833.74K
Категория: ФилософияФилософия

Сознание

1.

Сознание

2.

Проблема сознания

3.

Филосо́фия созна́ния — философская
дисциплина, предметом изучения которой является
природа сознания, а также соотношение сознания и
физической реальности (тела).
В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание
«загвоздкой Вселенной», намекая на то, что тайна
сознания остается самым темным местом во всем
корпусе (собрании) человеческого знания. В XX веке
философия сознания становится одним из самых
популярных направлений исследований, ежегодно по
этой теме выходит огромное количество литературы.
Современный американский философ Ричард Рорти
даже заявил, что по его мнению, философия
сознания сегодня является единственной
действительно полезной философской дисциплиной.

4.

Философия сознания
Проблематика философии сознания восходит к
Античности. Платон и Аристотель являются
предшественниками современных дуалистов,
поскольку считали, что разум существует как
отдельная от материи онтологическая
реальность. У истоков традиции монизма стоит
другой греческий философ, Парменид,
утверждавший, что бытие и мышление едины.
Сознание становится важнейшим объектом
изучения философов в Новое время, в
концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма.

5.

Сегодня философия сознания развивается в основном в
рамках аналитической философии.
Философия сознания имеет не только теоретическое
значение.
Во-первых, от ответа на вопрос о том, что такое сознание,
зависит то, какой должна быть научная психология и
возможна ли она.
Во-вторых, теории сознания связаны с этическими и даже
правовыми вопросами, такими как вопрос о свободе воли
и ответственности человека за свои поступки.
Наконец, современные теории сознания оказывают
существенное влияние на развитие концепции
искусственного интеллекта.
Вопрос о соотношении сознания и тела, известный также
как психофизическая проблема, нередко считается главной
теоретической проблемой философии сознания.

6.

Сознание - одна из самых сложных проблем философии.
И на каждом этапе развития она решается по разному. В
целом сознание - одна из самых абстрактных категорий.
Она парная к понятию материи: по мере развития
философии материи она наполнялась новым материалом.
Над проблемой сознания размышляли еще в античности.
ДЕМОКРИТ: душа также материальна, только состоит из
особого вида материи.
На современном этапе развития философия накопила
достаточный материал, чтобы решить проблему сознания.
В противоположность материи сознание характеризуется
таким понятием, как идеальное. Это значит, что его нельзя
характеризовать признаками, присущими физическому
миру, как это можно сделать с материальным понятием. В
сознании существуют образы, многообразие предметов и
вещей, которые в своей совокупности составляют
сознание человека и сознание в целом. Эти образы
материальных предметов, обладающих физическими
характеристиками и представляют собой идеальное.

7.

Образ
вещи
и
сама
вещь
являются
противоположностями. Идеальность образа - это его
невидимость, неосязаемость, внепространственность,
недоступность для других людей. Образы в сознании в
отличие от свих материальных прообразов не имеют
веса, запаха, пространственных и временных границ.
Возникают благодаря взаимодействию человека с
окружающей средой. Это возможно только при наличии
мозга, при его связи с природой. Объекты природы,
взаимодействую с мозгом, рождают образы, которые
формируют
сознание.
Идеальное
в
отличие
от
материального
есть
нечто
существующее
не
в
объективной
реальности,
а
лишь
в
восприятии,
представлении,
мышлении.
Однако само сознание - это реальность, т.е. нечто
существующее. Но реальность особого рода: не
объективная реальность, а субъективная реальность
/мысли, чувства, память, воля и др. /

8.

Субъективный
образ
несет
на
себе
отпечаток личности или группы личностей,
отражает ценности и установки этой группы.
Образ не может существовать вне конкретной
личности, со всеми ее индивидуальными
особенностями. Он зависит от нервной системы,
уровня знаний...
Материя
и
сознание
два
вида
реальностей, объективная и субъективная. Они
не совпадают, сильно отличаются друг от друга,
но это различие нельзя абсолютизировать. Оно
является абсолютным, лишь когда мы говорим о
том, что первично: материя или сознание.
Сейчас - материя, которая в эволюции
проходит ряд ступеней, и лишь на определенном
этапе возникает сознание. Но, с точки зрения
сложившегося
сознания,
это
противоположность не абсолютная.

9.

Сознание рассматривается в двух аспектах:
ОНТОЛОГИЧЕСКОМ и
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОМ.
1. Сознание - свойство высокоорганизованной
материи, функция человеческого мозга, продукт
человеческого развития. Но не в том смысле,
что оно связано с нервной системой, а в том, что
оно возникло как социальной формы движения
материи.
2. С человеческой точки зрения, сознание высшая форма отражения действительности.
Главная функция сознания - адекватное
отображение мира, получение достоверных
знаний о его законах.

10.

Происхождение сознания
Самые первые представления о сознании возникли в
древности. Тогда же возникли и представления о душе
и были поставлены вопросы: что представляет собой
душа? как она соотносится с предметным миром? С тех
пор продолжаются споры о сущности сознания и
возможности
его
познания.
Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и
материя независимы друг от друга. Материализм -
материя первична и исторически и гносеологически.
Она носитель и причина его возникновения, сознание производное от материи. Сознание вязано не со всей
материей, а только с частью мозга и только в
определенные периоды времени. Причем мыслит не
мозг, а человек при помощи мозга.

11.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и
связанная с речью функция мозга, заключающаяся в
обобщенном и целенаправленном отражении
действительности.
Сознание можно абсолютно противопоставить материи
только в рамках основного вопроса. За этими пределами
противопоставление относительно, ибо сознание не есть
самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи
и, следовательно, неразрывно связано с материей.
Абсолютное противопоставление материи и сознания
ведет к тому, что сознание выступает как некая
самостоятельная субстанция, существующая наряду с
материей.
Сознание есть одно из свойств движущейся материи,
есть особое свойство высокоорганизованной материи.
Это означает, что между сознанием и материей
существует и различие, и связь, и единство.
Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее
свойств.

12.

Сущностью сознания является его идеальность, которая
выражается в том, что составляет сознательные образы,
они не обладают ни свойствами отражаемых в нем
предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе
которых они возникли.
Идеальное не является чем-то самостоятельным по
отношению к сознанию в целом: оно характеризует
сущность сознания в отношении к материи. В этом плане
идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность
высшей формы отражения.
Идеальное и материальное не разделены непроходимой
гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное,
пересаженное в человеческую голову и преобразованное
в ней. Такое преображение материального в идеальное
производит мозг.
Сознание существовало не всегда. Оно возникло в ходе
исторического развития материи, усложнения ее форм,
как свойство высокоорганизованных материальных
систем.

13.

Структура сознания
Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся
между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо
выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е.
отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает,
прежде всего, обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные
уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,
философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный
уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро
сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно
включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно
благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в
фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не
только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной
жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или
эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции суть
компоненты сознания. Сознание не ограничивается познавательными процессами,
направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения
претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма
множества составляющих его элементов, а их интегральное сложноструктурированное целое.

14.

Сознание и человеческая природа
Сознание – это чувства, эмоции,
память, воля, фантазия
(воображение) (все это вместе
называют психикой) и мышление.
Три стороны сознания:
Предметное сознание
Самосознание
Сознание как поток
непосредственных переживаний
(душа)

15.

Сознание и бессознательное
В начале 19 в началось собственно психологическое изучение
бессознательного. Динамическую характеристику бессознательного ввел
Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать
между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания,
но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических
свойств.
Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области
психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические
методы воздействия на бессознательное (гипноз). Исследования
французской психологической школы позволили вскрыть отличную от
сознательной психическую деятельность, не осознаваемую пациентом.
Продолжил эту линию австрийский врач Зигмунд Фрейд, который
представил бессознательное в виде могущественной иррациональной
силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательное влечения
по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с
помощью техники психоанализа. Карл Густав Юнг помимо личного
бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного,
идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего
человечества.

16.

Проявления бессознательного
В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений бессознательного:
• Надындивидуальные подсознат явления – усвоенные субъектом как членом той или иной
соц группы образцы типичного для данной общности поведения, влияние которых на его
деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется (подражание).
•Неосознаваемые побудители деятельности – мотивы и смысловые установки личности. По
Фрейду – это “динамическое вытесненное Б”, охватывающее нереализованные влечения,
которые из-за их конфликта с социальными нормами изгоняются из сознания и образуют
скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, активно
воздействующие на жизнь личности и проявляющиеся в непрямых символических формах
(юморе, обмолвках, сновидениях). Важное значение имеют такие феномены Б в
межличностных отношениях, как эмпатия (непосредственное чувствование), проекция (не
осознанное наделение человека собственными свойствами) и т.д.
•Не осознаваемые операционные установки и стереотипы автоматизированного поведения.
Они возникают в процессе решения различных задач и опираются на прошлый опыт.
•Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов ощущения диапазона
чувствительности человека были обнаружены факты воздействия на таких раздражителей, о
которых он не мог дать отчета.

17.

Психоаналитическая
философия
Эмпирической базой психоаналитической философии
является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии
как своеобразный подход к лечению неврозов методом
катарсиса
или
самоочищения.
Постепенно
из
медицинской
методики
он
вырос
до
уровня
философского
течения,
стремящегося
объяснить
личностные,
культурные
и
социальные
явления.
Основоположник психоанализа австрийский врач – З.
Фрейд (1856 - 1939 гг.). Классическая психология до
Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись
у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя
характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область
человеческой психики, которая раньше никак не
изучалась, но которая имела большое значение для
жизнедеятельности человека – это бессознательное.

18.

Зигмунд Фрейд
(1856-1939)
австрийский врач-психиатр и психолог,
основатель психоанализа
Развил
теорию
психосексуального
развития
индивида, в формировании характера и его
патологии главную роль отводил переживаниям
раннего детства. От разработанного совместно с Й.
Брейером
«катартического»
метода
(отреагирование с помощью гипноза забытых
психических травм) перешел к методу свободных
ассоциаций
как
основе
психоаналитической
терапии.
Принципы
психоанализа
распространил
на
различные области человеческой культуры —
мифологию,
фольклор,
художественное
творчество,
религию
и
т.
д.
Основные труды: «Толкование сновидений» (1900),
«Психопатология
обыденной
жизни»
(1904),
«Лекции по введению в психоанализ» (1910),
«Тотем
и
табу»
(1913),
«Я и Оно» (1923)

19.

Открытие бессознательного, исследование его
структуры, влияния на индивидуальную и
общественную жизнь было главной заслугой
Фрейда. Бессознательны по Фрейду многие
наши желания и побуждения. Довольно часто
прорывается
бессознательное
наружу
в
гипнотических состояниях, сновидениях, в
каких-либо фактах нашего поведения. Согласно
Фрейду, психика человека представляет собой
взаимодействие
трех
уровней:
бессознательного,
предсознательного
и
сознательного. Бессознательное он считал
центральным компонентом, соответствующим
сути человеческой психики, а сознательное –
лишь особой интуицией, надстраивающейся над
бессознательным.

20.

Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов.
“Оно” – глубинный слой бессознательного влечения – психическая самость, основа
деятельности индивидов, “Я” – сфера сознательного, посредник между “Оно” и “внешним
миром”. “Сверх - Я” внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между
“Оно” и “Я” в силу постоянно возникающего конфликта между ними. “Сверх - Я” является как
бы высшим существом в человеке.
Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе
природных инстинктов, первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия. В
качестве основы первичных Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения.
Позднее он заменяет их более общим понятием “либидо”, которое охватывает всю сферу
человеческой любви ( к родине, родителям и т.д.). В конечном счете он выдвигает гипотезу, что
деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений,
где доминирующую роль играют так называемые “инстинкт жизни” – эрос и инстинкт смерти
– танатос.
Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней
реальностью, которая противостоит в виде “Оно”, в нем выделяется “Я”, стремящееся
обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения
при помощи “сверх - Я”. Фрейд считал что психоанализ может быть использован и для
объяснения и для регулирования общественных процессов. В психической жизни человека
всегда присутствует “Другой”, с которым он вступает в контакт. Механизмы психического
взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в
культурных процессах общества. Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии
страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть
использованы против человека. Чувство страха и беспокойство усиливается от того, что
социальные инструменты, регулирующие отношения между людьми в семье, обществе и
государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Развитие культуры – это
выработанная человечеством форма обуздания человеческой агрессии. Противоречие между
культурой и внутренними устремлениями человека ведут к нервозам.

21.

Картина человеческой психики по
Фрейду
Сверхсознание
СВЕРХ-Я
Сознание
Я
Бессознательное
ОНО

22.

Визуально-имитационная модель личности

23.

Карл Густав Юнг (1875 - 1961)
швейцарский
психолог
и
психиатр,
основатель
одного
из
направлений
глубинной психологии - "аналитической
психологии". В 1900-х годах сотрудник Э.
Блейлера в Цюрихе, разработал технику
свободных ассоциаций, превратив ее в
один
из
основных
методов
психиатрического исследования. В 19071912
годах
один
из
ближайших
сотрудников Зигмунда Фрейда, первый
председатель
Международного
психоаналитического
общества
(19111914).
Пересмотр
Юнгом
основных
положений
психоанализа
(трактовка
либидо как психической энергии вообще,
отрицание
сексуальной
этиологии
неврозов,
понимание
психики
как
замкнутой
автономной
системы,
функционирующей
по
принципу
компенсации, и др.) привел к его разрыву с
Фрейдом.

24.

Идеи Фрейда развивал К.Г. Юнг (1875 - 1961 гг). Юнг
считал, что Фрейд неоправданно свел всю человеческую
деятельность к биологически унаследованным инстинктам,
тогда как они имеют чисто символическую природу.
В связи с этим он ввел понятие “архетипы” –
формальные образцы поведения или символические образы, на
основе которых
оформляются
конкретные, наполненные
содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни
стереотипам сознательной деятельности человека.
Понятие “архетипы” Юнг разъясняет на основе учения о
коллективном
бессознательном.
Юнг
проводит
четкое
разделение
между
индивидуальным
и
коллективным
бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает
личностный
опыт
отдельного
человека
и
состоит
из
переживаний, которые когда то были сознательными, но
утратили свой сознательный характер в силу забвения или
подавления.
Коллективное
бессознательное

это
общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов.
Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого
прошлого, а также дочеловеческое животное состояние, оно
выходит у современных людей на поверхность через
сновидения.

25.

Если Фрейд в объяснении мотивов поведения
личности сосредотачивал свое внимание на выявлении
причины действия человека, то А. Адлер считал, что для
этого необходимо знать конечную цель его устремлений,
“бессознательный жизненный план”, при помощи
которого он старается преодолеть напряжение жизни и
свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид
чувствуя свое физическое несовершенство пытается
самоутвердится среди других, за счет концентрации
своего творческого потенциала. В результате он
получает сверхкомпенсацию (например, Наполеон).

26.

Источники сознания
Внешний
предметный и
духовный мир;
природные,
социальные и
духовные явления
отражаются в
сознании в виде
конкретночувственных и
понятийных
образов.
Социокультурная
среда, общие
понятия,
этические,
эстетические
установки,
социальные
идеалы, правовые
нормы,
накопленные
обществом
знания; здесь и
средства,
способы, формы
познавательной
деятельности.
Весь духовный
мир индивида,
его собственный
уникальный опыт
жизни и
переживаний: в
отсутствии
непосредственны
х внешних
воздействий
человек способен
переосмысливать
свое прошлое,
конструировать
свое будущее и
т.п.
мозг как
макроструктурная
природная
система,
состоящая из
множества
нейронов, их
связей и
обеспечивающая
на клеточном (или
клеточнотканевом) уровне
организации
материи
осуществление
общих функций
сознания.

27.

Функции сознания
Отражательная
Способность
материальных
явлений,
предметов,
систем
воспроизводить в
своих свойствах
особенности
других явлений,
предметов,
систем в процессе
взаимодействия с
ними.
Информационная
Активное
использование
результатов
внешних
воздействий.
Коммуникативная
Установление
разнообразных
связей с внешним
миром.
Моделирующая
Мысленное
построение
разумно
мотивированных
действий и их
последствий.
Преобразовательная
Конструктивнотворческая
переделка
внешнего мира

28.

Формы сознания
Сверхсознание
Подсознание
Сознание
Любовь
Страх
Точка выбор воли
Единство, благодать
Разделение, защита, атака
Точка зрения, фокусировка
Мудрость, истина
Невежество
Точка отождествления
Полнота, полное
восприятие
Частичное восприятие
Кто я?
Коллективное сознание
Изолированное сознание
Допущение существования
личности
Доверие, поддержка
Сомнения, привязанность
Окно в мир
Творчество
Выживание, твердые
убеждения
Источник двойственности
Свобода
Полярность, конфликт
Архитектор земного
существования
Память о любви
Память о страхе
Нет памяти
Божественное
Материальное
Личностное
Сверхсознание - есть любовь, божественность жизни.
Подсознание в виде негативных информаций и есть наши учителя,
судьба, карма, источник страданий, наши страхи и разделения.
Сознание – есть отображение происходящего и выбор. Даже если
ничего нет, все равно присутствует выбор и он свят.

29.

Формирование сознания в онтогенезе
1. Бодрствующее сознание (8-10 мес). В периоды
бодрствования у ребенка появляются первые
«реакции выбора наиболее удовлетворяющих
ситуаций и начинаются попытки исследования
объектов окружающего мира. Такого рода
реакции составляют первые элементы сознания,
так как свидетельствуют о начале формирования
и развития отношений ребенка к среде и начале
выделения своего тела из окружающего.
2. Предметное сознание (от 10-12 мес до 3 лет). В
этом
возрасте
главную
роль
играют
непосредственные
впечатления
от
действительности. Формирование сознания
более связано с развитием первых образных
представлений, образного мышления и речи.
3. Индивидуальное сознание (от 3-4 до 7-9
лет) знаменуется появление у ребенка сознания
своего «Я» и началом развития самосознания.
Возможность выделения себя из окружающей
среды становится возможной в связи с уже
достаточным развитием первых представлений
ребенка о пространстве и времени.
4. Коллективное сознание (от 7-9 до 14-16
лет) характеризуется появлением в сознании
ребенка к 7-9 годам новых качеств. Знание о
предметах действительности и о себе начинает
сочетаться со знанием простейших форм
отношений и взаимосвязей между собой и
коллективом сверстников. Все новые качества
сознания обеспечиваются началом постепенного
перехода после 3-4 лет от представлений об
объектах пространства воспринимаемого к
формированию представлений об объектах
своего внутреннего мира.
5. Рефлексивное сознание (от 14-16 до 22 лет) характеризуется совершенствованием сознания и
приобретением им качеств, которые создают основу для научного мышления. Постепенно сознание
приобретает возможность не только создания некой внутренней модели мира, но и «рассматривания»
изнутри полученной картины («отражение отражения»). Таким образом, при рефлексии сознание
обращается на само себя, и происходит размышление над своими психическими состояниями.
Рефлексия знаменует окончательное становление самосознания.

30.

Основные состояния сознания
Бодрствование
Сон
Напряженное
Нормальное
Расслабленное
Медленный
Быстрый
интенсивная
умственная
деятельность
не связано с
творчеством
и особыми
эмоциями не
окрашено
является
переходным ко
сну на фоне
внутреннего
созерцания
без сновидений,
сужаются
зрачки, розовеет
кожа, активность
сердечной,
дыхательной
систем
снижается
со сновидениями,
активность мозга
резко возрастает,
как будто человек
просыпается,
учащаются
сердечный ритм и
дыхание, но
человек находится
в полной
неподвижности
вследствие
резкого падения
мышечного тонуса

31.

Компоненты индивидуального
сознания
телесноперцептивный
чувственноэмоциональный
логикопонятийный
ценностномотивационный
ощущения,
восприятия,
представления
эмоции, аффекты,
чувства,
инстинкты
понятия,
логические
умозаключения
идеалы,
фантазия,
воображение,
интуиция
English     Русский Правила