Похожие презентации:
Гавриил Романович Державин
1.
2.
Главным объектом поэтики Державина являетсячеловек как неповторимая индивидуальность во всём
богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды
имеют философский характер, в них обсуждается место
и предназначение человека на земле, проблемы жизни и
смерти:
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен:
А сам собой я быть не мог.
3. История создания «Памятника»
Написано в 1795 г., подведение итогов жизни,«Мой истукан»,
1794
осмысление
пути, определение
своего места в
истории и литературе.
«Лебедь»,
1804
Ему
предшествовали:
«Признание», 1807
«Евгению. Жизнь
Званская», 1807
«Памятник» – вольный
перевод-переложение оды
Горация «К Мельпомене».
4. Квинт Флакк Гораций (65 - 8 гг. до н.э.)
Величайший поэт древности.Оды Горация прославляют
государственных деятелей и
выражают гордость за достижения
Римской империи. Многие оды из
трёх книг поэта посвящены теме
поэзии и поэтического бессмертия.
Самая известная ода № 30 – «К
Мельпомене» (Мельпомена – муза
трагедии). Она завершает третью
книгу од и весь сборник.
5. Ода Горация «К Мельпомене»
Создал памятник я, бронзы литой прочней,Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон2 лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет — время бегущее.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию
Жрец верховный 3 ведет деву безмолвную.
Назван буду везде — там, где неистовый
Авфид4 ропщет, где Давн5, скудный водой, царем
Был у грубых селян. Встав из ничтожества,
Первым я приобщил песню Эолии6
К италийским стихам. Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.
Перевод С. Шервинского
6. Примечания
2 Аквилон — северный ветер, в древнеримскоймифологии — бог, олицетворяющий сильный северный
ветер.
3 Верховный жрец и старшая весталка (жрица богини
Весты) ежегодно совершали на Капитолии молебствие
о благе Рима.
4 Авфид — река в Апулии, области Италии.
5 Давн — легендарный царь Апулии, родины Горация.
6 Песня Эолии — ритмы эолийских поэтов Алкея и
Сапфо (Эолия — область Греции.
7. Основные темы и идеи
Главная тема стихотворения - прославлениеистинной поэзии и утверждение высокого
назначения поэта. Это подлинный гимн
поэзии. Основная тема задаётся уже в первой
строфе: творчество – своеобразный
памятник создателю, причём этот
«чудесный» памятник оказывается прочнее и
долговечнее «рукотворных монументов» –
такова сила поэтического искусства.
8. Сравнение на основе сходства
ГорацийДержавин
1. Прочность памятника
(«бронзы литой прочней»);
2. Силы поэзии
могущественнее законов
природы («Ни снедающий
дождь, ни Аквилон (северный
ветер) лихой не разрушат
его»;
3. Бессмертие поэта («Нет, не
весь я умру, лучшая часть
меня избежит похорон».
1. Прочность памятника
(«металлов твёрже»);
2. Силы поэзии
могущественнее законов
природы («Ни вихрь его, ни
гром не сломит
быстротечный»;
3. Бессмертие поэта («Так! –
весь я не умру, но часть меня
большая, от тлена убежав, по
смерти станет жить…»).
9. Сравнение на основе различия
ГорацийДержавин
1. Залог бессмертия – в мощи
и неколебимости Рима;
2. Ставит себе в заслугу то, что
он был реформатором
национальной системы
стихосложения («Первым я
приобщил песню Эолии
(Греции) к италийским
стихам»);
3. Последняя строфа –
традиционное обращение к
Музе, надежда на одобрение
современников.
1. Прочность славы – в
уважении к своему
отечеству;
2. Не только отмечает своё
новаторство, особенно в
области поэтического языка
и жанров, но и ставит
проблему взаимоотношений
поэта и власти («Что первый
я дерзнул…»);
3. Обращение к Музе, но не
надеется на одобрение.
10. Художественное своеобразие
0 Стихотворный размер – ямб с пиррихием.0 Интонация и лексика торжественны.
0 Ритм медленный, величественный.
0 Ряды однородных членов.
0 Синтаксический параллелизм.
0 Риторические восклицания и обращения.
0 Возвышенные эпитеты.
0 Славянизмы и архаизмы.
11. Значение произведения
0 Продолжило традицию осмысления творчества иподведения итогов. (М. Ломоносов, А. Востоков,
Н. Фокков).
0 Утвердило жанровый канон стихотворения –
«памятника».
0 Последователи (А. С. Пушкин, А. А. Фет).