6.94M
Категория: ФилософияФилософия

Сознание, душа, язык (лекция 3)

1.

Лекция 3
Сознание, душа и язык

2.

Рассуждения о духовной реальности
Мифология, религия, идеалистическая философия
В человеческом организме действует какая-то
сверхъестественная сила — душа, которая будто бы является
носителем наших чувств, мыслей, желаний и порождает их.
Душа существует якобы двояко: и в человеке, и вне его («мировой
разум», «абсолютный дух»).
В связи с таким подходом увеличивалась пропасть между
разумом, сознанием и объективным миром.
Духовное выхолащивалось из материального.
Суть же заключается в том, что душа, душевное состояние (греч.
psychikos — душевный) — это уровень психического состояния
человека, а дух, духовное — предполагает функционирование
человеческого сознания, наличие человеческого разума.

3.

Рассуждения о духовной реальности
Материалистическая философия и психология
Два принципа:
• признания сознания функцией мозга;
• отражения сознанием внешнего мира.
Исходным пунктом философского понимания сознания является научная
трактовка сущности и социально-исторической роли общественной
практики, представления человека продуктом его собственной
деятельности и социальных отношений.
Человек — порождение универсума, явившись, он через деятельность
изменял его, совершенствовал социальное пространство соответственно
социальному времени, формируя систему общественных отношений и
институтов.
Его становление деятельностно, материально и духовно, через развитие
собственной природы, включающей сознание и психику, как
индивидуальные, так и коллективные

4.

Нет и не может быть духовной реальности вне общества,
то есть социальной материи, вне накопленных в процессе
развития цивилизации знаний и закреплённых в ходе
деятельности умений.
Духовная реальность — это отражение в сознании
человека актуальной и потенциальной картин мира, как
духовно освоенного им универсума (настоящее, прошлое
и будущее).

5.

Сущность духовной реальности
Сущность духовной реальности раскрывается
через понятия:
1) сознание,
2) самосознание,
3) бессознательное,
4) подсознательное.

6.

1) Сознание
Сознание –
высшая способность психического отражения,
присущая только человеку,
целенаправленное отображение
действительности, на основе которого
осуществляется
регулирование поведения.
Носителем сознания является отдельный
человек, обладающий особым органом – мозгом.

7.

Сознание
Сознание — это функциональное свойство человеческого
мозга: взаимосвязь материального и, порождённого им,
психического.
Сознание является свойством не всякой, а лишь
высокоорганизованной материи (мозг и органы чувств
человека), то есть связано с функцией мозга (материального
образования) со специфически человеческим, социальным
(связи, отношения, образ жизни, деятельность).
Концепция сознания основывается на принципе отражения
(лат. reflexio), то есть психического, идеальносодержательного воспроизведения в мозгу человека свойств
предметов (их образов) и характера явлений (событий) в виде
собственных ощущений, восприятий и представлений, а
также — понятий, суждений, умозаключений.

8.

• Мозг – это тончайший нервный аппарат, состоящий из
более 15 млрд нервных клеток, каждая из которых
находится в контакте с другими и вместе с нервными
окончаниями органов чувств образуют сложную систему с
огромным множеством связей.
• По своей материальной природе нервно-физиологические
процессы — электрохимические. Без физиологических,
био-физиологических, биоэлектрических, биохимических
процессов в мозгу человека невозможно возникновение ни
одного ощущения, ни одного самого примитивного
чувства. Все эти процессы — необходимые механизмы
психической деятельности.
• Но психическая деятельность характеризуется не только
её физиологическим механизмом, но и её содержанием,
то есть тем, что именно отражается мозгом.
• Отражение разнообразных предметов в мозгу человека
означает их идеальный образ, так как они отражаются
посредством их свойств и отношении, которые
характеризуют их в действительности.

9.

Духовное
• Человек отражает внешний мир не пассивно созерцая его, а в процессе своей
деятельности.
• Сознание не только есть отражение общей картины мира или её предметов и
отдельных связей, но и такая духовная функция, которая направлена на
активное, творческое преобразование действительности посредством практики.
• Духовное в человеке то, что осознано им, прошло через сознание, облечено
мыслью, идеей, это субъективная сознательная деятельность индивида.
• Сознание человека не только обладает способностью отражать объективный
мир, но и изменять его посредством последующей практической деятельности.
• Содержание сознания проявляется в духовной деятельности человека и
реализуется практически. Для этого она — духовная деятельность — приобретает
характер идеи или замысла, то есть концептуального (теоретического)
построения.
• Человеческая идея, а также концепция — это духовное построение будущего
предмета деятельности в сознании, основанное на том, что было и что есть, а
также включающее то, что должно быть.

10.

Деятельность сознания
• Деятельность сознания непосредственно связана с
практической деятельностью человека, основанной на его
потребностях и способностях.
• Потребности (мотив, причина, побудительная сила), пройдя
через сознание человека, приобретают характер цели,
которая достигается посредством способностей
(индивидуальных особенностей, деятельностных сил)
человека.
• Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет
потребность человека, которая реализуется в деятельности.

11.

Духовно-практический процесс. Активность человеческого сознания
модель идеи
концепция
стратегии
механизм реализации
программа
доктрина
идея
деятельность
цель

12.

2) Самосознание
• Самосознание — это осознание человеком, как личностью,
своего положения в обществе, целостная оценка самого себя
в сравнении с окружающими, на основе собственного «Я»,
своих потребностей и способностей.
• Формируется самосознание человека в процессе
социализации, в процессе деятельности, посредством
ощущения себя как личности, как субъекта общественных
отношений.
• Человек постепенно приобретает черты индивидуальности,
личности, персоны, взаимодействуя с другими людьми в ходе
практической деятельности, в процессе общения.

13.

Формирование сознания
определенные социальные
предпосылки: общение, трудовая
деятельность
определенные биологические
предпосылки: увеличение
размеров, структурное усложнение
мозга древних антропоидных
обезьян
Основа: психика
высших животных
Сознание
возникает в
деятельности и
общении людей

14.

наглядно-действенное
мышление
внутренняя логика
идеальных
манипуляций с
образами вещей
отсутствовала, ее место
занимала логика
внешнего предметного
действия
Качественное изменение характера труда, его
усложнение и дифференциация привели к
трансформации сознания первобытных людей
Эволюция сознания
наглядно-образное
мышление
абстрактно-логическое
мышление
Постепенно логика
внешних манипуляций с
предметами сменилась
идеальной логикой
манипуляций с
обобщенными образами
этих вещей.
Наглядно-образное
мышление становится тем
основанием, на котором
формируются примитивные
верования, первобытное
искусство и мифология
Способность
оперировать
понятиями,
суждениями и
умозаключениями,
которая считается
высшей сознательной
способностью
человека

15.

Homo erectus
(человек
выпрямляющийся)
Реконструкция
выполнена Олегом
Осиповым
специально для
АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
Homo ergaster (человек
приспосабливающийся) (женщина).
Реконструкция выполнена Романом
Евсеевым специально для
АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
• 35 000 000 — 5 000 000 лет до н.э. —
дриопитеки — австралопитеки. Некоторое
изменение формы и размера тела схожего
с обезьяньим, а также способа
перемещения с четырёх лап на две,
приспособление к перемещению по
земле, пищевой рацион растительный.
Уровень сознания инстинктивный
5 000 000 — 150 000 лет до н.э. — питекантропы
— синантропы. Зарождение прямохождения,
изменение функций органов тела, использование
передних конечностей в определённых целях:
применение палки как орудия для добывания
пищи и охоты, создание примитивных ножей и
скребков, наконечников для копий из камней,
костей и рогов, появление звуковых сигналов, как
прообразов речи. В рационе естественная пища.
Разложение инстинктивной основы психики

16.

Homo sapiens
(человек разумный).
Реконструкция
выполнена Романом
Евсеевым специально
для портала
АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
Homo neanderthalensis.
Реконструкция выполнена Романом
Евсеевым специально для портала
АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
450 000 — 30 000 лет до н.э. —
неандертальцы. Применение каменных и
костяных приспособлений, постройка
шалашей, оборудование пещер,
использование шкур животных в качестве
одежды, использование условных звуковых
сигналов. Пищевой рацион естественный.
Происходит зарождение сознания
50 000 — 10 000 лет до н.э. — кроманьонцы.
Создание орудий труда и охоты с использованием
обработанных рогов, костей, кремния. Умение
шлифовать, делать резьбу, сверлить, зарождение
основ гончарного дела, изготовление орудий труда
и предметов быта, шитьё костяными и
кремниевыми иглами. Становление
художественных способностей — изображение на
стенах пещер сцен охоты. Знание способов охоты
и рыбной ловли, употребление в пищу
приготовленного мяса и рыбы, владение
членораздельной речью. Происходит становление
человеческого сознания

17.

Структура сознания (по А.Г. Спиркину)
три основные сферы сознания
когнитивная (познавательная)
эмоциональная
волевая
познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты
познавательной деятельности, т. е. сами знания
Рациональная познавательная способность – это способность к формированию
понятий, суждений и умозаключений, именно она считается ведущей в КогнСф
Сенситивная познавательная способность – это способность к ощущениям,
восприятиям и представлениям, которые выступают базой для рациональных знаний.
Память обеспечивает единство всех сознательных элементов
Внимание дает возможность концентрироваться на каком-то определенном объекте

18.

Структура сознания (по А.Г. Спиркину)
три основные сферы сознания
когнитивная (познавательная)
эмоциональная
волевая
сфера потребностей, интересов и целей
аффекты (ярость, ужас)
элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда)
чувства (любовь, ненависть, надежда)
• Эмоция представляет собой отражение ситуации в форме психического переживания и
оценочного отношения к ней.
• Эмоциональная сфера сознания также участвует в познавательном процессе, повышая
или, напротив, снижая его эффективность.

19.

Структура сознания (по А.Г. Спиркину)
три основные сферы сознания
когнитивная (познавательная)
эмоциональная
волевая
мотивы
интересы
потребности
Воля - главный элемент этой сферы, т. е.
способность человека к достижению
своих целей

20.

КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ ПО К.Г. ЮНГУ
• Главная функция сознания (и бессознательного) – это адаптация.
• Понятие «адаптация» шире понятия «познание», поскольку адаптация
осуществляется не только за счет познавательной деятельности субъекта.
• Понятие адаптации помогает лучше постичь природу человека и характер
его взаимодействий с миром.
• В глубинной психологии сознание рассматривается в тесной связи с
бессознательным, тем самым не просто констатируется, а обосновывается
единство и целостность всех психических проявлений человека.

21.

Концепция структуры сознания по К.Г. Юнгу
четыре психические функции
как на сознательном, так и на бессознательном уровне
мышление
чувство
способность
интеллектуального
познания и
формирования
логических
заключений
способность
субъективной
оценки
ощущение
способность
восприятия с
помощью органов
чувств
интуиция
способность восприятия с
помощью бессознательного
или восприятие
бессознательных
содержаний
Для полной ориентации и адаптации человеку необходимы все четыре функции: мышление
осуществляет познание и выносит рациональное суждение, чувство говорит о том, в
какой степени та или иная вещь является важной или неважной для человека, ощущение
передает сведения о конкретной реальности, а интуиция позволяет угадывать скрытые
возможности

22.

Концепция структуры сознания по К.Г. Юнгу
• Однако все четыре функции у одного человека никогда не развиты одинаково. Как правило, одна из них
играет ведущую роль, является полностью сознательной и подконтрольной воле, другие существуют на
периферии в качестве дополнительных способов приспособления к окружающей действительности,
будучи полностью или частично бессознательными.
• Ведущую психическую функцию К. Г. Юнг называет доминирующей. В зависимости от доминирующей
функции выделяются ощущающий, интуитивный, мыслительный и чувствующий психологические типы
личностей. Каждый из психологических типов есть односторонность.
• Так, например, ощущающий тип на сознательном уровне ограничивает себя восприятием наличной
ситуации, без размышлений по поводу ее дальнейшего развития или оценки. Мыслительный тип не
способен адаптироваться к обстоятельствам, которые он не понимает интеллектуально. Чувствующий
тип ориентируется исключительно собственным чувством приятного – неприятного. Интуитивный тип не
обеспокоен ни идеями, ни эмоциональными реакциями, ни реальностью предметов, он целиком
находится во власти возможностей, которые, кстати, не может проинтерпретировать рационально.
• При этом каждый из психологических типов знает о наличии у него других способностей, но отвергает
их ценность и необходимость, заявляя, что они не оказывают на поведение никакого влияния. Поэтому
проявление периферийных психических функций неуправляемо и осуществляется спонтанно, часто
имеет разрушительные для личности последствия.

23.

Концепция структуры сознания по К.Г. Юнгу
экстравертная – направленность
вовне, на объективную реальность
две фундаментальные
установки сознания
интровертная – направленность
вовнутрь, на субъективную реальность
• У каждого человека проявляются обе установки, но одна из них доминирует.
• Если сознательная установка интровертна, то бессознательная –
экстравертна, и наоборот.
• Экстравертная или интровертная установка проявляется всегда в связи с
одной из доминирующих психических функций.

24.

3) СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
• ПЕРВАЯ РАЗВЕРНУТАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО БЫЛА
СОЗДАНА В НАЧАЛЕ XX В. З. ФРЕЙДОМ.
• ОДНАКО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕОСОЗНАВАЕМОЙ ПСИХИКЕ СУЩЕСТВОВАЛИ ЕЩЕ
В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ:
АНТИЧНОСТЬ: ДЕМОКРИТ РАЗЛИЧАЛ ДУШУ, СОСТОЯЩУЮ ИЗ МОКРЫХ И
МАЛОПОДВИЖНЫХ АТОМОВ, И ДУШУ, СОСТОЯЩУЮ ИЗ ОГНЕННЫХ И ПОДВИЖНЫХ
АТОМОВ. ОГНЕННАЯ ДУША СООТВЕТСТВУЕТ РАЗУМУ, ЯСНОМУ СОЗНАНИЮ,
ВЛАЖНАЯ ДУША – ТОМУ, ЧТО МЫ СЕЙЧАС НАЗВАЛИ БЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: АВРЕЛИЙ АВГУСТИН В СВОЕЙ «ИСПОВЕДИ» ГОВОРИТ НЕ
ПРОСТО О СОЗНАНИИ, А О НЕКОТОРОМ ВНУТРЕННЕМ ОПЫТЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ,
КОТОРЫЙ ГОРАЗДО ШИРЕ, ЧЕМ СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ.
НОВОЕ ВРЕМЯ: Г. ЛЕЙБНИЦ ВОСПРОИЗВОДИТ В ИНЫХ ТЕРМИНАХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ НЕОСОЗНАВАЕМОЙ ПСИХИКИ.

25.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
НАУЧНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО БЫЛО
СФОРМУЛИРОВАНО ТОЛЬКО В XX В.
НОВЫЕ ИДЕИ ВОЗНИКЛИ В РАМКАХ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
СНАЧАЛА КАК ПОПЫТКА ПОСТРОИТЬ МЕТОДИКУ ЛЕЧЕНИЯ
НЕВРОТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,
ЗАТЕМ ПСИХОАНАЛИЗ СТАЛ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ И
ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОЗЖЕ, БЛАГОДАРЯ УСИЛИЯМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ И
УЧЕНИКОВ З. ФРЕЙДА, ПРЕВРАТИЛСЯ В ФИЛОСОФСКОМИРОВОЗЗРЕНЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ.

26.

3) Бессознательное
Бессознательные формы поведения основаны на скрытом учёте
ранее полученной информации о свойствах и отношениях вещей,
когда человек действует как бы машинально, по привычке.
Диапазон бессознательного довольно широк — это
ощущения,
восприятия,
представления, когда они протекают вне фокуса сознания;
а также инстинкты,
рефлексы,
навыки,
установки,
интуиция.

27.

два вида неосознанных действий
1) никогда не
осознававшихся (то есть
заранее не формировался
замысел их
осуществления; например,
обход лужи, попавшейся
на пути)
2) ранее осознаваемые действия
(то есть ставилась цель; в
частности, работа на дачном
участке — прополка грядок,
поливка их, а инструмент для этих
целей человек берёт и применяет
механически)
Многие наши действия, находясь в процессе формирования под
контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются
практически как осознанные

28.

Принципиальное и фундаментальное отличие теорий бессознательного
Взгляды предшественников
Сознание первично, а неосознаваемые
проявления человека – лишь
недоразвитое сознание
Теоретическая позиция З. Фрейда
утверждает первичность
бессознательного по отношению к
сознанию
бессознательное – это исходная и
непреодолимая часть человеческой
субъективности, а сознание – вторично и
составляет лишь незначительную часть
субъективной реальности.
Бессознательное есть низшая форма
психической активности, которая
преодолевается с возникновением
сознания
Последовательная критика данной
позиции

29.

• Бессознательное – вся совокупность психических
явлений и процессов, лежащих вне сферы разума,
неосознаваемых и неподдающихся сознательному
волевому контролю.

30.

Сознание
Сознательные содержания
могут забываться,
подавляться или
вытесняться в бессознательное
Бессознательное
• Забывается любое психическое содержание,
• вытесняются, как правило, тягостные воспоминания,
• а подавляются психические содержания и функции, которые квалифицируются обществом или самим
человеком как негативные.
• Кроме того, некоторые чувственные восприятия настолько слабы и неинтенсивны, что не доходят до
сознания и остаются бессознательными с момента своего возникновения.
• Граница между сознательным и бессознательным размыта, некоторые психические явления
мигрируют из сферы сознания в бессознательное и обратно.

31.

Сознательное и бессознательное

32.

• Для того чтобы обозначить границу между
сознательным и бессознательным, З. Фрейд вводит
понятие подсознания.
• Подсознание – это те бессознательные психические
явления, которые связаны с переходом на уровень
сознания. Бессознательное прорывается наружу в
виде сновидений, полугипнотических состояний,
оговорок, описок, ошибочных действий и т. п. Именно
по этим следствиям работы бессознательного мы
узнаем о его природе, содержании и функциях.

33.

«Сверх-Я», или «Super-Ego», – установки общества и культуры, моральная
цензура, совесть
«Я», или «Ego», – сознательная сфера, посредник между бессознательным
и внешним миром; в сознательной сфере действует принцип реальности
«Оно», или «Id», – глубинный слой бессознательных влечений личности,
в котором главенствует принцип наслаждения

34.

Модель мира греческого поэта Гомера
Небо, а у З. Фрейда «Сверх-Я», или «Super-Ego»
Земля, а у З.Фрейда «Я», или «Ego»
Аид – подземное царство мертвых, а у З. Фрейда
«Оно», или «Id»

35.

Структура субъективной реальности по З. Фрейду

36.

Структура субъективной реальности по З. Фрейду
• «Сверх-Я» выполняет репрессивные функции. Инструментом репрессии
выступает «Я».
• «Я» в качестве посредника между внешним миром и «Оно» стремятся
сделать «Оно» приемлемым для мира или привести мир в соответствии с
желаниями «Оно».
• Под внешним миром понимается культура, которая состоит из требований
«Сверх-Я», т. е. норм и установлений, чаще противоречащих желаниям
«Оно», чем соответствующих им.
• Для иллюстрации взаимоотношений «Я» и «Оно» З. Фрейд вводит образы
всадника и лошади. «Я» – это всадник, управляющий лошадью «Оно». В
нормальной ситуации «Я» властвует над «Оно», превращает волю «Оно» в
собственное действие.
• Невроз возникает, когда противоречия между стремлениями «Оно» и
установками «Сверх-Я» становятся непреодолимыми и «Оно» вырывается
из-под контроля «Я».

37.

Сознание и язык.
Возникновение человеческого языка и речи
наглядно-действенное
мышление
зрительная и
жестовая
коммуникация
наглядно-образное
мышление
абстрактно-логическое
мышление
Жестовый язык имел ряд принципиальных ограничений.
• Во-первых, язык жестов нельзя применять в темное время
суток или в условиях ограниченной видимости;
• во-вторых, жестовая коммуникация реализуется с помощью
рук и невозможна, если руки заняты.
• В-третьих, жест трудно разделить на составные части, поэтому
с его помощью невозможно выразить сложные и
разнообразные переживания
звуковая коммуникация

38.

СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК
• ЯЗЫК – ЭТО СИСТЕМА ЗНАКОВ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОММУНИКАЦИЮ, ХРАНИТЬ И
ТРАНСЛИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.
• ЯЗЫК – ЭТО ЛЮБАЯ ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОММУНИКАЦИЮ: СИСТЕМА
ЖЕСТОВ, ОБРАЗОВ, СЛОВ И Т. П.
• ЗНАК – ПРЕДМЕТ, ВЫСТУПАЮЩИЙ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ДРУГОГО ПРЕДМЕТА, ПРОЦЕССА
ИЛИ ЯВЛЕНИЯ. НАПРИМЕР, ДЫМ – ЗНАК ОГНЯ, ФОТОГРАФИЯ – ЗНАК КАКОГО-ЛИБО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ В
РЕАЛЬНОСТИ, ВЫСОКАЯ ТЕМПЕРАТУРА – ЗНАК БОЛЕЗНИ, КРАСНЫЕ РОЗЫ – ЗНАК ЛЮБВИ И Т. П.
• РЕЧЬ – ЭТО ОСОБЫЙ ТИП ЯЗЫКА, СВЯЗАННЫЙ С ОСОБЫМ ТИПОМ ЗНАКОВ. ЗНАКАМИ В РЕЧИ ВЫСТУПАЮТ
СЛОВА. ОБЩЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ СЛОВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СПЕЦИФИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ВИД
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
• ЖИВОТНЫЕ ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗУЮТ РАЗНОГО РОДА ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ: ДВИЖЕНИЯ, ЗАПАХИ, ЗВУКИ,
ОДНАКО НИ ОДНО ЖИВОТНОЕ НЕ СПОСОБНО ОБЩАТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ СЛОВ, Т. Е. НЕ СПОСОБНО К РЕЧИ.
• РЕЧЬ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ В ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ ФОРМАХ, ОДНАКО ЭТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО НЕ
МЕНЯЕТ ЕЕ ПРИРОДЫ

39.

Сознание и язык
две основные функции языка
референтативная
(обозначающая)
знаки языка
выступают
заместителями
других объектов:
предметов, явлений,
событий, мыслей и
т. п.
коммуникативная
Язык используется как инструмент взаимодействия и
общения.
В случае с человеком коммуникация складывается из
двух процессов – выражения мыслей и их понимания.
Способность выражать что-либо и способность
понимать сказанное или написанное другими тесно
связаны друг с другом.

40.

ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ
СЛОВЕСНЫЙ ЯЗЫК,
ПОСТУПКИ,
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ,
КАРТИНЫ И Т. П.
• ЭТИ ЯЗЫКИ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ ЧАСТНЫМИ, ПРИЕМЛЕМЫМИ ДЛЯ КОММУНИКАЦИИ,
ОДНАКО ПРИМЕНИМЫМИ ЛИШЬ В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕБУЮЩИМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ДЛЯ
СВОЕЙ ДЕШИФРОВКИ.
• СЛОВЕСНЫЙ ЯЗЫК – УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЮЩЕЕ
ФУНКЦИЮ ПЕРЕВОДЧИКА С ДРУГИХ ЯЗЫКОВ И ДОСТУПНОЕ ВСЕМ ЛЮДЯМ

41.

Важные особенности словесного языка
Язык одновременно представляет собой некоторую
деятельность (процесс) и в то же время, в качестве системы
знаков, уже есть результат определенной деятельности
Язык тесно связан с мышлением
• Наиболее адекватное выражение мысль получает именно в
словесном языке, тогда как эмоции и ощущения могут быть выражены
в образе, жесте, мимике, музыкальном звуке и т. п.
• Мысль всегда связана со словом.
• Неясность мысли порождает путаницу в ее выражении, ясное слово,
напротив, способствует ясному мышлению и пониманию
Словесный язык – это своеобразная материальная оболочка
мышления, поэтому говорят, что мысль объективируется в языке

42.

Различие языков задает особенности мышления
разных народов. Речь, конечно, идет не о логическом
мышлении, которое одинаково у разных народов, а о
ментальности – обыденном мышлении, в котором
выражаются специфические этнические, исторические,
социокультурные особенности той или иной группы.
Ядро структуры языка составляет единая логикопонятийная база, базовый компонент мышления,
который делает возможным принципиальное
понимание людьми друг друга. Однако это лишь
основа языка.
Область внелогического отражения мира, которая
также находит выражение в языке, не предполагает
единства. Представители разных языковых сообществ
переживают и оценивают действительность поразному. Процесс влияния языка на мышление можно
описать следующим образом. Фундаментальные,
жизненно-важные образы фиксируются в языке, а
затем в предзаданной форме транслируются другим
поколениям носителей данного языка. Уже
устоявшаяся языковая система предлагает готовые
типы оценок и восприятий реальности, определяет
особенности образного мышления и переживания.
English     Русский Правила