины
Дымкова лепили их для
ярмарки.
Что только не лепили
Дымковские мастерицы: птиц,
коней, индюков, баранчиков в
штанишках,
нянек, барышень и кавалеров.
12.
* Филимоновская игрушка – жемчужинанародного искусства.
13.
**Филимоновская игрушка – деревня Филимонова,
город Одоев, Одоевского района, Тульской области.
*Промысел игрушки возник на основе местного
гончарного промысла в середине XIX века. В начале
XX века угас и был восстановлен в 1960-е годы с
помощью старых мастериц. Основной тип изделий свистульки. Для них характерны вытянутые
пропорции, связанные с пластическими свойствами
местной глины "синики". При обжиге глина даёт
белую поверхность, на которую наносится цветная
роспись.
По местным преданиям деревня была названа так в
честь горшечника Филимона, открывшего залежи
высокосортной глины.
14.
*Искусство глиняной игрушки – одно из
древнейших. Его древние основы народ
сохранил и пронёс сквозь века, казалось бы,
в почти неизменных и в то же время всегда
новых формах.
15.
*Веселый, яркий
хоровод филимоновских
игрушек образуют кони,
олени, бараны, петухи,
всадники, барыни.
В отличие от дымковских
все филимоновские игрушки —
свистульки, даже барыни и
кавалеры. Но свисток никогда не
делали в фигурке, а только в
хвосте зверей или птиц.
16.
17.
*В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской
игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и
фотографии
талантливых мастериц прошлого и
нынешнего века.
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времён.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
18.
*Каргопольская игрушка19.
**Каргопольская
город
Каргополь
области.
*Производство
игрушка
Архангельской
игрушки сопутствовало
старинному
гончарному
промыслу
в Панфиловской волости Каргопольского
уезда. В отличие от гончарного дела
изготовление игрушки в XX веке не
прервалось.
20.
*Каргопольская
глиняная
игрушка
как
художественное явление сегодня по праву
занимает одно из первых мест среди российских
народных промыслов игрушки.
Большая заслуга в этом
принадлежит известным
мастерам из деревни Гринёво:
Ивану Васильевичу Дружинину
(1887 – 1949 годы) талантливому мастеру классику каргопольской игрушки
и Ульяне Ивановне Бабкиной
( 1889 – 1977 годы) - самой
знаменитой мастерице.
21.
*Основная тема творчества Ульяны Бабкиной - образы
окружающей её повседневной жизни, образ человека северной
деревни. Меткие по пластическому решению, радостные по
росписи, игрушки воплощают естественную радость жизни.
Появляются несвойственные ранее для каргопольской
игрушки характеристики: движение, усложненность
пластического решения, расширение тематики и сюжетные
игрушки.
Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне
Гринёво, расположенной в 17 километрах от Каргополя.
Восемьдесят девять лет - всю жизнь делала мастерица свои
"бобки" (местное название игрушки), то под протяжно
распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев
старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных
фигурок. Она часто дарила игрушки детям или несла на ярмарку
в Каргополь.
Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы
способствовал возрождению промысла. В 1967 году по
инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали
гончарный цех, который в 1968 году стал филиалом предприятия
народных художественных промыслов "Беломорские узоры"
(г. Архангельск).
22.
Искусство изготовления каргопольских игрушек —искусство северной деревни, народ которой любит и
бережно хранит предания старины, обожает сказки и
весёлые шутки-прибаутки, боготворит природу и её
обитателей, изображая их в глине.
На севере, в старинном русском городе
Каргополе Архангельской области находится один из
центров производства глиняной игрушки. В старину
Каргополь был широко известный и большой культурный
центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места,
где до сих пор сохранилась самобытная русская
культура, искусства и ремесла.
Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя
делали свистульки, фигурки, изображали то, что
видели.
23.
*Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка
была неяркой, блеклой. Для её украшения мастерицы использовали
мел, печную сажу –настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в
росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.
Основа фигур белая
Красочная роспись наносится по
предварительно выбеленной
поверхности фигур.
24.
* Люди изображаются крепкими, приземистыми,мужчины почти всегда с бородой.
25.
**Лепят каргопольцы охотно
зверей и птиц. Особо
почитается медведь: то его
с зеркальцем слепят, то с
рыбой.
Кони каргопольские —
с игриво закругленной шеей,
зайцы — с
гармошкой, бородатые
мужики — с трубкой,
гармонью, лаптями. Есть
полуконь-получеловек Полкан,
женщина-крестьянка.
26.
*Для росписи
игрушек мастера
используют
геометрический
орнамент (ромбы,
треугольники,
квадраты, точки,
кружочки, прямые
и волнистые
полоски, пятна.
27.
**Краски яркие- яркие:
малиновые, красные,
желтые, оранжевые,
синие и даже золотые.
На каждой игрушке
может быть до 10-12
цветов одновременно.
Поэтому это самая
нарядная игрушка .
28.
** Роспись выполняется красителями,
растертыми на яичном желтке или
белке,
куриным
пером.
Использовали три главные цвета —
малиново-красный, желтый и
зеленый. Иногда применяли синий
или фиолетовый цвета. Каждому
персонажу — свой цвет. Из-за того
что роспись велась пером, она
кажется
небрежной,
неумелой,
словно это детская работа.
* Роспись очень проста: сочетание
цветных полосок, точек, кругов,
овалов, звездочек, треугольников.
Детали
росписи
можно
расшифровать. Круг — это солнце,
треугольник — земля, ёлочки и
ростки — символ растительности и
жизни. Все эти узоры напоминают
нам о связях человека и природы.
29.
**Расписывают игрушку
неяркими, блеклыми
красками. Раньше
мастера подмешивали
пигмент в мел, поэтому
цвет каргопольской
игрушки разбавлен
белилами, приглушен.
Предпочтительны
розовые, зелёные,
сиренево-синие, жёлтооранжевые краски
неярких оттенков.
* На нем нехитрый узор: полоски,
волнистые линии, точки, кресты,
штрихи. Этот узор очень
древний, и каждый знак имеет
определенный смысл, который
сейчас многими забыт, а мастера
рисуют его так, как изображали
когда-то предки.
* Например,
- крест, символ
солнца, означает землю,
засеянное поле,
- ростки, изображение
растительности,
- волнистая линия изображает
речку, воду, влагу, которой
надо напоить растения.
30.
*1.
2.
31.
3.4.
32.
*1.
2.
33.
34
34.
*1
2
35.
34
5
36.
*37.
Тряпичная кукла38.
39.
Зольная куклаКукла — веник
40.
Куклы из бересты41.
Кукла из соломы42.
43.
*Этапы создания куклы.1
4
7
2
5
8
3
6
9