28.23M

Древняя Греция. Музыка, литература, история искусств

1.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Практика 1.1
Составитель: М.А. Кошелева, преподаватель кафедры
философии и социально-гуманитарных наук КРАСГМУ
им. проф. В.Ф, Войно-Ясенецкого

2.

Эрос, играющий на кифаре.
Скульптура, 1 в. до н.э.

3.

МУЗЫКА И МУЗЫ
Происхождение слова «музыка»:
МУЗА (в пер. мыслящая) => МУЗЫКА
Первоначально Муза была единственной.
Поэтому, например, ГОМЕР в «ОДИССЕЕ»
упоминает только одну музу:
Для всех людей земных певцы достойны
награды и чести, потому что муза обучила
их напевам, ибо возлюбила она племя певцов.

4.

МУЗЫ
С течением времени муз стало ДЕВЯТЬ.
Согласно греческой мифологии, они являются
дочерьми Зевса и Мнемосины (богини памяти).
Девять сестер ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАЛИ разным
ИСКУССТВАМ И НАУКАМ.
Представляя собой все науки и искусства, музы
символизируют те силы, творческие потенциалы ,
которые сокрыты в человеке.
В период греческой классики (5 в. до н.э.)
закрепились их функции:
.

5.

ЕВТЕРПА
– «очаровательная»
МУЗА ЛИРИЧЕСКОЙ
ПОЭЗИИ (МУЗЫКИ)

6.

МЕЛЬПОМЕНА
– «поющая и
танцующая»
МУЗА ТРАГЕДИИ,
изображалась с
трагической маской и
венком из плюща.

7.

ТАЛИЯ
– «цветущая»
– МУЗА КОМЕДИИ,
изображалась
с комической маской
и венком из плюща.

8.

ТЕРПСИХОРА
– «услаждающая
хороводом»
– МУЗА ТАНЦА,
изображалась с
лирой
и плектром.

9.

ХОРОВОД МУЗ

10.

ПОКРОВИТЕЛЕМ МУЗ
считался бог АПОЛЛОН
(за это называли
МУСАГЕТ)
- в греческой
мифологии и религии
сын Зевса, бог-целитель
и прорицатель,
ПОКРОВИТЕЛЬ ИСКУССТВ.

11.

Аполлон и музы на Парнасе
Парнас, Андреа Аппиани,1811

12.

МУЗЫКА
В 1883 году в Малой Азии, недалеко от
древнего города Трал была найдена
мраморная погребальная стела ([греч. stēlē
столб].
На
ней
был
выгравирован
текст
эпитафии некоему Сикилу (приблизительно
2 в. до н.э.). Вместе с обычным текстом на
ней
были
обнаружены
ЗНАКИ
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ НОТАЦИИ.

13.

ПОГРЕБАЛЬНАЯ СТЕЛЛА СИКИЛУ

14.

15.

ПЕРЕВОД ТЕКСТА ЭПИТАФИИ
Пока живешь – веселись
И ни о чем не печалься:
Жизнь коротка,
И время возьмет свое.

16.

17.

В
1892 году был обнаружен нотный
фрагмент из трагедии Еврипида «Орест»;
В 1893 – в афинской сокровищнице в
храме Аполлона в Дельфах найдены
отрывки нотных текстов двух гимнов
Аполлону
В настоящее время известно около 50
РАЗЛИЧНЫХ ФРАГМЕНТОВ
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ МУЗЫКИ.

18.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ
В
Древней
Греции
самым популярным и
доступным
инструментом
была
ЛИРА –
струнный
щипковый инструмент.
Пение под лиру –
ЛИРОДИЯ

было
весьма распространено.

19.

УРОК
МУЗЫКИ

20.

КИФАРА (СИТАР)
Инструмент, близкий лире.
Если лиру можно считать
инструментом для
любителей музыки, то
кифара – инструмент
профессионалов.
Наиболее известным
кифаредом был
Терпандер из Антиссы
(о. Лесбос, 1-я пол. 7 в.
до н. э.).

21.

АВЛОС
Самым
распространенным
духовым
инструментом в
Древней Греции был
АВЛОС – (άύλόξ –
греч. трубка).
Исполнитель на
авлосе именовался
АВЛЕТОМ.

22.

БИТВА АПОЛЛОНА И МАРСЯ. БАРЕЛЬЕФ
НА КОЛОННЕ В МАНТИНЕЕ
Аполлон и Марсий, рельеф, середина IV в. до н.э. Сидящий Аполлон
справа играет на лире; слева Марсий играет на флейте. В центре
стоит скиф, который накажет Марсия после его поражения.

23.

ГЕТЕРА, ИГРАЮЩАЯ НА АВЛОСЕ
Этрусский рельеф с трона Людовизи, 550 г.
до н.э.

24.

ФЛЕЙТА ПАНА
СИРИНКС (сиринга, в
пер. с греч., «свистеть»)
упоминается у Гомера
как инструмент
пастухов.
Конструкция
представляла собой
ряд тростниковых
трубок различной
длины, соединённых
вместе
(от 5 до 10).

25.

ПАН
мифологический
бог ПЛОДОРОДИЯ,
дикой природы,
покровитель
пастухов, охотников

26.

Пан учит своего эромена
Дафниса игре на свирели.
Мрамор, римская копия с
греческого оригинала III-II
вв. До н.э. Гелиодора.
Collezione Farnese,
Археологический музей
Неаполя (инв. 6329). Высота
1,58 м (5 футов 2 дюйма).

27.

САЛЬПИНГА
Сальпинга – древнегреческая труба,
которая
первоначально
изготавливалась из рогов животных и
имела несколько загнутую форму.
Есть свидетельства об изготовлении
сальпинг из слоновой кости. Однако
чаще всего их делали из меди и
железа.
Она
применялась
в
общественной,
религиозной
и
особенно в воинской жизни в
качестве сигнального инструмента.

28.

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Кимвалы (Greek
κύμβαλα, Latin cymbala),
прообраз современных
тарелок. Обычно
использовались в
религиозных обрядах.

29.

ТИМПАН (ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ БУБЕН)

30.

СИСТРУМ
СИСТРУМ ( в пер. с греч., дрожу,
трясу) изготавливался в форме
металлической подковы с
рукояткой и прикрепленными к
подкове металлическими
колокольчиками.
• Систрум служил также игрушкой,
с помощью которой убаюкивали
детей.

31.

32.

33.

ГИДРАВЛОС (ОРГАН)
Изобретение приписывается
Ктесибию из Александрии
(вторая треть 3 века до н.э.).
Гидравлос состоял из
клавиатуры, аппарата,
нагнетающего воздух,
который поступал в ряды
труб через специальные
отверстия.

34.

ФРАГМЕНТ РИМСКОЙ МОЗАИКИ
(III ВЕК ДО Н.Э.)

35.

ИЗОБРАЖЕНИЯ МУЗЫКАНТОВ

36.

ЛИТЕРАТУРА

37.

ГОМЕР
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЭПИЧЕСКИЙ ПОЭТ
РАПСОД (АЭД) [
греч. Rhapsōdos:
rhaptō «сшиваю» + ōdē
«песнь»] -
странствующий
певец, исполнявший
эпические песни
под аккомпанемент
лиры.

38.

«ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ»
Это первые дошедшие до
нас памятники греческой
литературы.
Как полагают
большинство
исследователей,
гомеровские поэмы были
созданы в Малой Азии, в
Ионии в 8 в. до н. э. на
основании знаменитых
мифологических сказаний
о Троянской войне.

39.

«Илиада», военно-героическая поэма
• повествует о событиях 10-го года войны, вызванных ссорой
храбрейшего из участников похода Ахилла, царя Фтии, с
предводителем войска Агамемноном, который отобрал у Ахилла
его пленницу Брисеиду. Оскорбленный Ахилл отказался участвовать
в сражениях и вернулся к войску лишь после гибели его лучшего
друга Патрокла. Мстя за смерть друга, он вступил в поединок с
предводителем троянского войска Гектором, виновником смерти
Патрокла, и убил его.

40.

«ОДИССЕЯ» – СКАЗОЧНОБЫТОВАЯ ПОЭМА.
• В ней рассказывается о
событиях, происшедших
после окончания войны,
о возвращении на
родину одного из
греческих
военачальников
Одиссея, царя Итаки, и
о его многочисленных
злоключениях.
Одиссей и Сирены

41.

Гекзаметр
— стихотворный размер, в котором каждый
стих состоит из шести стоп с правильным
чередованием долгих и кратких слогов.
Гомер. «Одиссея»
Песнь девятая[РАССКАЗ ОДИССЕЯ О ЕГО ПРЕБЫВАНИИ В
ЗЕМЛЕ ОДНОГЛАЗЫХ ЦИКЛОПОВ]
Дальше оттуда мы двинулись в путь с опечаленным сердцем.
Прибыли вскоре в страну мы не знающих правды циклопов,
Гордых и злых. На бессмертных надеясь богов, ни растений…

42.

ЛИРИКА
"Лирика" (от греч. lyrikos – «произносимый под звуки
лиры»).
Термин употребляли по отношению к песням,
которые исполнялись под аккомпанемент лиры.
Разницы между стихотворением и песней не
существовало, так как вся поэзия исполнялась
нараспев.
В соответствии с составом исполнителей
существовала СОЛЬНАЯ ЛИРИКА
И ХОРОВАЯ ЛИРИКА.

43.

ЖАНРЫ СОЛЬНОЙ И ХОРОВОЙ
ЛИРИКИ:
ЭЛЕГИИ, СКОЛИИ (застольные песни),
ЭПИТАЛАМИИ (свадебные песни, исполнявшиеся
перед дверями комнаты молодоженов),
ГИМЕНЕИ (свадебные песни, с которыми невесту
провожали от дома родителей до дома жениха),
ОДЫ, ЭПИНИКИИ (победные песни,
сопровождавшие въезд в город победителей),
ГИМНЫ богам (ДИФИРАМБ – гимн в честь бога
Диониса, ПЕАН – гимн в честь бога Аполлона),
ТРЕН (похоронный плач) и др.

44.

ПОЭТЫ-МЕЛИКИ
АРХИЛОХ с острова Парос (VII век до н.э.)
- первый греческий поэт, рассказавший в
стихах о себе и своих чувствах.
АЛКЕЙ и САФО (Сапфо) (VI век до н.э., о.
Лесбос)
АНАКРЕОНТ (вторая половина VI века)
ПИНДАР (ок. 518-442 или 438 до н. э.)

45.

АЛКЕЙ И
САФО

46.

САФО (САПФО)
Близ луны
прекрасной
тускнеют звезды,
Покрывалом лик
лучезарный кроют,
Чтоб она одна
всей земле
светила
Полною славой.
Rafael

47.

SONG OF SAPPHO
English     Русский Правила