Похожие презентации:
История экспоната школьного краеведческого музея. Печная дверца
1.
Комитет по образованиюАдминистрации муниципального образования «Ханты-Мансийский район»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа д. Согом»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
«ИСТОРИЯ ЭКСПОНАТА ШКОЛЬНОГО
КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ.
ПЕЧНАЯ ДВЕРЦА»
Исследовательская работа
Автор :Кундер Лариса Анатольевна
Учитель истории и обществознания
МКОУ ХМР «СОШ д. Согом»
2021
Д. Согом, Ханты-Мансийский район
2.
Цель и задачи исследованияЦель исследования
установить место и время изготовления печной
дверцы – экспоната школьного краеведческого музея,
исследовать путь появления данного предмета в
деревне Согом, подтвердив свидетельствами
старожилов деревни.
Задачи:
Установить происхождение чугунной печной дверцы,
время ее производства и доказать ее высокую
художественную ценность
Изучить материалы истории чугунолитейной
промышленности России, распространения чугунного литья
на Объ-Иртышском севере.
Собрать воспоминания старожилов деревни и владельца
экспоната о появлении печной дверцы в деревне.
3.
Согомский исторический иэтнографический микрорайон
Наша деревня
Согом
является уникальным
археологическим,
историческим
и
этнографическим
микрорайоном. На ее территории находится более 400
археологических памятников, сохранились до наших дней
архитектурные сооружения – жилища, амбары Х1Х века,
коренные жители
и туристы занимаются
охотой и
рыболовством, используя древнейшие приспособления ,
представляющие этнографическую ценность.
4.
.Школьный
краеведческий музей
В школьном краеведческом музее д. Согом
множество экспонатов, которые
помогают
узнать подробности
жизни и деятельности
наших предков. Но есть такие
предметы,
появление которых в деревне представляется
загадочным.
Эти предметы, необычные для
Согома, имеют запутанную историю, меняют
десятки
владельцев
за
время
своего
существования, но в итоге увеличивают свою
ценность и попадают на полки школьного
музея.
Всегда
интересно,
а
зачастую
невозможно
проследить
историю
такого
экспоната .
Я выбрала достаточно распространенный,
но одновременно оригинальный предмет печную дверцу, старинную, с
выпуклым
изображением всадника.
5.
Исследование экспонатаВ 2014 году нашему школьному краеведческому
музею С.В. Чугайновым была подарена печная
дверца с рельефным изображением всадника.
Чтобы исследовать
происхождение этого
предмета, я тщательно рассмотрела его и
обнаружила
детали,
рассказавшие
о
его
происхождении.
Дверца прямоугольной формы, размеры 29 х 24
см,
материал – чугун. Украшена рельефным
изображением, что позволяет отнести изделие к не
только к утилитарному предмету
печного
устройства, но и к виду декоративно-прикладного
искусства. Дверца большая ( топочная), не парная,
простого типа – внутренняя щеколда закрывалась и
открывалась снаружи
ручкой-вертушкой, или
костылкой. Ручка не сохранилась.
Дверца
находится в плохом состоянии, она повреждена
сваркой, с помощью которой пытались вернуть на
место ручку, отломлен правый нижний угол дверцы,
есть следы коррозии.
6.
Исследование экспонатаОрнамент растительный, фантазийный ,
исполнен в виде виньеток , украшающих
сюжетную картину. Сочетание разнообразных
орнаментальных форм –линий, веток и цветов,
шнуровых и простых линеек и кантов,
вычурных картушей с закругленным углами
делает дверцу особенной.
Сюжетная картина - всадник на коне .
Всадник, видимо ратник ХУП века, в русской
одежде , за спиной
плащ, вероятно в
доспехах. Головной убор в форме шлема. В
вытянутой вперед правой руке нагайка.
Хорошо видна борода округлой формы,
длинные волосы.
Лошадь
приземистая .
Упряжь и вооружение простые.
В
сети
интернет
изделие
было
идентифицировано в каталоге печного литья
тюменского завода Н.Д. Машарова
среди
предметов, которые несут декоративнохудожественную нагрузку в виде орнамента и
сюжетной сцены.
7.
Клеймо. Надпись «МАШАРОВ.ТЮМЕНЬ»8.
Всети
интернет
изделие
было
идентифицировано в
каталоге печного литья
тюменского завода Н.Д. Машарова среди предметов,
которые несут декоративно-художественную нагрузку в
виде
орнамента
сюжетной
сцены.
КАТАЛОГ
НАШ ЭКСПОНАТ
9.
Традиции художественноголитья
В России издавна литье металла считалось
престижным и искусным ремеслом
В целях
повышения конкурентоспособности печного литья,
выпускавшегося также многими другими заводами
центра
России,
усиления
эстетической
привлекательности
изделий
вводятся
художественные элементы декора, в т.ч. и для такого
«косного», чисто утилитарного предмета, как печные
дверки из чугуна.
Традиции художественного литья из чугуна
утилитарных предметов и камерной скульптуры на
машаровском заводе была, может быть, воспринята
под воздействием уральских заводов, в первую
очередь,
каслинских.
Чугунолитейный
и
механический завод Тюменского предпринимателя
Николая Дмитриевича Машарова – одно из наиболее
значительных промышленных заведений Обь .Иртышского севера и города Тюмени начала XX
столетия.
10.
Завод Н.Д.МашароваВ 1899 г. Николай Дмитриевич Машаров
основал на месте мастерской завод, на
котором
смог
наладить
чугунное
художественное литье. Отдельные его
изделия демонстрируются сейчас в музее
истории города Тюмени. Обладателями
художественного литья стали и многие
коллекционеры.
По выгодным заказам завод выполнял из
литого чугуна ступени и перила лестниц для
общественных зданий и частных домов,
модные в конце XIX столетия. В начале ХХв.
товарищество «Машаров и К» становится
самым
крупным
промышленным
предприятием Тюмени.
В 1908 году она
заменяется паровой машиной, а затем завод
первым
в
Тюмени
переходит
на
электромеханический привод.
11.
Как дверца появилась в СогомеДалее надо было собрать сведения об этом
предмете у бывшего хозяина –Чугайнова С.В.
попытаться установить прежних хозяев, время и
место
нахождения
предмета в течение
его
существования в Согоме.
Был намечен список
жителей деревни старожилов, которые могли
вспомнить требующиеся события. Я побеседовала с
тремя
старожилами, записала их рассказы,
составила
хронологическую
цепочку
«жизни»
предмета в Согоме.
Я
обошла
старую
часть
деревни
,
сфотографировала
сохранившиеся с Х1Х века
строения, нашла фотографии снесенных домов , где
могла бы быть установлена эта печная дверца.
Гипотеза о появлении декоративной дверцы
завода Машарова в начале ХХ века в деревне
Согом
может быть связана
с жизнью и
деятельностью приезжих купцов – прасолов,
скупавших оптом рыбу зимой – замороженную,
летом- засоленную.
12.
В каком доместояла печная
дверца
Согом был достаточной успешным
местом оптовой торговли – здесь в
окружении речек и озер, улов рыбы
был
обеспечен
всегда.
Купцы
приезжали в Согом на несколько
недель, скупали у местного населения
рыбу в больших количествах.
Доказательством этого являются
сохранившиеся в музее огромные
чугунные
весы
для
взвешивания
пудами.
Старожилы деревни – Сургучева
Наталья Михайловна и
Сургучев
Владимир Семенович помнят, что на
берегу реки Согом , в 30-40 м от воды
были построены в начале 20 века
четыре крепких бревенчатых дома с
маленькими оконцами, отверстиями на
фронтоне для вентиляции, служившими
складами и жильем для купцов. Эти
дома до сих пор в деревне называют
купеческими. В одном из них
и
появилась декоративная печная дверца.
13.
Долгая жизнь печной дверцыДва дома постройки 1902-1903 гг. по улице Лесная
, многократно поменяли хозяев, но продолжали
существовать практически не перестроенными до
2000 гг. , когда на их месте новые владельцы
участков земли построили современные дома. При
разборе одного из домов
школьному музею были
подарены деталь деревянного фриза с резными
украшениями и рама окна.
В доме № 2 в 1928 году была открыта согомская
начальная школа. В одном помещении шли занятия, в
другой половине жили учителя.
В 60-х года было построено здание для школы
по ул. Центральной. В старом доме продолжали жить
учителя. Дом претерпел несколько ремонтов и
перепланировок, в 80-х гг. в доме заменялась печь
– старая была снесена, кирпич был выброшен,
чугунные детали оказались в сарае на заброшенном
участке, где и были найдены Чугайновым С.В.,
который оценил декоративность дверцы и принес
ее в дар музею.
14.
ЗаключениеРаскрывая тайну
экспоната
школьного
музея , я убедилась в тесной связи нашей
маленькой деревни с экономикой северного
промышленного региона.
Узнала, как постепенно с начала ХХ века
в Согом проникают промышленные изделия
тюменских заводов,
имеющие не только
утилитарное
предназначение,
а
представляющие эстетическую ценность.
При минимуме художественных средств
тюменские литейщики достигали значительный
эстетический результат: дверки с сюжетными
композициями
хочется
рассматривать
и
любоваться
ими,
как
настоящими
произведениями искусства. Забываешь даже,
что перед тобой массивная практичная вещь –
чугунная дверца печи.
15.
Литература1. Бауэр А. А. Печное литье как произведение искусства
//Знамя труда (Киров), 1998
2. Копылов В.Е. «Окрик памяти» книга вторая: Тюмень»,
2001
3. Изделия чугунолитейного завода Товарищества Н.Д.
Машаров и Ко .
4. Источники в сети интернет :
http://www.stankozavod.ru/
http://kraeved.su/vi....php?f=80&t=357
http://historydjatko..._lite/2-1-0-116
http://kirmuseum.uco.../publ/3-1-0-289
http://www.antique-s...topic=3963&st=0
http://forums-su.com...?f=166&t=423115
http://www.museum.ru/C7061