35.32M

ВВЕДЕНИЕ в проф.1 (1)

1.

ВВЕДЕНИЕ
В ПРОФЕССИЮ

2.

Одежда - изделие (совокупность изделий), надеваемое(ых)
человеком, несущее(их) утилитарные и эстетические функции.
(ГОСТ 17037-2022 «Изделия швейные и трикотажные. Термины и
определения»)
Комплект одежды - набор одежды, который состоит из двух и
более самостоятельных изделий, которые можно использовать
одновременно
Ассортимент одежды - одежда, объединенная в самостоятельные
группы по определенным признакам.
Швейное изделие - изделие, изготовленное по технологии
швейного производства.

3.

ГОСТ — это государственный стандарт, который включает в себя требования
государства к качеству продукции, его геометрические размеры, отклонения от
эталона и т.д.
ГОСТ 17037-2022 Изделия швейные и трикотажные. Термины и
определения
ГОСТ 22977-89 Детали швейных изделий. Термины и определения
ГОСТ Р 55306-2012 Технология швейного производства. Термины и
определения
ГОСТ 12807-2003 Изделия швейные. Классификация стежков, строчек и
швов
ГОСТ 24103-80 Изделия швейные. Термины и определения дефектов
ГОСТ Р 52271-2007, ГОСТ Р 52271-2007 – Типовые фигуры женщин
ГОСТ Р 52274-2007, ГОСТ Р 52275-2007 – Типовые фигуры мужчин
ГОСТ 17916-86 Фигуры девочек типовые
ГОСТ 17917-86 Фигуры мальчиков типовые. Размерные признаки для
проектирования одежды

4.

Классификация одежды
- одежда для новорожденного - одежда для детей в возрасте до 28 дней
включительно.
- одежда для детей до одного года - одежда для детей в возрасте от 29 дней до
одного года.
- одежда для детей ясельной группы - одежда для детей в возрасте от одного
года до трех лет.
- одежда для детей дошкольной группы - одежда для детей от трех до семи лет.
- одежда для детей школьной группы - одежда для детей от семи до 14 лет.
- одежда для детей подростковой группы - одежда для детей от 14 до 18 лет.
- мужская.
- женская.
- унисекс - одежда, предназначенная одновременно для мужчин (мальчиков) и
женщин (девочек).

5.

Классификация одежды
- одежда [изделия] первого слоя - изделия, имеющие непосредственный контакт
с кожей человека, такие, как нательное и постельное белье, корсетные и
купальные изделия, летние головные уборы, чулочно-носочные изделия, платки
носовые, платочно-шарфовые изделия и другие аналогичные изделия.
- одежда [изделия] второго слоя - изделия, имеющие ограниченный контакт с
кожей человека, такие, как платья, халаты, фартуки, блузки, сорочки, брюки,
юбки, шорты, костюмы без подкладки, свитеры, джемперы, пуловеры, головные
уборы (кроме летних), рукавицы, перчатки, варежки, шарфы (для детей и
подростков), чулочно-носочные изделия зимнего ассортимента, изделия без
подкладки и изделия, в которых подкладка занимает менее 40 процентов
площади верха изделия (для детей и подростков) и другие аналогичные
изделия.
- одежда [изделия] третьего слоя - изделия, предназначенные для надевания
поверх одежды второго слоя, такие, как пальто, полупальто, куртки, плащи,
костюмы на подкладке, конверты для новорожденных, изделия на подкладке, в
которых подкладка занимает не менее 40 процентов площади верха изделия
(для детей и подростков) и другие аналогичные изделия.

6.

Классификация одежды
- летняя.
- зимняя.
- демисезонная - одежда для ношения в весенне-осенний период.
- всесезонная - одежда для ношения в любое время года.

7.

Классификация одежды
- бытовая - одежда для ношения в различных бытовых условиях и
общественных местах.
- повседневная - одежда для регулярного и/или частого ношения.
- торжественная - одежда для ношения по торжественным случаям и
в праздничных условиях (использование терминов "выходная
одежда", "нарядная одежда" НЕ допускается).
- домашняя - одежда, предназначенная для ношения в домашних
условиях.
- спортивная - одежда, предназначенная для занятий спортом,
физической культурой и активного отдыха.
- национальная - одежда, отражающая специфику национальной
культуры и быта народа.

8.

Классификация одежды
- одежда массового производства - одежда, изготовленная в
условиях поточного производства.
- одежда серийного производства - одежда, изготовленная
периодически повторяющимися партиями (сериями) и
сравнительно большим объемом выпуска.
- одежда по индивидуальному заказу - одежда, изготовленная по
измерениям фигуры конкретного человека и предлагаемой модели.

9.

Классификация одежды
- готовая одежда - одежда, готовая к эксплуатации, с законченным
циклом технологической обработки.
- одежда-полуфабрикат - одежда с незаконченным циклом
технологической обработки

10.

Классификация одежды
- Плечевая (одежда/изделие, опирающаяся на верхнюю опорную поверхность тела,
ограниченную сверху линиями сочленения туловища с шеей и верхними
конечностями, а снизу - линией, проходящей через выступающие точки лопаток и
груди) – пальто, шазюбль, дубленка; полупальто, свингер; плащ, дождевик,
тренчкот; накидка, кейп, пелерина, пончо; куртка, пуховик, ветровка, парка,
анорак, бомбер, косуха; пиджак, фрак, смокинг, френч; жакет, блузон, болеро;
блейзер; джемпер, пуловер, тройер; кардиган; жилет; свитер, водолазка;
толстовка, свитшот, худи; платье, сарафан; халат, пеньюар; блузка, блуза, туника;
кофточка; рубашка (сорочка, верхняя сорочка), поло; ночная сорочка;
комбинация; распашонка; рубашечка; футболка (фуфайка), лонгслив; майка;
топ.
- Поясная (одежда/изделие, опирающаяся на нижнюю опорную поверхность тела,
ограниченную сверху линией талии, а снизу - линией бедер) – брюки, бермуды,
бриджи, джогеры, капри, карго, кюлоты, палаццо; джинсы; шорты; рейтузы;
легинсы (лосины), велосипедки; юбка; нижняя юбка; трусы; плавки;
плавательные шорты; кальсоны; панталоны.
- Плечепоясная (одежда/изделие, состоящая из плечевой и поясной одежды,
соединенных в одно целое, и покрывающая туловище частично или полностью) комбинезон; полукомбинезон; ползунки; боди, комбидресс, боди для
новорожденного; спортивное трико; купальник, бикини, танкини; спортивный
купальник

11.

12.

Эргономические требования
- свойства, которые характеризуют способность одежды и обуви удовлетворять потребности человека в
удобстве и комфорте на этапе эксплуатации в системе "человек - изделие - среда". Так, эргономические
требования к одежде разделяются на гигиенические, антропометрические, психофизиологические.
Гигиенические требования
Психофизиологические требования
К гигиеническим требованиям
относятся:
- теплозащитность,
- гигроскопичность,
- паро- и
- воздухопроницаемость,
- водонепроницаемость.
Одежда
должна
соответствовать
современному стилю и моде. Стиль —
исторически сложившаяся устойчивая
система
средств
и
приемов
художественной
выразительности.
Стиль отражает характер эпохи, ее
художественный вкус и определяет
изменения форм предметов быта,
одежды.
Антропометрические

13.

Антропометрические требования
Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать,
застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания
изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок.
ГОСТ Р 52274-2007,
52275-2007 – тип. фиг. мужчин
ГОСТ Р 52271-2007,
52271-2007 – тип. фиг. женщин
Антропометрические точки
Высотные
измерения
Обхваты
Длины
Проекционные
измерения

14.

Определение типовой фигуры
Р-Ог3-Об (От)
Настоящий стандарт устанавливает 356
типовых фигур, сгруппированных в
шесть полнотных групп: нулевая,
первая, вторая, третья, четвертая,
пятая. Группы разделены на подгруппы
размеров (от 80 до 104 см по обхвату
груди и от 108 до 132 см по обхвату
груди).

15.

Стили в одежде
Стиль –
пространственновременной код,
определяющий общую
направленность
развития общества,
культуры и искусства.
Романтический
Деловой/классический
Спортивный
Имидж (от англ. image – образ) – это
непосредственно или
преднамеренно создаваемое
визуальное впечатление о личности
или социальной структуре.
Мода (фр. Mode) – господство или
доминирование в определенное
время в определенной среде тех или
иных признаков, черт, характеристик,
вкусов в отношении одежды,
предметов быта и т.п.
Этнический

16.

Описание внешнего вида модели
• Во вводной части указывается вид изделия (пальто, пиджак, платье, блуза, юбка, брюки и т. д.), половозрастная группа
потребителей, сезонное назначение. Может даваться краткая характеристика объёмной формы или силуэта изделия,
его длина, общие особенности покроя (отрезное по линии талии, цельнокроенное, без воротника и т. д.), ассортиментная группа материалов.
• Например. Пальто женское демисезонное умеренного объёма О-образного силуэта из мягкой полушерстяной
пальтовой ткани.
• В основной части описываются основные детали:
• ✓ перед / передняя часть юбки или брюк;
• ✓ спинка / задняя половинка юбки или брюк;
• ✓ рукав;
• ✓ воротник.
• Указываются:
• ✓ способы членения деталей (рельефные швы, кокетки, подрезы и пр.);
• ✓ вид застёжки (центральная, бортовая, смещённая, потайная, комбинированная, на пуговицы, на молнию и другие
виды);
• ✓ наличие функциональных или декоративных деталей – карманов (верхние – нагрудные, боковые – расположенные по
бокам ниже линии талии и прочие), клапанов, планок, пат, отворотов, шлиц, складок, оборок и т. д.

17.

Кто такой модельер-конструктор?
- это специалист, который создает новые модели одежды, обуви, головных уборов и аксессуаров. Его
работа тесно связана с представителями смежных профессий:
Технолог
закройщик
Художник-модельер
(дизайнер)
Конструктор
Анализирует модные
тенденции и делает
Проектирует чертежи
эскизы будущей
(лекала), воплощает идею
коллекции
с помощью расчетов и
специальных
компьютерных программ
Технолог
Снимает мерки,
выявляет
недочеты во
время примерки
Определяет методы
пошива и оптимизирует
производственный
процесс
Портные/швеи
Непосредственно
создают модели
из ткани по
готовым лекалам

18.

Конструктор
Конструктор одежды отвечает за техническую сторону создания коллекций. Это «модный инженер» с
творческом талантом. Если дизайнер вдохновляется идей, делает наброски, эскизы будущих изделий, то
профессия конструктора одежды обязывает проработать техническую сторону всех моделей, а, в частности,
конструкцию и лекала:
Корректировка лекал и внесение изменений в изделие в процессе пошива.
Проработка первичных образцов модели, оценка и контроль качества созданной изготовленной модели;
устранение дефектов посадки.
Контроль качества пошива образца.
Рассмотрение образца модели в команде с дизайнером и технологом.
Подготовка модели по посадке.
Создание конструкции одежды по эскизам, образцам и фотографиям.
Моделирование в соответствии с эскизом дизайнера и проведение примерок.
Подготовка полного комплекта лекал готового для запуска в производство, устранение конструктивных
и технологических дефектов.
Градация изделия по размерам / раскладка лекал.
Составление полного пакета конструкторско-технологической документации на модель (деталей кроя,
размерной сетки, рекомендации по обработке изделий).

19.

Изучаемые дисциплины
История костюма и моды
Дисциплина «История костюма и моды» обусловлена
необходимостью получения знаний об эволюции и особенностях
стилевого развития исторического и национального костюма с
древнейших времен и до наших дней, об основополагающих
приемах конструирования предметов костюма той или иной
исторической эпохи, о своеобразии отдельных примеров
творческого подхода к созданию кроя и декора одежды.
Макетирование
В основе формы любой модели одежды лежит
ее художественный образ, обусловленный покроем,
конструкцией, т. е. определенной конфигурацией ее
составных частей и деталей. Одним из творческих
способов, применяемых в работе над формой,
является наколка – муляж (от франц. moulage –
слепок, точно передающий форму предметов).
Изучение основ макетирования позволяет понять
природу кроя костюма, смысл, функции и значение
формообразующих
линий,
взаимодействие
поверхности тела и материала.

20.

Изучаемые дисциплины
Архитектоника объемных форм
Композиция костюма
Специальный
Художественнорисунок и
графическая
графика
композиция
костюма
Дисциплина
«Архитектоника
объемных форм» определяется как
дисциплина, изучающая соотношения
между
физическими
характеристиками материала в форме
объекта и особенностями ощущений и
восприятия ее человеком.
Композиция костюма – это
расположение частей костюма в
определенной
закономерности
и
объединение их в единое целое с
помощью
средств
и
приемов
композиции.
Компоновка
частей,
деталей, линий, их согласование
позволяет
создать
гармоничный
художественный образ костюма.

21.

Изучаемые дисциплины
Основы прикладной
антропологии и
биомеханики
Антропология-это
научное
изучение человечества, связанное с
человеческим поведением, биологией
человека, культурами, обществами и
лингвистикой, как в настоящем, так и
в прошлом,
включая
прошлые
человеческие виды.
Наука о биомеханике содержит
знания
о
строении,
функционировании,
механических
свойствах человеческого организма и
о
методах
анализа
состояния
организма при различных внешних
воздействиях
в
норме,
при
патологических
изменениях,
коррекции и реконструкции.
Технология швейных
изделий
Изучение
оборудования,
допускаемых отклонений, параметров
швов, организации производственного
процесса, расчёт норм посадки
рабочих
и
месторасположение
оборудования, обработки различных
узлов и пошив изделий.

22.

Изучаемые дисциплины
Конструктивное
моделирование
одежды
Конструирование
швейных изделий
Конструирование
швейных изделий
различного вида и
назначения
Конструирование
швейных изделий
сложных форм и
покроев
Конструирование одежды - это процесс, в результате которого
определяются внешний вид и структура изделия, или процесс
разработки конструкций различных моделей одежды.
Конструирование включает в себя разработку вариантов
изготовления
проекта,
составление
конструкторской
и
технологической
документации.
Конечно,
необходимо
предусмотреть выбор материалов, инструментов, оборудования и
технологии изготовления, собственно изготовление самого
изделия.

23.

Изучаемые дисциплины
Конструкторскотехнологическая
подготовка швейного
производства
Оформление технической
документации в легкой
промышленности
Техническая подготовка производства – это система мероприятий, направленных на обеспечение организационнотехнологического уровня процессов производства, гарантирующих эффективность их работы и высокое качество выпускаемых
моделей. Техническая подготовка производства (ТПП) - это комплекс конструкторских, технологических и организационноэкономических задач, обеспечивающих освоение новых изделий в минимально короткие сроки с минимальными затратами средств.
Конструкторская подготовка производства (КПП) представляет собой совокупность процессов формирования комплекса
инженерно-конструкторских решений по объектам производства, обеспечивающих его готовность к оперативному освоению и
стабильному выпуску изделий с высокой эффективностью.
Технологическая подготовка производства – это совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую
готовность предприятия к выпуску изделий заданного уровня качества при установленных сроках, объеме выпуска и затратах. Сюда
относят: разработку технологического процесса и средств технической оснастки, планировку производственных цехов и участков,
обучение рабочих технологическим приемам обработки и т.п.
Организационно-плановая подготовка производства – это совокупность мероприятий, направленных на материальнотехническое, организационное и рекламное обеспечение производства и сбыт продукции.

24.

Изучаемые дисциплины
Конструкторскотехнологическая
подготовка швейного
производства
Оформление технической
документации в легкой
промышленности

25.

Изучаемые дисциплины
Инновационное
проектирование одежды
Проектирование швейных изделий в системе
автоматизированного проектирования
Инновационное
проектирование

это
процесс,
соединяющий
теоретическое
обоснование и практические действия по
разработке плана реализации инновационной
идеи, включающий в себя составление проекта
формирования, производства инновационного
продукта, услуги, работы с методическим
обоснованием его реализации.

26.

Изучаемые дисциплины
Материаловедение в
дизайне швейных изделий
Материаловедение изделий
легкой промышленности
Конфекционирование материалов в
промышленном дизайне швейных изделий
Материаловедение

это
наука, изучающая связь между
составом, строением и свойствами
материалов, а также их изменения
при
различных
внешних
воздействиях
(тепловом,
механическом, химическом и т.д.).
Конфекционирование материалов для одежды – правильный,
научно обоснованный подбор материалов для изделия или пакета
одежды(все материалы, входящие в многослойные виды одежды:
пальто, костюмы, плащи, куртки и т.п.) с учетом их свойств,
современного направления моды и особенностей технологического
процесса производства.

27.

Изучаемые дисциплины
Методы и средства исследований
в легкой промышленности
Изучение современных
методов
и
средств
исследования
технологических процессов
швейной промышленности.
Методы и средства
планирования, организации,
проведения и внедрения научных
исследований и опытноконструкторских работ
Имиджелогия в костюме
Метрология, стандартизация и
сертификация в легкой
промышленности
Стандартизация швейных изделий— это вид деятельности, в процессе которой по нормативно-технической документации (НД) формируется,
определяется, оценивается качество этих изделий на различных уровнях проектирования, изготовления и потребления.
Общие стандарты (организационно-методические), в которых приводятся термины и определения как швейных изделий, так и их частей (деталей), общие
технологические требования:
2. Стандарты на продукцию:
а) общие технические условия, технические условия:
В этих стандартах, действие которых распространяется на группу или отдельные виды изделий, приводятся размерно-ростовочные показатели,
допускаемые отклонения по основным местам измерения, количество стежков, швов, методы технической обработки отдельных узлов и деталей и др. В основном
в этих стандартах приводятся требования к изготовлению изделий;
б) на типовые фигуры, размеры одежды:
в) стандарты, используемые при оценке и контроле за качеством швейных изделий:
г) стандарты, регулирующие правила упаковки, маркировки, транспортирование и хранение швейных изделий:
д) стандарты, регулирующие правила эксплуатации и ремонта швейных изделий:
Кроме вышеуказанных стандартов, на швейные изделия разрабатывается ТО, которое используется в процессе производства (при запуске моделей)
и контроле качества готовых швейных изделий как у производителя, так и потребителя продукции.

28.

Haute couture
Ниша, формирующая понятие «мода». «От-кутюр» – создаваемые модными Домами из высококачественных материалов эксклюзивные наряды, не
предназначенные для массового потребителя и доступные нашим глазам на модных показах в Париже и престижных музыкальных и кинопремиях. К данной
категории относятся такие бренды как Chanel Haute Couture, Couture Atelier Versace, Givenchy Haute Couture, Christian Lacroix Haute Couture, Gautier Paris и др.
Люкс или прет-а-порте
Одежда брендов премиум-класса предназначена для тиражирования и широкого распространения дизайнерских идей. Изделия шьются не под конкретного
клиента, однако крою и отделке уделяют повышенное внимание, а из-за небольшого объема партий они считаются эксклюзивными и дорого стоят. Также они
всегда имеют своего автора, имя которого обязательно присутствует в марочном названии.
Изделия этого класса имеют более низкую цену, но при этом они остаются дизайнерской одеждой премиум класса, распространяя стилистические идеи откутюр в приемлемой для повседневной жизни одежде. В этом классе работают бренды Armani, Versace, Gucci Christian Dior, Chanel, Louis Vuitton, Max Mara,
Ralph Lauren, Chloe и др.
Миддл-класс
Бренды, находящиеся на стыке прет-а-порте и массового производства, ещё называют диффузными брендами. Этот сегмент относится к более
демократичной категории цен, но остается сопоставимым с люксовыми марками. Эти вторые и третьи дизайнерские линии, т. е. «дочки» основных люксовых
брендов: увеличивают объем продукции с меньшими затратами на производство благодаря более дешевому сырью, упрощенному крою и фурнитуре. К таким
брендам относятся: Marc by Marc Jacobs от Marc Jacobs, D&G от Dolce & Gabbana, Y-3 от Yohji Yamamoto, Versus от Versace, Simply Vera от Vera Wang, Moschino
Love от Moschino, Miu Miu от Prada, See by Chloe от Chloe, Just Cavalli от Roberto Cavalli, Marc Jacobs, Calvin Klein, Michael Kors и др.
Масс-маркет
Сегодня большинство одевается в вещи брендов масс-маркета, ориентированных на очень широкую аудиторию. Одежда производится в огромных
количествах и множестве размеров, поэтому она дешевле и доступнее среднестатистическому покупателю. В дизайне масс-маркета используются тренды,
заданные модельерами хай-эндового рынка. Бренды масс-маркета выпускают модную и доступную одежду, изыскивая возможности сэкономить на
материалах и производстве и подстраиваясь под вкусы потребителей. Одежду масс-маркета сначала производят, а потом продают в сетевых розничных
магазинах Topshop, H&M, Zara, Mango, Lime, ASOS и др.
Эконом-сегмент
Бюджетные бренды, с очень демократичной ценой и низким качеством, рассчитанные на очень широкий слой населения. Бренды этого класса не изобретают
велосипед, а копируют модели известных модных домов, но из очень дешёвых тканей и используя упрощённые конструктивные решения. Они также могут
копировать модели своих конкурентов. К таким бюджетным брендам относятся Sela, LC Waikiki, NewYorker, Bershka, Pull & Bear, Stradivarius.

29.

30.

По ГОСТ Р 55306— 2012 «Технология швейного производства.
Термины и определения»:
- Проектирование швейных изделий - последовательный комплекс
работ по созданию нового образца изделия, включающий
исследования, технико - экономические расчеты и обоснования,
создание эскизов моделей, расчеты и построение чертежей изделий
и деталей, изготовление опытных образцов.

31.

По ГОСТ Р 55306— 2012 «Технология швейного производства. Термины и
определения»:
- Эскиз модели - рисунок модели, представляющий образное выражение
художественной идеи, может быть выполнен карандашом, пером,
красками, с помощью компьютерной графики.
- Модель изделия - произведение декоративно-прикладного искусства,
воплощающее в материале эскиз модели, характеризующееся
определенной формой, силуэтом, композиционным и конструктивным
решением и декоративными элементами.
- Техническое описание - технический документ, содержащий описание
художественного оформления образца модели швейного изделия,
особенностей его изготовления, перечень и расход основных и
прикладных материалов, фурнитуры, спецификацию деталей изделия и
другие сведения, необходимые для изготовления изделий в условиях
производства

32.

По ГОСТ 22977-89 «Детали швейных изделий. Термины и
определения»):
- Деталь швейного изделия - часть швейного изделия, цельная или
составная.
- Узел швейного изделия - часть швейного изделия, состоящая из
нескольких деталей.
- Перед - передняя деталь швейного изделия цельновыкроенная или
состоящая из частей.
- Спинка - задняя деталь швейного изделия цельновыкроенная или
состоящая из частей.
- Рукав - деталь или узел швейного изделия, покрывающие руку и т.д.

33.

Конфекционная карта - технический документ, содержащий
краткое описание модели и включающий образцы всех материалов
(основных, прикладных и фурнитуры), необходимых для
изготовления изделия в массовом производстве

34.

Пошив швейных
изделий - изготовление
швейных изделий с
применением
ниточного соединения

35.

Ниточное соединение деталей швейного изделия/ Ниточное
соединение деталей - соединение деталей и их частей машинными
или ручными стежками.
Склеивание детали швейного изделия - клеевое соединение двух и
более деталей или слоев материала
Сварка деталей швейного изделия - неразъемное соединение
деталей или слоев термопластичных материалов посредством их
расплавления.
Влажно-тепловая обработка детали швейного изделия (изделия) обработка детали или изделия посредством специального
оборудования с использованием влаги, тепла и давления

36.

Технологический процесс –
экономически и технически
целесообразная совокупность
технологических операций,
заключающихся в обработке отдельных
деталей и их сборке в целое изделие.
Технологическая последовательность
обработки изделия - описание
процесса изготовления швейного
изделия, составленное в виде перечня
технологически-неделимых операций,
расположенных в порядке их
выполнения с указанием содержания
операции, данных о технологических
режимах, средствах оснащения и
трудовых нормативах

37.

Основы прикладной
антропологии и
эргономики

38.

• Антропология (от гр. antropos – человек и logos – понятие, учение) – наука,
всесторонне изучающая биологическую природу человека (происхождение,
эволюцию, образование человеческих рас и нормальные вариации физического
строения человека, морфологические, половые и возрастные особенности
человека).
• Прикладная антропология – особое направление антропологических исследований,
одной из основных целей которых является разработка теории и методов
антропологической стандартизации для промышленного производства изделий
личного пользования (одежды, обуви и др.).
• Эргономика (от гр. ergos - труд и nomos – закон) – научная дисциплина, комплексно
изучающая человека в конкретных условиях его деятельности. Эргономические
показатели характеризуют степень приспособленности изделия к человеку.
• Морфология (от гр. morphe — форма, logos — учение) — наука, изучающая
закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма,
возрастные изменения размеров и пропорций тела и отдельных его частей.
Морфология является частью науки антропологии.
• Анатомия (от гр. anatome— рассечение, расчленение) — наука о форме и строении
отдельных органов, систем и организма в целом. Анатомия является составной
частью морфологии человека. В курсе дисциплины рассмотрены понятия анатомии,
имеющие отношение к форме тела и его движениям

39.

Общая структура биосоциальных признаков индивида
Человек — это живая биосоциальная система, представляющая
единство физического и духовного, природного и социального,
наследственного и прижизненно приобретенного.
Биологические признаки личности обусловлены ее природногенетической сущностью, обеспечивающей основу существования
индивида как человека.
Социальные признаки индивида обусловлены условиями жизни
общества, экологическим положением, воспитанием и
образованием человека. Они определяют его социальный статус в
обществе.
Сложное взаимодействие индивидуальных биологических и
социальных признаков в формировании каждого человека создает
неповторимый, присущий только ему внешний облик — габитус,
определяют его требования к одежде и правила принимаемых
решений (ППР) при ее выборе и покупке.
Физиологический комфорт в одежде человек испытывает тогда,
когда все его органы и системы (кровообращение, дыхание,
опорно-двигательная и др.) не испытывают дискомфорта в тех или
иных экологических, жизненных (сон, работа, отдых и т.п.) или
производственных условиях.
Психологический комфорт от одежды человек получает тогда,
когда в одежде ощущает морально-этическое удовлетворение в
тех или иных социально-демографических ситуациях

40.

Пропорциями тела
человека называют
соотношения размеров
его отдельных частей
(имеются в виду так
называемые
проекционные размеры
тела).
Пропорции тела
изменяются в
зависимости от возраста
и пола; они различны у
людей даже в пределах
одной половозрастной
группы.

41.

42.

Под осанкой следует понимать индивидуальные особенности конфигурации тела
человека в сагиттальной плоскости при естественном (спокойном) вертикальном
стоянии, требующем минимальной затраты мышечной энергии для поддержания тела в
равновесии.

43.

Материаловедение

44.

Материаловедение – наука о строении,
свойствах и оценки качества текстильных
материалов, а так же их применении при
изготовлении различных видов изделий

45.

Текстильные материалы - материалы, состоящие из текстильных
волокон и нитей.
К текстильным материалам относятся сами волокна и нити и
изготовленные из них изделия: ткани, трикотаж, нетканые полотна,
крученые изделия и др., а также полученные в процессах их
получения промежуточные продукты, называемые
полуфабрикатами.
Текстильные волокна - протяженные, гибкие, прочные тела, с
малыми поперечными размерами, ограниченной длины,
используемые для изготовления пряжи и текстильных изделий
Текстильные нити - гибкие протяженные тела с малыми
поперечными размерами, значительной длины, пригодные для
изготовления текстильных изделий
Пряжа – нить, состоящая из волокон, соединенных скручиванием

46.

ТЕКСТИЛЬНЫЕ ВОЛОКНА
натуральные
химические
искусственные
синтетические

47.

НАТУРАЛЬНЫЕ ВОЛОКНА
ИЗ ПРИРОДНЫХ НЕОРГАНИЧЕСКИХ
СОЕДИНЕНИЙ
ИЗ ПРИРОДНЫХ ОРГАНИЧЕСКИХ
СОЕДИНЕНИЙ
ИЗ ВЫСШИХ УГЛЕВОДОВ
ИЗ БЕЛКОВ
ИЗ КРЕМНИЙ СОДЕРЖАЩИХ
СОЕДИНЕНИЙ
РАСТИТЕЛЬНОГО
ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ЖИВОТНОГО
ПРОИСХОЖДЕНИЯ
МИНЕРАЛЬНОГО
ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ИЗ СЕМЯН
хлопок
ИЗ СТЕБЛЕЙ
лен
джут
рами
пенька
кенаф
ИЗ ЛИСТЬЕВ
ИЗ ОБОЛОЧЕК
ПЛОДОВ
РАСТЕНИЙ
абака
сизаль
манильская пенька
койр
ИЗ ФИБРОИНА
шелк:
тутового
и дубового
шелкопрядов
ИЗ КЕРАТИНА
шерсть:
овечья,
козья,
верблюжья
и другие
АСБЕСТ

48.

• Согласно международному стандарту шерстяным сырьем считается
шерсть ламы (альпака), шерсть ангорской козы (мохер), пух
ангорского кролика (ангора) и пух кашмирской козы (кашемир).
• Маркировку «натуральная шерсть» разрешено использовать, если в
составе волокон шерстяных тканей содержится не более 7% других
волокон.
• Маркировку «чистая натуральная шерсть» ставят, если в составе
ткани содержится не более 0,3% других волокон

49.

Искусственные волокна получаются из природных
органических ВМС (высокомолекулярных
соединений), из отходов производства натуральных
волокон (хлопкового пуха или древесной целлюлозы),
а также из белков животного и растительного
происхождения
Синтетические полимеры получаются в результате
реакций полимеризации или поликонденсации из
ВМС путем синтеза из природных низкомолекулярных
соединений. Сырьем для их производства являются
продукты нефти и каменноугольной смолы

50.

ИСКУССТВЕННЫЕ ВОЛОКНА
из природных органических ВМС
из высших углеводов
из природных не органических ВМС
из белков
вискозное
из гидратцеллюлозы
полинозное
из
сложных
эфиров
целлюлозы
ацетатное
медноаммиачное
и другие
триацетатное
и другие
из
животных
белков
казеиновое
из растительных
белков
зеиновое
коллагеновое
соевое
и другие
из соединений
кремния
из металлов
стеклянное
алюминиевое
кварцевое
медное
серебряное

51.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ ВОЛОКНА
ГЕТЕРОЦЕПНЫЕ
КАРБОЦЕПНЫЕ
ПА
ПОЛИАМИДНЫЕ
капрон
найлон-6
дедерон
энант
анид
полан
силон
ПОЛИЭФИРНЫЕ
лавсан
теторан
дакрон
тесил
терилен
полиэстер
ПОЛИУРЕТАНОВЫЕ
спандекс
лайкра
верен
дорластан
ПЭ
ПОЛИАКРИЛОНИТРИЛЬНЫЕ
нитрон
акрил
капалон
дарлон
кашмилон
ПОЛИВИНИЛСПИРТОВЫЕ
ПВС
винол
куралон
ПОЛИОЛЕФИНОВЫЕ
ПУ
ПАН
ПО
полипропиленовое
полиэтиленовое
ГАЛОГЕНОПРОИЗВОДНЫЕ
хлорин
фторлон
тефлон
УГЛЕРОДНЫЕ
графитовое
ПВХ, ПФ
ровиль
термовил
У

52.

Микроволокно
В настоящее время широко применяются
новые революционные виды волокон, такие
как микроволокна.
Микроволокно – это синтетическая нить,
имеющая толщину приблизительно в 40 раз
меньше человеческого волоса.
10000 метров этого волокна весят меньше
грамма.
Они тоньше, чем натуральные волокна.
Линейная плотность таких волокон 0,05–0,01
текс.

53.

Нанотехнологии в производстве синтетических волокон
Открытие новых материалов и развитие современных новейших технологий
имеет чрезвычайное значение. В настоящее время передовыми являются
нано-, био-, информационные и другие технологии в различных отраслях
производства.
Нанотехнология – новая область науки и техники в производстве нового
поколения текстильных волокон и материалов с уникальными свойствами. С
ее помощью происходят химические реакции на молекулярном уровне,
приводящие к появлению новых свойств. Развитие нанотехнологии в мире
сегодня начало набирать ощутимые обороты в различных сферах
деятельности.
В настоящее время нанотехнологии широко проникают и в текстильную
отрасль. Для работы с такими частицами требуется специализированное
оборудование, поскольку размеры наночастиц очень малы - порядка 10-9м.
Работы по изучению структуры волокон и взаимодействию с ними
наночастиц ведутся новейшими методами атомно-силовой микроскопии

54.

Ткацкие переплетения — различные способы взаимных переплетений нитей основы и утка,
использующиеся в ткацком производстве при изготовлении тканей на ткацких станках.
Осно́ва — продольная (вертикальная) система направления параллельных друг другу нитей
в ткани, располагающихся
вдоль обеих кромок ткани.
Уто́к — поперечная
(горизонтальная) система
направления параллельных
друг другу нитей в ткани,
располагающихся под прямым
углом к системе основы,
и проходящих от одной
кромки ткани до другой
1- основа, 2 - уток

55.

Крупноузорчатые (жаккардовые)

56.

Основные понятия о процессе
ткачества
Тканью называют текстильное
полотно относительно малой
толщины, сравнительно большой
ширины и неограниченной длины,
образованное двумя взаимно
перпендикулярными системами
нитей (основой и утком),
соединенных между собой
различными видами переплетений
Технологический процесс
изготовления тканей и тканых
изделий называют ткачеством
Трикотаж
Трикотажное производство
Трикотаж – это текстильное полотно, малой толщины и
разнообразной формы, полученное из петель, связанных
между собой различными видами переплетений.
Трикотажное производство - это совокупность
механических и технологических процессов, которые
обеспечивают формирование трикотажных полотен или
трикотажных изделий из разнообразных видов
натуральных или химических нитей.
Ко всем трикотажным полотнам предъявляются
повышенные требования в отношении равномерности по
толщине, разрывной нагрузке, удлинению при разрыве,
чистоте и равновесности.
Трикотажное производство состоит из двух этапов:
подготовка нитей к вязанию ,
вязание, т.е. формирование полотен и штучных изделий на
трикотажных машинах

57.

Умная одежда (wearable
technology) — одежда, которая
может интерактивно
взаимодействовать с окружающей
средой, воспринимая сигналы,
обрабатывая информацию и
запуская ответные реакции

58.

«Умная» одежда может быть оснащена:
• текстильной клавиатурой. Например, компания SOFTswitch разрабатывает ткань, которая при нажатии
дает электрический ток, их технология основывается на эффекте квантового туннелирования в
композитном материале. Более простой метод создания текстильной клавиатуры — использовать
слои токопроводящей и изолирующей ткани так, чтобы при нажатии проводящие слои соприкасались;
• датчиками для измерения сердечного ритма и темпа дыхания при помощи электродов для снятия
кардиограммы и датчиков давления или других технологий, например сенсоры на основе волоконной
брэгговской решетки, которые используются для слежения за деформацией инженерных
конструкций;
• акселерометром или датчиками растяжения для отслеживания движений человека;
• оптоволокном, позволяющим отслеживать разрывы в ткани и таким образом получать информацию о
возможном ранении человека или получать информацию о содержании различных веществ в воздухе
или колебаниях температуры (помимо оптоволокна такой датчик содержит химические вещества,
которые реагируют на состав или температуру воздуха и влияют на прохождение света по волокну);
• нагревающими элементами;
• солнечными батареями.
Кроме того, в «умную» одежду могут быть встроены и другие электронные устройства, такие как
плееры, системы GPS и и т.д. Данные с сенсоров проходят первичную обработку при помощи
электроники, вшитой в одежду, а дальше в многих случаях передаются на смартфон или другое внешнее
устройство, где их анализируют мобильные приложения.

59.

Футболка с функцией ЭКГ
Компания Xiaomi разработала футболку со съёмным датчиком ЭКГ,
который отслеживает сердечный ритм. Что касается технической
«начинки», измерение происходит за счёт сенсорных волокон
COTECH и интеллектуального чипа ADI ECG. Датчик установлен в
районе груди, а вибрации оповещают пользователя о переходе в
разные пульсовые зоны. Показатели работы сердечно-сосудистой
системы отображаются в приложении Xiaomi Sports App, там же
можно вести записи по тренировкам.
Пот и вода футболке не страшны: корпус датчика выполнен из
влагостойкого материала. Новинка появилась в прошлом году и
уже есть на сайте производителя. Цена умной футболки почти не
отличается от обычных моделей: стоит она 4800 рублей.

60.

Умный свитер GER Mood Sweater
Если вы без настроения или наоборот стремитесь
поделиться своим счастьем и радостью со всеми
окружающими, то необязательно это осуществлять
через вербальные коммуникации. Изобретатели смартсвитера со встроенными датчиками гарантируют, что
отныне понять ваше настроение и сообщить о нем
всем остальным, можно будет с помощью специальной
световой индикации. Каждый отдельный свет отвечает
за определенную эмоцию. В спокойном состоянии
электронное изделие будет светиться голубым цветом,
а если вы взволнованы, то увидите розовый оттенок. О
вашей влюбленности окружающие узнают по красной
гамме вашей одежды. Специальный сенсорный датчик,
прикрепленный к руке, соединяет владельца и
материал свитера, ну и от полученных данных,
меняется и цвет LED-подсветки.

61.

Умные кроссовки Nike
Такая спортивная обувь станет для
своего обладателя персональным
тренером и откроет массу
удивительных возможностей.
Кроссовки помогут составить план
пробежек, похвалят за достойный
результат и проинформируют о
количестве потраченных калорий.
Умные функции осуществляет
специальное мобильное
приложение. В подошву обуви
вставляется электронный
акселерометр и передатчик,
которые через iPhone iPod и
информируют обо всех спортивных
успехах хозяина.

62.

КОНФЕКЦИОНИРОВАНИЕ

63.

Конфекционирование материалов для одежды – правильный,
научно обоснованный подбор материалов для изделия или пакета
одежды с учетом их свойств, современного направления моды и
особенностей технологического процесса производства.
Этот подбор основывается на хорошем знании свойств материалов,
умении использовать их для достижения определенного внешнего
эффекта одежды, создания одежды с заданными свойствами,
обеспечивающими комфорт, удобство, определенную
долговечность и износостойкость.
Пакет швейного изделия - материалы, входящие в многослойные
виды одежды, такие как пальто, костюмы, плащи, куртки и т.п.
Подбор материалов для пакета производят с учетом свойств и
требований, предъявляемых к конкретному виду изделия.

64.

Схема подготовки и выбора материалов
для проектируемого швейного изделия

65.

ИМИДЖЕЛОГИЯ

66.

Имидж (от англ. image) в переводе с английского означает образ.
В свою очередь, английское image происходит от латинского imago –
производного от imitari («имитировать»).
В русском языке слово «имидж» раскрывается как мнение или суждение,
выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на чтонибудь, а слово «образ» – как вид, облик, представление, обобщенное
художественное отражение, тип, характер, порядок.
В самом же деле имидж – это непосредственно или преднамеренно
создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре.
Носителями имиджа могут быть люди, фирмы, товары, страны, профессии и т.
д. Соответственно говорят о персональном имидже, имидже фирмы, товара,
страны, профессиональном имидже и т.д.
«Если хотите заниматься делом, перво-наперво надо выглядеть соответстующе, запомните это!» (Коко Шанель)

67.

Известно, что о человеке мы можем судить по его поступкам, по его делам, по тому,
что он сделал или не сделал, а в частности:
а) по его собственной внешности – по костюму, макияжу, прическе, аксессуарам, т. е.
по его габитусу. И тогда эту составляющую его имиджа можно будет назвать
габитарным имиджем;
б) по созданной им искусственной среде своего обитания – по жилищу, кабинету,
автомобилю и пр. Эту составляющую имиджа называют средовым имиджем;
в) по его овеществленной продукции – предметам, вещам, которые он
сделал, создал. Эта составляющая имиджа человека – овеществленный имидж;
г) по его вербальной продукции – что говорит, как говорит, что и как
пишет; и отсюда название этого частного имиджа – вербальный
имидж;
д) по его кинетической продукции (мимика, жестикуляция, поза, дистанция,
интонация). Эта составляющая имиджа человека – кинетический
имидж.
Габитус (лат. «habi» - на, «tus» — внешность, наружность) внешний облик, во много определяемый
природными данными, но у человека обязательно присутствуют и социальные наложения (татуаж,
макияж, одежда, украшения).

68.

Целенаправленная деятельность по созданию имиджа получила
название «имиджирование», а специалист по созданию имиджа –
«имиджмейкер».
Процесс целенаправленного конструирования имиджа называется
имиджмейкингом/ имиджбилдингом.
Имиджелогия – это наука и искусство нравиться людям.
Специалисты по имиджелогии (преподаватель имиджелогии и
имиджмейкер) – это человековеды, помогающие обнаружить в
каждой личности потаённые положительные качества и сделать их
доступными для восприятия другими.

69.

Оптическая
иллюзия
(зрительная
иллюзия) —
ошибка
в зрительном
восприятии,
вызванная
неточностью или
неадекватностью
процессов
неосознаваемой
коррекции
зрительного образа,
а также
физическими
причинами

70.

71.

72.

73.

Корпоративный дресс-код
- это система знаков, которая информирует
о принадлежности к той или иной
профессиональной группе

74.

В Яндексе дресс-код очень простой – достаточно приходить на работу
одетым.
В косметической компании Mac сотрудники могут самовыражаться как
угодно, но одежда должна быть черной

75.

МЕТРОЛОГИЯ,
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И
СЕРТИФИКАЦИЯ

76.

Метроло́гия (от греч. μέτρον — мера, измерительный инструмент)
— наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их
единства и способах достижения требуемой точности (РМГ ГСИ 2999 (Рекомендации по межгосударственной стандартизации
Государственная система измерений))
Слово «метрология» образовано из двух греческих слов: metron –
мера и logos – учение, и в дословном переводе означает «учение о
мерах».

77.

Мерные системы
Существуют различные мерные системы, используемые человеком в
различные времена и в различных странах.
• Метрическая система (километр, метр, дециметр, сантиметр,
миллиметр, микрон, нанометр, ангстрем);
• Типографическая система (цицеро, пункт);
• Флотская система (морская миля, кабельтов);
• Древнегреческая система (дактиль, кондилос, оргия, палайста,
пекис, плетр, подес, стадий, эпидама);
• Астрономическая система (астрономическая единица, световой год,
парсек);
• Британская/американская система (лига (лье), миля, фурлонг, чейн,
род, ярд, фут, дюйм, линк, ладонь, линия)

78.

Система
древнерусских мер
длины включала в
себя следующие
основные меры:
- версту,
- сажень,
- аршин,
- локоть ,
- пядь и т.д.

79.

Все объекты окружающего мира характеризуются своими свойствами.
• Свойство – философская категория, выражающая такую сторону объекта
(явления, процесса), которая обуславливает его различие или общность с
другими объектами (явлениями, процессами) и обнаруживается в его
отношении к ним.
Свойство – категория качественная.
Для количественного описания различных свойств процессов и физических
тел вводится понятие величина.
• Величина – это свойство чего-либо, которое может быть выделено среди
других свойств и оценено тем или иным способом, в том числе и
количественно.
Величина не существует сама по себе, имеет место лишь постольку,
поскольку существует объект со свойствами, выраженными данной
величиной

80.

Классификация величин – два вида:
- величины материального вида (реальные),
- величины идеальные, которые относятся главным образом к математике
и являются обобщением (моделью) конкретных реальных понятий.
Реальные величины, в свою очередь, делятся на:
- физические.
- нефизические.
Физическая величина в самом общем случае может быть определена как
величина, свойственная материальным объектам (процессам, явлениям),
изучаемым в естественных науках (физика, химия) и технических науках.
К нефизическим величинам следует отнести величины, присущие
общественным (нефизическим) наукам – философии, социологии,
экономике и т.п.

81.

ХI Генеральная
конференция по
мерам и весам в
1960 г. утвердила
Международную
систему единиц,
обозначаемую SI (от
начальных букв
французского
названия Systeme
International
d`Unites), на русском
языке – система СИ.

82.

Основные характеристики измерений:
• Принцип измерений – физическое явление или совокупность физических явлений,
положенных в основу измерений (измерение температуры с использованием
термоэлектрического эффекта).
• Метод измерений – совокупность приемов использования принципов и средств
измерений. Средствами измерений являются используемые технические средства,
имеющие нормированные метрологические свойства.
• Погрешность измерений – разность между полученным при измерении Х' и
истинным Q значениями измеряемой величины. Погрешность измерения Δ
определяется формулой: Δ = Х' – Q. (отклонение результата измерения от
истинного значения измеряемой величины).
• Точность измерений – характеристика измерений, отражающая близость их
результатов к истинному значению измеряемой величины.
• Правильность измерений – определяется, как качество измерения, отражающее
близость к нулю систематических погрешностей результатов (т.е. таких
погрешностей, которые остаются постоянными или закономерно изменяются при
повторных измерениях одной и той же величины).
• Достоверность измерений – характеризует доверие к результатам измерений и
делит их на две категории: достоверные и недостоверные, в зависимости от того,
известны или неизвестны вероятностные характеристики их отклонений от
истинных значений соответствующих величин.

83.

Стандартизация - деятельность, направленная
на разработку и установку требований норм,
правил и характеристик изделий как для
обязательного исполнения, так и
рекомендуемых.
Эта деятельность обеспечивает
гарантированное право потребителя на
приобретение товара надлежащего качества за
приемлемую цену, а так же права работника на
безопасность и комфортность труда

84.

Государственной системой стандартизации предусмотрены следующие категории
стандартов:
• Государственные стандарты – устанавливают на продукцию массового и крупносерийного
производства, на экспортную продукцию, а также на нормы, правила, требования, понятия,
обозначения, определение которых необходимо для обеспечения высокого качества
продукции.
• Отраслевые стандарты – обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли,
а также для всех предприятий и организаций других отраслей, применяющих продукцию
данной отрасли.
• Стандарты предприятий – устанавливают на нормы, правила, требования, методы и другие
объекты, применяющиеся только на данном предприятии. На поставляемую продукцию
стандарты предприятий не распространяются. Эти стандарты обязательны только для
предприятия, утвердившего их.
• Технические условия – один из видов нормативно-технической документации,
устанавливающей комплекс требований к продукции конкретного вида. Технические
условия содержат все требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке,
поставке и эксплуатации, которые нецелесообразно указывать в конструкторской или
другой технической документации. Технические условия разрабатывают на одно конкретное
изделие.
В нашей стране действует государственная система стандартизации (ГСС), объединяющая все
работы по стандартизации и представляющая собой комплекс взаимоувязанных правил и
положений, изложенных в государственных стандартах.

85.

Термин «сертификация» впервые был сформулирован и
определен Комитетом по вопросам стандартизации (СЕРТИКО)
международной организации по стандартизации ИСО и включен в
Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК 2) версии 1982 г. «Общие
термины и определения в области стандартизации, сертификации
и аккредитации испытательных лабораторий». Согласно этому
документу,
сертификация
определена
как
действие,
удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака
соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным
стандартам или другим нормативным документам.
В настоящее время под сертификацией понимается действие
третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая
уверенность в том, что должным образом идентифицирована
продукция, процесс или услуга

86.

К объектам сертификации
относятся:
- продукция и услуги,
- персонал,
- системы качества,
- рабочие места и др.

87.

Сертификация продукции – процедура
подтверждения соответствия, посредством
которой независимая от изготовления
(продавца, исполнителя) и потребителя
(покупателя) организация удостоверяет в
письменной форме, что продукция
соответствует установленным
требованиям

88.

Система сертификации – совокупность участников
сертификации, осуществляющих сертификацию по
правилам, установленным в этой системе
Сертификация проводится по установленным в
системе сертификации схемам.
Схема сертификации – определенная
совокупность действий, официально принимаемая
в качестве доказательства соответствия продукции
заданным требованиям

89.

Этапы сертификации:
− Подача заявки на сертификацию;
− Рассмотрение и принятие решения по заявке;
− Отбор, идентификация образцов и их испытания;
− Проверка производства (если предусмотрена схема
сертификации);
− Анализ полученных результатов, принятие решения о
возможности выдачи сертификата;
− Выдача сертификата и лицензии (разрешения) на принятие знака
соответствия;
− Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в
соответствии со схемой сертификации.

90.

Объекты обязательной сертификации:
Продукция: товары машиностроительного комплекса; товары
электротехнической, электронной и приборостроительной
промышленности; медицинская техника; товары с/х производства и
пищевой промышленности; товары легкой промышленности; товары
сырьевых отраслей и деревообработки; средства индивидуальной
защиты органов дыхания; тара; изделия пиротехники; ветеринарные
биологические препараты.
Услуги: бытовые; пассажирского транспорта; связи; туристские и
экскурсионные; торговли; общественного питания; прочие
Объекты добровольной сертификации:
Продукция: производственно-технического назначения, социально бытового назначения.
Услуги: материальные, нематериальные

91.

На продукцию легкой промышленности требуется оформлять сертификат или декларацию о соответствии.
1. Сертификат соответствия ТР ТС 017/2011 требуется получать для следующих групп продукции:
- нательное белье, корсетные или купальные изделия;
- постельное белье;
- чулочно-носочные изделия первого слоя.
Срок действия сертификата соответствия: на серийно выпускаемую продукцию составляет – до 5 лет; на партию
продукции срок действия сертификата не устанавливается.
2. Декларация о соответствии ТР ТС 017/2011 оформляется для групп продукции легкой промышленности, на
которые не требуется сертификация. Декларирование осуществляется для следующей продукции:
- одежда и изделия 2-го и 3-го слоев;
- чулочно-носочные изделия 2-го слоя;
- трикотажные полотна;
- бельевые, одежные, полотенечные ткани и материалы;
- одежда и изделия из кожи и меха;
- головные уборы;
- обувь, кроме валяной;
- ковровые покрытия и изделия машинного способа производства;
- белье столовое и кухонное, носовые платки;
- полотенца, простыни купальные;
- платочно-шарфовые изделия.
Срок действия декларации ТР ТС 017/2011: для серийно выпускаемой продукции – до 5 лет; для партии продукции срок действия декларации не устанавливается.

92.

93.

Конструирование швейных
изделий

94.

Конструкция изделия - это его строение, устройство, а не
построение чертежа развертки детали изделия.
Конструирование одежды – это процесс разработки
устройства изделия, т.е. определение числа и
конфигурации деталей, устройства узлов и соединений, и
пакета изделия с учетом вида и назначения одежды, и
требований к ее свойствам. Кроме того, в процессе
конструирования одежды решают задачи
антропометричности конструкции, ее надежности и
безопасности в эксплуатации, приспособленности к
промышленным методам изготовления и др.

95.

Форма – наружный вид, внешние очертания предметов, которое
может быть представлено рисунком, чертежом или макетом.
В швейной промышленности под формой одежды понимают
объемно-пространственную структуру изделия, надетого на человека
(т.к. одежда без человека не существует).
Геометрический вид формы характеризует конфигурацию формы,
т.е. очертание ее внешнего контура (- скрывают форму тела –
туникообразные; - повторяют его – оболочковые; - деформируя тело,
моделируют новую форму с помощью различных приспособлений
(кринолинов, корсетов, фижм и т.п.) - каркасные формы)
Традиционно используемое для характеристики формы понятие
«силуэт» дает представление только о плоскостной (линейной)
проекции формы и приближенно интерпретирует объемную форму

96.

97.

Процесс построения чертежей ТБКО складывается обычно из
нескольких этапов, которых может быть от двух до шести.
ТБКО – типовая базовая конструктивная основа

98.

Первый этап — подготовка исходной информации для построения чертежа. Она включает
анализ конструктивно-композиционных признаков модели и конструктивнотехнологические характеристики материала, информацию о форме и размере тела,
представляющую собой метрическую (размерные признаки) и морфологическую
характеристики (для индивидуальной фигуры) или антропометрическую характеристику
типовой фигуры.
Второй этап — выполнение предварительного расчета элементов конструкции с целью
определения основных габаритных размеров лифа, его частей (спинки, переда, проймы) и
параметров рукава, а также оценка согласованности основных частей конструкции между
собой.
Третий этап — расчет и построение базисной сетки чертежа в соответствии с данными
предварительного расчета.
Четвертый этап — расчет и построение основной схемы чертежа, обусловленной покроем
изделия, т.е. это построение средней линии спинки и переда, линии горловины, линии
проймы изделия и верхних вытачек на выпуклость груди и лопаток.
Пятый этап — расчет и построение основных, формообразующих линий и элементов
типового базового чертежа, а именно боковых линий и талиевых вытачек.
Шестой этап — проверка качества построения чертежа типовой базовой основы (ТБК) или
базовой конструктивной основы (БКО).
В некоторых способах могут отсутствовать второй и шестой этапы, а третий, четвертый и
пятый — объединены в один.

99.

Прибавка — это величина, служащая для перехода от размеров тела к
размерам одежды.
Величины прибавок зависят от формы, покроя, материалов, вида и
назначения одежды, особенностей телосложения человека и др.
Прибавки могут иметь положительное и отрицательное значение:
- Прибавки, имеющие отрицательное значение величины, указывают на
необходимость уменьшения размера тела для получения одежды
реальной ширины (свободной, полуприлегающей или прилегающей) из
сильно растяжимых (2-й или 3-й групп растяжимости) трикотажных
полотен или очень узкой на тех или иных участках тела в нарядных,
театральных и т. п. костюмах.
- В одежде из ткани, кожи, меха и т.п. прибавки имеют положительные
значения величины. Такие прибавки добавляют к размерам тела. Их
величина складывается: из минимально допустимой; на толщину пакета;
на свободу движений; получения формы, рельефа и пластики ее
поверхности.

100.

Свойства одежды
Свойства одежды – это некоторая часть целого, которая
обуславливает его различия или общность с другими предметами.
Различают простые и сложные свойства.
При характеристике одежды выбираются такие простые свойства,
характеризующие одежду, например: цвет, масса, гигроскопичность и
т.д., которые в конкретных условиях оценки не целесообразно делить
на более мелкие.
Сложные свойства образуются объединением простых в группы по
определенным признакам, при чем каждое простое свойство должно
входить только в одну группу сложных свойств (основной принцип
классификации).

101.

В одежде различают группы свойств:
физические, механические, химические и геометрические
• Физические свойства – характеризуют способность материалов. пакетов и конструкции
одежды к поглощению, проницаемости воздуха и влаги, их тепловые, электрические,
оптические и акустические свойства. Эти свойства определяют защитные функции
одежды и физиологический комфорт для организма человека.
• Механические свойства – определяют отношение материалов, конструкции улов и
соединений и пакетов к действию внешних сил (трению, разрыву, кручению и т.п.).
Механические свойства характеризуют способность одежды приобретать и устойчиво
сохранять заданную форму, размеры одежды, ее износостойкость, долговечность т.д.
• Химические свойства – характеризуют отношение материалов и соединений одежды к
действию различных химических веществ, а также к действию антропотоксинов. Они
обеспечивают надежность и безопасность одежды, которая не должна разрушаться в
процессе чистки, стирки и не вызывать аллергических реакций у человека.
• Геометрические свойства – характеризуют конфигурацию и структуру формы одежды, ее
отдельных частей (деталей), конструкцию соединений и узлов, пакетов. Определяют
художественность одежды, удобство в динамике и статике, надежность и безопасность в
эксплуатации, экономичность.
• Каждое свойство характеризуется определенным признаком, который может быть
выражен количественно или качественно (количественно – масса,
воздухопроницаемость, качественно – цвет – синий). Многообразие свойств определяет
видовое и композиционное разнообразие ассортимента одежды.

102.

Требования к одежде
• Социальные – характеризуют соответствие изделия общественным
потребностям и конъюнктуре рынка. Функциональные – определяют степень
соответствия одежды основной целевой функции (т.е. назначению), внешнему
облику, психологическим особенностям человека.
• Эстетические – должны учитывать художественную выразительность,
гармонию и стилевое единство формы одежды с функциональным содержанием.
• Эргономические – характеризуют приспособленность изделия к человеку в
конкретных условиях его деятельности во взаимосвязи его с промышленными
изделиями и окружающей средой.
• Эксплуатационные – заключаются в надежности швейного изделия,
предполагающей безотказность, долговечность, стабильность сохранения
качества в процессе эксплуатации и возможность ремонта изделия.
• К промышленным требованиям относится обеспечение технико-экономической
целесообразности изготовления продукции посредством рационального
использования материалов и сокращения трудоемкости изготовления изделий.

103.

104.

105.

106.

107.

108.

109.

110.

111.

112.

113.

114.

115.

116.

117.

118.

119.

120.

121.

122.

123.

Швейное производство. Современные технологии
Специфика индустрии моды требует от
производителя моментального отклика на запрос
рынка. Одним из перспективных направлений,
позволяющих экономить время и материалы при
разработке и производстве новых изделий,
являются цифровые технологии трёхмерного
проектирования одежды.
Актуальность этих технологий была впервые
сформулирована ещё полвека назад. Но несмотря
на большой объём поисковых работ и
значительные успехи в области трёхмерного
проектирования одежды, проблема разработки 3D
САПР до конца не решена.
В настоящее время трёхмерным считают всякое
компьютерное проектирование, в котором
выполняют генерирование на экране монитора
трёхмерного изображения одежды, полученного по
натуральным размерам. С помощью технологий
трёхмерного проектирования решают вопросы от
дизайн-проектирования и конфекционирования
материалов до создания виртуальных персонажей
компьютерных игр и дефиле.

124.

В зависимости от характера использования
изображений можно выделить два типа
трёхмерных технологий проектирования одежды.
По технологии первого типа создают виртуальную
объёмную форму одежды на виртуальной фигуре
человека. На базе объёмной формы одежды
получают её плоские детали как развёртки этой
формы. Объёмная поверхность изделия является
первичным продуктом, а плоские детали —
вторичным. Форма одежды создана для того, чтобы
по ней получать плоские развёртки. Такую
технологию условно можно назвать технологией
развёрток.
По технологии второго типа объёмная форма
изделия является не исходным, а производным
продуктом. Сначала традиционными методами
плоскостного конструирования разрабатывают
плоские лекала деталей одежды. Программа
трёхмерного проектирования осуществляет
виртуальную сборку деталей в единое изделие и
надевает на виртуальную фигуру человека. Этот
процесс ассоциируется с примеркой. Поэтому
технологию второго типа условно называют
технологией примерок.

125.

Получение развёртки деталей одежды (рис. 1в).
Выполнение заложенных в программу алгоритмов позволяет получить развёртки
деталей трёхмерной формы одежды с учётом заданной формы одежды, линий
внутренних членений и свойств материалов.
К достоинствам технологии развёрток относятся следующие моменты:
» От проектировщика не требуется знаний конструирования одежды. Процесс
проектирования полностью исключает традиционные этапы плоскостного
конструирования одежды.
» Программы лёгкие в освоении и дают быстрый результат проектирования — плоские
детали.
» Форма деталей одежды может меняться в зависимости от свойств материалов,
из которых изделие будет изготовлено.
» Возможность наложения различных принтов (как монопринтов, так и раппортных
рисунков) на трёхмерную форму изделия и получение развёртки деталей
с размещением на них принтов.
К недостаткам программ трёхмерного проектирования первого типа можно отнести:
» Узкую область применения для получения развёрток только плотно прилегающих
и полуприлегающих изделий.
» Невозможность проектирования в таких САПР изделий большого объёма, а также
с драпировками, складками.
» Необходимость уточнения контуров лекал: добавление динамических прибавок,
уточнение формы деталей с учётом технологии изготовления.

126.

Технология развёрток
Такой вид технологии реализован в нескольких отечественных системах
автоматизированного проектирования: СТАПРИМ, АССОЛЬ, BustCAD.
Последовательность проектирования заключается в нескольких этапах:
1. Формирование виртуального 3D-манекена.
Для проектирования можно использовать как базу типовых манекенов женских и
мужских фигур, так и создавать собственные 3D-манекены путём корректировки
параметров, уже заложенных в базу манекенов. Диапазон корректировки параметров
манекенов не ограничен, что даёт возможность получать манекены нетиповых фигур,
например беременных женщин, спортсменов, фигур с деформациями и асимметриями.
2.Формирование формы изделия и линий внутренних членений на поверхности
виртуального манекена.
В разных программах подход к этому этапу несколько различается. Так, в программе
СТАПРИМ путём задания проекционных прибавок и величин воздушных зазоров между
фигурой и одеждой формируют трёхмерную силуэтную форму одежды прилегающего
или полуприлегающего силуэтов. В программах BustCAD и АССОЛЬ возможно создание
только плотно облегающих форм одежды, таких как бельё, спортивная одежда, корсеты
и других путём нанесения на поверхность манекена линий изделия и конструктивных
линий членения

127.

Технология примерок
1. Построение плоских деталей одежды.
Предварительно способами плоскостного конструирования разрабатывают лекала деталей проектируемой модели одежды. Проектирование деталей может
выполняться как непосредственно в программе трёхмерного проектирования (например, программа CLO 3D), в отдельной подпрограмме плоскостного
конструирования (например, в САПР Assyst) или экспортироваться из других программ.
2. Задание исходных данных.
К исходным данным для трёхмерного проектирования относят вид виртуального манекена (аватара) и вид материала для изделия. Проектирование возможно как
для фигуры человека, так и для любых объёмных форм: фигуры животных, мебель, предметы интерьера, сумки и др. Проектировщик может использовать как
заложенные в базу данных аватары типовых фигур, так и создавать собственные путём корректировки параметров аватаров женских, мужских или детских типовых
фигур или импортировать в программы трёхмерные формы, построенные в других программах или полученные путём 3D-сканирования.
Внешний вид материала может быть выбран из электронной базы данных материалов или загружен пользователем самостоятельно. В большинстве САПР
предусмотрено задание не только внешнего вида, но и физико-механических свойств материала (толщина, поверхностная плотность, упругость, эластичность и др.)
3. Задание условий формирования виртуального образа модели одежды.
Для этого на экране монитора указывают последовательность соединения срезов деталей в процессе виртуальной сборки изделия. В результате выполнения
виртуальной сшивки на экране монитора формируется трёхмерная форма модели, надетая на фигуру.
4. Задание видов швов, фурнитуры, размещение логотипов, принтов и прочих элементов изделия.
После выполнения всех этапов программа формирует законченный 3D-образ изделия, по которому можно проводить оценку изделия как в статике, так и в
динамике. Аватар может передвигаться как по заложенным в программу алгоритмам движения, так и по созданным пользователем собственным вариантам
динамических движений и поз. Благодаря таким возможностям технологии трёхмерного проектирования стали использовать для создания виртуальных дефиле и
симуляций реальных модных шоу.

128.

129.

130.

Еще одной инновацией является использование компьютерного
моделирования и виртуального прототипирования при
конструировании швейных изделий. Это позволяет дизайнерам и
инженерам быстро создавать и тестировать новые модели, а также
оптимизировать форму, посадку и функциональность изделий.
Компьютерное моделирование также позволяет сократить
количество отходов и ошибок при производстве.

131.

Еще одной инновацией является использование
новых материалов и технологий при
производстве швейных изделий. Например,
разработка и использование новых тканей с
улучшенными свойствами, такими как прочность,
эластичность, водоотталкивание и дышащие
свойства. Также разрабатываются новые методы
окрашивания и обработки тканей, которые
позволяют создавать более яркие и устойчивые
краски, а также повышать стойкость к износу и
воздействию внешних факторов. Португальская
компания Villartex занимается сбором,
обработкой водорослей и производством из них
волокна, способного заменить трикотаж.
Британский бренд Stella McCartney в марте 2021
года представил вещи из мицелия Mylo,
имитирующего кожу.

132.

Инновации также затрагивают область моделирования и пошива
швейных изделий. В последние годы все большую популярность
набирают 3D-моделирование и печать одежды. Это позволяет
дизайнерам создавать сложные формы и текстуры, а также быстро
создавать прототипы и малые партии одежды без необходимости
использования традиционных методов пошива: Сапр, clo3d,
VidyaViewer, Browzwear

133.

Компания Assist bulmer Spezialmachinen
Это компания представила необычное приложение
«Vidya». Оно позволяет создавать трехмерное
изображение манекена и затем использовать фигуру
для подготовки новых коллекций одежды.
Примечательно что программа способна
бесконтактно снять мерки, самостоятельно
сформировать лекала, а заодно подсчитать сколько
ткани понадобится для определенной юбки или
платья.
Возможности программы Vidya
Экономия времени, наглядность, вариативность;
Управление драпировкой ткани, формой и посадкой
изделия;
Подгонка изделий с помощью технологии 3D
Непроизведенная имитация качества ткани, лекал и
человеческого тела
Создание вертуальных коллекций для рекламы и
продаж
Отсутствие примерок « в живую»
English     Русский Правила