Общественно-политическая обстановка в России и русская литература второй половины XIX века
Никто не подарит вам такого ощущения жизни, как русские писатели.
Общественно-политическая обстановка
Общественно-политическая обстановка
Революционеры- демократы
Либерализм
Влияние на общественную жизнь передовой журналистики
«Реальная критика» революционеров-демократов
«Эстетическая критика» либералов-западников
«Почвенническая критика» соратников Ф.М.Достоевского
5.61M
Категория: ЛитератураЛитература

Общественно-политическая обстановка в России и русская литература второй половины XIX века

1. Общественно-политическая обстановка в России и русская литература второй половины XIX века

2. Никто не подарит вам такого ощущения жизни, как русские писатели.

Пока жива и здорова наша поэзия, до
тех пор нет причины сомневаться в
глубоком здоровье русского народа
Н. Н. Страхов
Никто не подарит вам такого ощущения
жизни, как русские писатели.
Андре Моруа

3. Общественно-политическая обстановка

• Кризис крепостнической системы, сильны
противоречия между властью и простым
народом.
• Реакционные охранительные меры
правительства в связи с революциями
в Европе
• Рост демократических тенденций. Развитие
идей революции и утопического социализма.
• Возникает спор о путях исторического
развития России.
• Идейная борьба славянофилов и западников.

4. Общественно-политическая обстановка

• Назрела необходимость создания
реалистической литературы, остро
реагирующей на общественно-политическую
ситуацию в стране.
• Приоритет социальной проблематики.
Развитие темы «маленького человека».
• Противостояние литературы гоголевской
школы и поэтов-лириков романтического
плана.

5.

«Литература
у
народа,
лишенного
общественной
свободы, – единственная трибуна,
с высоты которой он заставляет
услышать
крик
своего
возмущения и своей совести.»
А.И. Герцен

6.

19 век называют «Золотым веком»
русской поэзии и веком русской
литературы в мировом масштабе. Не
стоит забывать, что литературный
скачок, осуществившийся в 19 веке,
был
подготовлен
всем
ходом
литературного процесса 17-18 веков.
19 век – это время формирования русского
литературного языка, который оформился во
многом благодаря А.С. Пушкину.

7.

• Но начался 19 век с расцвета
сентиментализма и становления
романтизма. Указанные
литературные направления
нашли выражение, прежде
всего, в поэзии. На первый план
выходят стихотворные
произведения поэтов Е.А.
Баратынского, К.Н. Батюшкова,
В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В.
Давыдова, Н.М. Языкова.
Творчеством Ф.И. Тютчева
«Золотой век» русской поэзии
был завершен. Тем не менее,
центральной фигурой этого
времени был Александр
Сергеевич Пушкин.

8.

• А.С. Пушкин начал свое
восхождение на литературный
олимп с поэмы «Руслан и
Людмила» в 1920 году. А его
роман в стихах «Евгений
Онегин» был назван
энциклопедией русской жизни.
Романтические поэмы А.С.
Пушкина «Медный всадник»
(1833), «Бахчисарайский
фонтан», «Цыганы» открыли
эпоху русского романтизма.
Многие поэты и писатели
считали А. С. Пушкина своим
учителем и продолжали
заложенные им традиции
создания литературных
произведений. Одним из таких
поэтов был М.Ю. Лермонтов.

9.

Интересно, что русская поэзия 19 века была
тесно связана с общественно-политической
жизнью страны. Поэты пытались осмыслить
идею своего особого предназначения. Поэт в
России считался проводником божественной
истины, пророком. Поэты призывали власть
прислушаться к их словам.
Яркими примерами осмысления
роли поэта и влияния на
политическую жизнь страны
являются стихотворения
А.С. Пушкина «Пророк»,
ода «Вольность», «Поэт и толпа»,
стихотворение М.Ю. Лермонтова
«На смерть поэта».

10.

• А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные
художественные
типы,
которые
будут
разрабатываться писателями на всем протяжении 19
века. Это художественный тип «лишнего человека»,
образцом которого является Евгений Онегин в
романе А.С. Пушкина, и так называемый тип
«маленького человека», который показан Н.В.
Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С.
Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

11.

• С середины 19 века происходит
становление
русской
реалистической
литературы,
которая
создается
на
фоне
напряженной
социальнополитической
обстановки,
сложившейся в России во время
правления Николая I. Назрела
необходимость
создания
реалистической литературы, остро
реагирующей
на
общественнополитическую ситуацию в стране.
• Литературный
критик
В.Г.
Белинский
обозначает
новое
реалистическое
направление
в
литературе. Его позицию развивают
Н.А.
Добролюбов,
Н.Г.
Чернышевский. Возникает спор
между
западниками
и
славянофилами
о
путях
исторического развития России.

12.

• Литераторы
обращаются
к
общественнополитическим
проблемам
российской
действительности.
Развивается
жанр
реалистического романа. Свои произведения
создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н.
Толстой,
И.А.
Гончаров.
Преобладает
общественно-политическая,
философская
проблематика. Литературу отличает особый
психологизм.
• Развитие поэзии несколько затихает. Стоит
отметить поэтические произведения Некрасова,
который первым внес в поэзию социальную
проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси
жить хорошо?», а также множество стихотворений,
где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь
народа.

13.

Иван Александрович Гончаров
годы творчества: 1847—1869
Фёдор Михайлович Достоевский
годы творчества: 1844—1880

14.

Лев Николаевич Толстой
годы жизни: 1828 - 1910
Николай Алексеевич Некрасов
годы жизни: 1821 - 1877

15.

Афанасий Афанасьевич Фет
годы жизни: 1820 - 1892
Фёдор Иванович Тютчев
годы творчества: 1813—1873

16.

Две ведущие исторические
силы 2 половины XIX века:
революционеры-демократы
и либералы

17. Революционеры- демократы

• Революционные
демократы
в
Россиипредставители
революционного
движения,
идеологи крестьянской демократии.( Н. Г.
Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен,
Н. П. Огарев)
• Россия после уничтожения крепостного права
путём
крестьянской
революции,
минуя
капитализм, придёт через крестьянскую общину
к социализму.
• Разночинцы - "люди разного чина и звания",
межсословная категория населения в России 18—
19 вв.

18. Либерализм

• Либерал

сторонник
философской,
политической и экономической идеологии,
исходящей
из
того,
что
права
и
свободы
отдельного
человека
являются
правовым
базисом
общества
и экономического порядка.
• Стояли за эволюционный путь развития, считая
реформы главным методом модернизации
России.
•В
среде
либералов,
представителей
литературной критики, так же, как и в обществе,
не было единодушия.

19.

либералы
западники
Дружинин, Анненков
почвенники
Григорьев, Страхов
славянофилы
Киреевский

20. Влияние на общественную жизнь передовой журналистики

Влияние на общественную жизнь
передовой журналистики

21.

«Современник» (1837)
Групповой портрет членов редколлегии журнала «Современник», 1856 год:
Толстой, Григорович, Гончаров, Тургенев, Дружинин и Островский.

22.

Группа писателей журнала "Современник": И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб,
Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.И. Панаев.

23. «Реальная критика» революционеров-демократов

«Реальная критика» революционеровдемократов
Николай Гаврилович
Чернышевский
Николай Александрович
Добролюбов
Дмитрий Иванович
Писарев

24. «Эстетическая критика» либералов-западников

«Эстетическая критика» либераловзападников
Александр Васильевич
Дружинин
Павел Васильевич
Анненков
Василий Петрович
Боткин

25. «Почвенническая критика» соратников Ф.М.Достоевского

Аполлон Александрович
Григорьев
Николай Николаевич
Страхов

26.

Критика в русской литературе XIX века
Первые высокие образцы русской критики сложились в
критической прозе А.С.Пушкина и Н В.Гоголя, оставивших тонкие
суждения о назначении литературы, о реализме и сатире, о
сущности и задачах критики.
В критике В.Г.Белинского, выдвинувшего концепцию
критического реализма, оценка произведения строится уже на
истолковании его как художественного целого, в единстве его идей
и образов, а творчество писателя рассматривается в связи с
историей литературы и общества.
К началу 1870-х годов формируется понятие "реальной критики".
Ее представителями можно назвать Чернышевского,
Добролюбова, Писарева. Критика опирается на реальные
события и художественные образы произведений, выносит
общественные приговоры.
Появляется, наряду с новыми течениями, русская критика,
представленная тремя крупными течениями:
Западники,
Славянофилы,
Почвенники.

27.

ЗАПАДНИКИ, представители одного из направлений русской
общественной мысли 1840 - 50-х гг.
Считали историю России частью общемирового исторического
процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому
пути.
Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали
проекты освобождения крестьян с землей, сторонники реформ и
конституционного преобразования государственного строя.
Главные представители: П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н.
Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, П.Я.
Чаадаев, Б.Н. Чичерин и др.
Сотрудничали в журналах "Отечественные записки",
"Современник", "Русский вестник".
Крайне левое крыло западников - А.И. Герцен, В.Г.
Белинский, Н.П. Огарев (до конца 1840-х гг.).
После крестьянской реформы 1861 западники сблизились со
славянофилами на почве либерализма.
Взгляды западников (особенно их конституционные проекты)
получили дальнейшее развитие в программах российских
либеральных организаций и групп конца 19 - начала 20 вв.

28.

СЛАВЯНОФИЛЫ, представители одного из направлений русской
общественной мысли 40 - 50-х гг. 19 в.
Выступали с обоснованием особого, отличного от
западноевропейского пути исторического развития России,
усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных
групп, в крестьянской общине, православии как единственно
истинном христианстве; противостояли западникам.
Главные представители: братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и
П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков,
В.А. Черкасский.
К славянофилам идейно близки В.И. Даль, А.А. Григорьев, А.Н.
Островский, Ф.И. Тютчев.
В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие
славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма.
Некоторые идеи славянофилов получили развитие в идеологии
почвенничества (Н.Н. Страхов), панславизма (Н.Я. Данилевский),
а также "охранительных" направлениях русской общественной
мысли.
ПОЧВЕННИКИ, представители течения русской
общественной мысли 1860-х гг., родственного славянофилам
(Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов). В журналах
"Время", "Эпоха" проповедовали сближение образованного

29.

Николай Николаевич Страхов
(1828 - 1896),
российский философ, публицист, критик.
В публицистике развивал идеи
почвенничества.
Статьи о Л.Н. Толстом (в том числе о
романе "Война и мир").
Один из первых оценил огромное
литературное значение романа Л. Н.
Толстого «Война и мир».
В 1870 предсказывал, что «Война и мир»
скоро станет «настольною книгою каждого
образованного русского, классическим
чтением наших детей».
Творчество и личность Л. Н. Толстого
оказали на Страхова исключительное
влияние
Первый биограф Ф.М. Достоевского. (одна
из его лучших статей — о романе
Достоевского «Преступление и наказание).
ПОЧВЕННИКИ

30.

Григорьев Аполлон Александрович
(1822 – 1864)
русский литературный и театральный
критик, поэт
ПОЧВЕННИКИ
Создатель так называемой
органической критики: статьи о Н.В.
Гоголе, А.Н. Островском, А.С.
Пушкине, М.Ю. Лермонтове, И.С.
Тургеневе, Н.А. Некрасове, А.А.
Фете и др.
По мировоззрению почвенник.
В лирике Григорьева - раздумья и
страдания романтической личности:
цикл "Борьба" (полное издание
1857), в том числе стихи-романсы «...органический взгляд признает за
"О, говори хоть ты со мной..." и
свою исходную точку творческие,
"Цыганская венгерка", цикл
непосредственные, природные,
"Импровизации странствующего
жизненные силы. Иными словами: не
один ум с его логическими
романтика" (1860).
Поэма-исповедь "Вверх по Волге" требованиями и порождаемыми ими
теориями, а ум плюс жизнь и ее
(1862).
органические проявления.»
Автобиографическая проза.

31.

Белинский Виссарион Григорьевич
Основоположник русской реалистической эстетики и литературной
критики, он сочетал философское мышление и литературнокритический талант и пафос революционного публициста.
Рассматривал Пушкина как первого национального
поэта России.
Провозгласил Н. В. Гоголя главой современной русской
литературы
Разъяснял глубоко русский, бунтарский характер поэзии
Лермонтова, гуманизм и народность поэта.
Обладая отличным художественным вкусом, сумел
определить по ранним произведениям Герцена,
Некрасова, Тургенева, Гончарова, Достоевского, в чём
заключалось неповторимое своеобразие их таланта.
Своё творчество Белинский подчинял задачам
борьбы против крепостничества, за развитие
общественного сознания и русской
реалистической литературы. Традиции его
критики продолжены
Н. Г. Чернышевским, Н.А.Добролюбовым.

32.

Белинский Виссарион Григорьевич
Был противником славянофильской
идеализации русской патриархальности,
но выступал и против некритического
отношения некоторых либераловзападников к европейским буржуазным
порядкам.
Знал, что капитализм — новое рабство
для народа, но России не миновать
буржуазного пути развития.
Человечество, однако, не остановится и
на буржуазном этапе, на смену ему придёт
социализм.
Белинский сделал литературную критику выражением целостного
философского миросозерцания. Глубоко постигнув диалектику
Гегеля, он разработал объективные, исторические критерии
искусства, порвав с вкусовой "романтической" критикой.

33.

Добролюбов Николай Александрович
(1836 – 1861)
русский литературный критик, публицист.
С 1857 постоянный сотрудник журнала
"Современник". Развивал эстетические принципы
В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского, видя
назначение литературы прежде всего в критике
существующего строя, разработал метод
"реальной критики"
статьи 1859 - 1860:
"Что такое обломовщина?",
"Темное царство",
"Луч света в темном царстве",
"Когда же придет настоящий день?"
и др.
Создал сатирическое приложение к
"Современнику" - "Свисток" (1859).
Сатирические стихи, пародии.

34.

Дмитрий Иванович Писарев
(1840-1868)
русский публицист и литературный
критик.
С начала 1860-х гг. ведущий сотрудник журнала
«Русское слово».
В 1862-66 заключен в Петропавловскую
крепость за антиправительственный памфлет.
В начале 1860-х гг. Дмитрий Писарев выдвинул
идею
достижения
социализма
через
индустриальное развитие страны («теория
реализма»).
Пропагандировал развитие естествознания,
которое считал средством просвещения и
производительной силой.
Высоко оценивал роман Н.Г. Чернышевского
"Что делать?", творчество И.С. Тургенева, Л.Н.
Толстого, Ф.М. Достоевского.
С нигилистических позиций отрицал значение
творчества А.С. Пушкина для современности.
Главные труды:
«Очерки из
истории труда»,
«Базаров»,
«Реалисты»,
«Разрушение
эстетики»,
«Генрих Гейне».
English     Русский Правила