Похожие презентации:
Культура Руси в XIII-XV вв. Иноземные захватчики и развитие культуры Руси
1.
Культура Руси в XIII-XV вв.Выполнила:
Тузмухаметова Лиана
2.
1.Иноземные захватчики и развитие культурыРуси.
Татаро-монгольское нашествие и угрозы с Запада,
которым подверглась Русь в 13 в., привели к
печальным последствиям в области культуры.
Потери среди населения, разрушения городов и
селений, многочисленные пожары, уничтожение
памятников культуры, вывоз материальных
ценностей и средств, экономический упадок — в
таких условиях развитие литературы, архитектуры,
живописи и других видов искусства не могло идти
прежними темпами.
3.
2. Литература и письменность.Главными произведениями письменности на Руси
после монгольского нашествия остались летописи,
литературные и религиозные сочинения. Как
известно, после начала раздробленности на Руси в
каждой столице княжества
существовало собственное летописание.
Писцы книг. Слева изображён Епифаний Премудрый,
пишущий житие Сергия Радонежского. Миниатюра
из лицевого «Жития преподобного Сергия», XVI в.
4.
Литературные сочинения того времени отражаютважнейшие события борьбы с ордынскими
захватчиками. Так, были написаны «Слово о погибели
Русской земли», «Повесть о разорении Рязани
Батыем»
(в неё вошло сказание о Евпатии Коловрате).
Эти сочинения показывают
храбрость и
самоотверженность русских
воинов во время защиты
русских земель.
Памятник Евпатию Коловрату в Рязани.
5.
3. АрхитектураВ результате многочисленных набегов и пожаров
было уничтожено множество архитектурных
сооружений. Каменное строительство прекратилось
на полвека. В первую очередь возрождение
каменного зодчества началось в Новгороде, который
не был подвержен разорению ордынскими войсками.
На средства бояр, купцов и ремесленников были
возведены церкви, сохранившиеся до наших дней
Церковь Николы на
Липне. Новгород.
Церковь Фёдора Стратилата на
Ручью. Новгород.
6.
Со второй четверти XIV в. активное каменноестроительство началось и в Москве. В это время
возводят первые каменные соборы Московского
Кремля, не дошедшие до нашего времени:
Успенский и Архангельские соборы, церковь
Иоанна Лествичника и Спаса на Бору.
Летописи упоминают страшные пожары в Москве
в 1343, 1354, 1365 гг., в результате которых
выгорал почти весь город; сильно страдали и
дубовые укрепления кремля, построенные по
указу Ивана Калиты. В 1366 г. князь Дмитрий
Иванович
решил
возвести
белокаменную
крепость.
«Вероятный вид белокаменного Кремля
Дмитрия Донского». А. М. Васнецов.
7.
В процессе строительства территория кремля быларасширена. В летописях Москву стали называть
белокаменной.
«Оборона Москвы от Тохтамыша». А.
М. Васнецов.
Спасский собор Андроникова
монастыря в Москве.
8.
4.Живопись.В этот период окончательно сложились
иконописные школы отдельных земель. Это время
знаменито творчеством Феофана Грека (роспись
старого Благовещенского собора Московского
Кремля; до Москвы много работал в
Новгороде), Андрея Рублёва («Троица»,
написанная для Троицкого собора ТроицеСергиева монастыря), Дионисия (иконы
«Богоматерь Одигитрия», «Спас
в силах», «Распятие», росписи собора
Ферапонтова монастыря).
9.
«Христос Пантократор». Фрескахрама Спаса на Ильине улице. Ф. Грек.
«Троица». А. Рублёв.