Похожие презентации:
Литературные направления. Основные принципы, которыми руководствуются писатели, отображая с помощью художественных образов жизни
1. Литературные направления
Основные принципы, которымируководствуются писатели,
отображая с помощью
художественных образов явления
жизни
2. Классицизм (ХVIIв.- начало ХIХв.)
В основе - образцы античногоискусства;
для русского классицизма
характерна национальнопатриотическая тематика,
связанная с преобразованиями
Петровской эпохи
3. Отличительные черты
Значительность тем и сюжетовУтопизм, идеализация
Схематизм (надуманность, нежизненность) характеров
Назидательность, строгое деление героев на
положительных и отрицательных
Использование языка, мало понятного простому народу
Обращение к возвышенным героическим нравственным
идеалам
Установление иерархии жанров: «высокие» (оды,
трагедии); «средние» (элегии, дружеские послания);
«низкие» (комедии, басни, эпиграммы)
Подчинение сюжета и композиции правилам «трех
единств»: времени, пространства (места) и действия (все
события происходят в одном месте в течение суток и
вокруг одной сюжетной линии)
4. Представители классицизма
В западноевропейской литературе:Ж.-Б.Мольер (комедии «Тартюф»,
«Мещанин во дворянстве», «Брак
поневоле»)
В русской литературе: М.В.Ломоносов
(«Ода на день восшествия на престол
императрицы Елисаветы Петровны,
1747г.»; Г.Р.Державин (ода
«Фелица»); Д.И.Фонвизин (комедии
«Бригадир», «Недоросль»)
5. Писатель-классицист
верил в непобедимую силучеловеческого разума
давал образцы высоконравственного
поведения, способные воспитать
человека в духе благородства и
добродетели
строго судил, карал, высмеивал
человеческие пороки
6. Сентиментализм (вторая половина ХVIII-начало ХIХв.)
литературное направление:главное – не разум, а чувства
путь к идеалу гармонично развитой
личности – высвобождение и
совершенствование «естественных»
(т.е. заложенных самой природой)
чувств
7. Отличительные черты
раскрытие человеческой психологиичувство – высшая ценность
интерес к простому человеку, к миру
его чувств, к природе, к быту
идеализация действительности
субъективное изображение мира
(произведение часто написано от
первого лица)
идеи нравственного равенства людей,
органической связи с природой
8. Представители сентиментализма
В западноевропейской литературе:С.Ричардсон (роман «Кларисса
Гарлоу»), Ж.-Ж.Руссо (роман «Юлия,
или Новая Элоиза»), И.-В.Гете (роман
«Страдания молодого Вертера»)
В русской литературе: А.Н.Радищев
(путевые заметки «Путешествие из
Петербурга в Москву»), Н.М.Карамзин
(повесть «Бедная Лиза»),
В.А.Жуковский (элегии)
9. Писатель-сентименталист
старался пожалеть человекапризнавал за личностью права
на чувства
не осуждал за слабости
пытался понять, а значит,
простить
не оправдывал пороки
не требовал подвига, жертвы
10. Плюсы и минусы сентиментализма
Люди училисьприслушиваться к каждому
движению своей души,
лучше видеть, больше
ценить самые
незначительные
подробности окружающей
жизни
Предметом сострадания
стали обездоленные, а
благоприятной стала
считаться простая жизнь
среднего слоя общества
Способность умиляться и
сострадать до слез могла
выродиться в слезливость
без всякого повода.
Способность размышлять
над увиденным и
прочитанным – в
напускную задумчивость.
11. Романтизм (конец ХVIIIв. - 1-я половина ХIХв.)
направление, отражающеестремление художника
противопоставить
действительность и мечту;
показывающее сильные страсти
и сильных героев
12. Отличительные черты
необычность, экзотичность визображении событий, пейзажа, людей
неприятие прозаичности (будничности,
повседневности, обыденности) реальной
жизни
стремление к идеалу, совершенству
изображение романтического героя в
исключительных обстоятельствах (как
правило, в трагическом поединке с
судьбой, с обществом, с самим собой)
13. Писатель-романтик
Пытался изменить закосневшее общество,выражая мироощущение, которому
свойственны
мечтательность,
идеализация действительности,
культ свободы
стремление к высокому, возвышенному
Изображал героя – бунтаря по натуре,
сильную, но при этом одинокую, гордую
личность, находящуюся в постоянном
конфликте с обществом, с судьбой, с самим
собой
14. Представители романтизма
В западноевропейской литературе:Дж.Байрон (поэмы «Паломничество
Чайльд Гарольда», «Корсар»)
В русской литературе: В.А.Жуковский
(баллады «Людмила», «Светлана»;
А.С.Пушкин (поэмы «Кавказский
пленник», « «Бахчисарайский фонтан»,
«Братья-разбойники», Цыганы»);
М.Ю.Лермонтов (поэма «Мцыри»);
Н.В.Гоголь (повести «Вечера на хуторе
близ Диканьки»)
15. Реализм (ХIХ – ХХвв.)
Направление, в основе котороголежит полное, правдивое,
достоверное изображение жизни
(без прикрас и фантазий)
16. Отличительные черты
В основе произведения лежит конфликт:герой – общество
типичные литературные персонажи
типичные приемы в изображении
действительности (портрет, пейзаж,
интерьер)
изображение определенной исторической
эпохи, реальных событий
изображение событий и героев в развитии
изображение героев не отвлеченно, а во
взаимодействии с окружающим миром
17. Писатель-реалист
показывал жизнь такой, какая онаесть
изображал реальных людей с их
достоинствами и недостатками
затрагивал острейшие проблемы
современности
пытался найти ответы на вечные
вопросы: «Что делать?» и «Кто
виноват?»
18. Представители реализма
В западноевропейской литературе:О.Бальзак (роман «Человеческая
комедия»)
В русской литературе: А.С.Пушкин
(роман «Евгений Онегин», «Повести
Белкина», «Капитанская дочка»);
М.Ю.Лермонтов (роман «Герой
нашего времени»); Н.В.Гоголь (поэма
«Мертвые души»)