Похожие презентации:
Ономастическое пространство романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
1.
Ономастическоепространство романа
Ф.М.Достоевского
«Преступление и
наказание»
Выполнила: воспитатель
Детского дома
№ 20
Букакина Т.П.
2.
Цели:выявление особенностей функционирования
имён собственных в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание», определение их
места в ономастическом пространстве романа.
Задачи:
охарактеризовать специфику имён собственных
как
лингвистической
единицы,
установить
принципиальное отличие имён собственных от
имён нарицательных,
рассмотреть антропонимы и топонимы в
историческом и функционально – семантическом
аспекте,
описать специфику литературной ономастики,
выявить и установить место антропонимов и
топонимов в ономастическом пространстве
текста романа Ф.М. Достоевского «Преступление
и наказание» .
3.
Имена собственные –это такие
слова, которые называют индивидуальные
предметы, входящие в класс однородных,
однако сами по себе не несут какого-либо
специального указания на этот класс.
Имена собственные
Антропонимы
имя,
отчество,
фамилия,
псевдоним,
прозвища.
Топонимы
гидронимы,
ойконимы,
оронимы,
космонимы,
урбанонимы
4.
Литературные антропонимы –имена, созданные самим автором и в
той или иной степени характеризуют
персонаж.
Карпенко М.В.
Стилистическая функция литературных
антропонимов накладывается на их
знаковую функцию, а их
контекстуальное значение - на
объективно заложенную в имени
информацию.
5.
Ономастическое пространствохудожественного произведения –
это совокупность всех поэтонимов (имена
собственные
в
художественном
тексте),
которые
имеются
в
художественном
произведении.
Функции поэтонимов:
идентифицирующая
художественно – стилистическая
функция дифференциации
6.
Виды урбанонимов в романе:1.
2.
3.
4.
5.
агоронимы( названия площадей)
« Близость Сенной(площади), обилие известных
заведений…»
годонимы(названия улиц, переулков, бульваров)
«…которую нанимал от жильцов в С-м
переулке(Столярярном переулке)»,
«…к преогромнейшему дому, выходившему одною
стеною на канаву, а другою в – ю улицу
(Садовая или Гороховая улицы)»,
«…проходил же он тогда по К – му бульвару
(Конногвардейскому бульвару)»
эмпоронимы (названия магазинов,увесилительных
заведений)
« - Ну вот! А третьего дня, в « Гамбринусе», три
партии сряду взял у вас в биллиарде…»
хоронимы городские (имена парков, районов,
кварталов)
« Проходя мимо Юсупова сада…»
« …ночевал на Песках…у коломенских»
« Ну, а прежнюю квартиру, - помню только. Что у
Пяти Углов, - Харламова дом…»
экклезионимы (названия соборов, храмов)
« Купол Исаакиевского собора, который ни с какой
точки не обрисовывается лучше…»
7.
Типы антропонимических « формул» втексте романа Ф.М.Достоевского:
только имя : Миколка, Афрасиньюшка,
Настасья, Федосья и т.д.
« имя + отчество» : Порфирий Петрович, Катерина Ивановна, Никодим Фомич,
Дарья Францевна, Лизавета Ивановна,
Алёна Ивановна и т.д.
« имя + отчество + фамилия» : Авдотья
Романовна Раскольникова, Родион Романович Раскольников, Софья Семёновна
Мармеладова, Пётр Петрович Лужин и т.д.
только фамилия : Заметов, Зосимов,
Кох, Капернаумов, Теребьев, Закладчиков,
Свидригайлов и т.д.
8.
Родион Романович Раскольников« розы покупающий»
« родной»
«родимый»
« раскол родины»
«намёк на династию
Романовых»
«раскол в сознании
героя»
Звуковой фон:
« РО – РО – РА» - эффект рокота, бунта
9.
Фамилия Раскольникова впервые возникает вовремя его первого визита к старухе – процентщице
« – Раскольников, студент, был у вас назад тому
месяц»
имя главного героя возникает впервые на
страницах письма матери
« Милый мой Родя...»
Таким образом, введя сначала персонаж, а после
его фамилию в ситуации, когда главный герой
«пришёл делать пробу своему предприятию»,
Достоевский подчёркивает внутренний
психологический надлом героя, « раскол» между
ним и людьми. Имя возникает в атмосфере любви,
в письме из дома.
Частота употребления
Раскольников
Родя
491
82
10.
Сонечка( Софья)« мудрость»
« разумность»
Мармеладова
«сладости,
комфорта»,
Софья – Сонечка – диминутивная форма имени
Частота употребления
Соня( Сонечка)
293
Софья Семёновна
61
11.
Свидригайлов(частота употребления в романе 161 раз)
Звуковой ряд « др», « гайл» - сложное
сумбурное, режущее слух
В романе отсутствует имя и отчество
персонажа в речи других героев романа, и
присутствует
только
фамилия.
Для
русского сознания привычно употребление
формулы обращения « имя + отчество +
фамилия». Поэтому, употребление только
фамилии
воспринимается
как
нечто
чуждое,
отталкивающее,
человек
предстаёт без своих родовых корней, без
души.
«И эта низкая, оскорбляющая всякое
человеческое достоинство, ползающая, вечно
пресмыкающаяся личность … ».