Похожие презентации:
Отечественная культура ХХ в. Лекция 11
1.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯКУЛЬТУРА ХХ В.
2.
Серебряным веком называется период развития русской культуры нарубеже веков (примерно с 90-х годов XIX века до 20-х годов XX века).
Современники называли его «русским культурным ренессансом».
Неизвестно, кем было предложено название «Серебряный век» либо философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях
культуры своих современников отблеск российской славы
предшествующих «золотых» эпох, либо поэтом –акмеистом Н.А.
Оцупом
В целом, черты «русского Возрождения» были схожи с чертами
возрождения европейского – внимание к культурному наследию
прошлого, к личности и ее духовному миру. Одновременно
происходит снижение интереса к социальным и политическим
проблемам.
3.
ЛитератураСеребряного века
4.
Очевидно, что это определение вряд ли можно отнести ко всей русскойлитературе, поскольку значительная часть писателей продолжала
работать в рамках традиционного реализма (Л. Толстой. А.П. Чехов, В.
Короленко и др.). Появляется обновленный реализм, представленный
творчеством М. Горького, И. Бунина, Л. Андреева, А. Куприна, А.
Ремезова и др.
Наряду с ними на рубеже XIX - ХХ вв. возникают модернистские
течения, отвергающие реализм как художественный метод:
символизм, акмеизм, футуризм. Всех их объединяет установка на
преобразующую роль искусства. Символисты пытались выполнить эту
задачу путем интуитивного приближения к Истине, акмеисты- через
воспевание красоты мира, футуристы – создавая новые необычные
формы.
5.
Так называемые старшие символисты (Д.Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и
др.), продолжили уже имевшуюся европейскую
традицию, их в России тоже называли декадентами. Но
уже к младшим символистам (А. Блок, А.Белый, Вяч.
Иванов и др.) это не относилось.
Символисты наиболее родственными поэзии считали
музыку и частично живопись, отрицали не всю
предшествующую культуру и отмечали влияние на своё
творчество не только поэтов-символистов, но и
романтиков (Гофмана, Уайльда, Ибсена).
6.
К 1910-м гг. стал очевиден внутренний кризис символизма,который был усилен внешней критикой. Появился акмеизм,
не имевший предшественников в европейской культуре. В
1911г. было создано объединение «Цех поэтов», куда вошли
С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.
Акмеисты утверждали ценность земного бытия, в котором нет
высокого и низкого, все связано со всем. Литературными
истоками своего творчества они считали Шекспира, Ф. Рабле,
Ф. Вийона, Т. Готье. Среди русских поэтов- Пушкин,
Баратынский, И. Анненский. Мандельштам считал, что поэтэто зодчий, возводящий здание из слов.
7.
Футуризм возник в Италии в 1909г., имел последователей вразных странах. Первые публикации футуристов в России
появились в 1910г., а Манифест «Пощечина общественному
вкусу» - в 1912г. В нем Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А.
Крученых призывали отказаться от всей предыдущей культуры,
«бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода
современности». Они провозглашали право поэта на
словотворчество и непреодолимую ненависть к
существовавшему до них языку. Себя называли – будетляне
(люди, которые будут).
Вне направлений стояли многие поэты того времени, в том числе
крупные- М. Цветаева, М. Волошин.
8.
ЖивописьСеребряного века
9.
Размывание границмежду жанрами на
рубеже XIX-XX вв. привело
к появлению историкобытового жанра.
Например, А. П.
Рябушкина интересовали
не глобальные
исторические события, а
эстетика русского быта.
10.
Рябушкин А.П.«Сидение царя
Михаила
Федоровича с
боярами»
11.
В творчестве М. В.Нестерова пейзаж
является в своем роде
отражением
духовности героев.
«Видение отроку
Варфоломею»
12.
Далекая от современноститематика, «мечтательный
ретроспективизм» является
основной объединения
петербургских художников
«Мир искусства».
13.
Творчество НиколаяКонстантиновича
Рериха обращено к
языческой
славянской и
скандинавской
древности
«Гости заморские»
14.
Александр НиколаевичБенуа работал в жанре
акварельной живописи и
стал знаменит благодаря
двум циклам картин:
Версальскому и Русскому.
Самое большое внимание
он уделял реконструкции
исторических сюжетов.
«Прогулка короля» 1906г.
15.
В творчестве КузьмыСергеевича ПетроваВодкина были собраны
далекие друг от друга
художественные
тенденции и методы – от
старинной русской
иконописи, до модерна
и абстракционизма.
16.
Центральная фигураискусства рубежа веков –
Владимир Александрович
Серов. Его зрелые работы, с
импрессионистической
светоносностью и динамикой
свободного мазка ознаменовали
поворот от критического реализма
передвижников к «реализму
поэтическому».
«Девушка, освещенная солнцем»
17.
Один за другимвошли в русскую
культуру два мастера
живописного
символизма,
создавшие в своих
произведениях
возвышенный мир –
Михаил
Александрович
Врубель
«Демон»
18.
и Виктор ЭльпидифоровичБорисов-Мусатов.
«Водоем»
19.
Московские участники выставок,противопоставив западничеству «Мира
искусства» национальную тематику, а
графическому стилизму – обращение к
пленэру, учредили выставочное объединение
«Союз русских художников». В недрах
«Союза» развился русский вариант
импрессионизма и оригинальный синтез
бытового жанра с архитектурным пейзажем. В
частности, одним из участников «Союза» был
К. А. Коровин
20.
Коровин «В саду»21.
В 1910 году в Москвеоткрылась выставка молодых
художников с эпатажным
названием «Бубновый валет».
Одним из вдохновителей и
организаторов выставочной
акции и творческого
объединения «Бубновый
валет» стал Михаил
Федорович Ларионов, один из
основоположников русского
авангарда
«Отдыхающий солдат»
22.
Значительный вкладв развитие
авангардной
живописи в России
внесла и супруга
Михаила Ларионова,
Наталья Сергеевна
Гончарова.
«Мытье холста»
23.
В 1912 году от «Бубнового валета» откололся рядхудожников, тяготевших к примитивизму, кубофутуризму
и абстракционизму, в числе которых были Ларионов,
Гончарова и Малевич. В тот же году они организовали
художественное объединение «Ослиный хвост».
К 10-м годам прошлого столетия относятся первые
эксперименты русских художников в абстрактном
искусстве, подлинным теоретиком и практиком стал
Казимир Северинович Малевич. Наряду с Малевичем,
основоположником абстракционизма являлся и Василий
Васильевич Кандинский.
24.
Стоит также упомянуть об«амазонках авангарда». Это
шесть художниц-авангардисток:
Александра Экстер, Наталья
Гончарова, Любовь Попова, Ольга
Розанова, Варвара Степанова,
Надежда Удальцова. Окрестили
их подобным образом уже наши
современники: их выставка была
открыта в 1999 году в Берлине.
Л. Попова «Скрипка»
25.
Архитектура26.
Это период господствастиля модерн.
Возникают новые типы
архитектурных сооружений:
фабрики и заводы, вокзалы,
магазины, банки, с появлением
кинематографа – кинотеатры.
Переворот произвели новые
строительные материалы:
железобетон и металлические
конструкции, которые позволили
перекрывать гигантские
пространства, делать огромные
витрины, создавать причудливый
узор из переплетов.
27.
Наиболее яркиепредставители -Ф.О.
Шехтель.
Ярославский вокзал
28.
В.М. Васнецов.Третьяковская
галерея
29.
А. В. Щусев.Казанский вокзал.
30.
Советскаякультура
31.
Большевики пришли к власти с идеей культурнойреволюции, т.е. создания новой «социалистической
культуры», которая должна была выражать
интересы трудящихся и служить задачам борьбы за
социализм. Для этого – подъем общего культурного
уровня народа, отделение церкви от государства и
школы от церкви, формирование рабочекрестьянской интеллигенции, использование
партийного аппарата и органов власти для
формирования общественного сознания,
предварительная цензура, антирелигиозная
пропаганда.
32.
Условия развития культуры определялисьполитическими факторами.
1920-ые гг. были достаточно благоприятны для
сохранения того культурного разнообразия,
которое сложилось в предреволюционные
годы.
Продолжалась деятельность литературных
объединений, хотя уже новых: Пролеткульт,
РАПП (Российская ассоциация пролетарских
писателей), ЛЕФ, «Серапионовы братья»,
имажинисты.
33.
Действовали объединенияхудожников: Ассоциация
художников
революционной России
была основана в 1922 году.
Её ядро составляли
бывшие передвижники,
заложила основы
соцреализма (И. Бродский,
М. Греков, С. Малютин и
др.)
М. Греков «Тачанка».
34.
2.Общество станковистоввоспевало социалистическое
строительство и спорт, с
использованием приемов
современного европейского
экспрессионизма (Дейнека,
Пименов).
Ю. Пименов «Даешь тяжелую
индустрию!»
35.
Общество «Четыре искусства»было основано художниками,
входившими ранее в «Мир
искусства» и «Голубую розу»,
которые бережно относились к
культуре и языку живописи.
Самые видные члены
объединения: Павел Кузнецов,
К. Петров-Водкин, М. Сарьян,
Фаворский и многие другие
выдающиеся мастера.
М. Сарьян «Гора Арагац». 1925 г.
36.
А. Лентулов «Патриаршие пруды ночью».В Общество московских
художников вошли бывшие
члены объединений
«Московские живописцы»,
также члены «Бубнового
валета». Самые активные
художники: Петр Кончаловский,
Илья Машков, А. Лентулов,
Роберт Фальк, Игорь Грабарь.
Художники создавали
«тематические» картины,
используя наработанные
«бубново-валетовские» и проч.
тенденции авангардной школы.
37.
Модернистским течениям последовательнопротивостоит советская скульптура,
развивающаяся по пути социалистического
реализма. Её становление неотделимо от
ленинского плана монументальной
пропаганды, на основе которого были
созданы первые революционные памятники
и памятные доски, а в дальнейшем многие
значительные произведения монументальной
скульптуры.
38.
Дом К.С. Мельникова. МоскваАрхитектурная жизнь 20-х гг.
во многом определялась
деятельностью творческих
группировок. В 1923 г.
возникла Ассоциация новых
архитекторов (АСНОВА),
виднейшими
представителями которой
были Н. А. Ладовский, К. С.
Мельников. В 1925 г. создано
Объединение современных
архитекторов (ОСА) — их
называли
конструктивистами.
39.
Ярким примеромтехнического новаторства
может служить
московская радиобашня,
возведённая в 1922 г. по
проекту
инженера Владимира
Григорьевича Шухова.
40.
Театр был национализировани развивался под
руководством Наркомпросса,
меняя репертуар на советский
и пытаясь найти новые
формы. Особенно в этом
преуспел В.Э. Мейерхольд.
41.
Кинематограф также былнационализирован и
рассматривался как «важнейшее из
искусств». Снимались историкореволюционные фильмы:
«Броненосец «Потемкин»,
«Октябрь» (С. Эйзенштейн), «Мать»
(В. Пудовкин), «Арсенал», «Земля»
(А. Довженко). Но снимались и
комедии – «Закройщик из Торжка»,
«Праздник Святого Йоргена» (Я.
Протазанов) и даже фантастические
фильмы – «Аэлита» (Протазанов).
42.
В начале 1930-х гг. в СССР начинается новыйпериод развития культуры. Вслед за
формированием тоталитарного государства
формируется тоталитарная культура. К этому
времени уже утвердилась всеохватывающая идея
борьбы за построение социализма, действовала
монополия на информацию, контроль за всеми её
средствами, интересы массы были несомненно
важнее интересов личности.
43.
В отличие от тоталитарных культур в Германии и Италии,превосходство советской культуры идеологи объясняли не
историческим прошлым (как в Италии) и не расовым превосходством
(как в Германии), а тем, что эта культура создается самым передовым
классом - пролетариатом и для него. Еще одно отличие- стремление к
распространению образования: введено всеобщее начальное
образование, отменены все классовые ограничения для поступления
в высшие учебные заведения.
Вместе с тем, идеологизация культуры пагубно сказалась на развитие
науки, за исключением точных и прикладных наук, необходимых в
оборонной промышленности и строительстве. Пострадали генетика, а
затем и кибернетика. В гуманитарных науках выводы определялись
положениями марксизма.
44.
Развитие художественной культуры определялисьпостановлением 1932г. «О перестройке
литературно-художественных организаций». В
соответствие с ним, все существовавшие
организации распускались и постепенно
создавались творческие Союзы: Союз советских
композиторов, Союз советских архитекторов, Союз
писателей, Союз советских художников.
Союзы направляли и контролировали творческую
деятельность, вели борьбу с отклонениями от
рекомендованных методов творчества, главным из
которых был социалистический реализм.
45.
Одним из средств формирования нового человекабыл театр. При сохранении театров, созданных до
революции и после неё, в 1930-ые гг. создавались
новые театры в крупных городах СССР,
специализированные (музыкальные, детские,
кукольные), даже колхозно-совхозные.
В 1930—х гг. сформировалась советская
драматургия: «Оптимистическая трагедия» В.
Вишневского, «Человек с ружьем» Погодина,
«Слава» В. Гусева; инсценировались «Воскресение»
и «Анна Каренина», шли пьесы Чехова и М.
Горького.
46.
Главным врагом считалсяформализм, поэтому шла
борьба с творчеством Б.
Пастернака, И. Бабеля, Ю.
Олеши (в литературе), А.
Лентуловым (в живописи),
Д. Шостаковичем (в
музыке). В 1938г. был
закрыт театр Мейерхольда.
47.
Кинематограф усилил свои позиции как частьмассовой культуры. В 1931г появился первый
советский звуковой фильм- «Путевка в жизнь», в
1936г. –первый цветной- «Груня Корнакова».
Режиссером обоих фильмов был Николай Экк.
Фильмография 1930-х гг. включает классику
советского кинематографа- «Чапаев», «Депутат
Балтики», «Семеро смелых», «Александр Невский»,
«Петр I», комедии Г. Александрова- «Веселые
ребята», «Волга-Волга», «Цирк», И. Пырьева «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и
пастух».
48.
Архитектура49.
В начале 1930-х гг. был разработан генеральныйплан реконструкции Москвы, который
предусматривал снос храмов и старинных
зданий. К 1941 г. был заново сформирован
ансамбль московского центра, обновлена
система транспортных артерий города,
построены девять новых мостов через реки
Москву и Яузу и гранитные набережные, три
линии метрополитена (первая была введена в
действие ещё в 1935 г.), разбиты зелёные
массивы Центрального парка культуры и отдыха
имени М. Горького и Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки.
50.
Главным украшением столицы, по замысламвысшего руководства страны, должен был стать
Дворец Советов на берегу Москвы-реки — на месте
взорванного в 1931 г. храма Христа Спасителя. В
1933—1939 гг. коллектив архитекторов — Борис
Михайлович Иофан, Владимир Георгиевич
Гельфрейх, Владимир Алексеевич Щуко —
разработал проект в виде сложной, но
выразительной многоступенчатой композиции
общей высотой в четыреста пятнадцать метров.
51.
Эпопея строительстваДворца Советов была
прервана Великой
Отечественной войной,
замысел так и остался
неосуществлённым.
52.
В годы Великой Отечественной войны пафос обличенияпрошлого сменился обращением к событиям российской
истории, которые свидетельствовали о патриотизме и
объединении разных слоев общества для защиты
Родины. Смягчаются отношения между государством и
церковью. В 1943 г. патриарший местоблюститель Сергий
(Страгородский) стал патриархом.
Все сферы культуры были ориентированы на нужды
фронта- наука, литература, театр, музыка, кинематограф,
изобразительное искусство. С одной стороны,
изменилась тематика произведений, с другой- всё, что
могло быть показано солдатам на фронте- направлялось
туда.
53.
Среди произведений, которыесохранили свои значимость:
фронтовая кинохроника, поэма
А. Твардовского «Василий
Теркин», фронтовая поэзия,
Седьмая (Ленинградская)
симфония Д. Шостаковича,
фильм С. Эйзенштейна «Иван
Грозный» (1 серия), песни
военных лет.
54.
После войны административно- командная система достигаетсвоего апогея. Усиление вмешательства в художественную жизнь
выразилась в серии постановлений в 1946 и 1948 гг. В результате
перестали печатать произведения М. Зощенко и А. Ахматовой. В
драматургии внедрялась теория бесконфликтности – «борьба
хорошего с лучшим». Был закрыт Камерный театр А. Таирова. На
сценах господствовал бытовой реализм, число актеров на сцене
порой превышало зрительскую аудиторию.
В кино наступил период малокартинья, например, в 1951г. было
снято 9 фильмов, причем упор делался на биографические
фильмы. Хотя были фильмы, оставившие след в истории
советского кинематографа: «Молодая гвардия» С. Герасимова,
«Кубанские казаки» И. Пырьева.
55.
В музыке продолжаласьборьба с формализмом, в
котором теперь обвиняли не
только Шостаковича, но и С.
Прокофьева, Мясковского,
Шебалина и даже А.
Хачатуряна. Исполнение их
произведений было
запрещено.
56.
АрхитектураВ 1948—1953 гг. в столице
возведена серия высотных
зданий. Несмотря на
послевоенные трудности,
строились «советские
небоскрёбы» из самых
дорогостоящих
материалов (стальной
каркас, гранитная отделка,
позолота).
57.
После смерти Сталина до середины 1960-х гг., впериод «оттепели», сочеталось 2 тенденции:
консервативная – сохранение идеологического
контроля и либеральная- стремление к
свободомыслию.
Новые черты:
1. Начало возвращения культурного наследия
эмиграции;
2. восстановление культурной преемственности;
3. восстановление международного культурного
обмена.
58.
После ХХ съезда начинается восстановление имен репрессированныхили незаслуженно забытых деятелей науки и культуры: Н.Вавилова, О.
Мандельштама, В.Э. Мейерхольда, И. Бабеля. Стали публиковать стихи С.
Есенина. Появились новые журналы: «Иностранная литература»,
«Юность», «Наш современник». При этом- скандал вокруг присуждения
в1958 г. Нобелевской премии по литературе Б. Пастернаку, усиление
нажима на церковь. В 1962г. в журнале «Новый мир» была опубликована
повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича», но реактор этого
журнала – А. Твардовский не смог добиться разрешения на публикацию
своей поэмы «Теркин на том свете». Появляются новые имена, которые
стали символом оттепели- Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р.
Рождественский, Б. Ахмадулина. Вырастает интерес к литературе, поэты
читают свои стихи в Политехническом музее, на стадионе Лужники, на
площади у памятника Маяковскому, открытому в 1958 г.
59.
Был восстановлен Московский кинофестиваль,появился конкурс им. П.И. Чайковского (с 1958 г.).
Начались гастроли наших музыкантов Э. Гилельса, Д.
Ойстраха, М.Л. Ростроповича в Европе и США.
Были организованы выставки Пабло Пикассо в 1956 г.,
сокровищ Дрезденской галереи (перед возвращением
их в Дрезден), а также фестиваль итальянских
фильмов, гастроли театра Комеди Франсез. В то же
время, конфликт Хрущева с художниками и
скульпторами на выставке работ советских
художников в Манеже в 1962 г.
60.
Элий Белютин.1962г.
«Похороны
Ленина»
61.
Н.И. Андронов. «Плотогоны»С начала 60 -х гг. в советской
живописи утвердилось новое
направление, позже названное
«суровым стилем», для
которого характерен
подчеркнутый драматизм в
подходе к жизненным
явлениям. К этому направлению
относятся работы П.Ф Никонова
«Наши будни-1960», «Геологи1962», Н.И. Андронова
«Плотогоны-1959-1961», В.Е.
Попкова «Бригада отдыхает1965».
62.
Кинематограф: фильмы о войне – «Летят журавли» М. Калатозова(золотая пальмовая ветвь в Каннах), «Баллада о солдате» (Г.
Чухрая), «Судьба человека» С. Бондарчука; о современности«Весна на Заречной улице» И «мне 20 лет» М. Хуциева, «Дело было
в Пенькове» С. Ростоцкого, «Девчата» Ю. Чулюкина, «9 дней одного
года» М. Ромма, «Я шагаю по Москве» Г. Данелии; комедиии –
«Карнавальная ночь» Э. Рязанова, «Добро пожаловать или
посторонним вход воспрещен» Э. Климова, «Пес Барбос и
необыкновенный кросс» и «Самогощики» Л. Гайдая; экранизации«Тихий Дон», «Идиот», «Гамлет», «Дама с собачкой», «Дон Кихот»,
«Отелло».
В 1956г. появляется театр «Современник» во главе с Олегом
Ефремовым, в 1964 г – театр драмы и комедии на Таганке, во главе с
Ю. Любимовым.
63.
Подъем советской науки – атомнаяэнергетика и атомная промышленность,
первый атомный ледокол. Научные
достижения СССР были признаны
мировым научным сообществом- 7
ученых получили Нобелевские премии:
Н.Н. Семенов (по химии), И. Тамм, И.
Франк, П.Черенков , Лев Ландау, Басов и
Прохоров (по физике). Наиболее
значимым стало начало исследование
космоса- с 7 октября 1957г.
64.
Основным содержанием зодчества второйполовины 50-х и 60-х гг. стало массовое жилищное
строительство. В противовес «украшательству»
предшествующего периода в архитектуре
официальных зданий 60—70-х гг. эталоном стали
считать прямолинейность и аскетизм, а
господствующей формой — бетонный
параллелепипед со сплошными лентами окон.
Образец этого стиля — Кремлёвский Дворец
съездов (ныне Государственный Кремлёвский
дворец) в Москве (1959—1961 гг., архитекторы
Михаил Васильевич Посохин, Ашот Ашотович
Мндоянц и др.).
65.
66.
Конец оттепели связывают не столько со смещениеХрущёва, сколько с вводом войск в Чехословакию в
1968г. Условия развития культуры изменились,
произошло размежевание интеллигенции, появилось
диссидентское движение, многие деятели культуры
были высланы (Солженицын) или уехали и были лишены
гражданства (Бродский, Войнович, Шемякин,
Тарковский, Ростропович и Вишневская). Произведения
их изымались.
Можно сказать, что «застой» в экономике и
общественной жизни не был таковым в культуре.
67.
В литературе выделяются «секретарская литература», «деревенскаяпроза», «городская проза»
В художественной культуре наибольший общественный резонанс
имели театральные постановки «Современника», театра на Таганке,
театра им. Маяковского, театра им. Ленинского комсомола,
Большого драматического театра и театра им. Ленсовета в
Ленинграде.
Успехи кинематографа подтверждаются именами режиссеров.
Одновременно работали: С. Бондарчук, А. Тарковский, А.
Кончаловский, Н. Михалков, В. Шукшин, С. Ростоцкий, Лариса
Шепитько, Л. Гайдай, Алов и Наумов, А. Митта.
68.
Т. Яблонская.1970— I980 - е гг.— четкое
размежевание на официальное
искусство н альтернативные художественные направления:
- художники, группировавшиеся
вокруг Академии художеств СССР,
работали в основном и
реалистической манере: жанр
портрета (Т. Т. Caлахов), пейзажа
(Т. Н. Яблонская, П. П. Оссовский),
современные темы (Б. С. Угаров.
А. А. Мыльников, В. Е. Попков, Д.
Д. Жилинский);
69.
Неофициальное искусство находилось на полулегальномположении.
15 сентября 1974 г.— выставка на московском пустыре:
разогнана е помощью бульдозеров («бульдозерная
выставка»). Инициаторами показа выступили: коллекционер
Александр Глезер и 13 художников (Оскар Рабин — основной
лидер нонконформизма, В. Воробьев, Юрий Жарких, В.
Комар, А. Меламид, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин,
Евгений Рухин, Александр Рабин, Василий Ситников, Игорь
Холин, Бобрух Штейнберг, Н. Эльская). Многие полотна
уничтожены, к художникам применены административные
санкции.
70.
Оскар Рабин. Пейзажна Монмартре
71.
Формированиемосковского
концептуализма (И. И.
Кабаков, В.Д. Пивоваров и
др.): использование
необычных
художественных средств —
символов, подписей,
лозунгов.
Илья Кабаков
«Коммунальная кухня»
72.
Формирование соц-apта(В. А. Комар, А. Д.
Меламид): в иронической и
гротесковой форме
переосмысление
традиционных для
социалистического
реализма сюжетов советского образа жизни.
73.
Конец ХХ в.- новый этап в развитии отечественнойкультуры, связанный с перестройкой – попыткой
реформирования социалистической системы.
Происходит ослабление идеологического контроля,
допускается гласность и плюрализм мнений,
классовый подход вытесняется идеей
общечеловеческих ценностей. Изменилось
отношение к религии и церкви- в1988 было широко
отпраздновано 1000-летие крещения Руси.
Происходит очередной раскол в рядах интеллигенции
- на демократическое и националистическое крыло.
74.
В литературе- возврат практически всех запрещенных ранеепроизведений, постепенное возвращение эмигрантской литературы
и самих эмигрантов. На некоторое время литература стала
«властителем дум». Все читали и обсуждали «Белые одежды»
Дудинцева, «Плаху» Ч. Айтматова, «Зубр» Д. Гранина, «Дети
Арбата» Рыбакова, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина и др.
В прокат вышли фильмы, ранее не прошедшие цензуру – «Проверки
на дорогах» А. Германа, «Агония» Э. Климова, «Комиссар» А.
Аскольдова.
Конец «холодной войны» способствовал усилению международных
связей и наплыву западной массовой культуры.
75.
Спасибоза
внимание