Похожие презентации:
Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Основной художественный прием
1. Урок литературы в 8 классе по теме «Художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Основной художественный
прием.Учитель русского языка и литературы МОБУ
«Староладожская средняя общеобразовательная
школа имени Героя Советского Союза В.Ф.Голубева
Бараусова Татьяна Геннадьевна
2. Лев Николаевич Толстой (2 урок)
3. Рассказ «После бала» 1903 г.
Художественноесвоеобразие
рассказа.
Основной
художественный
прием
4. Рассказ «После бала» 1903 г.
Вся жизньпеременилась
от одной ночи,
или, скорее,
утра…
Л.Н.Толстой
«После бала»
5. Особенности композиции рассказа
Тип композиции – рассказ врассказе
Внезапное начало
2 главных события:
- бал у губернского предводителя
- сцена наказания солдата
6. Сопоставительный анализ
Характеристика
Чувства
На балу
После бала
Влюблен, веселый,
Стыд, доходившая до
бойкий, любовался, не тошноты тоска, вот-вот
чувствовал своего тела, вырвет ужасом, неловко,
восторг, благодарность, неприятно, любовь сошла
восторженное умиление, на нет
восторженно-нежное
чувство, доволен,
счастлив, блажен, добр,
бесконечно счастлив
7. Сопоставительный анализ
Характеристика
Эпитеты
На балу
Грациозная, ласковые,
милые, сияющее,
зарумянившееся,
красивый, высокий,
статный, свежий,
ласковый, радостный,
блестящий.
После бала
Жестокая, нехорошая
музыка, неприятная,
страшное, сморщенное
страданиями,
корчившийся,
твердый шаг,
испуганный, грозно,
злобно, гневный
8. Сопоставительный анализ
Характеристика
Цвет
На балу
После бала
Белый, розовый,
румяный,
серебряные,
светло
Черное, красное,
пестрое, белые
9. Сопоставительный анализ
Характеристики
Звуки
На балу
После бала
Мазурка, вальс,
полька, кадриль
Флейта, барабан,
визгливая мелодия,
дробь, крик,
гневный голос,
всхлипывал
10. Сопоставительный анализ
Характеристики
Детали
На балу
После бала
Белая лайковая
Оттопыренная
перчатка Вареньки, губа, замшевая
замшевая перчатка перчатка
полковника,
перышко от веера,
«домодельные»
сапоги полковника
11. Поведение и внешность полковника
на балупосле бала
12.
Полковник???
Наказываемый
???
13. Выводы из наблюдений
Эпизод бала и события после балапротивопоставлены друг другу.
Светлые, радостные краски бала,
беззаботное веселье молодых людей,
не подозревающих о существовании
другого, страшного мира, резко
оттеняют мрачную картину,
нарисованную во второй части
рассказа.
14. Что позволяет писателю выявить характеры героев, их психологическое состояние, обстановку, в которой они действуют, и раскрыть
социальныепротиворечия русской
действительности? Какой прием?
КОНТРАСТ
15. Контраст – резкая противоположность
Контраст может быть между словами,образами, персонажами,
композиционными элементами и т. п.
Контраст является выразительным
приемом, способом оказывать
эмоциональное воздействие на
читателя.
Контрастный – составляющий контраст,
совершенно противоположный.
16. Антитеза
противопоставление характеров,обстоятельств, образов, композиционных
элементов, создающее эффект резкого
контраста.
Шире: сопоставление противоположных понятий,
состояний, любых элементов литературного произведения.
Встречаются антитезы:
персонажные (в персонажной организации),
сюжетные (в сюжетном построении),
композиционные;
Для выражения антитезы часто используют антонимы —
противоположные по смыслу слова («Черное и белое», «Война и
мир», «Преступление и наказание», «Толстый и тонкий» и др.).
17. Рассказ «После бала» 1903 г.
Вся жизньпеременилась
от одной ночи,
или, скорее,
утра…
Л.Н.Толстой
«После бала»
18. Тест по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» 1.Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?
Тест по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»1.Какой художественный прием положен в основу
композиции рассказа «После бала»?
а)
последовательность излагаемых событий;
б)
цикличность излагаемых событий;
в)
контраст;
2. Каков тип композиции рассказа?
а) рассказ в рассказе;
б) повествование от первого лица;
в) последовательное авторское изложение событий.
19. 3.С каким чувством описывает рассказчик сцену бала? а) отчуждение; б) возмущение; в) восторг; г) пренебрежение.
4. С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстойдоказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка;
б) белые усы и бакенбарды;
в) блестящие глаза и радостная улыбка;
г) «домодельные» сапоги.
20. 5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата? а) антитеза; б) подбор
эпитетов;в)
прямая авторская оценка;
г)
цветопись;
д)
звукопись;
е)
описание героя.
6. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала;
б) особое значение сцены расправы с солдатом;
в) важность утра, следующего за балом.
21. Ответы
1-в, 2-а, 3-в, 4-г,5-а,б,г,д,е, 6-б.
22. Домашнее задание
1.Ответить на 3 тестовых вопроса (всем)2.(на выбор)
Составить тест по рассказу «После бала»
Подготовить связный рассказ
«Полковник на балу и после бала. Как
объяснить перемены в нем?»
Написать сочинение-миниатюру «Почему
любовь к Вареньке «сошла на нет?» или
«Почему Иван Васильевич нигде не
служил?»