1.04M
Категория: ФилософияФилософия

Философия средневековья

1.

ФИЛОСОФИЯ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

2.

ФИЛОСОФИЯ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Вопросы:
1.
2.
Предпосылки возникновения и характерные черты
философии средневековья.
Патристика и схоластика как формы и этапы
развития философской мысли.

3.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Эпоха Средних веков традиционно датируется с V по XV вв. н.э.
В этот период в духовной жизни общества господствующее
положение занимала религия.
Религия (лат. «религио» – благочестие, святость) –
специфическая форма общественного сознания и
духа. В основе религии лежит фундаментальная
человеческая потребность в переживании смысла
жизни, потребность эмоционального отношения ко
всему миру.

4.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ
ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от
распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV–XV вв.).
Философия, которая складывалась в этот период имела
два основных источника своего формирования.
Древнегреческая философия,
прежде всего в ее платоновской
и аристотелевской традициях
Священное писание,
повернувший эту
философию в русло
христианства

5.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем
средневековья диктовалась основными догматами христианства.
Теоцентризм – (греч. theos –
Бог)
такое понимание мира, в котором
источником и причиной всего сущего
выступает Бог. Он центр мироздания,
активное и творящее его начало.
Креационизм – (лат. creatio –
создание, сотворение)
принцип, в соответствии с которым Бог из
ничего сотворил живую и неживую
природу,
тленную,
преходящую,
пребывающую в постоянном изменении.
Провиденциализм – (лат.
providentia – провидение)
система взглядов, в соответствии с которой
всеми мировыми событиями, в том числе
историей и поведением отдельных людей,
управляет божественное провидение.

6.

ДОБРО И ЗЛО
В мире идет постоянная борьба между добром и злом, но
поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге
одержит победу над злом.
В кратком изложении феномен зла находит свое оправдание в
таких аргументах и интерпретациях:
• зло – свидетельство полноты божественного присутствия, ибо если
устранить все случаи зла, то в мире обнаружится недостаток многих
благ;
• зло – наказание за порочный и неправедный образ жизни;
• зло – испытание человека на твердость и искренность веры.
Так как человек соотнесен с Богом как сверхцелью и сверхблагом,
то посредством откровения и собственного творчества он все же
может «вытравить» из себя первородный и индивидуальноприобретенный грех. Посредством любви!

7.

Согласно христианскому вероучению, сын божий Иисус Христос
воплотился в человека, чтобы своей мучительной смертью на
кресте искупить человеческие грехи и подарить людям спасение.
Идея боговоплощения противоречила не только древней
языческой культуре, но и другим монотеистическим религиям –
иудаизму
и
исламу. До
христианства
господствовало
представление о принципиальном различии, несовместимости
божественного и человеческого, поэтому не могло возникнуть и
мысли о возможности слияния этих двух начал.
И
в
самом
христианстве,
где
Бог
представляется вознесенным над всем миром
в силу своей трансцендентности, а потому
отделенным от природы гораздо радикальнее,
чем греческие боги, вселение Бога в
человеческое
тело

вещь
крайне
парадоксальная.

8.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАЛОЖИЛА ОСНОВЫ
ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ, СУЩНОСТЬ
КОТОРОЙ МОЖНО ВЫРАЗИТЬ СЛЕДУЮЩИМИ
ТЕЗИСАМИ:
1.
человек сотворен Богом, причем сначала как тело из «праха» земного, а
затем уже как духовное существо;
2.
человек приходит в этот мир не по своей воле, и поэтому жизнь ему
дарована. Зачем? Для какой миссии?;
3.
человек служит намерению более высокому, чем он сам, он измерен
абсолютной мерой и может быть мерой всему. Его предназначение
быть «сподручником», сподвижником, сотворческим союзником Бога;
4.
человек изначально иерархичен, т. е. многосоставен и живет жизнью
физической, растительной, животной, социальной и сверхприродной
(инородной). Он соборен и симфоничен в той степени, в какой
добивается гармонизации своей целостности, что возможно лишь при
доминировании духовного начала;

9.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАЛОЖИЛА ОСНОВЫ
ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ, СУЩНОСТЬ
КОТОРОЙ МОЖНО ВЫРАЗИТЬ СЛЕДУЮЩИМИ
ТЕЗИСАМИ:
5.
человек – единственное существо, которое есть «образ божий», так как
обладает такими качествами, как свобода, разум, воля, любовь и
способность к творчеству;
6.
человек – «подобие божье». Уподобление означает сохранение,
прояснение, укрепление в собственной душе данного мне образа. Как
говорил Василий Великий: «...человек есть тварь, получившая
повеление стать Богом». Уподобление – самостоятельное движение к
Богу, и если этого не происходит, то образ божий превращается в
закопченую икону, тускнеет и гаснет. И тогда человек
расчеловечивается;
7.
в отличие от языческих верований средневековая мысль убеждена в
том, что человек, когда придет время, воскреснет целиком в своем
телесном облике, потому что согласно христианскому учению, душа не
может существовать вне тела. Именно эти догматы легли в основу
средневекового понимания проблемы души и тела.

10.

…Своеобразие философского мышления средневековья заключалось в его
тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и
основой философского мышления.
Содержание философской мысли приобрело религиозную форму.
Средневековая
философия
Экзистенция
(бытие, существование)
показывает, есть ли
вещь вообще.
Эссенция
(сущность)
характеризует
вещь.
Согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия
(без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность
должна быть сотворена Богом.
Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось
на авторитеты. Самый авторитетный источник – Библия.

11.

ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА КАК ФОРМЫ И
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Формы филосовской мысли
Апологетика
Цель: защита христианства от
язычества и псевдохристианских
доктрин – ересей
Патристика
Цель: систематизации религиозных и
философских взглядов христианского
монотеизма
Схоластика
Цель: посредством человеческого
разума обосновать принятые на веру
идеи и формулы

12.

Черты христианского религиознофилософского мировоззрения:
теоцентризм – творец, определитель всего сущего – Бог;
идея творения мира из ничего;
идея греха и идея спасения, ориентированная на «спасение души»;
богооткровенность, т. е. раскрытие Божественной тайны через
пророков и апостолов, Священное писание;
своеобразный антропологизм – «человек – образ и подобие Бога»;
провиденциализм – мир, человеческая история развития согласно
промыслу Божьему;
эсхатологизм – учение о конечных судьбах мира и человечества, о
конце света и страшном суде;
идея богопознания через богоуподобление, веру и любовь;
идея благодати как богочеловеческая основа нравственности и
духовности.

13.

Средневековая философия пыталась решить проблемы:
• доказательства бытия божия;
• соотношения разума и веры;
• божественного откровения и благодати;
• бессмертия души человека.
Основными формами развития философской мысли в период
раннего средневековья были апологетика и патристика.

14.

АПОЛОГЕТИКА
Апологетический период, идущий вслед за апостольским, дает
нам целый ряд известных христианских писателей и мыслителей
(Юстин Философ, Татиан, Тертуллиан и др.)
Рубеж II−III вв. – момент самого зарождения систематического
богословия. В центре этой богословской жизни стояла
знаменитая Александрийская школа (Климент
Александрийский, Ориген).
III−IV вв. – эпоха яростных тринитарных и христологических
споров. В этот период особенно выдвигается Афанасий Великий
и Каппадокийская школа.

15.

ПАТРИСТИКА
За апологетикой появляется патристика (от лат, pater – отец)
– философские учения «отцов церкви».
Наиболее ярким представителем патристики был епископ в
Гиппоне (Северная Африка) Августин Блаженный (354−430),
оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию,
а также и на многих более поздних представителей
философского творчества.
Августин решает две важнейшие проблемы:
динамика личности и динамика общечеловеческой
истории. Его «Исповедь» – это исследование
самосознания личности, ее психологических
состояний.
Августин считал, что субъективно человек
действует свободно, но все, что он делает, делает
через него Бог. А бытие Бога можно вывести из
самосознания человека, из самодостоверности
человеческого мышления.

16.

С А. Блаженного начинается и разработка философии истории…
• Онтология: Бог есть высшее бытие и благо. Все, что сотворено им –
несет печать высшего бытия и тоже совершенно. Зло само по себе
есть небытие, не положительная реальность, не есть сущность.
• Гносеология: Христианский Бог сам по себе недоступен для познания,
тем не менее, открывает себя человеку, Его откровение явлено в
священных текстах библии. Таким образом, знание о божественном
бытии можно получить только сверхъестественным путем. Ключом к
такому познанию является вера.
Последующие века патристики (V−VIII вв.) уже не дали столь
значительных и оригинальных умов
В целом заслуга патристики заключается не только в создании самой
модели теологического знания, но и позднее, в культивировании
комментаторско-энциклопедической традиции.

17.

СХОЛАСТИКА
Ha основе патристики в IX в. начинает складываться схоластикапроизошло от латинского слова schola (школа), которая обращается к
рациональным методам знания при рассмотрении сверхрациональных
«предметов».
Схоластика – господствующий тип средневековой теологической
философии, отличительными чертами которого являлись оторванность
от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний
догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям,
схематичность, назидательность, учительство.
Наиболее значительной фигурой в схоластике
следует признать создателя томизма — Фому
Аквинского (1225-1274).
Сущность Фома Аквинский трактует как то,
благодаря чему вещь становится тем, что она есть.
Но только в Боге сущность и существование
тождественны; следовательно, только
Бог
является абсолютно простым существом.

18.

СХОЛАСТИКУ РАЗДЕЛЯЮТ НА ТРИ
ПЕРИОДА:
Ранняя схоластика (от 400-х гг.
до 1200-х гг.)
этот период связан с Августином и
близким
ему
неоплатонизмом. Его
выдающимися фигурами были Иоанн
Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский,
а также Пьер Абеляр
Зрелая схоластика
(приблизительно с 1200 гг. до
первых десятилетий XIV века)
Представителями
этой
эпохи
грандиозных систем и синтеза являлись
Альберт Великий, его ученик Фома
Аквинский и главный оппонент Фомы –
Иоанн Дунс
Поздняя схоластика (с начала
XIV века до расцвета Ренессанса)
Уильям Оккам

19.

ПЯТЬ АПОСТЕРИОРНЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
Фома Аквинский на основе своего метода аналогии выдвинул систему пяти
апостериорных доказательств:
1. Доказательство
от движения
исходит из того, что вещи находятся в движении, а все
движущееся приводится в движение чем-то другим, ибо
движение это соединение материи с формой.
2. Доказательство
от производящей
причины
гласит, что в материальном мире существует
определенный причинный порядок, берущий свое
начало от первой причины, то есть бога.
3. Доказательство
от необходимости и
случайности
исходит из того, что в природе и обществе существуют
единичные вещи, которые возникают и уничтожаются
или могут существовать либо не существовать.
4. Доказательство
от степени
совершенства
исходит из предпосылки, что в вещах проявляются
различные степени совершенства и несовершенства.
5. Доказательство
от
целенаправленного
руководства миром
опирается на ту посылку, что в бытии как разумных,
так и неразумных существ, а также в вещах и явлениях
наблюдается упорядоченность и целесообразность их
деятельности и движения.

20.

В зависимости от позиции, занятой в вопросе об универсалиях,
схоластика разделилась на два теченя:
Реализм
Номинализм
Реалисты показывали, что
общие понятия по отношению к
отдельным вещам природы
являются
первичными
и
существуют реально, сами по
себе. Они приписывали общим
понятиям
самостоятельное
существование, не зависимое от
отдельных вещей и человека.
Предметы же природы, по их
мнению, представляют лишь
формы
проявления
общих
понятий.
Номиналисты утверждали, что
«универсалии суть имена после
вещей». Реальны лишь
единичные вещи, например,
люди, дома, а вот «человек
вообще» или «дом вообще» —
это лишь слова или названия, с
помощью которых люди
обобщают в род единичные
предметы.

21.

ЗНАЧЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ
ФИЛОСОФИИ В ТОМ, ЧТО ОНА:
• Стала связующим звеном между античной философией и
философией эпохи Возрождения и нового времени;
• Сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку
возникла на основе античной философии;
• Пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
• выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра
над злом и в воскрешении;
• Сформировала концепцию личности и усовершенствовала модели
ее духовно-нравственного развития;
• Реализовала принцип гуманизма в его религиозной форме;
• Внесла свой вклад в построение системы логики и диалектики.
English     Русский Правила