Похожие презентации:
Биоэтика: философские и правовые аспекты
1.
БИОЭТИКА: ФИЛОСОФСКИЕ ИПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
2.
1.Биоэтика и ее особенности.2.Причины возникновения
биомедицинской этики.
3.Аксиологические и правовые аспекты
биомедицинского знания.
4.Принципы и модели отношений в
биомедицинской этике.
3.
Биоэтика – этонаука выживания,
объединяющая
биологические
знания и
общечеловеческие
ценности.
4.
Термин «биомедицинская этика»(биомедэтика) появился в 60-70 гг. XX в.
Задача: защита как больного, так и
здорового
человека
от
возможных
негативных
воздействий
современной
медицины и биологии.
Причины возникновения биомедицинской
этики:
1.Бурное развитие научно-технического
прогресса в обществе и медицине;
2.Процессы демократизации общества;
3.Недовольство общества состоянием
здравоохранения.
5.
Главное в содержании биомедэтики –отношение к жизни человека как к
главной ценности, к свободному выбору
средств, способов того, чтобы человек
самостоятельно распорядился своей
жизнью
Антропоцентрический подход
6.
В рамках католического учения о человеке тело и душасоставляют единую субстанцию, поэтому физическая жизнь
считается основополагающей ценностью. Отсюда несогласие
католической
церкви
с
произвольным
прерыванием
беременности и эвтаназией. Центральное место в медицине у
католиков занимает терапевтический принцип или принцип
цельности. Исходя из него, всякое хирургическое и
генетическое вмешательство допускается в тех случаях, когда
оно необходимо для восстановления здоровья или спасения
человека как целого.
В православии нравственность представлена, прежде всего, как
нравственность сердца, поэтому тип поведения определяется
естественными склонностями – стыдом, жалостью, совестью,
благоговением. Осмысление реальностей новых медицинских
технологий происходит с позиций заданных нравственных
качеств.
7.
Протестантская этика сводится, главным образом, к этикеответственности, культивирует понятие самостоятельности индивида в
поисках этической истины. Отсюда основополагающими ценностями
считают принципы моральной автономии и уважения прав пациента.
В рамках мусульманской биоэтики решаются три главных вопроса:
контроль за рождаемостью, управление наследственностью и нервной
системой. Ответственность за принятое решение несет сам верующий.
Коран реалистически трактует проблемы секса, который создан
Аллахом
как
единственный
способ
воспроизводства
рода
человеческого. Жизнь человека без сексуальной жизни невозможна.
Сексуальная жизнь освещена духовностью, в ней участвуют мужчина,
женщина и Аллах. Отношение к использованию противозачаточного
средства в исламе имеет свои особенности. Их применение
«…предпочтительнее, чем избавление от нежелательной беременности
с помощью аборта и поэтому использование современных
контрацептивов вполне допустимо с точки зрения мусульманской
морали».
8.
В буддийском учении нет запретов илизаповедей. Ответственность во всем возложена
на человека. Цель моральной практики изменить человека путем умиротворения и
просвещения. Основной принцип буддийской
этики – святость жизни в любой форме
существования. Поэтому уничтожение жизни
стоит на первом месте среди всех негативных
поступков, в том числе и уничтожение жизни
зародыша
человека
с
момента
его
возникновения.
9.
- Основы законодательства РФ об охране здоровьяграждан;
- О медицинском страховании граждан РФ;
- О психиатрической помощи и гарантиях прав
граждан при ее оказании;
- О трансплантации органов и (или) тканей человека;
- О донорстве крови и ее компонентах;
- О предупреждении распространения в РФ
заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекция) и др.
10.
11.
- принцип автономии личности пациента;- принцип справедливости;
- принцип конфиденциальности;
- принцип врачебной солидарности;
- принцип профессиональной независимости
врачей;
- принцип информированного согласия;
- принцип честности;
- принцип врачебной компетентности;
- не навреди;
- принцип благодеяния (приноси пользу).
12.
- МОДЕЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ТИПА(ИНЖЕНЕРНАЯ);
- ПАТЕРНАЛИСТСКАЯ (САКРАЛЬНАЯ)
МОДЕЛЬ;
- МОДЕЛЬ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ТИПА;
- КОНТРАКТНАЯ МОДЕЛЬ.
13.
Врач, обладая профессиональными знаниями иумениями,
стремится
вылечить
болезнь,
игнорируя при этом личностные ценностные
качества и интересы больного.
Недостатки модели: даже руководствуясь благой
целью, нельзя добиться эффективного лечения
без учета морально-психического состояния
пациента.
14.
Врач по отношению к больному ведетсебя как отец в семье, где только он
имеет моральное право принимать
решения, пациент же права выбора
лишается.
15.
В рамках этой модели врач и пациентвыступают в отношениях как коллеги.
Решающую роль при этом играет взаимное
доверие,
поддержка,
уважение
и
ответственность с обеих сторон. Практика
медицинского взаимодействия строится на
длительном диалоге.
16.
Контрактная модель предполагаетсоглашение между врачом, как
поставщиком услуг, и пациентом, как
потребителем услуг, на основе
контракта, соглашения, в котором
согласуются
условия
деловых
отношений.