Похожие презентации:
Общество как предмет изучения. Подходы к изучению общества
1. Общество как предмет изучения. Подходы к изучению общества
ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ.ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА
2. 1. Общество как предмет изучения. Подходы к изучению общества
1. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ.ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА
3.
Слово «общество» очень часто используется нами в повседневнойжизни. Но в разных ситуациях люди вкладывают в него разный
смысл, так как термин «общество» является довольно
многозначным и может рассматриваться в широком и узком
смыслах.
Общество (в узком смысле) — это объединение
людей, имеющих общие цели, интересы,
потребности.
Пример:
школьный класс, компания друзей, штат сотрудников
какой-либо организации.
Общество (в широком смысле) — это часть
материального мира, которая отделилась от
природы, но при этом сохранила с ней связь.
Она включает в себя формы объединения людей и
способы, позволяющие им взаимодействовать друг
с другом.
4.
Признаки общества:•системность (общество состоит из отдельных подсистем,
представляющих собой единый механизм);
•иерархичность (различные элементы имеют неодинаковое
положение и влияние в обществе);
•функциональность (каждый элемент общества выполняет
отведённую ему функцию);
•динамичность (общество не стоит на месте, его институты
постоянно развиваются, на смену потерявшим свою
актуальность формам приходят новые);
•устойчивость (новые социальные институты и формы
взаимодействий включаются в уже существующую
систему);
•целостность (общество развивается успешно только тогда,
когда все его участники действуют сообща).
5. План:
ПЛАН:2. Донаучные концепции развития
общества.
3. Марксистский (формационный)
подход.
4. Теория модернизации. Традиционное,
индустриальное, постиндустриальное
общества
5. Цивилизационный подход.
6.
Можно выделить три теоретических подхода объяснению общества:натуралистический, идеалистический и материалистический.
1. В рамках натуралистического подхода общество рассматривается как естественное
продолжение закономерностей природы, мира животных и космоса. С этих позиций
общество и исторический процесс определяются особенностями географической и
природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), ритмами солнечной
активности и космических излучений(А Чижевский, Л. Гумилев), природной
организацией человека и его психологией (Г. Тард, 3. Фрейд).
2. Согласно идеалистическому подходу основой общества является некое духовное
начало (комплекс идей, Абсолютный дух, Божественная воля и т.п.). С наибольшей
силой идеалистический подход к обществу разработан в философии Г. Гегеля.
3. Материалистический подход разработал К. Маркс. Представители этого подхода
считают, что основой существования и развития общества является способ
производства материальных благ, который складывается независимо от сознания
людей. Общество, являясь частью материального мира, развивается по своим
собственным законам. История общества с позиций материалистического подхода
предстает как естественно-исторический процесс, где действуют объективные законытенденции в сочетании с субъективными факторами.
7.
Многие ученые, рассматривая общество как сложное образование,используют системный подход. В общем плане суть системного подхода
заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, внутри
которой выделяют элементы и устанавливают структурные связи между
ними. Система - это совокупность элементов, которые взаимодействуют
друг с другом и образуют определенную целостность.
Общество является сложноорганизованной саморазвивающейся
открытой системой, имеющей многоуровневый и иерархический
характер.
Основные сферы жизни общества
Общепринятым является выделение в
обществе как целостной системе
следующих подсистем: экономической,
социальной, политической и духовной.
Подсистемы общества
называют сферами общественной
жизни.
Какие сферы
общественной жизни вы
помните?
8.
Важнейшими аспектами исследования общества как системы являются вопросыо причинах происходящих в обществе изменений, проблемы периодизации и
направленности исторического процесса.
К проблеме периодизации истории человечества существует два основных
подхода:
•1) представители формационного подхода считают, что всемирная история
представляет собой единый процесс поступательного восходящего развития
человечества, в соответствии с чем выделяются определенные этапы в истории
человечества;
•2) представители цивилизационного подхода исходят из того, что человеческая
история - это история нескольких самостоятельных образований, цивилизаций.
9. 2. Марксистский (формационный) подход
2. МАРКСИСТСКИЙ(ФОРМАЦИОННЫЙ) ПОДХОД
На протяжении ХХ века
марксизм самое влиятельное
философское, экономическое
и политическое движение в
мире.
10.
Основатели марксизмаКарл Маркс
1818-1881
Фридрих Энгельс
1820-1895
11.
Основными понятиями этого подхода являются:•общественно-экономическая формация;
•способ производства;
•базис и надстройка;
•социальная революция.
Общественно-экономическая формация - это определенный тип общества,
основанный на конкретно-историческом способе производства,
определяющем политику и культуру.
Способ производства является фундаментом общества и системообразующим
началом, объединяющим все сферы и стороны общественной жизни. Способ
производства представляет собой единство производительных сил и
производственных отношений.
Производительные силы - это люди и средства производства: предметы,
орудия и средства труда.
Производственные отношения - это отношения, которые возникают между
людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления
материальных благ.
Эти две стороны способа производства находятся в органическом единстве.
Определенному уровню производительных сил соответствуют определенные
производственные отношения. Производительные силы развиваются быстрее,
а производственные отношения, в основе которых лежит отношение к
собственности на средства производства, более устойчивы.
12.
Формационный подходНа определенном этапе развития
общества возникает конфликт между
производительными силами и
производственными отношениями,
который разрешается в результате
социальной революции. Результатом
является смена формаций.
5. Коммунизм
Социализм
социализм
4. Капиталистическая ОЭФ
(буржуазия – рабочие)
3. Феодальная ОЭФ
(феодалы – крестьяне)
2. Рабовладельческая ОЭФ
(рабовладельцы - рабы)
1. Первобытно-общинная ОЭФ
(общественно экономическая формация)
13.
В структуре формации выделяют базис и надстройку.Базис - это совокупность производственных отношений, экономический
строй общества.
Над базисом возвышается надстройка , представляющая собой
совокупность общественных идей и отношений, а также учреждений и
организаций, созданных в соответствии с общественными идеями.
Надстройка определяется базисом, но надстройка обладает
относительной самостоятельностью и играет активную роль в
общественной жизни.
Согласно формационному подходу логика мировой истории
представляет собой закономерный процесс смены общественноэкономических формаций. Формации рассматривались как ступени
прогрессивного развития общества.
К. Маркс разделил всю историю человечества на пять общественноэкономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая,
феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
14.
НадстройкаГосударство, церковь, право, культура
экономический базис
– способ производства
.
15.
К. Маркс. К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ«В общественном производстве своей жизни люди вступают
в определенные, необходимые, от их воли не зависящие
отношения —производственные отношения, которые
соответствуют определенной ступени развития их
материальных производительных сил.
Совокупность этих производственных отношений составляет
экономическую структуру общества, реальный базис, на
котором возвышается юридическая и политическая
надстройка и которому соответствуют определенные
формы общественного сознания.
Способ производства материальной жизни обусловливает
социальный, политический и духовный процессы жизни
вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а,
наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»
16.
Главный вывод:• Если производственные отношения и
надстройка не соответствуют уровню развития
производительных сил, то в обществе
неизбежны или реформы или революция.
Марксистский подход
=конфликтологический
17.
Марксизм-ленинизм– идеология СССР
18. постМарксизм в XXI веке
ПОСТМАРКСИЗМ В XXI ВЕКЕТомас Пикетти
«Капитал в XXI веке», 2013
Терри Иглтон
«Почему Маркс был прав»,
2011
19. 4. Цивилизационный подход
4. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДНаряду с формационным подходом к истории в
обществознании существует и цивилизационный
подход к развитию общества.
В современном обществознании термин
"цивилизация" используется в различных смыслах:
• как этап исторического развития человечества,
следующий за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс);
• как ступень развития того или иного региона либо
этноса (например, средневековая цивилизация);
• как синоним культуры (А. Тойнби, П. Сорокин и др.);
• как конечный этап в развитии локальной культуры,
означающий ее "закат" или упадок (О. Шпенглер).
20.
При всех различиях в подходах главная мысль в содержании понятия"цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса и
своеобразию путей, пройденных отдельными народами.
Наиболее масштабные теории цивилизацинного развития были созданы Н.
Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. Сорокиным.
Так, например, у Н. Данилевского цивилизации -это различные
культурно-исторические типы, каждый из которых представляет собой
отдельную самобытность, базирующуюся на религиозной, культурной,
политиче-. ской и социально-экономической основе. Условием зарождения
и
развития
цивилизации
выступает
политическая
независимость данного народа. Цивилизации являются замкнутыми,
локальными образованиями. Данилевский выделил десять таких
цивилизаций:
египетскую,
ассирийско-вавилоно-финикийскую,
индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую,
германо-романскую (европейскую) и славянскую. Каждая цивилизация
возникает, развивает свои собственные формы и ценности, а затем
погибает.
21.
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)1869 г.
22.
23.
24.
Арнолд Тойнби (1889-1975)25. А.Тойнби
А.ТОЙНБИ1.
2.
3.
4.
5.
13 цивилизаций (западная, арабская,
индийская, китайская, японо-корейская,
русско-ортодоксальная и т.д.)
5 фаз развития цивилизации
Рождение
Рост
Стабилизация - надлом
Разложение
Гибель
26.
Английский историк А. Тойнби считал, что цивилизация представляет собойособый социокультурный феномен, который имеет определенные
пространственные и временные рамки.. Смысл всемирной истории Тойнби
видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества.
Ключевым понятием концепций Данилевского и Тойнби является культура во
всем ее многообразии и чаще всего на первый план выступает духовная
культура.
Формационный и цивилизационный подходы не исключают
друг друга, а взаимно дополняют. Если формационный
анализ раскрывает движение человечества от простых
(низших) ступеней к ступеням более сложным, развитым, то
цивилизационный анализ раскрывает уникальные
цивилизации, сосуществующие в историческом
пространстве-времени. Так, например, цивилизационный
подход позволяет установить, чем отличается японское
общество от французского, а формационный - чем
отличается современное французское общество от того же
общества Средних веков.
27.
Освальд Шпенглер ( 1880-1936)1918
28.
Культурологический подход О. Шпенглера .Понятие «культура» Шпеглера близко к пониманию цивилизации Тойнби:
каждая культура существует замкнуто, появляется на определенном этапе
исторического процесса и затем погибает. Он выделил 8 культур: индийская,
китайская,
вавилонская,
египетская,
античная,
арабская,
русская,
западноевропейская.
Все
культуры
переживают
детство,
юность,
возмужалость и старость. Смерть культуры начинается с возникновением
цивилизации, когда вся жизнь сосредоточивается в крупных городах, а
остальная часть государства превращается в провинцию
29. О. Шпенглер
О. ШПЕНГЛЕР1. Мировая история – история отдельных
культур
2. Между культурами нет преемственности
3. Культура существует 1200 – 1500 лет и
проходит 5 стадий развития: рождение,
детство, молодость, зрелость, старость,
закат. Любая культура погибнет.
4. Стадия заката «культуры» называется
«цивилизацией»
30. 8 величайших мировых культур
8 ВЕЛИЧАЙШИХ МИРОВЫХКУЛЬТУР
1. египетская
2. Индийская
3. Вавилонская
4. китайская
5. греко-римская (алоллоновская)
6. византийско-арабская
7. культура майя
8. ныне существующая
западноевропейская (фаустовская)
31.
32. 3. Теория модернизации.
3. ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ.• Теория сложилась в 1960-е-1970-е гг.
• Первоначально: модернизация – переход
от традиционного общества к
современному обществу западного типа
(вестернизация)
• Современная трактовка: переход от
аграрного общества к индустриальному
и постиндустриальному с сохранением
цивилизационной специфики
33.
Формационный подходТеория модернизации
Коммунизм
Социализм
Постиндустриальное
общество
Капиталистическая ОЭФ
Индустриальное общество
Феодальная ОЭФ
Рабовладельческая ОЭФ
Первобытно-общинная
ОЭФ
Традиционное
общество
Архаичное общество
34.
35.
36.
37.
• Архаические общества– цикличность истории,
вечное повторение.
• Античность – мир
движется от лучшего к Золотой век
Серебряный век
худшему, от эпохи
Бронзовый век
богов и героев к упадку.
Медный век
• Средневековые философы, как
Железный век
нетрудно предположить, выводили
существование общества из
божественной воли.
38. Религиозная концепция истории
РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИОдной из первых концепций понимания общества и источников его
развития является религиозно-мифологическая модель, возникшая в
античный период.
Смысл истории заключается в последовательном
движении человечества к Богу, в ходе которого
формируется свободная человеческая личность.
Христианская концепция истории финалистская и
регрессивная (конец истории – Страшный Суд)
Пришествие
Христа
Сотворение мира
Апокалипсис
39.
Новое время принесло теориюобщественного договора (наиболее ярко
представлена Т. Гоббсом ). Т.к. люди от
природы равны, то каждый может
претендовать на одни и те же блага,
вследствие чего может возникнуть ситуация
«войны всех против всех».
• До Нового Времени понятие прогресса
не существует в обыденном и
историческом сознании человечества.
Земная история человечества
представляется скорее как регресс.
40.
• Социальноеизменение –
• Социальное развитие -
переход
социальных
систем из
одного
состояния в
другое.
необратимое,
направленное,
закономерное
изменение социальных
систем в сторону
улучшения, усложнения,
совершенствования.
41.
• Прогресс –• Регресс
переход от
менее
совершенных
форм
жизнедеятельно
сти общества к
более
совершенным.
• развитие от
высшего к
низшему, от
сложного к
простому,
деградация,
понижение
уровня,
ослабление и
затухание
функций, застой.
42. Законы развития культурно-исторических типов
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ• Закон 1. Наличие общего языка или группы родственных языков
«Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным
языком или группой языков…, составляет самобытный культурноисторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам
способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества»
• Закон 2. Собственная государственность или политическая
независимость
«Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурноисторическому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо,
чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической
независимостью»
• Закон 3. Уникальность культуры, не способность ее передать в
полном объеме
«Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не
передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для
себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему
предшествовавших или современных цивилизаций»
43.
• Закон 4. Разнообразие вариантов развития внутри культурноисторического типа«Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому
типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства,
когда разнообразны этнографические элементы, его
составляющие,- когда они, не будучи поглощены одним
политическим целым, пользуясь независимостью, составляют
федерацию, или политическую систему государств.»
• Закон 5. Культурно-исторические типы зарождаются и гибнут
как живые организмы
«Ход развития культурно-исторических типов всего ближе
уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у
которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но
период цветения и плодоношения относительно короток и
истощает раз навсегда их жизненную силу.»