Похожие презентации:
Философия, круг ее проблем и роль в жизни общества
1.
2.
ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ ИРОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Вопросы:
1.
2.
Мировоззрение: факторы
исторические типы.
формирования,
структура
и
Философия: предмет, основные направления, функции и
разделы.
3.
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ4.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯФорма
мировоззрения
МИФОЛОГИЯ
Язык, смысловая
единица
Мир, фантазия,
воображение
Отношение к миру
Признаки
Приспособление,
подчинение природе
Синкретичность,
отождествление
реального с
вымышленным,
сверхъестественность
, образность,
эмоциональность,
ассоциативность
Вера как основа
религиозного
мышления,
откровение как путь
познания,
иррациональность
Рациональность,
рефлексивность,
критичность,
креативность
РЕЛИГИЯ
Вера, откровение,
интуиция
Уход от
действительности в
потусторонний мир
ФИЛОСОФИЯ
Знание, разум, логика
Преобразование
действительности
5.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИСлово «философия» происходит от греч.«фило» — любовь
и «софия» — мудрость.
ФИЛОСОФИЯ – ЭТО
любовь к мудрости
продукт духовного развития человека
форма общественного сознания
«живая душа культуры»
социокультурная мера цивилизованности
система знаний о мире, человеке и месте человека в
мире
наука о наиболее общих законах развития природы,
общества, человека, культуры
«эпоха, схваченная в мысли»
рефлексия над мировоззренческими универсалиями
культуры
Философия
–
теоретически
сформулированное
мировоззрение.
Это система самых общих теоретических взглядов на мир, места в нем
человека, уяснения различных форм отношения человека к миру.
6.
СТРУКТУРА (РАЗДЕЛЫ) И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИРазделы философского знания
Функции
Онтология (от греч. ontos – сущее + Онтологическая и мировоззренческая
logos – учение)
(учение о бытии)
Гносеология (от греч. gnosis – знание
Гносеологическая или логико+ logos – учение)
методологическая
(учение о познании)
Аксиология (от греч. axia – ценность
Аксиологическая или ценностно+ logos – учение)
регулятивная
(всеобщая теория ценностей)
Праксиология (от греч. praxis –
Праксиологическая или социальнодело, действие + logos – учение)
критическая
(анализ практической деятельности
человека)
Антропология (от греч. antropos –
Антропологическая
человек, действие + logos – учение)
(учение о природе и сущности
человека)
Социальная философия
Методологическая
7.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ –ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИИ К СОЗНАНИЮ?
Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах
и конец немецкой классической философии»
сформулировал данный вопрос.
Основной вопрос философии имеет две
стороны:
•Что первично «материя» или «сознание»?
•Познаваем ли мир?
8.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИИ КСОЗНАНИЮ?
Отвечая на вопрос – Что первично «материя» или «сознание»? В
философии выделяются следующие концепции:
Философские концепции
Материализм
(лат.materialis
–вещественный)
––
философское
мировоззрение, в соответствии с
которым материя, как объективная
реальность, является онтологически
первичным началом в сфере бытия.
Виды МАТЕРИАЛИЗМА
-механистический
-вульгарный
-естественнонаучный
-диалектический
Идеализм (от греч. idea идея) —
учение, признающее исходным,
первичным
началом
всего
существующего
дух,
идею,
сознание.
Виды ИДЕАЛИЗМА
-объективный
-субъективный
9.
ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИДуализм – считает, что основу универсума составляют два
начала: духовное и материальное, сознание и материя. Они
существуют одновременно, параллельно, независимо друг от
друга. Тело не зависит от духа, дух не зависит от тела; психика
не зависит от нервных процессов мозга; мозг не является
субстратом сознания.
Плюрализм – (от лат. pluralis – множественный) – позиция,
согласно которой существует несколько или множество
независимых и несводимых друг к другу начал или видов
бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и прочего.
Холи́зм (от др. греч. «целый, цельный») в широком смысле –
позиция в философии и науке по проблеме соотношения части
и целого...
10.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЯВЛЯЕТСЯ ВТОРОЙСТОРОНОЙ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ
Оптимизм
Мир познаваем – таково мнение большинства
философов
и
материалистической
и
идеалистической ориентации
Пессимизм
(агностицизм)
Скептицизм
Люди никогда не смогут обрести знания о вещах
внешнего мира как они есть на самом деле
потому, что всему и всегда, они придают
человеческое
измерение
и
преломляют
объективную информацию через призму структур
и форм собственной субъективности, внося в нее
неискоренимые искажения
Сомнение в возможности получить достоверное
и полное знание об объективной реальности или
о ее каких-то сегментах
11.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТКосмоцентризм Космос, природа, а человек лишь
малая частица бытия, зависимая от
целого
Теоцентризм
Бог – творец всего сущего, а человек –
образ и подобие божье
Антропоцентр
изм,
секуляризованн
ый гуманизм
Человек – единственный венец
эволюции природы, и все, что до или
вне его бытия, должно использоваться
им себе во благо