Похожие презентации:
Тёмное царство
1.
2.
Город Калинов и его обитателиИтак, действие происходит в
првинциальном городе
Калинове, расположенном на
берегу Волги, как располодены
десятки таких городков. В
центре городаБазарная площадь,
неподалеку
старая церковь.
Кажется все мирно и
спокойно, но грубостью и
жестокостью отличаются
хозяева города.
3.
1 действие 5-6 явленияВ пятом явлении
происходит
знакомство с
главными
героинями пьесы
– Катериной и
Кабанихой.
Давайте
прочитаем это
явление по ролям
и ответим на
вопросы:
– Какое впечатление осталось
после знакомства с Марфой
Кабановой? Почему (привести
цитаты из текста)?
(Прежде всего её речь – смесь
грубости, холодного
повелительного тона с
притворным смирением и
ханжескими вздохами. Из её слов
видно отношение к домашним: она
презирает Тихона, холодна к
Варваре и ненавидит Катерину.)
4.
– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?
(Мы ещё вернёмся к 1 Изучая список действующих
лиц, следует ещё отметить
действию, когда
распределение героев по возрасту
будем говорить о
Катерине, но сегодня (молодые -- старые),
родственные связи (указаны
наш разговор о
Дикой и Кабанова, а
«тёмном царстве»,
большинство остальных героев
которое готово
по родственной связи с ними),
поглотить,
образование (его имеют только
уничтожить всё
Кулигин -- механик-самоучка и
светлое и меняющее
привычные устои… Борис).
5.
Значение имен в драмеЕкатерина – разговорное Катерина,
в переводе с греческого: чистая, благородная.
Варвара – в переводе с греческого: иноземка,
чужестранка. В переводе «грубая»
Марфа – от арамейского: госпожа.
Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:
борьба, от славянского: слова.
Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный
(у бога). Отчество – «преуспевающий в делах»
Тихон – от греческого: удачный, спокойный.
6.
Система художественных образовЛитературные персонажи
«Темное царство»
Кабанова Марфа
Игнатьевна
Дикой Савел
Прокофьич
странница Феклуша
мещанин Шапкин
служанка Глаща
Жертвы
«темного царства»
Катерина
Борис
Кулигин
Варвара
Кудряш
Тихон
7.
"Хозяева жизни"Дикой. Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.
Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда волято ведет.
К
. удряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня
боится.
Феклуша. И купечество все народ благочестивый,
добродетелями многими украшенный.
"Жертвы"
Кулигин. Лучше уж стерпеть.
Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему,
делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.
Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне
своей волей жить!
Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.
Какое место занимает Катерина в этой системе образов?
8.
Основной конфликт пьесы раскрывается вназвании, системе действующих лиц, которых
можно разделить на две группы - "хозяева
жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции
Катерины, которая не входит ни в одну из
названных групп, в речи персонажей,
соответствующей их позиции,
и даже в приеме контраста, определяющем
противостояние героев.
9.
Кого мы можем считать «хозяевами города»?Как появляются эти герои на сцене?
(Подготовленное появление — вначале о них
говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.)
Кто подготавливает их появление?
(Кудряш вводит Дикого, Феклуша — Кабаниху.)
Дикой и Кабаниха — «хозяева» «темного царства».
Основной прием раскрытия их характеров —
речевая характеристика.
Следует обратить внимание на анализ их основных
реплик. Начнём с образа С.П.Дикого.
10.
«Самодуры русской жизни»Дикой Савел Прокофьич - типичный
представитель «темного царства».
1. Что означает слово «самодур»?
2. Что является причиной необузданного
произвола Дикого?
4. Как он относится к окружающим?
5. Уверен ли он в безграничности своей
власти?
6. Охарактеризуйте речь, манеру
говорить,
общаться Дикого. Приведите примеры.
11.
ДикойО нем: «ругатель»; «как с цепи сорвался»
Он сам:
«дармоед»; «проклятый»; «провались
ты»;«глупый человек»; «поди ты прочь»;
«что я тебе — ровный что ли»; «с
рылом-то и лезет разговаривать»;
«разбойник»; «аспид»; «дурак» и др.
Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, чувствует
свою власть над людьми. Он настоящий
САМОДУР. В северорусских словарях слово
Дикой значилось как Дурной, Блажной,
Сумасшедший. Диковать – сходить с ума,
блажить…
12.
Во времена написания пьесы обществом управлялигерои, подобные Дикому. Его портрет аналогичен
сотням других богатых купцов, утопавших в
роскоши, живущих в абсолютном невежестве. Такие
люди тянули Россию на дно. В темное царство
глупости, тупости, средневековых нравов.
Островский мало рассказывает о семье купца. Но
отрывочных сведений достаточно, чтобы сложилась их
основная характеристика. Все в доме и даже в городе
живут в страхе перед Савелом Прокофьевичем.
Жена каждый день начинает с просьб , чтобы не
докучали супругу. Она опасается, что тот в очередной
раз придет в бешенство — а ему в этом состоянии под
руку рискует попасться любой.
13.
Савел Дикой ничем не увлекается. Наука с политикой,согласно его жизненным установкам, — вредные вещи.
Купец пребывает во власти предрассудков и верит в
приметы. На просьбу Кулигина о помощи в создании
громоотвода самодур отвечает резким отказом,
мотивируя тем, что с «божьим знаком» негоже
справляться всякими подобными средствами.
У Дикого потребительское отношение к жизни.
Только деньги имеют для него смысл. Жадный
провинциальный купец их беззаветно любит, копит,
старается сделать все ради их удержания в кошельке.
Жалование крестьянам он не выплачивает, а если те
начинают его настойчиво выпрашивать, выдача
сопровождается криками и бранью.
14.
Дикому присущи такие черты характера, каксварливость и скандальность. Все стычки происходят
преимущественно с его подачи. Если противник дает
ему отпор, он сдается, но потом срывает злобу на
близких. Расскажите об истории с гусаром.
Дикой ведёт себя разнузданно не только в своём
семействе, но и в обществе. «Нет над тобой старших,
вот ты и куражишься», — говорит ему купчиха
Марфа Игнатьевна Кабанова. Дикой только к
Кабанихе относится хорошо, так как чувствует, что
она ровня ему и по богатству, и по силе характера.
Кроме того, только она умеет его успокоить, когда
он так гневается, что самому тошно.
15.
Дикой считает, что, если он богат, что емузакон не писан. Он панибратски ведёт себя с
городничим, который увещевает его хорошо
платить мужикам за работу. Купец
снисходительно потрепал представителя
городской власти по плечу и сказал, что о таких
пустяках нечего беспокоиться. Он объяснил, что
из недоплаченных работникам копеек у него
«тысячи составляются».
Кабаниха-представительница жизненных принципов,
/ крепка опорой на закон, поэтому Савел Прокофьевич и
смиряется перед ней; безудержный самодур, он, однако,
боится нравственного закона. Приведите пример из
текста!
16.
Очень интересен в этом смысле его рассказ Кабанихе,как говея о Великом посту, изругал он мужика,
пришедшего за деньгами, «так изругал, что лучше
требовать нельзя», и как потом у этого мужика
прощенья просил:
«Истинно тебе говорю, - повествует Савел
Прокофьевич, - мужику в ноги кланялся. Вот до чего
меня сердце доводит; тут на дворе в грязи ему и
кланялся, при всех ему кланялся».
Кто же страшнее – Самодур или Деспот?
Наш разговор дальше пойдёт о Кабанихе.
Кабан – дикая свинья, кроме того – это
Глыба льда…
17.
Кабанова Марфа Игнатьевна –типичная представительница
«темного царства».
1. Самодур Кабаниха или деспот?
2. Как она относится к своим домашним?
Каково ее отношение к «новым
порядкам»?
3. В чем сходство и различие характеров
Дикого и Кабанихи?
4. Охарактеризуйте речь, манеру
говорить, общаться Кабановой.
Приведите примеры.
18.
КабанихаО ней:
«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет,а
домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа
железо»
Она сама:
«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет
бояться, меняи подавно»; «хочешь своей волей жить»;
«дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что
мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.
Кабаниха — ханжа, она не терпит
воли и неподчинения, действует
страхом. Жестока и холодна.
19.
Автор присвоил ей имя «Марфа» не случайно,поскольку (мы уже знаем) это имя переводится как
«госпожа», что отражает ее женскую силу и
авторитет. Прозвище «Кабаниха» же было дано ей
жителями города, которые хорошо знали ее упрямый
и своенравный характер.
В пьесе Кабаниха предстает как женщина, которая не
боится выражать свое мнение и принимать решения
самостоятельно. Ее властный стиль управления
семейным домом может производить впечатление
грубости на окружающих. Она проявляет высокую
степень самостоятельности и решительности,
добиваясь своих целей, даже если это требует
нестандартных подходов и компромиссов.
20.
Подчинение и властвование — вот ее принципы. Онатвердо уверена, что основой семьи является страх и
подчинение младших старшим. «Не суди старших, чем
ты сам! У них больше опыта. У пожилых людей есть
ответы на все вопросы», — говорит она. В своем
отношении к детям она не видит ничего необычного.
Как можно назвать такую черту характера?
Какие ещё черты характера можем назвать?
Докажите текстом. Живучесть(?), любовь
Сила
к деньгам
характера,
Религиозность. Это
решительность отрицательная черта?
21.
Кабаниха выполняет религиозные обрядымеханически, не глубоко погружаясь в процесс и не
обращая внимание на его смысл. В ее вере
отсутствует идея прощения и милосердия,
приоритет отдается строгому следованию
патриархальным порядкам. Для нее это имеет
особенное, священное значение.
Кабаниха утверждает, что власть принадлежит тому,
у кого больше денег в кошельке. Позволив богомолкамприживалкам обосноваться у себя, она ежедневно
слышит их похвалы в свой адрес. Лестные слова старых
женщин постепенно заставили ее зациклиться на своем
влиянии. Кабаниха отклоняет даже мысль о том, что
она может совершить ошибку..
22.
Сделаем выводКабанова Марфа Игнатьевна - воплощение
деспотизма, прикрытого ханжеством. Как
верно ее охарактеризовал Кулигин:
«Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!»
Для нее не существует любви, материнских чувств
к своим детям.
Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она
«блюстительница» и защитница обычаев и порядков
«темного царства». Но в этом и её сила, её
опора. До поры до времени.
23.
Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, таккак ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель,
самодур, но все его действия открыты.
Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о
других, подавляет волю. Она больше всего
боится, что кто-то станет жить по-своему,
своей волей.
Зависть, вражда, кляузы, суды — вот мир города
Калинова, в который погружает читателя А.Н.
Островский. И это не сказочный город ужасов, а реальный
мир, который существует не только в каждом уездном
городке, но и в купеческом Замоскворечье, быт и нравы
которого писатель хорошо изучил.
24.
На просьбу Бориса изобразить подобные нравы влитературе Кулигин заявляет, что боится:
«Съедят, живого проглотят. Мне уж и гак.
сударь, за мою болтовню достается». Герой
хочет найти иной, более реалистичный и
действенный выход из создавшейся ситуации: он
мечтает изобрести перпетуум-мобиле («вечный
двигатель», который обеспечил бы мещанство
работой).
Зато, стремясь нагнать на капиновцев побольше
страху, Феклуша не жалеет фантазии, рассказывая
разные небылицы о Москве и дальних странах.
25.
ФЕКЛУШАНепосредственно в действии пьесы Феклуша не
участвует, но значение ее образа от этого не
уменьшается. Во-первых, она важнейший персонаж,
при помощи которого автор характеризует
обстановку в целом и в частности – образ Кабанихи.
Во-вторых, диалог Феклуши и Кабанихи играет очень
важную роль для понимания жизненной философии
Кабанихи, ее трагического чувства крушения
патриархального мира.
Феклуша не считает себя вздорной, конфликтной
женщиной. Она признает за собой только один грех —
любит вкусно поесть.
26.
Реплики Феклуши переполнена обращениями«милая», «сударь», «милая девушка», «ваша
светлость». С одной стороны, это придаёт её
речи гипнотическую напевность, с другой —
доказывает пресмыкающийся характер
женщины.
В этом персонаже Островский воплотил ещё
одну грань «тёмного царства». Поддакивание и
подчинение Кабанихи и ей подобным лишь
укрепляет самодурство как явление, являясь
поводом к его существованию.
27.
ПОДВЕДЁМ ИТОГВ «Грозе» Островский, оперируя незначительным
количеством персонажей, сумел раскрыть сразу
несколько проблем.Э то, конечно, и социальный
конфликт, и философский - столкновение «отцов» и
«детей», их точек зрения (а если прибегнуть к
обобщению, то двух исторических эпох).
Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем,
что в нем происходит, – залог правильной жизни.
Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в
том, чтобы следовать домостроевским порядкам и
беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае
ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры).
28.
«Видя, что далеко не все ее требованиявыполняются, она боится за будущее, как свое,
так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то,
что должно прийти ему, на смену, ей кажется
хаосом. Она всеми силами пытается удержать
старый порядок, т.к. по-другому жить просто
не может; поэтому фигура Кабановой
приобретает трагический оттенок.
У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность.
Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие
зависят только от него, поэтому позволяет себе
немыслимо подлые поступки, что представляет собой
типичное самодурство.
29.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ПО ТЕКСТУЗАКЛАДКИ О МОЛОДЫХ ГЕРОЯХ ПЬЕСЫ,
РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.