Похожие презентации:
1 Начала философии
1.
Философия, круг ее проблем и роль в жизниобщества
Тема 1.
1. Мировоззрение: понятие и проблемы. Общественноисторический характер мировоззрения
2. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения
философии
3. Многообразие областей философского осмысления
действительности
4. Проблема предмета философии.
5. Две стороны основного вопроса философии и его решение
6. Специфика философского знания. Функции философии
2.
Мировоззрение: понятие, структура, уровнимировоззрение
Обыденно-практический
(житейский) –
мироощущение (житейская
философия, здравый смысл)
Теоретический уровень миропонимание
знания
Ценности и нормы
верования
навыки
убеждения
идеалы
деятельность
Традиции.
обычаи
оценки
эзотерия
3.
Общественно-исторический характер мировоззрениячеловек
Об
щ
ес
тв
ен
но
ис
то
ри
че
ск
ие
ти
пы
мир
мировоззрение
мифологическое
Миф – предание, сказание.
Синкретичный взгляд на мир
религиозное
Удвоение мира – естественный,
сверхъестественный, главный
компонент -вера
философское
Любовь к мудрости, проблема
взаимоотношения человека и мира
4.
Проблема происхождения философииФилософия –
не только учение о величайших вопросах, способных волновать
человека, она сама – одна из труднейших проблем, которые пытается
разрешить
Мифогенная
концепция
происхождения
философии
Гносеогенная
концепция
происхождения
философии
Зачатки научного знания – как
предпосылка философии
Мифотворчество – как основная
предпосылка философии
проблема
Не объясняет философский
рационализм
Не объясняет умозрительную
метафизику первых
философских школ
5.
Специфика философского знанияМифология
Художественно-образное освоение мира
Философия
Понятийно-логическая форма мышления и
освоения мира
Главные
вопросы:
Что я могу знать?
Что я должен
делать?
На что я могу
надеяться?
Что есть человек?
(И.Кант)
Понятия,
категории
Методы.
принципы
Теории,
системы
Ответ на них:
1. Не может быть найден экспериментальным путем
2. Имеет ценностную окраску, ориентирован на человеческое
присутствие, человеческий интерес и оценку
6.
Многообразие областей философского осмысления мираФилософия
природы
Философия
человека
Философия истории История
философии
Философия
политики
ядро
Философия права
онтология
гносеология
Философия морали
Философия техники
диалектика
Философия
искусства
Философия науки
методология
Философия
управления
Философия религии
7.
Проблема предмета философиипроблема взаимоотношения
человека и мира
(в широком смысле)
1. Не локализован в
конкретной области
действительности
Для того, чтобы судить о
философии надо жить ею и
тот кто не может жить
философским предметом
обязан воздерживаться и от
суждений и о самой
философии и о ее предмете
(Ильин И.А.)
2. Исторически подвижен и
конкретен
( решение зависит от
достигнутого уровня
общественно-исторической
практики: уровень развития
материального и духовного
производства, уровень
развития научного знания)
8.
Основной вопрос философиибытие
сознание
дух
«Я»
«НЕ-Я»
материя
Основной вопрос
философии
Онтологический
аспект (1-я сторона)
Гносеологический
аспект (2-я сторона)
Что первично?
Бытие или сознание
Познаваем ли мир?
(проблема тождества
мышления и бытия)
9.
Решение основного вопроса философииРешение 1-ой стороны овф
Решение 2-ой стороны овф
Что первично: бытие или
сознание
познаваем ли мир
(природа, общество)
монизм
дуализм
Материя
первична
сознание
вторично
Материя
зависит от
духовного
начала
материализм,
(Гераклит,
Демокрит, Дидро,
Маркс)
идеализм
Субъективный
(Беркли,Юм,
экзистенциализм,нео
позитивизм)
Мир
познаваем
Материаль
ное и
духовное
начало
существуют
независимо
(Декарт)
Оптимизм
(материали
сты,
некоторые
идеалисты)
Достоверное
познание мира
невозможно
Агностицизм
(Д.Юм.И.Кант)
скептицизм
Объективный
(Платон, Гегель,
неотомизм)
10.
Основные философские направления и классические представителиматериализм
идеализм
субъективный
Античность:
Сократ
Новое время:
Беркли, Юм,
Кант. Фихте
объективный
Античность:
Платон
Средние века:
Фома
Аквинский
Немецкая
классическая
философия:
Гегель
11.
Основные философские направления и классические представителиматериализм
метафизический
Атомистическое учение
Демокрита (античность)
( допускает движение
атомов в пустоте)
Механистический
материализм Нового
времени :
Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Ламетри,
Гольбах (абсолютизация
принципов механики)
идеализм
диалектический
Философия марксизма:
К.Маркс (признает
возможность изменения,
развития общества
(природы), и как
следствие мышления)
12.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА
ОБЩЕСТВЕННОГО
СОЗНАНИЯ
ФИЛОСОФИЯ КАК
НАУКА
ФИЛОСОФИЯ КАК
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ФУНКЦИЯ - ЗНАНИЕ О
ВСЕОБЩЕМ
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ
КРИТИЧЕСКИПРОГНОСТИЧЕСКАЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ
13.
Философия Древней ИндииФилософские учения в
Индии начинают
складываться с конца 2начала 1 тысячелетия до
н.э., когда там возникает
множество государств.
Главенствующее положение
среди учений занимает
брахманизм (10 в. до н.э.),
преобразующийся в
религию индуизма.
14.
• . Брахманизм — системарелигиозных взглядов и культовой
практики, являющаяся прямым
наследием ведической религии.
Главные божества брахманизма —
Брахман, Атман, Тот, Пуруша.
Брахманоспати — олицетворение
молитвы, которое упоминается в
Ведах. В брахманский период она
превращается «в верховного бога
Вселенной.
• Молитва, связанная с принесением
жертвы, культовые действия
брахманов имеют такую огромную
силу, что им подчиняется весь мир, и
эта сила олицетворяется в виде бога
Брахмы, который содержит в себе
все». Брахманизм освятил
разделение общества на 4 сословия –
варны: брахманов (жрецов),
кшатриев (воинов), вайшья
(земледельцев), шудра (слуг и рабов).
15.
• Деление на касты было освящено религией. Согласно Законам Ману, самБрахма ввел деление людей на сословия и предписал каждому в зависимости
от принадлежности к той или иной варне, заниматься определенным,
предначертанным ему свыше видом деятельности. Законы Ману — это
сборник предписаний о долге, правила поведения в частной и общественной
жизни. Составление законов приписывается мифическому прародителю
людей Ману. Однако, как установлено исследователями, сборник создавался
на протяжении нескольких веков в одной из брахманских школ. Касты
произошли из разных частей тела Брахмы.
• Каждая каста в соответствии со своим рождением, была призвана заниматься
определенной деятельностью. Брахманы созданы из уст. Они изучают веды,
обучают молодых брахманов священным текстам. Кроме того, в их
обязанность входит совершение жертвоприношений для себя и других,
получение и раздача милостыни. Брахманы — это жречество,
сосредоточившее в своих руках область культа и сокровенные знания.
• Кшатрии созданы из рук. Они должны охранять подданных, изучать веды,
раздавать милостыни, жертвоприношения. Кшатрии — воины, из этой касты
происходили князья и цари. Вайшья созданы из бедер. В дополнение к
изучению вед, раздаче милостыни и жертвоприношениям, они должны
заниматься торговлей, ростовщичеством, земледелием. Это земледельцы,
скотоводы, торговцы — свободное население.
• Три благородные касты назывались еще «дважды рожденные». Шудры
созданы из ног Брахмы. Их обязанность — беспрекословно служить всем трем
варнам. Шудры не являлись частью общины.
16.
• Философия брахманизма зиждется на учении о том, что воснове всего лежит Брахма – мировой дух, бескачественная,
божественная субстанция. Материальный мир есть покрывало
майи, иллюзия, видимость, фантасмагория.
Древнейший памятник индийской литературы – Веды. В
образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное
мировоззрение, с которым уже в то время сочетались
некоторые философские представления о мире, о человеке и о
нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы или части.
Древнейшая из них – Самхиты. Самый ранний из них – Ригведа,
сборник религиозных гимнов (ок. 1500 г. до н.э.). Вторую часть
Вед составляют Брахманы – сборник ритуальных текстов. На них
опиралась религия брахманизма, господствовавшая до
возникновения буддизма. Третья часть Вед – Араньяки,
содержащие правила поведения для отшельников. Завершают
Веды Упанишады, собственно философская часть, возникшая
около 1000 г. до н.э.
17.
В эпоху раннего средневековья (11-4 вв. дон.э) наибольшее развитие и распространение
в Индии получили девять философских систем:
шесть ортодоксальных (веданта, миманса,
санкхья, йога, вайшешика, ньяя) и три
неортодоксальных (чарвака-локаята,
джайнизм и буддизм).
Каждая из этих школ имеет свою специфику,
свою проблематику. Однако в решении
основного вопроса философии они
разделяются на два направления:
идеалистическое и материалистическое.
Первое представлено йогой, ведантой и
буддийскими школами мадхьямика и
йогачара. Последовательную
материалистическую позицию занимали
чарвакй, остальные школы (ньяя, вайшешика,
миманса, буддийские школы вайбхашика и
саутрантика) также относились к
материалистическому лагерю, однако в
трактовке ряда проблем гносеологии и этики
делали уступки идеализму и религии. Сильные
элементы материализма содержались и в
философии джайнизма.
18.
Веданта (учение вед) признает брахмана какабсолютную духовную сущность мира. Знание
освобождает душу, незнание порабощает ее,
усиливает стремление к чувственным
удовольствиям. Изучение веданты и является
основным средством освобождения души.
Миманса (первая истина) – исследование
ведийского текста о жертвоприношениях,
объясняет ритуал вед, учение которых тесно
связывается с дхармой – идеей долга, исполнение
которого предполагает прежде всего
жертвоприношение.
Санкхья (число). В ее основании лежит не текст
Вед, а независимый опыт и размышление. По ее
учению первопричиной мира является материя,
природа (пракрити). Наряду с природой
признается существование абсолютной души
(пуруши). При соединении пракрити и пуруши
возникают исходные принципы мира, как
материальные (вода, воздух, земля и т.д.), так и
духовные (интеллект, самосознание и т.д.). Санкхья
представляет собой дуалистическое направление в
философии индуизма.
19.
• Учение Йога (напряжение) направленона практическое психологическое
обучение. Ее теоретическая основа
санкхья, хотя в йоге признается бог.
Психологическая тренировка в Йоге
состоит из ступеней: самонаблюдение
(яма), овладение дыханием при
определенных положениях тела
(асана), изоляция чувств от внешних
воздействий (пратьяхара),
концентрация мысли (дхарана),
медитация (дхьяна), состояние
отторжения (смадхи). На последней
ступени достигается освобождение
души от телесной оболочки,
происходит разрыв пут сансары и
кармы.
20.
• Вайшешика (особенность), как и ньяя (правило),видит цель мудрости в освобождении человеческого
«Я» от страдания и зависимости. Все вещи постоянно
меняются благодаря изменению в них устойчивых
элементов – шаровидных атомов. Атомы вечны,
никем не созданы и многокачественны, в них и
возникают различные одушевленные и
неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из
атомов, однако движущей силой его развития
является бог, который действует в соответствии с
законом кармы.
Ньяя – учение о формах мышления. Главное – это
исследование метафизических проблем при помощи
логики. Освобождение – есть конечная цель
человеческой жизни. А само освобождение – это
прекращение воздействия отрицательных факторов
страдания.
21.
• Чарвака (имя основателя) – это материалистическое учение вДревней и Средневековой Индии. Поздняя разновидность
родственной философской концепции – локаяты, с которой
иногда вообще отождествляется. Каких-либо сочинений этой
школы не сохранилось, а источником знаний об этом учении
служат высказывания представителей других школ. Чарвака –
это основатель философского учения. Учение отрицает
концепцию брахмана (универсальная безличная мировая
душа), Атмана (индивидуальная душа), сансары и кармы.
Основой всего сущего выступает материя в виде четырех
первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и
сознание выступают как производные от материальных
первоэлементов. Материя может мыслить. Смерть – конец
всему. В основе этической концепции чарваков лежит
неограниченное наслаждение – гедонизм. Признавая только
такие реальности как страдание и наслаждение это школа
целями человеческого существования считает богатство и
наслаждение. «Пока жизнь еще ваша – живите радостно: никто
не может избежать пронзительного взгляда смерти».
22.
• В 5 в. до н.э. среди касты кшатриев возникла джайнистскаярелигия как отражение протеста воинов против жрецов,
недовольства торговцев и ремесленников кастовыми
привилегиями.
• Джайнизм - это воистину религия мирных освободителей,
корнями уходящая в самые ранние философии на земле. Этой
стоической религии присущ элемент человеческой
притягательности, исполненной принципов мира и терпимости,
которые так остро необходимы сейчас.
• Название этой религии происходит от санскритского слова
"джина", что означает "покоритель", то есть тот, кто обуздал все
свои земные желания и был освобожден от цикла
перерождений. Таким образом джайнизм - это набор принципов,
которые проповедовали 24 джины, или тиртханкара,
находившиеся на самой вершине небесной иерархии. Тем не
менее им не поклоняются как спасителям просто потому, что они
не могут вмешиваться в божественный порядок от имени своих
последователей.
23.
• Джайнизм даже отвергает автократию ивмешательство так называемого
Верховного существа. Он выступает за
дело индивидуума, чей статус в
обществе определен им самим, а не его
рождением. Больше того, индивидуум
способен достичь высот совершенства
благодаря своим усилиям и преданности
своим идеалам. Согласно теории кармы
каждый человек имеет абсолютную
религиозную независимость и свободу.
Ничто не может помешать его
деятельности, и поэтому каждый
человек сам ответственен за ее
результаты - плохие и хорошие.
Джайнизм признает 14 стадий эволюции
души - от нечистоты к чистоте, или
полному освобождению. Для джайнов
путь к достижению своей цели лежит
через приверженность трем духовным
канонам - правильные знания,
правильная вера и правильное
поведение.
24.
Первоначально сторонники джайнизма отрицали существование
брахманских богов, сотворение мира богом или духом, утверждая, что
Вселенная образовалась сама собой. Джайнисты верили, что для спасения
людей на землю являются по очереди джайны (победители страстей),
последним из которых они считали основателя джайнизма Вардхамана,
прозванного Махавирой (великим героем). Впоследствии, однако,
джайнисты признали существование брахманских богов как стражей мира
и необходимость кастового строя. Джайнизм в своей главной части –
этическое учение, указывающее путь «освобождения» души от ее
подчинения страстям. Цель философии Джайнизма – «святость», особый
образ поведения, при помощи которого достигается освобождение.
Источником мудрости в считается не бог, а особые святые, достигшие
силы и счастья на основе совершенного знания и посредством поведения,
вытекающего из этого знания. Основным признаком души Джайнизм
считает сознание. В онтологии Джайнизма мы видим разделение всего
сущего на живые и неживые субстанции. Из неживых особое место
принадлежит материи (пудгала), кроме нее неживыми являются
пространство, время, условия движения и покоя.
25.
• В 6 в. до н.э. в Северной Индиивозник буддизм. Основателем
буддизма был Сиддхартха
Гаутама (Шакьямуни)
(отшельник из племени
шакьев) (624-544 до н.э.),
названный Буддой
(ясновидящим,
просветленным) после того как
ему открылся истинный путь
спасения.
Буддизм (от санскритского
слова "будда", буквально —
просветленный) — одна из
трех мировых религий,
получившая распространение
среди населения ряда стран
Центральной, Восточной и
Юго-Восточной Азии и
Дальнего Востока.
26.
• По представлению буддистов, каждое существо,достигшее высшей святости, может стать буддой, т. е.
просветленным. Один из будд, прозванный в его земной
жизни Шакьямуни ("отшельник из рода шакьев"), поведал
людям учение о "спасении", которое его последователи
называют, как правило, санскритским словом "дхарма"
(учение, закон). Поэтому под термином "будда" обычно
подразумевают именно Шакьямуни.
• Вопрос о том, является ли личность Шакьямуни полностью
мифической, или в основе его биографии, расцвеченной
религиозной фантазией составителей, лежат некоторые
реальные факты, Наукой пока не решен. Подробные
"биографии" Шакьямуни возникли не ранее II—III вв. н. э.
Однако не подлежит сомнению, что Шакьямуни
единоличным "создателем" буддизма, каким его
представляет буддийская литература, быть не мог.
27.
• Легенда о Будде• Буддисты верят, что после бесчисленных предшествующих
перерождений грядущий Будда решил к радости всех богов
спуститься на землю и возвестить людям путь к спасению. Для
"последнего своего рождения" он избрал царскую семью в знатном
роде Готама (отсюда одно из его имен - Гаутама) племени шакьев,
живших в Северной Индии.
• Познав причину страданий и путь избавления от них, Будда решил
возвестить свое открытие людям. Бог смерти — демон зла Мара
всячески пытался воспрепятствовать этому. Но Будда победил Мару,
пришел в Бенарес и там произнес свою первую проповедь, в
которой кратко сформулировал основные положения новой
религии. Один за другим следуют обращения тех, кто слушает его
проповеди. Они присоединяются к странствующей с ним группе
монахов. 40 лет, окруженный учениками, ходит он по городам и
деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.
Смерть настигла его в восьмидесятилетнем возрасте и совпала, так
же как рождение и прозрение, с, днем майского полнолуния
(поэтому для буддистов это "трижды святой" день).
• Различные направления и школы буддизма по-разному датируют
годы земной жизни Шакьямуни. В большинстве случаев считается,
что он жил в VII—VI лли в VI—V вв. до н. э. Недавно буддисты ряда
восточных стран условились принять датой смерти Шакьямуни день
майского полнолуния 544 г. до н. э. и весьма широко отметили в
1956 г. 2500 лет существования буддизма.
28.
29.
• Суть буддизма – избавление отстрадания. Четыре благородные истины:
о сущности бытия как страдания, о
причинах страдания, об избавлении от
него и о путях к этому избавлению:
1. Бытие всегда тождественно страданию,
всякое бытие – зло, а небытие – благо.
2. Причиной страдания являются жажда
бытия, желание, страсти, влечение.
Поэтому буддисту должны быть чужды
любовь, сострадание, всепрощение и
проч.
3. Чтобы освободиться от страдания
нужно отказаться от желаний, подавив в
себе все страсти. Избегай все, что ласкает
твой дух, что зажигает страсти.
4. Для постижения спасения необходимо
выключиться из круга перевоплощений,
достигнуть состояния нирваны, то есть
угасания или исчезновения.
30.
• Нирваны можно удостоиться, если следоватьвосьмеричному пути спасения: правильно видеть,
мыслить, говорить, действовать, вести праведный образ
жизни, от правильного усилия, внимания и
сосредоточения.
Этот путь – освобождение от 10 цепей: от любви к земной
жизни, чувственных страстей, ненависти, гордости и т.д.
непротивление злу, примирение с действительностью.
Некоторые положения буддийского учения представляют
интерес с философской точки зрения. Таковы учение о
всеобщей изменчивости, отрицание существования души
как особой сущности и признание наличия лишь потока
постоянно сменяющих друг друга состояний сознания.
31.
Философия древнегоКитая
• Китайская философия
зарождается и складывается в
период династий Шан (18-12 вв.
до н.э.) и Чжоу (11-3 вв. до н.э.).
Своими корнями она уходит в
мифологическое мышление.
Уже в рамках мифологии
выделяется высший принцип,
управляющим миропорядком.
32.
• При династии Шанвысшим началом,
божеством, создавшим
все существующее,
считался шанди
(Верховный император),
а при династии Чжоу
возникло
представление о «воле
Неба» как о всемогущем
первоначале и
первопричине всех
вещей.
33.
• Темное и светлое сталирассматриваются как
свойства, внутренне
присущие предметам,
противостояние которых
вызывает развитие и
изменение в вещах и
процессах. Эти взгляды
зафиксированы в
надписях на гадательных
книгах и костях, в которых
солнечный день
назывался светлым, а
пасмурный – несветлым.
Входе борьбы двух
идеологических тенденций
(консервативной и
прогрессивной, мистической
и атеистической) все шире
распространяются наивноматериалистические идеи о
пяти первоэлементах вещей
(металле, дереве, воде, огне,
земле), о естественном пути
(Дао) и др., возникшие на
рубеже 2-1 тысячелетий до
н.э. как результат обобщения
первоначальных знаний того
времени.
34.
“И Цзин” (“Книга перемен”)«Книга перемен» («И Цзин») – это гадательная книга, в которой исследуются
изменения, происходящие с темным и светлым началами. В название этого
источника вложен глубокий смысл, суть которого - это попытка отразить
процессы, происходящие в природе, включая ее небесную сферу с естественной
системой звезд. Небесная природа (мир), вместе с Солнцем и Луной, в процессе
своих ежесуточных орбит, то поднимаясь, то опускаясь, творит все
многообразие постоянно изменяющегося поднебесного мира. Отсюда и
название литературного памятника - “Книга перемен”. Ее тексты создавались в
разные времена (12-6 вв. до н.э.). Здесь отражены древние мифы о двух началах
(духах) Инь и Ян.
35.
янЯН
• Ян – мужское, светлое,
активное начало. Оно
управляет небом. Понятие
древнекитайской
философской школы
даосизма, а также
китайский символ
двойственного
распределения сил,
включающий активный
или мужской принцип.
36.
Инь• Инь – женское,
темное и пассивное
начало, управляет
землей. Инь и Ян
могут действовать не в
отрыве друг от друга, а
только во
взаимодействии в
соединении своих сил.
37.
ШколыПериод Чуньцю (8-5 вв. до н.э.) – Чжаньго (5-3 вв. до н.э.)
является временем перехода к феодальному обществу, когда
возникла обстановка, получившая название «соперничество
всех школ». Школ было шесть:
• школа служилых людей (конфуцианство),
• школа моистов (последователей Мо-цзы),
• школа даосистов (последователей Лао-цзы),
• школа легистов (от лат. Lex – род. Падеж от legis – закон),
школа номиналистов (школа имен),
• школа сторонников Инь и Ян (натурфилософы).
38.
• При этом в большинстве школ преобладалапрактическая философия, связанная с
проблемами житейской мудрости,
нравственности управления. Это почти
целиком относится к конфуцианству,
моизму, легизму, мировоззренческие
основания политико-этических учений,
которых были или заимствованы из других
школ.
39.
КонфуцианствоКонфуций
В истории древнекитайской
идеологии важное место занимает
этико-политическое учение
конфуцианства, основоположником
которого был Конфуций (551-479 до
н.э.), в литературе он часто
именуется Кун-цзы, что означает
учитель Кун. Уже в возрасте 20 лет он
прославился как самый знаменитый
педагог Китая.
Главный источник его учения книга
«Лунь юй» («Беседы и суждения») –
высказывания и беседы с учениками,
зафиксированные его
последователями.
40.
В центре философии Конфуция – проблемы воспитания. «Вселюди близки друг другу по своей природе, а расходятся между
собой в ходе воспитания», «Для того, чтобы познать новое,
необходимо изучать старое», «Учение без размышления
бесполезно, а размышление без учения – пустое дело». Небо
Конфуций рассматривает в связи с человеком, а не природой,
именно человек является главным предметом его философии,
которая носит ярко выраженный антропоцентричный характер. .
В центре его учения – человек, его умственное и нравственное
развитие и поведение. Главное внимание Конфуций уделяет
вопросам воспитания идеального человека (цзюнь-цзы), которое
должно осуществляться в духе уважения к окружающим людям и
обществу. Оно должно включать в себя выработку надлежащих
правил поведения и обязательность исполнения каждым
человеком своих функций, а сам человек рассматривается в
качестве человека-функции, подчиненного обществу. Главным
принципом человека должен быть «принцип золотой середины»,
благодаря которому в обществе исчезнут противоречия.
41.
«Исправление имен»(«чжен мин»)Это кульминация конфуцианского культа прошлого.
Кун Фу-цзы признавал, что «все течет» и что «время бежит,
не останавливаясь». Конфуцианское исправление имен
означало на самом деле не приведение общественного
сознания в соответствие с изменяющимся общественным
бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их
былым значением. Поэтому Кун Фу-Цзы учил, что государь
должен быть государем, сановник – сановником, отец –
отцом, а сын – сыном. Быть сыном означало соблюдение
всего ритуала сыновей почтительности, который включал в
себя, наряду с рациональным и гуманным, много
чрезмерного. Например, после смерти отца старший сын
ничего не смел менять в доме и в семье в течение трех
лет.
42.
Школа мо-цзяПротив конфуцианской школы выступил Мо-цзы (479-400 г. до н.э.).
В противовес конфуцианству он утверждал, что предопределенной
судьбы нет. Судьба человека зависит от того, как он будет
осуществлять принцип всеобщей любви, выражающей «небесную
волю». В соответствии с этим «небесный владыка» награждает или
наказывает его. В дальнейшем последователи Мо-цзы
разрабатывали логику и теорию познания. Они признавали
объективное существование вещей вне нашего сознания. Все наши
усилия, учили моисты, - это результат совместных усилий наших
органов чувств (у-лу) и мышления (син).
43.
• Народ у моистов – высшая ценность. Волянеба совпадает с волей народа, любовь неба к
людям – прежде всего любовь неба к
простому народу. Поэтому, подражая небу,
следуя его воле, правители должны любить
народ. В действительности же простой народ
голодает, замерзает без одежды, не знает
отдыха, тогда как ваны, гуны и другие знатные
люди развлекаются. Мо Ди:»Мой замысел,
чтобы уничтожить все это».
44.
Школа легистов (фа-цзя)• Школа законников (легистов) противостоит
конфуцианству, хотя именно она во многом
способствовала его превращению в
официальную идеологию. Эта школа имела
преимущественно прикладной характер.
Ее возникновение связано с реформами
Шан Яна, которые он проводил в 4 в. до н.
э. в царстве Цинь. С его именем и
связывают книгу «Шан цзюнь шу» (книга
правителя Шана).
45.
А) Закон как узда и наказание. Законникипротивопоставили конфуцианскому ритуалу «ли»
закон – «фа» и целиком отказались от методов
убеждения, т. е. от нравственного принуждения,
положившись на правовое принуждение и
законодательство. В их доктрине совесть заменяется
страхом. Это связано с тем, что, по мнению
легистов, в древности люди были просты и честны, а
теперь они стали хитры и нечестны. Поэтому
необходимо отказаться от принципа добродетели и
иметь законы о наказаниях. Причем мудрые должны
творить законы, а глупые подчиняться этим законам.
Законы должны быть столь суровы, чтобы воспитать
народ, который бы пошел на смерть за правителя.
46.
Б) Государство как высшая универсальнаяреальность. Представление о государстве как
большой семье меняется на представление о
государстве как бездушном механизме,
возглавляемым деспотом-правителем,
ставящем себя превыше даже неба и
окруженного чиновниками, а не мудрецами.
Правитель должен быть абсолютным
властелином, причем не из личной корысти или
кровожадности, а для того, чтобы
сцементировать и сделать неприступным
государство. Именно государство – главная
ценность Поднебесной.
47.
Мин цзяМИН ЦЗЯ (кит., школа имен, др. названия: номиналисты,
софисты, диалектики/спорщики) — кит. филос. школа 5—3
вв. до н.э., разрабатывавшая проблемы способов, форм,
правил мышления. Главными представителями считаются
Дэн Си (6 в. до н.э.), Гун-сунь Лун (сер. 4 — сер. 3 в. до н.э.)
и Хуэй Ши (ок. 370 — ок. 310 до н.э.). Основным
памятником школы является трактат «Гунсунь Лун-изы»
(4—3 вв. до н.э.); др. сочинения или не сохранились
(«Хуэй-цзы»), или являются поздней подделкой («Дэн Сицзы»).
Внутри школы имен существовало два направления:
«школа совпадения тождества и различия» («хэ тун и
пай»), представителем которой был Хуэй Ши, и «школа
отделения твердого от белого» («ли цзянь бай пай»)
Гунсунь Луна.
48.
даосизмДаосизм (от кит. Дао Цзя – школа Дао). Возник во 2 пол. 1 тыс.
до н.э. Его основателем считается Лао-Цзы, хотя важнейшим
представителем был Чжуан-цзы. В центре учения даосов
находится Дао. Это невидимый всеобщий естественный закон
природы, человеческого общества, поведения и мышления
отдельного индивида. Дао неотделим от материального мира
и управляет им. Дао пусто и одновременно неисчерпаемо, оно
бездействует, но тем самым делает все, покоится и
одновременно движется, оно само для себя начало, но у него
нет ни начала, ни конца. Познание Дао тождественно
познанию всеобщего внутреннего закона саморазвития
природы и ее самоорганизации. Познание Дао предполагает и
умение соответствовать этому закону.
49.
Лао-цзыЛАО-ЦЗЫ —
легендарный
древнекитайский
мыслитель,
основоположник
религиозно
философского
направления
даосизма
50.
«Даодэцзин»(« Книга о Дао и дэ») – выдающеесятворение древнекитайской философской мысли,
главный труд даосизма. В отличие от
конфуцианства, легизма и моизма- по
преимуществу
этико-политических
учений,
которые в основном вопросе мировоззрения
главное внимание уделяют не проблемам бытия,
а человеку и человеческому обществу,-даосизм
серьезно занимается вопросами объективной
картины мира в его абстрактно-философском
категориальном аспекте-проблемами бытия,
небытия, становления, единого, много и т. п.,
делая
из
этого
выводы
относительно
человеческого общества и человека в его
системе.
51.
ДаоОсновное
понятие
философии Дао
цзы и даосизма.
Единое
верховная
сущность,
первопричина
всего
существующего,
являющаяся
одновременно и
идеалом
нравственности в
жизни человека,
критерием добра
и зла.
52.
В даосизме небо, как и все остальное, зависит от воли Дао, котороеявляется самодовлеющим началом. Здесь «человек зависит от земли,
земля - от неба, небо – от Дао, а Дао – от самого себя». Главный
принцип поведения личности – это сохранение меры вещей. Поэтому
не деяние или бездействие (у вэй) является одной из основных и
центральных идей даосизма, именно оно приводит к счастью,
процветанию и полной свободе. В Дао все равны между собой –
знатный и раб, урод и красавец, богатый и бедный. Поэтому мудрец
смотрит одинаково как на бедного, так и на богатого. Он стремится
соединиться с вечностью и не жалеть ни о жизни, ни о смерти, ибо
понимает их неизбежность, т.е. смотрит на мир отстраненно и
отрешенно, как бы со стороны. Чжуан-цзы утверждал, что от
мельчайших органических веществ в воде – цзи – произошли
животные, а от последних – человек. Единым материальным началом
– ци – наполнена вся поднебесная. «Рождение человека – это
скопление ци. Собирается ци – возникает жизнь, рассеиваются ци –
наступает смерть», «Вместе со смертью исчезает и душа».
53.
Глоссарий по индийской философии:Архат – святой, совершенный человек.
Вайшешика (санскр. Вишеша) – особенность.
Веда (санскр.) – знание, ведение.
Веданта – завершение Вед.
Дхарма – свод правил, обязательный для каждого индуса,
регламентирующий его веру, поведение, отличающий его от приверженца
любой другой религии, которая традиционно в индуизме определяется
словом «адхарма» - недхарма.
Йога – напряжение, размышление, созерцание.
Карма – «закон возмездия», по которому в соответствии с суммой добрых
и злых деяний живущему существу предопределяется судьба в
последующих перевоплощениях.
Локка – мир.
Миманса – размышление.
Нирвана (букв. «затухание», «уничтожение», «угасание») – небытие,
освобождение от всего: всех желаний, страданий.
Ньяя – правило, логика.
Санкхья – число, перечисление.
Сансара – цепь перерождений.
Садхана (букв. «приведение прямо к цели») – теоретическая сторона
религии, все, чем занимаются учителя индуизма (брахманы).
54.
Глоссарий по китайской философии:• Дао (метод, путь, закономерность) – категория китайской философии и
культуры.
• Дэ – нравственный закон, добродетель.
• Жень (букв.Гуманность, человеколюбие, милосердие, доброта) –
категория китайской философии, выступающая в трех главных
значениях: родственной любви-жалости к людям (психологическом),
совокупности всех видов правильного отношения человека к другим
людям и обществу (социально-этическом) и симпатичной взаимосвязи
отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные
предметы (метафизическом).
• Ли (букв.Ритуал, этикет, обряд) – благопристойность. Категория,
выражающая идею социального, этического, религиозного и
общекультурного норматива.
• Сяо – сыновья почтительность, уважение к родителям и старшим.
• У вэй – бездействие, недеяние.
55.
• Фа – закон.• Цзюнь-цзы – благородный муж, центральная категория конфуцианской
этики.
• Ци (букв.Эфир, атмосфера, газ, воздух, дыхание, дух) – категория,
выражающая идею духовно-материальной и витально-энергетической
субстанции.Значение Ци конкретизируется на трех главных смысловых
уровнях: космологическом (универсальная субстанция Вселенной);
антропологическом (связанный с кровообращением наполнитель
человеческого тела, способный утончаться до состояний «семейной
души» (цзин) и «духа» (шэнь)); психологическом (проявления
психического центра, «сердца» (синь), управляемого волей (чжи) и
управляющего чувствами (цин)). Общепризнанным в китайской
философии было представление о Ци как
бескачественномпервовеществе, из которого состояла Вселенная в
исходной фазе своего развития, называемой «хаосом» (хунь-дунь),
«великим пределом» (тай цзы), «великим единым» (тай и). Начальные
формы дифференциации этого вещества – инь и ян и «пять элементов»
(у син).
• Чжэнь мин – исправление имен – метод конфуцианской философии